Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Приложение 29 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, очная форма обучения, приём 2019 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата введения – 01.09.2019 Страница 1 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г., № 183 Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Разработчик: Афонасьева Е.С., преподаватель Страница 2 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................................................................. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .................. 13 Страница 3 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности является обязательной частью профессионального учебного цикла основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г., № 183. Учебная дисциплина ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; Профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся; ПК 1.6. Разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего образования, в том числе оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов ПК 2.1. Планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов; ПК 3.2. Планировать деятельность класса с участием обучающихся, их родителей (законных представителей), работников образовательной организации, в том числе планировать досуговые и социально значимые мероприятия, включение обучающихся в разнообразные социокультурные практики; 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Страница 4 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 ПК 1.1 ПК 1.6 ПК 2.1 ПК 3.2 Умения - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - оценивать результат и последствия своих действий определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся. Знания - актуального профессионального и социального контекстов, в котором приходится работать и жить; - основных источников информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - номенклатуры информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемов структурирования информации; - формата оформления результатов поиска информации особенностей социального и культурного контекста; - правил оформления документов и построения устных сообщений; - порядок применения современных средств и устройств информатизации и программное обеспечение в профессиональной деятельности; - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Страница 5 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 52 48 28 2 2 Страница 6 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 1 2 Тема 1. Сущность Содержание исследовательской 1. Предмет и задачи курса. Определение понятия исследовательская деядеятельности тельность. Функции и уровни методологии 2. Общее понятие о науке. Наука как социальный институт, как процесс и результат. Методологические вопросы соотношения науки и педагогической практики. 3. Единство и различие науки и педагогической практики Связь педагогики с другими науками. Формы связи педагогики с другими науками. Язык науки. Взаимодействие теоретического и эмпирического в исследовании. Лабораторные работыне предусмотрены Практические занятия не предусмотрены Тема 2 Методоло- Содержание гические характе- 1. Научная проблема и тема как методологические характеристики исследористики педагогивания. Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере ческого исследообразования. Актуальность исследования. Гипотеза и защищаемые полования. жения. Новизна. Значение для науки и практики 2. Анализ состояния исследуемого вопроса. Основные источники информации, способы фиксации Практ Самост работа Лекц 3 1 1 4 5 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 6 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 2 1 2 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 Лабораторныеработыне предусмотрены Страница 7 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Практические занятия 1. Формулировка темы, проблемы и понятийного аппарата исследования Тема 3. Методы Содержание научного педаго- 1. Понятие о методах педагогического исследования. Классификация метогического исследов научного исследования. Требования к применению методов исследодования вания 2. Теоретические методы исследования, их характеристика 3. Эмпирические методы исследования. Классификация ЭМИ. Частные методы эмпирического исследования (способ познания действительности), общие методы эмпирического исследования (комплексные). 4. Опросные методы исследования. Устные и письменные. Границы метода исследования. 5. Метод наблюдения. Виды наблюдения. Требования к методу наблюдения 6. Эксперимент как метод исследования. Понятие эксперимента. Этапы экспериментального цикла, их характеристика. 7 Составление программы эксперимента. Оформление программы эксперимента. Сущность проекта, этапы проектирования.Программа эксперимента, опытно-экспериментальной, опытно-поисковой работы, программа пробации: структура, сходства и различия 8. Изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа. Требования к оформлению. Практические занятия 1. Составление карты наблюдения 2. Составление программы исследовательской работы С помощью руководителя определение цели, задач, планирование исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования; Использование методов и методик педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; Оформление результатов исследовательской и проектной работы; 1 1 1 1 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 1 1 1 1 1 2 2 Страница 8 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности Тема 4. Нормативные основания выполнения курсовых работ/проектов в колледже. Теоретический анализ литературы Тема 5. Теоретическое (психологопедагогическое, предметнотехнологическое, программнометодическое) обоснование проекта и структуры и содержания (модели) методической разработки Тема 6. Основные требования к структуре и содержанию практической части курсового иссле- Содержание 1. Основные требования к структуре и содержанию ВКР, выполняемых студентами колледжа. 2. Индивидуальный план как основа систематической и системной работы по выполнению ВКР Практические занятия 1. Заполнение индивидуальных планов исследовательской деятельности 2. Анализ требований к структуре и содержанию ВКР Оформление введения ВКР, пояснительной записки ВКР (обоснование актуальности и значимости разрабатываемого проекта, формулирование цели и задач, обоснование выбора объекта проектирования) Содержание 1. Теоретическое обоснование как обязательный компонент ВКР 2. Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, электронных образовательных ресурсов, нормативно-правовых документов, регламентирующих педагогическую деятельность, образовательной практики и педагогического опыта как метод исследования 1 1 1 3 1 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 1 Практические занятия 1. Оформление основной части (теоретической главы) ВКР, пояснительной записки ВКР (обоснования проекта) Содержание 1. Описание и обоснование психолого-педагогических условий решения исследуемой проблемы как обязательная составляющая ВКР. Вариативность практической части (методической разработки) ВКР ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 4 1 ПК 1.1 ПК 1.6 ПК 2.1 ПК 3.2 ПК 1.1 ПК 1.6 ПК 2.1 ПК 3.2 Практические занятия Страница 9 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности дования Тема 7 Описание способов оценки процесса и результатов исследовательской и педагогической деятельности 1. Оформление практической части ВКР Содержание 1. Требования к диагностическому инструментарию Практические занятия 1. Подбор и обоснование диагностического инструментария Тема 8 Подготовка к защите курсовых работ/проектов Содержание 1. Рекомендации по составлению защитного слова проекта 5 ОК 1 ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 9 ОК 10 1 4 ОК 1 ОК 2 ОК 5 1 Практические занятия 1. Заполнение листа самооценки. Написание аннотации. Составление защитного слова. Подготовка ответов на замечания рецензента Самостоятельная работа Дифференцированный зачет Всего ОК 1 ОК 2 ОК 5 4 2 22 2 28 52 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Страница 10 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии Оборудование учебного кабинета: рабочие места для обучающихся; рабочее место преподавателя, учебная доска; Технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в интернет; мультимедиа-проектор; колонки. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания 1.Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности (12-е изд.) учеб. пособие М.: Академия, 2017. 2. Виноградова Н.А. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы (13-е изд.) учеб. пособие М.: Академия, 2017. 3. Устьянцева Л. Д. Основы исследовательской деятельности педагога: учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. Электронные издания 1. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437683 Интернет-ресурсы 1. «Начальная школа: Я- учитель». URL:center.fio.ru/som/es/ 2. «Приглашаем На Урок.RU» (разработки уроков, классные часы, внеклассные мероприятия, в помощь учителю) 3. «Учительская газета». URL: www.ug.ru/ 4. «Учителю.net» (материалы, разработки, уроки, презентации, советы учителю) 5. В помощь учителю. URL: http://lyceum29.edusite.ru/p84aa1.html 6. Веселая математика Кубарика и Томатика. URL: www.krs.fio.ru/learn/6/index.htm 7. Возможность скачать сказки для детей 2-4 классов, обучающие русскому языку. URL:www.metodika.ru/?id=29 8. Все образование Интернета. URL:all.edu.ru/ 9. Всероссийский августовский педсовет. URL:pedsovet.alledu.ru/ 10. Газета «Начальная школа». URL:nsc.1september.ru Дата введения – 01.09.2017 Страница 11 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 11. Журнал «Начальная школа». URL:http://www.openworld.ru/school/m.cgi?f=main.htm 12. Методика.ру. URL:http://metodika.ru/ 13. Начальная школа («Первое сентября»). URL: http://nsc.1september.ru/ 14. Образовательная система «Школа 2100». URL:www.school2100.ru 15. Образовательный портал. URL: Ucheba.comwww.uroki.ru/index.htm 16. Развивающая система обучения Л. Занкова.URL: http://www.zankov.ru/ 17. Российский образовательный портал (Www.School.Edu.Ru/ 18. Сайт «Большая перемена». URL:www.newseducation.ru/ 19. Сайт «Педагогическая планета» 20. Сетевое объединение методистов (СОМ). Раздел «Начальная школа». URL:http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193 22. Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов. URL:www.homeedu.ru 23. Интернет-портал «ПроШколу.ру». URL: http://www.proshkolu.ru/ Страница 12 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) умения: - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - оценивать результат и последствия своих действий определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся. знать: - актуального профессионального и социального контекстов, в котором приходится работать и жить; - основных источников информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - номенклатуры информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемов структурирования информации; - формата оформления результатов поиска информации особенностей социального и культурного контекста; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ; дифференцированный зачет. Страница 13 Страниц 14 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы проектно-исследовательской деятельности - правил оформления документов и построения устных сообщений; - порядок применения современных средств и устройств информатизации и программное обеспечение в профессиональной деятельности; - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; Страница 14 Страниц 14