Методич_материалы_ Экономика_ ДОУА

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ЭКОНОМИКА
(общеобразовательный цикл)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

ВВЕДЕНИЕ
Программа учебного предмета «Экономика» предназначена для изучения экономики в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при
подготовке специалистов среднего звена.
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решенияпри
ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствиядля себя, окружения
и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду ипредпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности иреальной жизни, в том числе в
семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической имеждисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании
рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовойдеятельности
для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения,интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономическихзнаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представленийоб экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельностьиндивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне.
Содержание учебного предмета «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм
и правил деятельностиэкономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целомРоссийской Федерации и экономических отношений международного уровня.
Данный учебный предмет является составной частью общеобразовательного учебного цикла специальностей СПО социально-экономического профиля, изучается на углубленном уровне, учитывает специфику специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. В связи с этим некоторые темы изучаются более углубленно, изменяется объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, направленные на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности.
Результаты освоения учебного предмета

Дата введение – 01.09.2019

Страница 2

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

Освоение содержания учебного предмета «Экономика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в
условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
Учебный предмет способствует формированию следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания по специальности
Личностные результаты
Код личностных
реализации программы воспитания
результатов
(дескрипторы)
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориЛР 2
альном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субЛР 3
культур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формироваЛР 4
нию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
ЛР
работодателями
Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию
ЛР18
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
ЛР
требованиями к деловым качествам личности
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собЛР20
ственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий
собственный жизненный и профессиональный опыт.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
ЛР21
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
Дата введение – 01.09.2019

Страница 3

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества;
- умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов,оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия длясебя, своего окружения и общества в
целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использоватьэкономическую информацию для решения
практических задач в учебнойдеятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатыватьи реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемногоработника, работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в экономическойдеятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностейсовременного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умениеориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 4

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Введение
Место и роль знаний по экономике в жизни общества
Раздел 1.Экономика и экономическая наука
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Методы анализа прибыли.
Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Кривая спроса и цены
Тема 1.4. Типы экономических систем
Типы экономических систем
Тема 1.5. Собственность и конкуренция
Решение задач по теме Конкуренция
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1.Семейный бюджет
С согласия родителей просчитать семейный бюджет.
Проанализировать два основных вида семейных доходов.
Инфляция и ее последствия для семейного бюджета.
Безработица и ее экономическое влияние на семью.
Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
Раздел 3. Товар и его стоимость
Тема 3.1.Товар и его стоимость
Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу.
Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства.
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Отражение изменений графиков спроса и предложения под воздействием влияющих на них
факторов.
Тема 4.2.Экономика предприятия: цели, организационные формы
Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.
Рассмотреть типы коммерческих организаций.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 5

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

Тема 4.3. Организация производства
Расчет производительности труда
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
Расходы организации, экономическое содержание
Раздел 5. Труд и заработная плата
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Заработная плата (позиция работника и работодателя).
Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате
Основные способы купли-продажи рабочей силы.
Расчет заработной платы
Раздел 6. Деньги и банки
Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике
Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.
Экономическое понятие функции денег.
Тема 6.2. Банковская система
Расчет суммы накоплений
Тема 6.3.Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.
Расчет дохода по ценным бумагам.
Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия
Расчет показателей инфляционных процессов
Раздел 7.
Государство и экономика
Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики
Раскрыть вопрос: Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики?
Тема 7.2. Налоги и налогообложение
Раскрыть вопрос: Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало?
Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба».
Отличительные черты развития налоговой системы в России.
Принципы налогообложения и способы взимания налогов.
Решение задач по расчету суммы налогообложения.
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий
год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы
Расчет ВВП
Тема 7.5.Основы денежно-кредитной политики государства
Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики.
Расчет процента кредитования
Раздел 8. Международная экономика
Тема 8.1 Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик
Обсуждение вопросов:
Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?
Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют
Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов.
Порядок регулирования работ международных валютных бирж.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 6

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

Тема 8.3. Глобализация мировой экономики
Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.
Особенности международной торговли.
Сформулируйте теорию сравнительных издержек.
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Введение
Обосновать актуальность изучения экономики как составной части общественных
наук
Создать презентацию по теме: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их
вклад в раз-витие экономической мысли»Раздел
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Определить факторы, влияющие на формирование цены на рынке
Тема 1.4. Типы экономических систем
Типы экономических систем
Выявить достоинства и недостатки экономических систем
Тема 1.5. Собственность и конкуренция
Подготовить сообщение на тему: «Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона,
муниципального образования)»
Тема 2.1.Семейный бюджет
Изучение влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей. Изучение последствий инфляции для семейного бюджета
Раздел 3. Товар и его стоимость
Тема 3.1.Товар и его стоимость
Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности,
соотношения предельной полезности и издержек производства
Ознакомиться с мнениями ученых экономистов XVII—XVIII веков по вопросу стоимости товара.
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема 4.2.Экономика предприятия: цели, организационные формы
Подготовить доклад по теме: «Организация предпринимательской деятельности. Проблемы
ее реализации на современном этапе развития»
Тема 4.3. Организация производства
Раскрыть различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов.
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
Охарактеризовать особенности нормативного, позаказного, попередельного и попроцесного
методов учета затрат.
Раздел 5. Труд и заработная плата
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Выявить отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального
трудового контракта и коллективных соглашений (договоров)
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости
Изучить основные причины возникновения безработицы, социальные последствия и решение
вопросов трудоустройства безработных.
Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы
Выявить цели создания профсоюзов
Дата введение – 01.09.2019

Страница 7

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

Раздел 6. Деньги и банки
Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике
Создать презентацию на тему: «Возникновение и эволюция денег на Руси»
Тема 6.2. Банковская система
Подготовить доклад на тему: «Центральный банк РФ и его роль»
Тема 6.3.Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Подготовить доклад на тему: «Электронные рынки как феномен мировой экономики»
Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия
Подготовить сообщения на тему: «Причины кризисных явлений», «Экономические кризисы
в истории России», «Финансовый кризис 1998 года в России».
Раздел 7.
Государство и экономика
Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики
Изучить методы государственного регулирования экономики и построить схему их классификации
Подготовить реферат на тему: «Россия на рынке технологий»
Тема 7.2. Налоги и налогообложение
Составить обобщающую таблицу характеристик реформ налоговых систем в различных
странах, выявить общие принципы налогообложения.
Составить обобщающую таблицу характеристик реформ налоговых систем в различных
странах, выявить общие принципы налогообложения.
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
Сформулировать цели создания государственного бюджета.
Подготовить доклад на тему: «Бюджетный дефицит и концепции его регулирования»
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы
Подготовить презентацию на тему: «Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»
Тема 7.5.Основы денежно-кредитной политики государства
Изучить инструменты денежно-кредитной политики, используемых центральными банками
различных стран
Раздел 8. Международная экономика
Тема 8.1 Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик
Раскрыть понятие «индикатор интеграции национальных экономик».
Подготовить сообщения на тему: «Проблемы вступления России в ВТО», «Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют
Подготовить доклады на тему: «Внешний долг России и проблемы его урегулирования»,
«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»
Подготовить презентацию на тему: «Международные валютно-финансовые организации»Порядок регулирования работ международных валютных бирж.
Тема 8.3. Глобализация мировой экономики
Подготовить презентацию на тему: «Теории глобализации (Т. Левитт, Дж.Стиглиц,
Ж.П.Аллегре, П.Даниелс)»
Тема 8.4. Особенности современной экономики России
Подготовить сообщение на тему: «Мировой опыт свободных экономических зон»
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
 Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
 Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 8

Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины литература

 Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
 Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
 Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
 Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
 Экономические кризисы в истории России.
 Центральный банк РФ и его роль.
 Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
 Проблемы вступления России в ВТО.
 Россия на рынке технологий.
 Финансовый кризис 1998 года в России.
 Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
 Электронные рынки как феномен мировой экономики
 Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
 Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
 Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Рекомендуемая литература
Васильев В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53413775-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801 3е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Интернет-ресурсы
1. Административно-управленческий портал. URL:www. aup. ru
2. Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных
технологий в сферах образования и науки России. URL:www. informika. ru
3. Проект института «Экономическая школа».URL: www. economicus. ru
4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
URL: www. ecsocman. edu. ru
5. Экономическая теория On-Line, книги, статьи. URL: www. economictheory. narod.
ru

Дата введение – 01.09.2019

Страница 9

Страниц 9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».