ОГСЭ.01 Основы философии_ДОУА_2021

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение 16
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение (квалификация – специалист по документационному обеспечению управления, архивист, очная форма обучения,
базовая подготовка, приѐм 2021 г., б.
9кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Дата введения 01.09.2021

Страница 1

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 975.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»,
264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Пьянкова Е.В., преподаватель

Дата введения – 01.09.2021

Страница 2

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .................. 15

Дата введения – 01.09.2021

Страница 3

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины может быть использована учреждениях среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная учебная дисциплина относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла обязательной части ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 основные категории и понятия философии;
 роль философии в жизни человека и общества;
Дата введения – 01.09.2021

Страница 4

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

 основы философского учения о бытии;
 сущность процесса познания;
 основы научной, философской и религиозной картин мира;
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Учебная дисциплина способствует формированию следующих личностных результатов:
Личностные результаты
Код личностных
реализации программы воспитания
результатов
(дескрипторы)
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориЛР 2
альном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субЛР 3
культур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формироваЛР 4
нию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
ЛР 5
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
ЛР 6
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
ЛР 7
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасноЛР 9
го образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
Дата введения – 01.09.2021

Страница 5

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания

ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося12 часов.

Дата введения – 01.09.2021

Страница 6

Страниц 15

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:

60
48

8
1
12

- подготовка письменных ответов на философские вопросы.
- подготовка к семинару
- анализ художественного фильма

Итоговая аттестация в форме экзамена.

Дата введения 01.09.2021

Страница 7

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
и тем
1
2
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ОТРАСЛЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержание учебного материала:
Тема 1.1.
Сущность философии
Определение философии. Предмет философии. Функции философии. Структура философского
знания. Основные категории и понятия философии. Основные методы философского познания.
Основные проблемы философии. Философия как знание и искусство жизни. Отличия и сходства
философии с наукой. Соотношение философии с другими сферами культуры. Роль философии в
жизни человека и общества.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка письменных ответов на философские вопросы.
Содержание учебного материала:
Тема 1.2.
Мировоззрение.
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Религиозная, философская и
научная картины мира. Основы научной, философской и религиозной картин мира
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 1.3.
Основной вопрос фило- Онтологический аспект: монизм (идеализм, материализм), дуализм. Гносеологический аспект: гностисофии
цизм (рационализм, эмпиризм), агностицизм, скептицизм.
Лабораторные работы
Практические занятия
- семинар «Человек есть мера всех вещей»?
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к семинару
Дата введения – 01.09.2021
Страница 8

Объем
часов
3

Уровень
освоения

4

2

2

2
2
2

2

8
2
2
4
Страниц 15

2

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Содержание учебного материала:
Тема 2.1.
Философия древности
Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Буддизм. Реинкарнация.
Йога.
Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. «Инь» и «янь» в китайской философии.
Конфуцианство. Даосизм.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ художественного фильма «Конфуций». Письменные ответы на вопросы: 1. Особенности личности Конфуция. 2. Сущность философии Конфуция. 3. Ваше отношение к философии Конфуция.
Содержание учебного материала:
Тема 2.2.
Античная философия
Античная философия. Значение древнегреческой философии для становления науки. Досократики.
Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), атомы и пустота (Демокрит). Античная философия: классический этап. Сократ о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа.
Его следование принципу ненасилия.К Учение о формах Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Концепция идей Платона. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества. Этап эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3. Средневековая Содержание учебного материала:
философия
Бог как центральная проблема философии Средневековья. Монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля. Основные этапы философии средневековья и их представители: патристика (Иоанн
Златоуст, Григорий Палама, Григорий Нисский и др.), схоластика (Р. Бэкон, П. Абеляр и др.). Средневековая исламская философия. Авиценна. Ибн Хальдун. Аль-Фараби. Омар Хайям.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Дата введения – 01.09.2021

Страница 9

4

2

2

2
2

2

2

-

4
2
2
Страниц 15

2

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
- Анализ фильма «Лекарь. Ученик Авиценны» (соответствие фильма реальной жизни Авиценны, его
личности и деятельности)
Тема 2.4. Философия Содержание учебного материала:
эпохи Возрождения
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.5. Философия Содержание учебного материала:
Нового времени
Характерные черты философии Нового времени. Философия Декарта. Концепция чувственного познания Локка.
Противостояние сенсуалистов и рационалистов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.6. Новейшая фи- Содержание учебного материала:
лософия
Немецкая классическая философия. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные
способности, этика. Философия Гегеля: философия должна стать универсальной наукой, логикой
идей. Философия Маркса: общественный труд как базис общества, практика как критерий истины.
Экзистенциализм и его представители.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 2.7.
Русская философия
Основные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины со справедливостью, космизм.
Философия B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, П. Флоренского, И. Ильина
Лабораторные работы
Практические занятия
Дата введения – 01.09.2021
Страница 10

2
2

2

2
2

2

2
2

2

2
2
Страниц 15

2

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.8. Тенденции и Содержание учебного материала:
перспективы развития Феноменология. Герменевтика. Аналитическая философия. Анализ языка. Постмодернизм.
современной философии Лабораторные работы
Практические занятия
- интеллектуальная игра «Основные философские проблемы в истории философии»
Ориентация в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. ВОПРОСЫ ОНТОЛОГИИ
Тема 3.1. Проблемы бы- Содержание учебного материала:
тия в философии
Основы философского учения о бытии. Бытие природы, человека в мире природы.
Атрибуты природного бытия. Сознание как форма отражения действительности и регулятор человеческой деятельности. Общественное и индивидуальное сознание: их диалектическая взаимосвязь.
Принципы развития. Законы диалектики. Категории диалектики.
Лабораторные работы
Практические занятия
- «Законы диалектики»
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2. Материя, спо- Содержание учебного материала:
соб и формы ее суще- Основные формы движения, их соотношение.Пространство и время: специфика и взаимосвязь.
ствования.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 3.3.
Проблема сознания в Понятие и сущность сознания. Социальная природа сознания. Сознание и мышление, память, язык. Об
философии
условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Лабораторные работы
Дата введения – 01.09.2021
Страница 11

4
2
-

2

2
4
2

3

2
2
2
2
2
Страниц 15

3

3

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. ВОПРОСЫ ГНОСЕОЛОГИИ
Содержание учебного материала:
Тема 4.1.
Познание как процесс Сущность процесса познания. Субъект и объект познания. Чувственное отражение и его формы. Рациосвоения мира
ональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. Объяснение и понимание. Отличие научного познания, роль интуиции в познании.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 4.2.
Научное познание
Гипотеза и теория. Проблема истины в философии и науке. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы научного познания.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
- контрольная работа «Вопросы онтологии и гносеологии»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Содержание учебного материала:
Тема 5.1.
Специфика
философ- Общественное бытие и его структура. Общество как открытая система. Человеческое общество как
ского анализа общества часть мира человека
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 5.2.
Человек в системе соци- Социальное расслоение как объект философского анализа. Современные тенденции социального расальных связей
слоения и их влияние на положение человека в обществе.
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранеДата введения – 01.09.2021
Страница 12

2
2

3

2
1

3

1
2
2

3

6
2
Страниц 15

3

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
ние жизни, культуры, окружающей среды.
Лабораторные работы
Практические занятия
- семинар «Проблемы биоэтики»
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к семинару
Содержание учебного материала:
Тема 5.3.
Исторический процесс и Исторический процесс, его природная и социальная детерминация. Субъекты исторического процесса.
будущее человечества
Модели будущего общества в футурологии и социальной прогностике. Многовариативность развития
конкретных обществ. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Всего

2
2
4
4
60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Дата введения – 01.09.2021

Страница 13

Страниц 15

3

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии требует
наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование кабинета:
комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Основы философии».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Горелов А.А. Основы философии: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 256 с.
Дополнительные источники:
Дмитриев В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования /
В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471085
Светлов В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474407

Интернет-ресурсы
1. Журнал «Вопросы философии». URL: http://vphil.ru/
2. Журнал «Личность. Культура. Общество». URL: http://www.lko.ru/
3. Журнал «Полигнозис». - Режим доступа: http://www.polygnozis.ru/
4. Журнал «Философия и культура». URL: http://www.nbpublish.com/fkmag/
5. Журнал «Философские науки». URL: http://www.phisci.ru/
6. Философия в России. Философский портал. URL: http://philosophy.ru/
7. Философия: студенту, аспиранту, философу. URL: http://www.philosoff.ru/
8. Философский
журнал
«Логосфера».
http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/
9. Философский журнал. URL: http://iph.ras.ru/ph_j.htm
10. Философско-литературный
журнал
«Логос».
http://www.intelros.ru/readroom/logos/
11. Цифровая библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/

Дата введения – 01.09.2021

Страница 14

URL:

URL:

Страниц 15

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров, контрольных работ, а также во
время экзамена.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные
знания)
Освоенные умения:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни
как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Усвоенные знания:
основные категории и понятия философии
роль философии в жизни человека и общества
основы философского учения о бытии
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей
среды
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Дата введения – 01.09.2021

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
- практическое занятие
- экзамен

- опрос, тест
- экзамен

Страница 15

Страниц 15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».