Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность Приложение 21 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация программист, прием 2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Дата введения – 01.09.2020 Страница 1 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1547, Примерной основной образовательной программой по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (регистрационный номер в государственном реестре примерных основных образовательных программ: 09.02.07- 170511. дата регистрации в реестре: 11.05.2017г.) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Павлова Оксана Леонидовна, преподаватель математических дисциплин и информатики Ракова Мария Павловна, преподаватель математических дисциплин и информатики Степанова Виктория Васильевна, преподаватель математических дисциплин и информатики Черноскутов Антон Станиславович, преподаватель Страница 2 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................................................................. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .................. 11 Страница 3 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность 1. . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07. Введение в специальность 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупненную группу ТОП-50 специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. Учебная дисциплина «Введение в специальность» является вариативной частью общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла (ОГСЭ.00). 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - работать в команде, делить ответственность за результат коллективной деятельности, согласовывать совместные действия, договариваться, находить выход из сложившейся ситуации группового взаимодействия; - управлять беседой, использовать приемы активного слушания и аргументирования, владеть способами передачи и восприятия информации; - сравнивать, сопоставлять и оценивать информацию из нескольких источников; оформлять информационный продукт; - планировать, регулировать и организовывать деятельность, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию деятельности. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основы вербальной и невербальной коммуникации - основы образования эффективной команды, причины неудач группового взаимодействия и способы их ликвидации; - инструменты информационно-поисковой деятельности, их применение в профессиональной деятельности; - способы планирования и организации профессиональной деятельности, формирования критериев оценки качества, самоконтроля и коррекции; смысл понятий эмоциональная гибкость, поведенческая гибкость, ценностные ориентации и их значение в профессиональной деятельности. Подготовка специалиста по данной дисциплине способствует формированию следующих общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Страница 4 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07. Введение в специальность 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 36 в том числе: теоретическое обучение 12 практические и лабораторные занятия Самостоятельная работа1 Промежуточная аттестация зачет (3 семестр) 22 2 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. Страница 5 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОГСЭ.07.Введение в специальность Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Введение. Программист – кто это? Цель и задачи учебной дисциплины, роль в подготовке специалиста, связь с другими учебными дисциплинами профессионального цикла и профессиональными модулями. Система контрольных мероприятий. Сущность и специфика специальности. Особенности подготовки специалиста. Структура программы подготовки. Перечень осваиваемых компетенций. Обзор сфер деятельности специалиста 2 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 Раздел 1. Коммуникативная компетентность профессионала Содержание учебного материала: Основы обмена информацией, монолог, диалог, управление беседой, основы деловы отношений, групповое взаимодействие, письменная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Коммуникативные барьеры. Конструктивное и деструктивное общение. Монолог. Коммуникативный потенциал личности. Индивидуальный стиль делового общения. Способы восприятия и передачи информации в общении. Диалог. Особенности построения диалога. Техника аргументирования. Приемы активного слушания. Управление беседой. Основы деловых отношений. Поведение человека в организации. Типы людей и их проявления в профессиональной деятельности Практические занятия: 1. Групповое взаимодействие. Совместная выработка правил работы в команде, приемов взаимопонимания. Подготовка мини-проекта по теме «Коммуникативная компетентность в моей будущей профессиональной деятельности»/ «Имидж делового человека». 2. Поиск выхода из сложной ситуации группового взаимодействия. Решение профессиональных задач по особенностям поведения человека, команды. 3. Письменная коммуникация. Оформление продукта письменной коммуникации (заявление, 4 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 6 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 Наименование разделов и тем Тема 1.1. Основы организации коммуникации Страница 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Наименование разделов и тем Раздел 2. Тема 2.1. Основы информационной компетентности профессионала резюме, отчет) по шаблону. Деловые переговоры. Информационная компетентность профессионала Содержание учебного материала: Человек в информационном мире. Современные информационные технологии. Информация. Виды носителей информации. Источники информации. Свойства информации. Информационно-поисковая деятельность. Методы сбора информации. Методы наблюдения и эксперимента. Метод тестирования. Первичная обработка информации. Инструменты информационно-поисковой деятельности. Понимание и преобразование информации. Технология работы с учебной книгой. Способы фиксации информации. Практические занятия: 1. Презентация собранной информации. Создание компьютерной презентации. Представление информационного продукта средствами мультимедийных технологий. 2. Поиск Интернет-ресурсов для профессиональной деятельности. Их обоснование. 3. Проведение наблюдения. Проведение эксперимента. 4. Работа с учебной литературой. Подготовка информационных продуктов по темам Раздел 3. Тема 3.1. Компетентность профессионала в решении проблем Компетентность профессионала в решении проблем Содержание учебного материала: Интеллектуальная гибкость в профессиональной деятельности. Интеллектуальная гибкость. Методы развития интеллектуальной гибкости. Профилактика стереотипности мышления. Поведенческая гибкость в профессиональной деятельности. Поведенческая гибкость. Способы уверенного поведения. Построение поведения в зависимости от ситуации. Ценностные ориентации как регулятор профессиональной деятельности. Жизненные ценности. Типология жизненных ценностей. Структура ценностных ориентаций. Нравственные типы личности. Планирование деятельности. Овладение способами планирования. Формирование критериев Страница 7 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК09 4 8 4 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Наименование разделов и тем оценки качества. Прогнозирование. Анализ предложенной ситуации. Практические занятия: 1. Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Овладение приемами развития эмоциональной гибкости. Саморегуляция. Выполнение кейсового задания «Саморегуляция в профессиональной деятельности». 2. Организация и регулирование деятельности. Выполнение кейсового задания по теме «Эффективное поведение на рынке труда» с использованием эффективных способов решения проблем. 3. Анализ предложенных профессиональных задач. Оценка продукта своей и/или чужой деятельности по заданным характеристикам. 4. Выполнение и защита заданий по планированию карьеры (создание собственного портрета «Мой личный и профессиональный ресурс», составление плана профессиональной карьеры). Зачетная работа. Зачет ИТОГО: 8 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК01 ОК02 ОК 03 ОК04 ОК05 ОК06 ОК07 ОК09 36 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Страница 8 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07. Введение в специальность 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин с оборудованием Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Введение в специальность». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: Гохберг Г.С. Информационные технологии (1-е изд.) учебник. М.: «Академия», 2017. Могилёв А.В., Е.К. Хеннер, Н.И.Пак Информатика - М.: «Академия», 2017 Периодические издания № п/п Индекс издания 15 П2942 16 80332 17 18 63480 71181 19 18292 Наименование издания «CHIP c DVD» Информационные технологии и вычислительные системы «Вы и ваш компьютер» «Компьютер-MOUSE» Администратор информационных технологий Периодичность в полугодие 6 «Роспечать» 2 «Роспечать» 6 6 «Роспечать» «Роспечать» 6 «Роспечать» Примечание Интернет-ресурсы: 1.Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ- СКО» по ИКТ в образовании. URL: http://ru.iite. unesco. org/publications 2.Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационнымтехнологиям.URL: www.lms. iite. unesco. org 3.Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».URL: www.ict. edu. ru ( 4.Портал Свободного программного обеспечения.URL: www.freeschool.altlinuxru 5.Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования».URL: www.digital-edu. ru 6.Учебники и пособия поLinux.URL: www.heap.altlinux.org/issues/textbooks 7.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР. URL: www.fcior.edu.ru 8.Электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика». URL: www.books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice Страница 9 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07. Введение в специальность 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и кейс-заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки ре(освоенные умения, усвоенные знания) зультатов обучения Умения: работать в команде, делить ответственность за оценка результатов выполнения практических результат коллективной деятельности, соглазаданий совывать совместные действия, находить выход из сложившейся ситуации группового взаимодействия; управлять беседой, использовать приемы акоценка результатов выполнения тестового зативного слушания и аргументирования, владания; оценка результатов устного опроса; деть способами передачи и восприятия информации в общении; сравнивать, сопоставлять и оценивать инфороценка результатов выполнения кейсового замацию из нескольких источников, оформлять дания; оценка результатов выполнения индиинформационный продукт; видуального задания; планировать, регулировать и организовывать оценка результатов устного опроса; оценка редеятельность; осуществлять самоконтроль и зультатов выполнения тестового задания; саморегуляцию деятельности. оценка результатов выполнения кейсового задания; Знания: основы образования эффективной команды; оценка результатов выполнения практических причины неудач группового взаимодействия и заданий способы их ликвидации; основы вербальной и невербальной коммуниоценка результатов выполнения тестового закации; дания; оценка результатов устного опроса; оценка представления сообщения; инструменты информационно-поисковой деяоценка результатов выполнения кейсового зательности; дания; оценка результатов выполнения индивидуального задания; способы планирования и организации профес- оценка результатов устного опроса; оценка ресиональной деятельности; формирование кри- зультатов выполнения тестового задания; териев оценки качества, самоконтроля и короценка результатов выполнения кейсового зарекции; смысл понятий эмоциональная гибдания. кость, поведенческая гибкость, ценностные ориентации и их значение в профессиональной деятельности. Страница 10 Страниц 10