Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности Приложение 20 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация программист, прием 2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата введения – 01.09.2020 Страница 1 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547, Примерной основной образовательной программой по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (регистрационный номер в государственном реестре примерных основных образовательных программ: 09.02.07- 170511. дата регистрации в реестре: 11.05.2017г.) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Касьянова Анна Васильевна, преподаватель филологических дисциплин ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дата введения – 01.09.2020 Страница 2 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................... 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ........................... 14 Дата введения – 01.09.2020 Страница 3 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл (ОГСЭ) дисциплин. Учебная дисциплина ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. 1.1. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 02. ОК 04. ОК 05. Умения Знания -·пользоваться орфографическим, толко- -·признаки литературного вым, фразеологическим словарями; ·определять лексическое значение слова; пользоваться багажом языковых средств при создании собственных текстов официально-делового, научного стилей; ·редактировать собственные тексты и тексты других авторов; ·различать тексты по их принадлежности к стилям; ·анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: языка и основные типы языковых норм; основы научной этики, основные типы научных текстов и их особенности; виды и жанры устной научной речи; требования к языковому оформлению публичной речи на научную тему; особенности научной дискуссии; структуру, виды и жанры деловой коммуникации, специфику языкового выражения основных жанров деловой коммуникации; уровни, типы и стили взаимодействия деловых партнеров; Дата введения – 01.09.2020 Страница 4 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.- Дата введения – 01.09.2020 основы служебного этикета, барьеры взаимодействия и пути их преодоления. Страница 5 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы и практические занятия контрольные работы самостоятельная работа промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Дата введения – 01.09.2020 Объем часов программист 69 22 34 9 2 2 Страница 6 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Теоретические занятия Объем в часах ЛабораСаторные мои пракстоКонтические ятел троль занятия ьная ные ауди работорты ная работа Промежуточная аттестация Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы Раздел 1. Речь. Культура речи. Тема 1.1 Содержание учебного материала Культура речи программиста в становлении профессионализма. Речь. Культура речи – важная составляющая профессионализма. Требования к речи (признаки литературного языка и основные типы языковых норм). ОК 05. 2 В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 1 Анализ текста с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности (коммуникативный аспект) Тема 1.2 Содержание учебного материала Нормы литературного языка в профессиональном общении. Орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение звукосочетаний, произношение некоторых грамматических форм. Лексические нормы: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость, стилистическая окраска, употребление синонимов, антонимов, диалектизмов и т.д.. Лексикография. Основные типы словарей русского языка. Морфологические нормы: употребление форм рода ИС, падежСтраница 7 2 ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности ных форм; употребление краткой формы, сравнительной степени ИП; употребление имени числительного, местоимения, глагола и глагольных форм и т.п. Синтаксические нормы: порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определения с определяемым словом, норма управления, "нанизывание" падежей, употребление обособленных конструкций, преобразование прямой речи в косвенную, "нанизывание" придаточных предложений с одинаковыми союзами. ОК 05. ОК 05. 2 В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 2 … Выявление в предложенных примерах лексических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. (пользоваться орфографическим, толковым, фразеологическим словарями; определять лексическое значение слова;) 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. Практическая работа 3 Выявление в предложенных примерах морфологических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. (редактировать собственные тексты и тексты других авторов) Практическая работа 4 Выявление в предложенных примерах синтаксических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. (редактировать собственные тексты и тексты других авторов) Практическая работа 5 Редактирование текста (пользоваться орфографическим, толковым, фразеологическим словарями; редактировать собственные тексты и тексты других авторов) Практическая работа 6 Выявление в предложенных примерах лексических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. Страница 8 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности Практическая работа 7 Выявление в предложенных примерах морфологических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. Практическая работа 8 Выявление в предложенных примерах синтаксических ошибок. Определение их вида и классификация. Исправление ошибок. Контрольные работы Редактирование текста ОК 02. ОК 05. 2 Раздел 2. Профессиональная коммуникация – составляющая общей культуры человека. Тема 2.1 Содержание учебного материала Русский язык в деловой и научной коммуникации. Наука как коммуникативная система. Культура научной речи. Основы научной этики. Типология научных текстов. Технология продуцирования письменной научной речи. Характеристика письменного текста научного стиля. Правила написания научной статьи/аннотации/конспекта. Технология продуцирования устной публичной речи. Виды и жанры устной научной речи. Языковое оформление публичной речи на научную тему. Защита исследовательской работы с точки зрения устной научной коммуникации. Функция дискуссии в науке. Технология устной и письменной дискуссии. Композиционный план дискуссии. (особенности научной дискуссии) 2 ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. 2 ОК 02. ОК 05. В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 6 ОК 02. ОК 05. 6 Монологическое выступление на научную тему Самостоятельная аудиторная работа Создание текстов научного стиля (пользоваться багажом языковых средств при создании собственных текстов официальноСтраница 9 2 Страниц 15 ОК 02. ОК 05. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности делового, научного стилей; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания). Контрольные работы Дискуссия «Роль речевой культуры в становлении специалиста» Тема 2.2. Деловая коммуникация как профессиональный стиль общения. ОК 02. ОК 04. ОК 05. 4 Содержание учебного материала Структура, виды и жанры деловой коммуникации. Специфика языкового выражения основных жанров деловой коммуникации (переговоры, деловой телефонный разговор, собеседование, деловой спор; приказ, распоряжение, уведомление, служебная записка, деловая записка, протокол, резюме). Уровни, типы и стили взаимодействия деловых партнеров. Служебный этикет. Барьеры взаимодействия и пути их преодоления. Речевые стратегии, тактики и приемы в деловой коммуникации. 2 ОК 05. 4 ОК 04. В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Деловая игра «Собеседование с претендентом на вакантную должность» Деловая игра «Про программистов и заказчиков»/ «Сборка компьютера» ОК 04. ОК 05. ОК 04. ОК 05. 4 4 Создание текстов официально-делового стиля (пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания). Контрольные работы Редактирование текста (пользоваться багажом языковых средств при создании собственных текстов официально-делового, научного стилей; различать тексты по их принадлежности к стилям; редактировать собственные тексты и тексты других авторов) ОК 05. 4 ОК 02. ОК 05. 3 Дифференцированный зачет 2 Страница 10 Страниц 15 ОК 02. ОК 05. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельности Всего 22 34 9 69 Страница 11 Страниц 15 2 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельност 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности речи требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социальноэкономических дисциплин оснащен презентационным оборудованием с выходом в интернет, рабочим местом преподавателя и обучающихся. Оборудование учебного кабинета Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Acer, колонки, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Русский язык в профессиональной деятельности». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания: 1. Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 10кл. Базовый уровень - М.: «Академия», 2017. 2. Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 11кл. Базовый уровень - М.: «Академия», 2017. Электронные издания 1. Бортников, В. И. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 95 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07648-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1521-5 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/442073. 2. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437142. 3. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/452433. 4.Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblioonline.ru/bcode/436540 5.Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, Страница 12 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельност 2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/450857 Перечень информационных ресурсов 1. Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка". URL: http://rus.1september.ru; 2. Грамота. Ру: справочно-информационный портал "Русский язык". URL: http://www.gramota.ru; 3. Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала. URL: http://language.edu.ru; 4. Культура письменной речи. URL: http://www.gramma.ru; 5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. URL: http://ruslit.ioso.ru; 6. Крылатые слова и выражения. URL: http://slova.ndo.ru; 7. Справочная служба русского языка. URL: http://spravka.gramota.ru; 8. Тесты по русскому языку. URL: http://likbez.spb.ru. Страница 13 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельност 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 Русский язык в профессиональной деятельности Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Основные показатели (освоенные умения, усвооценки результата енные знания) Освоенные умения: пользоваться орфоэпиче- знает основные разновидскими словарями, словарями ности словарей СРЯ, исрусского языка пользует словари в соответствии с их назначением определять лексическое различает понятия «лексизначение слова ческое значение» и «грамматическое значение», знает способы определения лексического значения слова пользоваться багажом язы- знает языковые особенноковых средств при создании сти официально-делового и собственных текстов офи- научного стилей современциально-делового, научного ного русского языка; исстилей пользует языковые единицы с учетом этих особенностей редактировать собственные оценивает текст с точки тексты и тексты других ав- зрения нормативности исторов пользованных речевых средств; владеет основными способами правки текста с позиций языкового оформления учетом жанровой и стилевой специфики; знает виды ошибок в речевом оформлении текстов, причины их появления, умеет выявлять ошибки данного вида и корректировать текст; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения упражнения на характеристику языковых единиц: орфоэпический, лексический анализ с использованием орфоэпическими словарями, словарями русского языка определение лексического значения слова разными способами: подбор синонимов, однокоренных слов, работа со словарной статьей и др. анализ текстов разных жанров с точки зрения их стилевых особенностей; создание собственных текстов разных жанров официально-делового и научного стилей упражнения на анализ текстов, исправление орфоэпических, лексических и фразеологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических ошибок; знает знаки препинания и составление и редактирование их функции; текстов официально-делового и строит собственные тексты научного стилей; с учетом пунктуационных норм; Страница 14 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 Русский язык в профессиональной деятельност различать тексты по их при- знает виды стилей совренадлежности к стилям менного русского языка; определяет стиль на основе специфических черт; анализировать речь с точки знает основные требования ее нормативности, уместно- к речи; оценивает текст с сти и целесообразности точки зрения нормативности уместности и целесообразности использованных речевых средств; Усвоенные знания: основные качества речи признаки литературного языка и основные типы языковых норм; основы научной этики, основные типы письменных научных текстов и их особенности виды и жанры устной научной речи; требования к языковому оформлению публичной речи на научную тему особенности научной дискуссии структура, виды и жанры деловой коммуникации, специфика языкового выражения основных жанров деловой коммуникации уровни, типы и стили взаимодействия деловых партнеров; служебный этикет, барьеры взаимодействия и пути их преодоления. знает основные коммуникативные качества речи: уместность, ясность, точность, выразительность, правильность и т.д. знает отличительные признаки литературного языка; основные типы языковых норм знает основные принципы научной этики, основы научного этикета; основные типы научных текстов и их особенности различает виды и жанры устной научной речи; знает основные требования к языковому оформлению публичной речи на научную тему знает особенности устной и письменной дискуссии в науке знает структурные и жанровые особенности деловой коммуникации, специфику определение стиля текста; выделение стилевых черт; анализ произведений разных жанров с точки зрения их стилевых особенностей; упражнения на анализ текстов, исправление орфоэпических, лексических и фразеологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических ошибок; на обнаружение коммуникативных недочетов; упражнения на обнаружение нарушений коммуникативных норм с обоснованием упражнения на обнаружение орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических ошибок с обоснованием упражнения в создании научных текстов различных типов с обоснованием создание устного публичного монолога на научную тему с обоснованием упражнения в обсуждении дискуссионных вопросов (дискуссия) с обоснованием упражнения в создании основных жанров деловой коммуникации с обоснованием языкового выражения основных жанров деловой коммуникации знает уровни, типы и стили взаимодействия деловых партнеров, основы служебного этикета, основные барьеры взаимодействия и пути их преодоления упражнения в организации взаимодействия деловых партнеров (деловая игра) с обоснованием Страница 15 Страниц 15