ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки 01.09.2017 Страница 1 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО ПП ССЗ по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки Программа составлена в соответствии рабочей программой профессионального модуля ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса Авторы: Ф.И.О. Место работы Должность Устьянцева И.Ю. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» преподаватель Кочнева Г.Н. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» преподаватель 01.09.2017 Страница 2 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения Лист согласования руководителем практики от профильной организации программы практики, содержания и планируемых результатов, видов работ для обучающихся, выполняемых в период практики. Программа ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса Дата введения в действие 11.09.2017 Страница 3 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения 1. ЦЕЛЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: приобретение студентом компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по организации методической работы учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционноразвивающего обучения 2. ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ: - расширение представлений об особенностях осуществления методической работы в деятельности учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционноразвивающего обучения; - совершенствование умений изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального образования; - совершенствование умений анализа учебно-методических комплектов, учебников, программно-методических, информационно-аналитических материалов создаваемых учителем начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения; - отработка умений разработки, адаптации учебно-методических материалов на основе образовательных стандартов НОО с учетом вида образовательного учреждения особенностей класса и отдельных обучающихся; - приобретение опыта участия в исследовательской проектной деятельности; - приобретение опыта подготовки и презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, докладов, выступлений; - развитие умения осуществлять педагогическую рефлексию на основе анализа и интерпретации результатов собственной деятельности в рамках прохождения практики. 3. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Данный вид производственной практики является обязательным компонентом ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса и проводится в 8 семестре параллельно с изучением МДК 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения. Виды деятельности: Анализ учебно-методических комплектов, разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов, тематической папки (по заявке работодателя)), на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся. Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, подготовка докладов для ШМО (по заявке работодателя), подготовка рефератов, подготовка отчета по итогам практики. Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений через защиту разработанных учебно-методических материалов по заявке работодателя, учебнометодических материалов с использованием интернет-ресурсов. Участие в исследовательской проектной деятельности через разработку паспорта проекта с учетом заявки работодателя. Оформление портфолио педагогических достижений по итогам практики. 4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: Концентрированная (с 09.03.2021 по 13.03.2021г.) 5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: МКОУ «Обуховская СОШ» Камышловский МО, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 8 семестр. Сроки: с 09.03.2021 по 13.03.2021г 01.09.2017 Страница 4 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения 6.КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: иметь практический опыт: анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся; участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете; изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов; оформления портфолио педагогических достижений; презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участия в исследовательской и проектной деятельности; уметь: анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; адаптировать имеющиеся методические разработки; сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;; знать: теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, особенности планирования компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, требования к оформлению соответствующей документации; особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего; концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта, логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.. ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционноразвивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего. 01.09.2017 Страница 5 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 7.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Общая трудоемкость производственной практики составляет: 36 часа 7.1 Виды работ студента во время практики Разде Виды работы на практике КолФорма л во текущего прак часов контроля тик Установочная конференция по практике. Определение 1 педагогическое цели, задач, содержания этапов практики, требований к наблюдение, оформлению отчетной документации, критериев оценки экспертная оценка результатов практики. составленного плана деятельности Актуализация требований к организации методической 1 в рамках практики работы учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения в современных условиях. Сбор общих сведений об ОО (базе практики). 2 Наблюдение. Составление перечня документации учителя начальных Экспертная оценка классов. выполненных работ в дневнике Анализ образовательной программы ОО, примерной 2 по практике образовательной программы, рабочей программы, КТП по которым работает учитель начальной школы. Анализ учебно-методических комплектов, учебников, 2 информационно-аналитических, методических материалов создаваемых учителем начальных классов. Разработка учебно-методических материалов (фрагмента 4 Эксп оценка рабочей программы, КТП). разработанных учебно-метод материалов Подготовка доклада для ШМО (по заявке работодателя) 3 Экспертная оценка на основе изучения и анализа педагогической и разработанных методической литературы по проблемам начального методических общего образования, материалов. Подготовка реферата 3 Разработка тематической папки (по заявке работодателя). 6 Участие в исследовательской и проектной деятельности 3 через разработку паспорта проекта с учетом заявки работодателя. Реализационный Организационны й ОК 1. 01.09.2017 Страница 6 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения № 1 Участие в круглом столе «Готовность выпускника к 2 методической работе учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения» Повторная самооценка сформированности общих и 4 профессиональных компетенций. Статистическая обработка и анализ промежуточных результатов практики в группе. Вычленение проблемного поля, определение целей и задач профессиональноличностного саморазвития. Итого 36 Наблюдение. Эксп оценка презентации пед разработок Проверка и экспертная оценка отчетной документации, педагогическое наблюдение 7.2 Содержание деятельности методиста по практике Разд Содержание деятельности методиста по практике ел Организационный Аналитический Презентация педагогических разработок в виде 3 выступлений через защиту разработанных учебнометодических материалов по заявке работодателя Практический 2 Актуализация информации о целях и содержании деятельности в рамках Кол. час. 1 практики. Информирование студентов о целях и задачах, особенностях организации практики, отчетной документации Организация консультаций студентов по актуализации требований к организации методической работы учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения современных условиях. Консультация студентов по сбору общих сведений об ОО (базе практики), составление перечня документации учителя начальных классов (с краткой характеристикой) Консультация студентов по анализу образовательной программы ОО, примерной образовательной программы, рабочей программы, КТП по которым работает педагог начальной школы Консультация студентов по анализу учебно-методических комплектов, учебников, информационно-аналитических, методических материалов создаваемых учителем начальных классов. Консультация студентов по разработке учебно-методических материалов (фрагмента рабочей программы, КТП). Консультация студентов по подготовке доклада для ШМО (по заявке работодателя), Консультация студентов по подготовке реферата Консультация студентов по разработке тематической папки (по заявке работодателя). Консультация студентов по разработке паспорта проекта с учетом заявки работодателя, отбору диагностического инструментария для оценки результатов выполнения проекта. Проведение круглого стола «Готовность выпускника к методической работе учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционноразвивающего обучения». 01.09.2017 Страница 7 Страниц 9 1 2 2 2 3 2 2 4 2 3 № 1 2 3 Консультация студентов о составлении отчета о результатах практики, самооценке достижений, вычленении проблемного поля, определении целей и задач профессионально-личностного саморазвития. Статистическая обработка и анализ результатов практики в группе. Заполнение сводных листов экспертной оценки компетенций студентов в рамках практики ПП 04.01. Заполнение аттестационных листов по практике ПП 04.01 Итого 3 3 3 3 36 7.3 Содержание деятельности руководителя по практике Разд Содержание деятельности руководителя по практике Кол. ел час. Коррекция программы практики с учетом требований ФГОС СПО 3 Коррекция методических рекомендаций по практике 2 Коррекция дневника по практике 3 Определение требований к отчетной документации по практике 2 Коррекция оценочного листа, формы аттестационного листа по практике 4 Организация взаимодействия студентов и базы прохождения практики, 2 координация времени и места проведения студентами основных мероприятий в рамках практики. Контроль за организацией студентами основных видов деятельности 2 предусмотренных для прохождения в рамках производственной практики Аналитическ Практи Организационный ий ческий 3 Аналитический ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения Статистическая обработка сводных листов экспертной оценки компетенций студентов в рамках практики ПП.04.01 Методическая работа учителя начальных классов Составление аналитической записки по результатам ПП.04.01 Методическая работа учителя начальных классов Итого 3 4 25 8 ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (по итогам производственной практики). Форма промежуточной аттестации (по итогам производственной практики) дифференцированный зачет выставляется студенту на основе экспертной оценки отчетной документации, презентации педагогических разработок в виде выступлений. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: Основная литература: 1. Синдеева Е.Н. Методическая работа школы в условиях ФГОС: сущность, содержание. Суворов, 2017. Дополнительная литература: 1. Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017. 2. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27. 3. Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017. 4. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с. 01.09.2017 Страница 8 Страниц 9 ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Программа практики ПП 04.01 Методическая работа учителя начальных классов и классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения НПА: 1. Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях/ Cанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от « 6 » октября 2009 г. № 373) 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден Министерством образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 Периодические издания 1. Начальная школа (электронный журнал «Школа цифрового века») 2. Управление школой (электронный журнал «Школа цифрового века») 3. Информатика (электронный журнал «Школа цифрового века») 4. Педагогические технологии 5. Вестник образования России 6. Методист 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ Учебный кабинет с автоматизированным местом учителя, ноутбуки, доступ к сети Интернет, учебная литература, периодические издания. Практика может быть реализована с применением ДОТ. 01.09.2017 Страница 9 Страниц 9