РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УП.01.03 Организация наблюдения и анализа учебных, коррекционноразвивающих и логопедических занятий ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 1 Страниц 11 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПОППССЗ по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Программа составлена в соответствии программой профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования . Авторы Ф.И.О. Место работы Должность Болотова Е.Ю. Митрофанова С.В. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» преподаватель преподаватель Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 2 Страниц 11 Лист согласования руководителем практики от работодателей программы практики, содержания и планируемых результатов выполняемых в период практики Программа УП.01.03 Организация наблюдения и анализа учебных, коррекционноразвивающих и логопедических занятий ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 3 Страниц 11 1.ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ освоение видов профессиональной деятельности, формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. 2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ –получать первоначальный опыт практической деятельности анализа учебнотематических планов и процесса обучения всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, разработки предложений по его совершенствованию; –получать первоначальный опыт практической деятельности наблюдения, анализа уроков в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; –развивать умения анализировать занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам. 3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП СПО Данный вид учебной практики является обязательным компонентом ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования проводится в 6 семестре параллельно с освоение МДК: МДК 01.01. Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования МДК 01.02. «Русский язык с методикой преподавания» МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» МДК 01.04. «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания» МДК 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» МДК.01.07. «Теория и методика физического воспитания с практикумом» МДК.01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» МДК.01.09. «Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ». МДК. 01.10. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» МДК. 01.11. «Создание пространственно-развивающей среды учебного кабинета» МДК. 01.12. «Психодидактика» 4.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: концентрированно. 5.МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 6 семестр с 20.01.2020 г – 25.01.2020 гг. 36 часов, (1 неделя) 6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: ● ● ● ● ● иметь опыт: наблюдения и анализа уроков/занятий, обсуждения отдельных уроков/занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, разработке предложений по их совершенствованию и коррекции; уметь: определять цель и задачи урока/занятия и его этапов; вести открытое наблюдение отдельных уроков/занятий, фиксировать увиденное по предложенной программе обсуждать уроки/занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 4 Страниц 11 ● анализировать уроки и коррекционно-развивающие занятия под руководством преподавателя в соответствии с современными требованиями и видом анализа; ● разрабатывать предложения по совершенствованию или коррекции урока/занятия знать: ● требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования; ● образовательные, развивающие и воспитательные возможности современного урока в начальной школе; ● методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам; ● содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания; ● требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников; ● методы и методики коррекционно-развивающей работы в начальной школе; ● педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках; ● виды и логику анализа уроков. Виды деятельности: ● Наблюдение и анализ учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий, на основе использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных технологий) ● Освоение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью; ● Освоение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционноразвивающую работу, в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; ● Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. ● Оформление документации и подготовка отчета по практике 7.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: Общая трудоемкость учебной практики на студента составляет 36 часов. Структура и содержания учебной практики Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 часов № п.п Этап практи ки Виды работы Дата утверждения – 01.09.2017 Количест во часов Форма контроля Страница 5 Страниц 11 1. Орг аниз ацио нны й Реал изац ионн ый 3 Ана лити ческ ий Установочная конференция − Определение значения, целей и задач практики. Ознакомление студентов с ее программой и заданиями; проведение инструктажа по их выполнению. − Знакомство студентовпрактикантов с организацией и планированием практики, правилами ведения документации, системой оценивания работы и подведения итогов практики, заполнение листов самооценки на начало практики. − Разработка индивидуальной программы прохождения учебной практики Наблюдение уроков/занятий в начальной школе: - наблюдение уроков математики, русского языка, окружающего мира, ИЗО, технологии, литературы в 1-4х классах - наблюдение коррекционноразвивающих, логопедических занятий - ведение качественных записей по результатам наблюдения уроков/занятий с использованием разработанных карт-схем: - Оформление письменных анализов уроков/занятий с учётом реализации требований ФГОС НОО и коррекционно-развивающей направленности обучения. Оформление отчетной документации по практике, педагогических разработок в виде микропроектов (саморекомендаций) и самоотчетов. ИТОГ 6 Анализ записей в дневнике по практике. 24ч. Анализ протоколов наблюдений; экспертное наблюдение в ходе практики; собеседование по результатам наблюдений уроков; экспертная оценка анализов учебных занятий. 6 Проверка и оценка отчетной документации Экспертное наблюдение 36ч. Дифференцированны й зачет Общая нагрузка на руководителя: № п/п Этап Содержание деятельности руководителя по практике Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 6 Колво час. Дата Страниц 11 1. Практи ческий Внесение корректив в программу практики. Внесение дополнений в методические рекомендации. Формулировка требований к введению дневника и портфолио по практике. Корректировка формы аттестационного листа. Проведение установочной конференции: - информирование об этапах и специфике прохождения учебной практики; - планирование деятельности в рамках практики; - определение требований к ведению дневника по практике, портфолио. Организация деятельности студентов по анализу процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования. 2 28.0 8 4 11.0 1 4 Организация деятельности студентов по анализу процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования. 4 Заполнение и статистическая обработка сводных листов экспертной оценки видов профессиональной деятельности студентов, в рамках практики. Подготовка и проведение круглого стола по результатам практической подготовки студентов. Оформление аналитической записки по результатам учебной практики. 4 12 13.0 1 14 15.0 1 16.0 1 Заполнение аттестационных листов по практике. 3 25 4 ИТОГО: Общая нагрузка на методиста: № п/п Этап Виды работы во время практики Дата Информирование об этапах и специфике прохождения учебной практики. Определение требований к ведению дневника по практике, портфолио. Планирование деятельности в рамках практики. 1. Орган изацио нный 2. Практ ически й 4 2 Консультирование и организация наблюдения учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий с заполнением карт наблюдений Консультирование и организация анализа учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий на основании карт наблюдений по алгоритму. 2 4 4 4 Консультирование и организация наблюдения учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий с заполнением карт наблюдений 2 2 Консультирование и организация анализа учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий на основании карт наблюдений по алгоритму. Консультирование и организация наблюдения учебных занятий с заполнением карт наблюдений 4 4 4 4 11.01 Анализ процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования. Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 7 12.01 13.01 Страниц 11 3. Анали тическ ий Консультирование и организация анализа учебных занятий на основании карт наблюдений по алгоритму. Консультирование и организация наблюдения учебных занятий с заполнением карт наблюдений 4 2 4 4 Консультирование и организация анализа учебных занятий на основании карт наблюдений по алгоритму. 4 4 15.01 Подготовка и проведение круглого стола по результатам практики: «» 4 2 16.01 Консультирование и организация оформления отчетной документации, портфолио по практике. Самооценка видов профессиональной деятельности. Составление отчетов по итогам практики. 4 4 ИТОГО: 36 ч. 14.01 36 ч. 8.ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ) Дифференцированный зачет выставляется студенту на основе проверки отчетной документации. К числу обязательных отчетных документов по практике относятся – портфолио (на бумажных носителях): - титульный лист; - дневник по практике с выполненными заданиями; - карты наблюдений учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий; - анализы учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий; - лист самооценки видов профессиональной деятельности студентов по практике; -отчет по результатам практики. Материалы портфолио оформляются в соответствии с ГОСТ 7.05.-2008 9.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ а) основная литература: ● Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. М.: Алекс, 2008. 34 с. ● Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». ● Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) ● Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993) ● Техническое описание компетенции «Преподавание в младших классах» для конкурса «WorldSkillsRussia» ● Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 – ФЗ, от 07.06.2013 № 120 – ФЗ, от 02.07.2013 № 170 – ФЗ, от 23.07.2013 № 203 – ФЗ, от 25.11.2013 № 317 – ФЗ, от 03.02.2014 № 11 – ФЗ, от 03.02.2014 № 15 – ФЗ, от 05.05.2014 № 84 – ФЗ, от 27.05.2014 3 135 – ФЗ, от 04.06.2014 № 148 – ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145 – ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.) ● Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от «6» октября 2009 г. № 373) ● Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года № 1599. Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 8 Страниц 11 ● Ситаров, В.А. Дидактика: учебноепособие. – М.: Академия, 2015. – 368 с. б) дополнительная литература: ● Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 478 с. ● Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. – Ек.: Сократ, 1995. – 152 с. ● Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Ек. : 1994. ● Гуманизация образовательного процесса. Рекомендации по организации опытноэкспериментальной работы – М., 2001 ● Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина – М.: Академия, 2000. – 457 с. ● Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 69 с. ● Закон Российской Федерации «Об образовании». ● Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. - 357 с. ● Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Дону: Феникс, 1997. – 417с. ● Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 245 с. ● Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с. ● Лихачев, Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачев – М.: Прометей, 1998. – 437 с. ● Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлова. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с. ● Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь / В.А. Мижериков. – Ростов на/Д.: Феникс, 1988.- 544 с. ● Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / сост. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина – Екатеринбург: УрГПУ, 1997. – 118 с. ● Оконь, В. Введение в общую дидактику: учебное пособие. – М.: Воспитание школьника, 1990. – 358 с. ● Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Новая школа, 2002. – 528 с. ● Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. В.И.Смирнова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. - 359 с. ● Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. ● Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый – М.: Владос, 1999. ● Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / сост. Г.Л. Фриш. – М.: Перспектива, 2000. – 64 с. ● СластенинВ.А., ИсаевЕ.Н. ШияновЕ.Н Педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 472с. ● Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.: 1998 ● Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания :учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 336 с. ● Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с. ● Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. :Гардарики, 1999. – 427 с. ● Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова.– М.: Педагогика, 1982. – 215 с. ● Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М. : Академия, 1999. – 398 с. ● Шадриков, А.П. Познавательные процессы и способности в обучении / А.П. Шадриков - М.: Просвещение, 1990. – 197 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ● uhttp://www.mon.gov.r – Министерство образования и науки РФ ● http://www.obrnadzor.gov.ru –Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ ● http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательств Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 9 Страниц 11 ● http://www.vestniknews.ru – Вестник образования России ● http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь ● http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» ● http://www.school.ru – Российский общеобразовательный портал ● http://www.minobraz.ru – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ● http://www.irro.ru – ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области» 10.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ Учебный кабинет, оборудованный мебелью, ТСО, КУМО в соответствии с современными требованиями, автоматизированное рабочее место с доступом к сети Интернет. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 10 Страниц 11 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575854 Кочнева Елена Николаевна С 26.02.2021 по 26.02.2022 Дата утверждения – 01.09.2017 Страница 11 Страниц 11