Программа УП.01.03

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УП.01.03 Организация наблюдения и анализа учебных, коррекционноразвивающих и логопедических занятий
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 1

Страниц 11

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПОППССЗ по специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Программа составлена в
соответствии программой профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
.

Авторы
Ф.И.О.

Место работы

Должность

Болотова Е.Ю.
Митрофанова
С.В.

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

преподаватель
преподаватель

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 2

Страниц 11

Лист согласования руководителем практики от работодателей программы практики,
содержания и планируемых результатов выполняемых в период практики
Программа УП.01.03 Организация наблюдения и анализа учебных, коррекционноразвивающих и логопедических занятий
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 3

Страниц 11

1.ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ освоение видов профессиональной деятельности,

формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического
опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

–получать первоначальный опыт практической деятельности анализа учебнотематических планов и процесса обучения всем учебным предметам в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования,
разработки предложений по его совершенствованию;
–получать первоначальный опыт практической деятельности наблюдения, анализа
уроков в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, разработки предложений по их совершенствованию и
коррекции;
–развивать умения анализировать занятия для установления соответствия содержания,
методов и средств поставленным целям и задачам.
3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП СПО
Данный вид учебной практики является обязательным компонентом ПМ.01 Преподавание по
программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования проводится в 6 семестре
параллельно с освоение МДК:
МДК 01.01. Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
МДК 01.02. «Русский язык с методикой преподавания»
МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
МДК 01.04. «Теоретические основы начального курса математики с методикой
преподавания»
МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания»
МДК 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
МДК.01.07. «Теория и методика физического воспитания с практикумом»
МДК.01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
МДК.01.09. «Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ».
МДК. 01.10. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных
классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
МДК. 01.11. «Создание пространственно-развивающей среды учебного кабинета»
МДК. 01.12. «Психодидактика»
4.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: концентрированно.
5.МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 6 семестр с 20.01.2020 г – 25.01.2020 гг.

36 часов, (1 неделя)
6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

●

●
●
●
●

иметь опыт:
наблюдения и анализа уроков/занятий, обсуждения отдельных уроков/занятий в диалоге
с сокурсниками, руководителями педагогической практики, разработке предложений по
их совершенствованию и коррекции;
уметь:
определять цель и задачи урока/занятия и его этапов;
вести открытое наблюдение отдельных уроков/занятий,
фиксировать увиденное по предложенной программе
обсуждать уроки/занятия для установления соответствия содержания, методов и
средств поставленным целям и задачам;

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 4

Страниц 11

● анализировать уроки и коррекционно-развивающие занятия под руководством
преподавателя в соответствии с современными требованиями и видом анализа;
● разрабатывать предложения по совершенствованию или коррекции урока/занятия
знать:
● требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные
программы начального общего образования;
● образовательные, развивающие и воспитательные возможности современного урока в
начальной школе;
● методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках
по всем предметам;
● содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме
достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их
преподавания;
● требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
● методы и методики коррекционно-развивающей работы в начальной школе;
● педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
● виды и логику анализа уроков.
Виды деятельности:
● Наблюдение и анализ учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий, на
основе использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных технологий)
● Освоение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые,
попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями
здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
● Освоение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционноразвивающую работу, в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
● Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
● Оформление документации и подготовка отчета по практике
7.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
Общая трудоемкость учебной практики на студента составляет 36 часов.

Структура и содержания учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 часов
№
п.п

Этап
практи
ки

Виды работы

Дата утверждения – 01.09.2017

Количест
во часов

Форма контроля

Страница 5

Страниц 11

1.

Орг
аниз
ацио
нны
й

Реал
изац
ионн
ый

3

Ана
лити
ческ
ий

Установочная конференция
− Определение значения, целей
и задач практики. Ознакомление
студентов с ее программой и
заданиями; проведение инструктажа
по их выполнению.
− Знакомство
студентовпрактикантов с организацией и
планированием практики, правилами
ведения документации, системой
оценивания работы и подведения
итогов практики, заполнение листов
самооценки на начало практики.
− Разработка индивидуальной
программы прохождения учебной
практики
Наблюдение уроков/занятий в
начальной школе:
- наблюдение
уроков
математики,
русского
языка,
окружающего
мира,
ИЗО,
технологии, литературы в 1-4х
классах
- наблюдение коррекционноразвивающих,
логопедических
занятий
- ведение
качественных
записей по результатам наблюдения
уроков/занятий с использованием
разработанных карт-схем:
- Оформление
письменных
анализов уроков/занятий с учётом
реализации требований ФГОС НОО
и
коррекционно-развивающей
направленности обучения.
Оформление
отчетной
документации
по
практике,
педагогических разработок в виде
микропроектов (саморекомендаций)
и самоотчетов.
ИТОГ

6

Анализ записей в
дневнике по практике.

24ч.

Анализ
протоколов
наблюдений;
экспертное
наблюдение в ходе
практики;
собеседование
по
результатам
наблюдений уроков;
экспертная
оценка
анализов
учебных
занятий.

6

Проверка и оценка
отчетной
документации
Экспертное
наблюдение

36ч.

Дифференцированны
й зачет

Общая нагрузка на руководителя:
№
п/п

Этап

Содержание деятельности руководителя по практике

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 6

Колво
час.

Дата

Страниц 11

1.

Практи
ческий

Внесение корректив в программу практики.
Внесение дополнений в методические рекомендации.
Формулировка требований к введению дневника и портфолио по
практике.
Корректировка формы аттестационного листа.
Проведение установочной конференции:
- информирование об этапах и специфике прохождения учебной практики;
- планирование деятельности в рамках практики;
- определение требований к ведению дневника по практике, портфолио.
Организация деятельности студентов по анализу процесса обучения по
всем учебным предметам начального общего образования.

2

28.0
8

4

11.0
1

4

Организация деятельности студентов по анализу процесса обучения по
всем учебным предметам начального общего образования.

4

Заполнение и статистическая обработка сводных листов экспертной оценки
видов профессиональной деятельности студентов, в рамках практики.
Подготовка и проведение круглого стола по результатам практической
подготовки студентов.
Оформление аналитической записки по результатам учебной практики.

4

12 13.0
1
14 15.0
1
16.0
1

Заполнение аттестационных листов по практике.

3
25

4

ИТОГО:
Общая нагрузка на методиста:
№
п/п

Этап

Виды работы во время практики

Дата

Информирование об этапах и специфике прохождения учебной
практики.
Определение требований к ведению дневника по практике,
портфолио.
Планирование деятельности в рамках практики.

1.

Орган
изацио
нный

2.

Практ
ически
й

4

2

Консультирование и организация наблюдения учебных,
коррекционно-развивающих и логопедических занятий с
заполнением карт наблюдений
Консультирование
и
организация
анализа
учебных,
коррекционно-развивающих и логопедических занятий на
основании карт наблюдений по алгоритму.

2

4

4

4

Консультирование и организация наблюдения учебных,
коррекционно-развивающих и логопедических занятий с
заполнением карт наблюдений

2

2

Консультирование
и
организация
анализа
учебных,
коррекционно-развивающих и логопедических занятий на
основании карт наблюдений по алгоритму.
Консультирование и организация наблюдения учебных занятий с
заполнением карт наблюдений

4

4

4

4

11.01

Анализ процесса обучения по всем учебным предметам
начального общего образования.

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 7

12.01

13.01

Страниц 11

3.
Анали
тическ
ий

Консультирование и организация анализа учебных занятий на
основании карт наблюдений по алгоритму.
Консультирование и организация наблюдения учебных занятий с
заполнением карт наблюдений

4

2

4

4

Консультирование и организация анализа учебных занятий на
основании карт наблюдений по алгоритму.

4

4

15.01

Подготовка и проведение круглого стола по результатам
практики: «»

4

2

16.01

Консультирование и организация оформления отчетной
документации, портфолио по практике. Самооценка видов
профессиональной деятельности. Составление отчетов по итогам
практики.

4

4

ИТОГО:

36 ч.

14.01

36 ч.

8.ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Дифференцированный зачет выставляется студенту на основе проверки отчетной
документации. К числу обязательных отчетных документов по практике относятся – портфолио (на
бумажных носителях):
- титульный лист;
- дневник по практике с выполненными заданиями;
- карты наблюдений учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий;
- анализы учебных, коррекционно-развивающих и логопедических занятий;
- лист самооценки видов профессиональной деятельности студентов по практике;
-отчет по результатам практики.
Материалы портфолио оформляются в соответствии с ГОСТ 7.05.-2008
9.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
а)
основная литература:
● Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. М.: Алекс, 2008. 34 с.
● Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
● Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном
общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
● Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
● Техническое описание компетенции «Преподавание в младших классах» для конкурса
«WorldSkillsRussia»

● Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в
ред.Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 – ФЗ, от 07.06.2013 № 120 – ФЗ, от
02.07.2013 № 170 – ФЗ, от 23.07.2013 № 203 – ФЗ, от 25.11.2013 № 317 – ФЗ, от
03.02.2014 № 11 – ФЗ, от 03.02.2014 № 15 – ФЗ, от 05.05.2014 № 84 – ФЗ, от 27.05.2014
3 135 – ФЗ, от 04.06.2014 № 148 – ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145 – ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.)
● Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от
«6» октября 2009 г. № 373)
● Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года № 1599.

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 8

Страниц 11

● Ситаров, В.А. Дидактика: учебноепособие. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
б) дополнительная литература:
●
Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 478 с.
●
Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. – Ек.:
Сократ, 1995. – 152 с.
●
Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Ек. : 1994.
●
Гуманизация образовательного процесса. Рекомендации по организации опытноэкспериментальной работы – М., 2001
●
Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина – М.: Академия, 2000. – 457 с.
●
Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. –
69 с.
●
Закон Российской Федерации «Об образовании».
●
Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский.
– М. : Академия, 2001. - 357 с.
●
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Дону: Феникс, 1997.
– 417с.
●
Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. –
245 с.
●
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
– М.: МарТ, 2005. – 448 с.
●
Лихачев, Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачев – М.: Прометей, 1998. – 437 с.
●
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.
Орлова. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
●
Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь / В.А. Мижериков. – Ростов на/Д.:
Феникс, 1988.- 544 с.
●
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника
/ сост. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина – Екатеринбург: УрГПУ, 1997. – 118 с.
●
Оконь, В. Введение в общую дидактику: учебное пособие. – М.: Воспитание школьника,
1990. – 358 с.
●
Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Новая школа,
2002. – 528 с.
●
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. В.И.Смирнова. –
М.: Педагогическое общество России, 1998. - 359 с.
●
Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Российское педагогическое агентство,
1996.
● Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый – М.: Владос, 1999.
● Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / сост. Г.Л.
Фриш. – М.: Перспектива, 2000. – 64 с.
● СластенинВ.А., ИсаевЕ.Н. ШияновЕ.Н Педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. –
472с.
● Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.:
1998
● Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания :учебное пособие. –
М.: Академия, 2000. – 336 с.
● Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное
образование, 1998. – 256 с.
● Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. :Гардарики, 1999. – 427 с.
● Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова.– М.: Педагогика, 1982. – 215 с.
● Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М. : Академия, 1999.
– 398 с.
● Шадриков, А.П. Познавательные процессы и способности в обучении / А.П. Шадриков - М.:
Просвещение, 1990. – 197 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
● uhttp://www.mon.gov.r – Министерство образования и науки РФ
● http://www.obrnadzor.gov.ru –Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
● http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательств
Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 9

Страниц 11

● http://www.vestniknews.ru – Вестник образования России
● http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь
● http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
● http://www.school.ru – Российский общеобразовательный портал
● http://www.minobraz.ru – Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
● http://www.irro.ru – ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской
области»
10.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ

Учебный кабинет, оборудованный мебелью, ТСО, КУМО в соответствии с
современными требованиями, автоматизированное рабочее место с доступом к сети
Интернет.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 10

Страниц 11

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575854
Кочнева Елена Николаевна
С 26.02.2021 по 26.02.2022

Дата утверждения – 01.09.2017

Страница 11

Страниц 11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».