ОП.02 Живопись_прием_2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Приложение 25
к
ОПОП-программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 54.02.02 Декоративноприкладное искусство и народные
промыслы (по видам) (квалификация:
художник мастер, преподаватель, очная
форма обучения, база 9 кл., прием 2021 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Дата введения 01.09.2021

Страница 1

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), укрупненной
группы специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г.
№1389) (с изменениями и дополнениями).

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Мохирев К.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Дата введения 01.09.2021

Страница 2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................. 20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
..................................................................................................................................................... 21

Дата введения 01.09.2021

Страница 3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ЖИВОПИСЬ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ входит обязательную часть
основной профессиональной образовательной программы-ППССЗ в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам) (углубленная подготовка).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих
и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ВПД Творческая и исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
ОП 00. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
Дата введения 01.09.2021

Страница 4

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
ОК01 ОК 09
ПК 1.1,
ПК 1.6,
1.7

У1
- использовать основные
изобразительные материалы и
техники;
У2
- применять теоретические знания в
практической профессиональной
деятельности;
У3
- осуществлять процесс изучения и
профессионального изображения
натуры, ее художественной
интерпретации средствами живописи;

З1
- основы изобразительной грамоты,
методы и способы графического,
живописного и пластического
изображения геометрических тел,
природных объектов, пейзажа, человека;

1.4Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров
воспитания:
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение
людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей, на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды.
Профессионально-трудовое воспитание
Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты
труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны.
Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности
разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в
своей местности.
Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и
самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном
мире на благо государства и общества.
Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной
деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и
общества.
Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной
профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному
сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе.

Дата введения 01.09.2021

Страница 5

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

645

в т.ч. в форме практической подготовки

430

в т. ч.:
теоретическое обучение

42

практические занятия

148

курсовая работа (проект) (при наличии)

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

215
239,6

Дата введения 01.09.2021

Страница 6

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

51

Раздел 1.

Тема 1.1.
Основные приемы
живописных техник.
4\4

Дата введения 01.09.2021

Страница 7

4

5

1
1

6

7

8

ОК1,ОК2,О
К4,
ОК7,ОК8,П
К 1.7

Формируемые знания, умения

3
Основы изобразительной грамоты. Методы и способы
графического, живописного и пластического изображения
геометрических тел, природных объектов. Акварельная
живопись.
Содержание учебного материала
1 Введение в предмет: цели, задачи курса, планирование работы на
семестр, инструменты и оборудование, подготовка рабочего
места. Живопись ее виды. Техники живописи.
2 Основы живописной грамоты. Материалы и инструменты.
Цветовой круг и работа с ним (понятие об основных цветах,

Самостоятельная работа

2

1
1\1

Промежуточная аттестация

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Лабораторные и практические занятия

Наименование
разделов и тем

Теоретические занятия

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых
способствует элемент программы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 ЖИВОПИСЬ

9

З1, У2,
У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Тема 1.2 Основы
акварельной
живописи
12\8

составных цветах, взаимодополнительных цветах). Основные
характеристики цвета: светлота, цветовой тон, насыщенность,
чистота цвета, основные качества цвета.
3 Приемы работы акварельными красками: их отличительные
особенности, приемы работы: отмывка, заливка, лессировка,
ала- прима; значимость техник акварельной живописи при
передаче плоских объектов.
Практические занятия
3 Упражнения на применение различных техник в акварельной
живописи. А4
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение таблицы смешения цветов и цветовой кругА2.
Содержание учебного материала
1 Основы цветового строя и приемы передачи объема предметов в
соответствии с законами цветоведения через отслеживание
изменение цветового строя предмета во взаимодействии с
окружающей средой.
2 «Гризайль»: понятие «гризайль», общие сведения о воздушной
перспективе и способы ее передачи посредством техники
«гризайль», этапы работы в технике «гризайль», особенности
передачи объема, пространства через светотеневую моделировку
предметов в технике «гризайль».
Практические занятия
1 Этюды овощей и фруктов на теплой драпировке. А3
Этюды овощей и фруктов на холодной драпировке. А3
2Этюды овощей и фруктов на белой драпировке, гризайль. А3.
Контрольные работы
Натюрморт из геометрических тел на нейтральном фоне. А2

Дата введения 01.09.2021

Страница 8

1

У1, У2

1

У1, У2

4

1

ОК1,ОК2,О
К4,
ОК7,ОК8,П
К 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

1

3
1
4

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,

З1, У1,
У2, У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Тема 1.3.
Изображение мягких
форм
12\8

Натюрморт с белым глянцевым, контрастными по цвету и
различными по материальности предметами. А2. Завершение
работы.
Анализ аудиторной и дополнительной работ студента.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение Этюдов бытовых предметов на светлой драпировке А4
3 шт.
Выполнение Этюда бытовых предметов на теплой драпировке А4 3
шт.
Выполнение Этюда бытовых предметов на холодной драпировке А4
3 шт.
Содержание учебного материала
1 Изображение мягких форм: способы передачи объема мягких
форм на примере драпировок в соответствии с законами
цветоведения и особенностями техник акварельного письма.
Особенности передачи объема, плановости, материальной
характеристики драпировок.
2 Изображение фактур мягких форм: способы передачи фактуры
мягких форм на примере драпировок в соответствии с законами
цветоведения и особенностями техник акварельного письма.
Особенности передачи объема, плановости, материальной
характеристики драпировок.
Практические занятия
1 Выполнение этюда драпировок различных по тепло-холодности.
А3.
2 Выполнение этюда драпировок с абстрактным и ритмическим
узором ткани. А3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение этюда драпировок на передачу фактуры и рисунка на

Дата введения 01.09.2021

Страница 9

ПК 1.1, ПК
1.6

2

8

1

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,

З1, У1,
У2, У3

1

4
6
8

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
ПК 1.1, ПК
1.6

ткани. А2

Тема 1.4.
Передача
материальности
предметов в
живописи.
23\12

Содержание учебного материала
1 Способы передачи материальности предметов. Классификация
техник акварельной живописи: основные (лессировка, по-сырому,
алла-прима, заливка), вспомогательные (набрызг, присадка,
торцевание, сухая кисть и др.). Выразительные особенности
техник при передаче фактуры предметов.
Практические занятия
Выполнение этюда стеклянного предмета
Выполнение этюда металлического предмета
Выполнение этюда деревянного предмета
Выполнение этюда керамического предмета
Контрольные работы
Натюрморт с белым глянцевым, контрастными по цвету и
различными по материальности предметами. А2.
Анализ аудиторной и дополнительной работ.

2
2
2
2

Раздел 2
Тема 2.1
Экстерьер и
природные формы
18\15

Методы и способы графического, живописного и пластического
изображения бытовых предметов, интерьера, природных
объектов и пейзажа. Живопись акварелью, гуашью и акрилом
Содержание учебного материала
1 Основы цветовой моделировки среды в условиях пленера:
выразительные и художественные возможностей акварели при
передаче цветовой моделировки среды в условиях пленэра, способы
моделирования глубоких пространств, элементов пейзажа.

Дата введения 01.09.2021

Страница 10

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

12
2

Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение этюда натюрморта в технике «гризайль» из различных
по материальности предметов. А2
1\2
66

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

1

12

2

З1, У2,
У3

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
Особенности передачи пространства в пейзаже. Средства
выразительности в пейзажной композиции (детализация предметной
формы, контраст, нюанс, фактура).
2 Особенности работы над элементами пейзажа в технике акварели.
3 Особенности работы над элементами пейзажа в технике гуаши или
акрила.
Практические занятия
1 Этюд копия элементов осеннего или весеннего пейзажа. В технике
акварели А3.
2 Этюд копия элементов зимнего пейзажа. В технике гуаши или
акрила. А3.
Контрольные работы
Выполнение пейзажного мотива (техника исполнения по выбору) А3
Анализ аудиторной и дополнительной работ.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнить подборку цифровых аналогов с деревенским
пейзажным мотивом,городским пейзажным мотивом, осенним и
зимним пейзажными мотивами. (для разработки пейзажной
композиции)
Разработка коллажа пейзажной композиции (в программе
AdobePhotoshop).
2. Выполнить этюд пейзажного мотива по коллажной композиции
(пробы в материале, техника на выбор).
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Натюрморт из
1 Зависимость локального цвета от освещения. Особенности
бытовых предметов в
изменения цвета предмета в зависимости от освещения.
технике акварели.
Зависимость световоздушной моделировки предметов от
освещения; анализ закономерностей изменения цвета предметов
Дата введения 01.09.2021

Страница 11

1
1

3
3
6
2

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,,ПК
1.6

У1,
У2, У3

З1, У1,
У2, У3

1
2

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

12

1

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
на свету в тени и полутени в зависимости от освещения.
2 Способы передачи материальности предметов в натюрморте.
Классификация приемов акварельной живописи: основные
(лессировка, по-сырому, алла-прима, заливка), вспомогательные
(набрызг, присадка, торцевание, сухая кисть и др.).
Выразительные особенности техник при передаче фактуры
предметов.
3 Контрастный натюрморт. Особенности передачи пространства,
объема и изменения цвета предмета в контражурном освещении;
световоздушная моделировка предметов в контражурном
освещении; анализ закономерностей изменения цвета предметов
на свету в тени и полутени в зависимости от освещения и
фактуры поверхности предметов
Практические занятия
1.1 Этюд бытовых предметов в красном освещении. А3
1.2 Этюд бытовых предметов в синем освещении. А3
3 Этюд натюрморта из различных по материальности (стеклянных,
металла, дерева, керамики, гипса) предметов быта в контражуре А2.
Контрольные работы
Натюрморт с белым глянцевым и контрастными по цвету
предметами на светлом фоне при цветном освещении. А2.
Анализ аудиторной и дополнительной работ.

46\30

Дифференцированны

Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение этюда натюрморта при дневном освещении. А2
2 Выполнение этюда натюрморта из различных по материальности
предметов быта А2.
3 Выполнение этюда натюрморта из предметов быта близких по
цвету, но различных по насыщенности и тону. А2
ПРОСМОТР творческих работ студентов за 1 и 2 семестры.

Дата введения 01.09.2021

Страница 12

8

1

5
6
11

12
2
10
10

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,

У1,

10
2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
й зачет 2
2\3
64

Тема 2.3. Натюрморт
в живописи гуашью
и акрилом
32\20

Содержание учебного материала
1 Введение. Оборудование рабочего места при работе с
акриловыми
и
гуашевыми
красками.
Требованиях
к
планированию работы. Содержательные единицы раздела.
Требования к уровню образованности по завершении раздела.
2 Взаимодействия предметов и среды в натюрморте: особенности
изменения и зависимость цвета предметов от окружающей его
среды, анализ закономерностей изменения цвета предметов на
свету в тени и полутени в зависимости от его окружения.
3 Сложный натюрморт: особенности передачи сложных цветовых
отношений,
ограниченным
количеством
цветов
в
многопредметном натюрморте; приемы передачи сложных
композиционных постановок (натюрморта в сближенных тонах) с
строго выраженными планами, передача пространства и объема в
многоплановом
натюрморте.
Особенности
передачи
материальности и объема предметов на фоне зеркала.
4 Декоративный натюрморт: приемы выполнения натюрморта из
предметов ДПИ с передачей характерных особенностей каждого
предмета, создание единого стиля работы; стилизация предметов
как способ создания декоративного натюрморта.
Практические занятия
2 Этюд светлых предметов на цветном контрастном фоне. А3.
3 Натюрморт из контрастных по цвету предметов (работа на
ограниченной палитре цветов, красный, синий, желтый). А3.
4 Декоративный натюрморт на основе стилизации предметной
формы. А2.
Контрольные работы

Дата введения 01.09.2021

Страница 13

1

ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

1

1

1

3
5
4

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
Многоплановый натюрморт в сближенных тонах с зеркалом и
различных по материальности предметов. 50Х70.
Анализ аудиторной и дополнительной работ.

14
2

Самостоятельная работа обучающихся
2,3 Натюрморт из бытовых предметов в контражуре. А2.
4 Натюрморт из предметов ДПИ. А3
Содержание учебного материала
Интерьер: Особенности изображения замкнутого пространства при
различном освещении, передачи единого цветового пространства.

Тема 2.4Способы
построения
интерьера.
32\12

10
10

1

Практические занятия
1 Этюд интерьера при искусственном освещении в технике Гуаши
или Акрила. 50Х70

14

Контрольные работы
Тематический этюд натюрморта в интерьере из предметов различных
по материальности. 50Х70
Анализ аудиторной и дополнительной работ.

2\4
80

Методы и способы графического, живописного и пластического
Раздел 3.
изображения бытовых предметов и человека. Масляная
живопись
Тема 3.1 Натюрморт Содержание учебного материала
в масляной живописи 1. Введение. Основы масляной живописи: особенности материла -

2

Дата введения 01.09.2021

Страница 14

12

4

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

15

Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение этюда интерьера при естественном освещении в
технике Гуаши или Акрила. 50X70

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О

З1, У2,

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ
80\33

художественного масла;
Подготовка оборудования и инструментов (подготовка основы и
материалов к работе в технике масляной живописи); техника работы
масляными красками.
2. Основы техники масляной живописи: основные приемы и порядок
работы (подмалевок, первая прописка, детализация; лессировочное
письмо, пастозное письмо) в технике масляной живописи при
выполнении монохроматического этюда натюрморта из бытовых
предметов различных по тону.
3. Особенности передачи единого цветового пространства, тоновых и
цветовых отношений натюрморта в технике масляной живописи.
Изучение возможностей цветовой палитры художественного масла.
Практические занятия
1 Подготовка основы (картон и холст) для работы в технике
масляной живописи.
2 Этюд предметов быта различных по тону с применением основных
техник масляной живописи. Картон 60X40 (Гризайль)
3 Этюд натюрморта на нейтральном фоне в теплой цветовой гамме
(ограниченное количество красок, палитра: Ведущий цвет +
взаимодополнительный + коричневый) Картон 60X40.
Контрольные работы
Выполнение тематического натюрморта из предметов быта в
контрастной цветовой гамме. Холст 50Х70.
Многоплановый натюрморт из предметов ДПИ.
Тематический натюрморт из бытовых предметов с гипсовой маской.
Анализ аудиторной работы.
Самостоятельная работа обучающихся
2.Выполнение этюда натюрморта из контрастных по тону предметов
быта. Картон 60X40 (Гризайль с белилами)
Дата введения 01.09.2021

Страница 15

К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1, ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,

З1, У1,
У2, У3

1

1

2
7
7

18
18
20
2
10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Экзамен
3\5
56

Раздел 4.

Тема 3.2 Основ
цветового
изображения головы
живой модели.
56\32

3.1 Выполнение этюда натюрморта на нейтральном фоне в холодной
цветовой гамме (ограниченное количество красок, палитра: Ведущий
цвет + взаимодополнительный + коричневый) Картон 60X40
3.2 Выполнение этюда многопланового тематического натюрморта
из бытовых предметов в интерьере контрастных по цвету предметов
ПРОСМОТР творческих работ студентов за 1, 2, 3 и 4 семестры.
Методы и способы графического, живописного и пластического
изображенияголовы человека.
Содержание учебного материала
1 Особенности изображения и лепки цветом пластики головы
человека при использовании геометрического ключа. Особенности
формообразования и пластики лица человека в живописи.
2 Особенности живописного изображения пластики головы живой
модели: приемы передачи основных пропорций головы человека,
соблюдение общих колористических отношений в работе с маслом,
особенности изображения живой натуры.
3 Особенности формообразования и цветового решения головы
человека при различном освещении. Передача и решение
пространства
в
портрете:
особенности
цветового,
пространственного и образного решения поясного портрета
человека.
Практические занятия
1. Этюд гипсовой головы на цветном фоне с боковым светом. 40Х60.
2. Этюд головы натурщика с плечевым поясом на нейтральном фоне.
40Х60. Воробьева А. Разуева Д.
Контрольные работы
Этюд головы натурщика с плечевым поясом на цветном фоне.
50X70. Быкова Я., Ромахина С.
Этюд тематического поясного портрета с включением рук,

Дата введения 01.09.2021

Страница 16

11

ПК 1.1,ПК
1.6

12

1

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК

З1, У1,
У2, У3

1

2

7
7

12
12

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

3\6
84

фронтальное освещение. 50х70. Иваниенко А., Львова А.
Этюд головы, освещенной свечей с плечевым поясом
50X70.Кондрашина Ж.Барсукова А.
Анализ аудиторных работы.
Самостоятельная работа обучающихся
1Выполнение этюдов частей лица живой натуры с различных
ракурсов: Глаза – 3 шт.
Губ – 4 шт.
Носа – 4 шт.
Уха – 3 шт.
Копирование портрета руки известного мастера. А3.
Выполнение этюда женских и мужских рук на нейтральном и
цветном фоне. 40X60
Раздел 5. Методы и способы графического, живописного и пластического
изображенияфигура человека.
Содержание учебного материала
1. Основы изображения фигуры человека в одежде: особенности
изображения пластики фигуры модели в различных положениях и
ракурсе.
2. Изображение Живой натуры в одежде. Особенности изображения
Тема 4.1.Основы
фигуры в контрапосте, сидячем и горизонтальном положениях.
изображение
3. Декоративного решение фигуры человека. Особенности
фигура человека в
стилизации антропоморфных мотивов в живописи.
одежде.
Практические занятия
82\21
1. Этюды одетой фигуры живой модели в различных ракурсах с
передачей пластики и образного решения. Гуашь, акварель.
2. Этюды элементов одежды на фигуре человека.
3. Выполнение декоративного решение фигуры человека
(применение методов стилизации при изображении фигуры
Дата введения 01.09.2021

Страница 17

1.6

12
2

12

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

8
12

1
2
1

9
10
11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Дифференцированны
й зачет 2
4\7
28,
6
Тема
4.2.Изображение
обнаженной фигуры
человека.
28,6\20

человека). 50х70
Контрольные работы
1 Этюд поясного портрета сидя на нейтральном фоне, боковой свет.
50х70 Мальцева К. Воробъева А
2 Этюд одетой фигуры в положении контрапост на цветном фоне,
боковой свет. 50х70 Шакирова Д..Кузеванова В.
Анализ аудиторной и дополнительной работ.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Этюды фигуры человека в статике. 15 шт.А4. в движении 15 шт
А4.
2. Подбор аналогов и модели для декоративного решения фигуры
человека. 50х70
3 Выполнение тематической композиции с фигурой человека. 50х70
ПРОСМОТР творческих работ студентов за 5 и 6 семестры.

22
22

Контрольные работы
1. Этюд тематической композиции с обнаженной фигурой человека
на цветном фоне, боковой свет. 50х70

Дата введения 01.09.2021

Страница 18

З1, У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

4
10
1
10
2

Содержание учебного материала
1. Изображение обнаженной фигуры человека: особенности
цветового решения фигуры, ее взаимосвязи с пространством,
формообразование объема и пластики модели.
Практические занятия
2. Этюд обнаженной фигуры в положении сидя на нейтральном
фоне, фронтальный свет с верху. 50х70D/ Кузеванова В. Сажина С.

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

1

11

14,6

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

ОК1,ОК2,О
К4,ОК7,ОК
8,ПК 1.7

З1, У2,
У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

У1,
У2, У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. ЖИВОПИСЬ

Экзамен

Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение творческой композиции с фигурой человека. В
технике масленной живописи 50х70
2. Выполнение декоративной композиции с фигурой человека. В
технике масленной живописи 50х70
Анализ аудиторных и самостоятельных работ
ПРОСМОТР контрольных работ студентов за 2, 3 и 4 курсы.

10
10
2
42

Всего

Дата введения 01.09.2021

Страница 19

148 239,6
430
215
645

ОК2, ОК3,
ОК7, ОК8,
ПК 1.1,ПК
1.6

З1, У1,
У2, У3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 ЖИВОПИСЬ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения: Мастерская живописи
Оборудование
Комплект ученической мебели на 20 человек, персональный компьютер Samsung,
телевизор Samsung, колонки, принтер, зона для хранения материалов и инструментов, доска
магнитно – меловая, ширма, методические пособия по учебной дисциплине «Живопись»,
мобильные осветительные приборы, стационарные осветительные приборы (софиты),
настольные лампы, натурные столы мобильные (3 шт.), натурные столы (кубы,
параллелепипеды), гипсовые слепки для постановок, видео мастер – классы, электронные
презентации, комплекты студенческих работ по основным разделам учебной дисциплины,
комплекты учебно–методических таблиц, информационные материалы
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные электронные издания
Хворостов А. С. Живопись. Пейзаж : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. С. Хворостов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53412013-4.
—
Текст
:
электронный
//
ОП
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://biblioonline.ru/bcode/446662
Киплик Д. И. Техника живописи : учебник для среднего профессионального
образования / Д. И. Киплик. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 472 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09962-1. — Текст : электронный // ОП
Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/455864
Вибер, Ж. Живопись и ее средства : учебник для среднего профессионального
образования /
Ж. Вибер. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2021. —
171 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-19302-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/579601
3.2.3. Дополнительные источники (при наличии)
Скакова, А. Г. Рисунок и живопись : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565955
Тютюнова, Ю. М. Краткосрочные этюды : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Ю. М. Тютюнова. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 108 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14737-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567658
Тютюнова, Ю. М. Краткосрочные изображения в изобразительном искусстве : учебник
и практикум для среднего профессионального образования / Ю. М. Тютюнова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53415272-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/568283

Дата введения

20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 ЖИВОПИСЬ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ЖИВОПИСЬ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
использовать основные
владение основными
Оценка результатов
изобразительные материалы и
изобразительными
выполнения
техники;
материалами и техниками;
практических
Соответствие выполненного
контрольный и
задания предъявляемым
самостоятельных работ,
требованиям
выполненных в течении
семестра
применять теоретические знания в применение теоретических
Дифференцированный
практической профессиональной
знаний в практической
зачет в виде просмотра
деятельности;
профессиональной
творческих работ
деятельности;
студентов за учебный
Соответствие выполненного
год
задания предъявляемым
Экзамен в виде
требованиям
просмотра творческих
осуществлять процесс изучения и
осуществление процесса
профессионального изображения
изучения и профессионального работ студентовза
учебный год
натуры, ее художественной
изображения натуры, ее
интерпретации средствами
художественной
живописи;
интерпретации средствами
рисунка;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
знать: основы изобразительной Знание основ изобразительной Оценка
ответов
на
грамоты,
грамоты
вопросы в тестовой
форме по разделам
методы и способы графического, Знание методов и
живописного
и
пластического способовграфического,
изображения геометрических тел
живописного и пластического
изображения геометрических
тел
методы и способы графического, Знание методов и способов
живописного
и
пластического графического, живописного и
изображения
изображения пластического изображения
природных объектов, пейзажа;
природных объектов, пейзажа;
методы и способы графического,
Знание методов и способов
живописного и пластического
графического, живописного и
изображениячеловека;
пластического изображения
человека

Дата введения

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».