Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Приложение 1 Рабочие
учебных предметов
программы
Приложение 1.10
к ОПОП-программе подготовки специалистов
среднего звена по специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном
образовании
(квалификация:
учитель
начальных классов, в том числе для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, очная форма
обучения, б.9 кл., прием 2024 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БУП. 10 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Дата введения 01.09.2024
Страница 1
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.N 413, с изменениями и дополнениями), положений
федеральной образовательной программы среднего общего образования (утв. приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.№371) (с изменениями), с
учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физическая
культура» для профессиональных образовательных организаций (ОДОБРЕНО на заседании
Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №20 от «15» августа 2024 г.), а также
с учетом получаемой специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании.
Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 208-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:
Петкин И.Н., преподаватель физической культуры ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж», ВКК
Дата введения 01.09.2024
Страница 2
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………..
Содержание учебного предмета………………………………………………………………..
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………........
Условия реализации рабочей программы учебного предмета «Физическая культура»
……………
Дата введения 01.09.2024
Страница 3
4
7
19
24
30
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Пояснительная записка
Программа по физической культуре на уровне среднего общего образования разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по
физической культуре представляет собой методически оформленную концепцию требований
ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. При создании
программы по физической культуре учитывались потребности современного российского
общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно
включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности
физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного
творческого долголетия. В программе по физической культуре нашли свои отражения
объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания общего образования,
внедрение новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по физической культуре использовались
прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических концепций,
определяющих современное развитие отечественной системы образования: концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая
учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств
личности учащихся, ответственности за судьбу Родины; концепция формирования
универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской
идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь
страны; концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу
саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования; концепция
преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебновоспитательный процесс на внедрение новых технологий и инновационных подходов в
обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура»,
обосновывающая направленность учебных программ на формирование целостной личности
учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа
жизни.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре
сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в
качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению
здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма,
развитию жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с
федеральной образовательной программой основного общего образования и предусматривает
завершение полного курса обучения обучающихся в области физической культуры.
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура»:
Общей целью общего образования по физической культуре является формирование
разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В программе по физической культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и
связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем
накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры
в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья,
Дата введения 01.09.2024
Страница 4
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в
программе по физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и
функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности,
защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности
становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к
труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и
планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и
прикладно – ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за
счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной
направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта.
Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного
отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние
здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной
социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной
сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека,
воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических
результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным
ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного
взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности,
стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её
планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание
целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и
социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системноструктурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической
культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной
составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла содержание
программы по физической культуре представляется системой модулей, которые структурными
компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули
включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних
видов спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом
спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре), спортивных игр, плавания
и атлетических единоборств. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются
на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических
действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем «Спортивная
и физическая подготовка», содержание которого разрабатывается образовательной
организацией на основе федеральной рабочей программы по физической культуре для
общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное
вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций
конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная и физическая
Дата введения 01.09.2024
Страница 5
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания
базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных
систем. В настоящей программе по физической культуре в помощь учителям физической
культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая
физическая подготовка».
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Учебный предмет является обязательным и входит в общеобразовательный учебный
цикл
УП. 00
БУП
БУП.10
Общеобразовательный учебный цикл
Обязательные учебные предметы (базовый уровень)
Физическая культура
Учебным планом на изучение Физической культуры на 1 курсе отводится 80 часов, из
них 74 часа в рамках учебных занятий, 6 часов – самостоятельная работа.
Период освоения рабочей программы в пределах срока освоения соответствующей
ОП СПО
Учебный предмет изучается в течение 1 и 2 семестра 2024-2025 учебного года.
Дата введения 01.09.2024
Страница 6
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты (ФОП СОО п.127.8.)
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося
как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие
традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность
вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и
волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейную убеждённость, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского
народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность
оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании,
занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание приобретённых умений и
навыков, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7)
экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния
Дата введения 01.09.2024
Страница 7
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познанием мира; осознание ценности научной деятельности; готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Целевые ориентиры из рабочей программы воспитания по специальности
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их в еда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.
Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для
избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных,
информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
Патриотическое воспитание
Осознающий свою национальную, этническую принадлежность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству, общероссийскую идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской
идентичности.
Дата введения 01.09.2024
Страница 8
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Метапредметные результаты
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе
при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
Дата введения 01.09.2024
Страница 9
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
Дата введения 01.09.2024
Страница 10
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты (ФГОС СОО п.9.15):
По учебному предмету «Физическая культура" (базовый уровень) требования к
предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду
и обороне" (ГТО);
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, динамики физического развития и физических
качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики
переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной
деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере;
6) положительную динамику в развитии основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости).
Предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура» (базовый
уровень) (ФОП СОО):
Дата введения 01.09.2024
Страница 11
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
в 10 классе
(п 127.8.3.)
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как
явление культуры, её направления и формы
организации, роль и значение в жизни
современного
человека
и
общества;
ориентироваться
в
основных
статьях
Федерального закона «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации»,
руководствоваться ими при организации
активного отдыха в разнообразных формах
физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой
деятельности;
положительно
оценивать
связь
современных
оздоровительных систем физической культуры
и здоровья человека, раскрывать их целевое
назначение
и
формы
организации,
возможность
использовать
для
самостоятельных
занятий
с
учётом
индивидуальных интересов и функциональных
возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных
занятий»:
проектировать
досуговую
деятельность с включением в её содержание
разнообразных форм активного отдыха,
тренировочных и оздоровительных занятий,
физкультурно-массовых
мероприятий
и
спортивных соревнований; контролировать
показатели индивидуального здоровья и
функционального
состояния
организма,
использовать
их
при
планировании
содержания
и
направленности
самостоятельных
занятий
кондиционной
тренировкой, оценке её эффективности;
планировать системную организацию занятий
кондиционной
тренировкой,
подбирать
содержание и контролировать направленность
тренировочных воздействий на повышение
физической работоспособности и выполнение
норм Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и
профилактической
направленности,
использовать их в режиме учебного дня и
системе самостоятельных оздоровительных
занятий; выполнять комплексы упражнений из
современных
систем
оздоровительной
физической культуры, использовать их для
в 11 классе
(п.127.8.4.)
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать адаптацию организма к
физическим нагрузкам как основу укрепления
здоровья,
учитывать
её
этапы
при
планировании
самостоятельных
занятий
кондиционной тренировкой; положительно
оценивать роль физической культуры в
научной организации труда, профилактике
профессиональных
заболеваний
и
оптимизации
работоспособности,
предупреждении
раннего
старения
и
сохранении творческого долголетия; выявлять
возможные причины возникновения травм во
время самостоятельных занятий физической
культурой и спортом, руководствоваться
правилами их предупреждения и оказания
первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных
занятий»: планировать оздоровительные
мероприятия в режиме учебной и трудовой
деятельности
с
целью
профилактики
умственного и физического утомления,
оптимизации
работоспособности
и
функциональной
активности
основных
психических процессов; организовывать и
проводить
сеансы релаксации, банных
процедур
и
самомассажа
с
целью
восстановления организма после умственных
и
физических
нагрузок;
проводить
самостоятельные занятия по подготовке к
успешному
выполнению
нормативных
требований комплекса «Готов к труду и
обороне», планировать их содержание и
физические
нагрузки
исходя
из
индивидуальных результатов в тестовых
испытаниях.
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и
профилактической
направленности,
использовать их в режиме учебного дня и
системе самостоятельных оздоровительных
занятий; выполнять комплексы упражнений из
современных
систем
оздоровительной
физической культуры, использовать их для
Дата введения 01.09.2024
Страница 12
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
самостоятельных
занятий
с
учётом
индивидуальных интересов в физическом
развитии и физическом совершенствовании;
выполнять
упражнения
общефизической
подготовки, использовать их в планировании
кондиционной тренировки; демонстрировать
основные технические и тактические действия
в игровых видах спорта в условиях учебной и
соревновательной деятельности, осуществлять
судейство по одному из освоенных видов
(футбол,
волейбол,
баскетбол);
демонстрировать приросты показателей в
развитии основных физических качеств,
результатов в тестовых заданиях Комплекса
«Готов к труду и обороне».
самостоятельных
занятий
с
учётом
индивидуальных интересов и потребностей в
физическом
развитии
и
физическом
совершенствовании; демонстрировать технику
приёмов
и
защитных
действий
из
атлетических единоборств, выполнять их во
взаимодействии
с
партнёром;
демонстрировать основные технические и
тактические действия в игровых видах спорта,
выполнять их в условиях учебной и
соревновательной
деятельности
(футбол,
волейбол, баскетбол); выполнять комплексы
физических упражнений на развитие основных
физических
качеств,
демонстрировать
ежегодные приросты в тестовых заданиях
Комплекса «Готов к труду и обороне».
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
СПО и на основе требований ФГОС СОО
Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии следующих
общих и профессиональных компетенций:
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
Планируемые результаты
(метапредметные и
Дисциплинарные2
личностные)
(предметные)
Общие1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
ПРб 2. Владение
современными
технологиями укрепления
и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний,
связанных с учебной и
производственной
деятельностью;
ПРб 4. владение
физическими
упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме
учебной и
1Указываются
личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует
общеобразовательная дисциплина.
2Дисциплинарные
(предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО.
Предметные результаты базового уровня (ПРб) нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.).
Дата введения 01.09.2024
Страница 13
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде
Планируемые результаты
Общие1 (метапредметные и
Дисциплинарные2
личностные)
(предметные)
- устанавливать существенный признак
или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
Дата введения 01.09.2024
производственной
деятельности с целью
профилактики
переутомления и
сохранения высокой
работоспособности;
ПРб 5. Владение
техническими приемами и
двигательными действиями
базовых видов спорта,
активное применение их в
физкультурнооздоровительной и
соревновательной
деятельности, в сфере
досуга, в профессиональноприкладной сфере;
ПРб 4. владение
физическими
упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме
учебной и
производственной
Страница 14
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Код и
наименование
формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1 (метапредметные и
Дисциплинарные2
личностные)
(предметные)
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 08 Использовать готовность к саморазвитию,
средства физической самостоятельности и самоопределению;
культуры для
наличие мотивации к обучению и
сохранения и
личностному развитию;
укрепления здоровья В части физического воспитания:
в процессе
- сформированность здорового и
профессиональной
безопасного образа жизни, ответственного
деятельности и
отношения к своему здоровью;
поддержания
- потребность в физическом
необходимого
совершенствовании, занятиях спортивноуровня физической
оздоровительной деятельностью;
подготовленности
- активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
Овладения универсальными
регулятивными действиями:
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
Дата введения 01.09.2024
деятельности с целью
профилактики
переутомления и
сохранения высокой
работоспособности;
ПРб 5. Владение
техническими приемами и
двигательными действиями
базовых видов спорта,
активное применение их в
физкультурнооздоровительной и
соревновательной
деятельности, в сфере
досуга, в профессиональноприкладной сфере
ПРб 1. Умение
использовать
разнообразные формы и
виды физкультурной
деятельности для
организации здорового
образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том
числе в подготовке к
выполнению нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса "Готов к труду и
обороне" (ГТО);
ПРб 2. Владение
современными
технологиями укрепления
и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
Страница 15
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Код и
наименование
формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1 (метапредметные и
Дисциплинарные2
личностные)
(предметные)
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на
основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний;
- постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
Дата введения 01.09.2024
профилактики заболеваний,
связанных с учебной и
производственной
деятельностью;
ПРб 3. Владение
основными способами
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья,
умственной и физической
работоспособности,
динамики физического
развития и физических
качеств;
ПРб 4. владение
физическими
упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме
учебной и
производственной
деятельности с целью
профилактики
переутомления и
сохранения высокой
работоспособности;
ПРб 5. Владение
техническими приемами и
двигательными действиями
базовых видов спорта,
активное применение их в
физкультурнооздоровительной и
соревновательной
деятельности, в сфере
досуга, в профессиональноприкладной сфере;
ПРб 6. Положительную
динамику в развитии
основных физических
качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и
ловкости)
Страница 16
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
ПК 1.2.
Организовывать
процесс обучения
обучающихся, в
том числе с
ограниченными
возможностями
здоровья, в
соответствии с
санитарными
нормами и
правилами,
реализовывать
программы
индивидуального
развития.
ПК 1.7.
Выстраивать
траекторию
профессионального
роста на основе
результатов
анализа процесса
обучения и
самоанализа
деятельности.
Овладения универсальными
регулятивными действиями:
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета
на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний;
- постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень
Овладения универсальными
регулятивными действиями:
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета
на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний;
Дата введения 01.09.2024
Умения
применять приемы страховки и
самостраховки при выполнении
физических упражнений;
владеть физическими
упражнениями разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме
учебной и производственной
деятельности с целью
профилактики переутомления
и сохранения высокой
работоспособности;
- владеть техническими
приемами и двигательными
действиями базовых видов
спорта, активное применение
их в физкультурнооздоровительной и
соревновательной
деятельности, в сфере досуга, в
профессионально
-прикладной сфере;
Знания
правила техники безопасности
и санитарноэпидемиологические
требования при организации
процесса обучения
Навыки
самоанализа деятельности
выстраивания личной
траектории профессиональной
деятельности на основе
результатов анализа процесса
обучения и самоанализа
деятельности
Умения
анализировать результаты
процесса обучения
владеть основными способами
самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья,
умственной и физической
работоспособности, динамики
Страница 17
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
- постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень
Дата введения 01.09.2024
физического развития и
физических качеств;
- иметь положительную
динамику в развитии
основных физических качеств
(силы, быстроты,
выносливости, гибкости и
ловкости).
Страница 18
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Содержание учебного предмета
Теоретическая часть
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность
профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании
здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении
профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания
учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике безопасности
при занятиях физическими упражнениями.
1.Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей
культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи.
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике
курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании
здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной
деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические
средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена,
гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных
заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности.
Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы
построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки
утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной
нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм,
функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения,
функционального состояния организма, физической подготовленности.
Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по
результатам показателей контроля.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и
учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика
работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины
Дата введения 01.09.2024
Страница 19
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервноэмоционального, психического и психофизического утомления. Методы повышения
эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и
психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы
физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического
воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических
функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования
Практическая часть
Учебно-методические занятия
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя
с учетом интересов студентов.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и
применение средств физической культуры для их направленной коррекции.
Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного
отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорнодвигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной
гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности студентов.
6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и
общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально
значимых качеств и свойств личности.
7. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты здоровья).
Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
8. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом
профессиональной направленности
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный
объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья
студентов, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий тем или
иным видом спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию:
выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания,
восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег
30 м, 100 м, эстафетный бег, бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на
дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способами «согнув
Дата введения 01.09.2024
Страница 20
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
ноги», «прогнувшись»; прыжки в высоту способом «ножницы»; метание мяча, гранаты весом
500 г (девушки) и 700 г (юноши).
2. Физкультурный комплекс ГТО
Упражнения обязательного выполнения испытаний: быстрота и сила (бег на 60 и 100 м,
подтягивание или рывок гири, сгибание разгибание рук), гибкость и выносливость (наклон
вперед с прямыми ногами, бег на 2000 (юноши 3000 м), бег на лыжах 3км (юноши 5 км)).
Упражнения выполнения испытаний по выбору (прыжок в длину с места, подъем
туловища за 1 мин, метание гранаты 500 гр (юноши 700 гр.), стрельба, туристические навыки)
3.Спортивные игры. Баскетбол
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной
двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию
координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции;
дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения,
формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости;
совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие,
внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое
принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Челночный бег 3х10 м, 10х10 м. Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину
(с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), тактика
нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным
правилам баскетбола. Игра по правилам.
4. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость,
координацию, гибкость, равновесие. Совершенствует память, внимание, целеустремленность,
мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с
гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для
профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с
расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы
и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения.
Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики
Упражнения с элементами акробатики. Гимнастика на снарядах: перекладине (юноши),
бревне (девушки). Опорный прыжок через гимнастический конь (козёл). Силовая гимнастика.
5.Виды спорта по выбору:
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений,
совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную
силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с
эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности
занятий.
Спортивная лапта
Исходное положение (стойки), перемещения, ловля мяча, передача, подача мяча, удар
битой по мячу, осаливание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника
безопасности игры. Игра по упрощенным правилам спортивной лапты. Игра по правилам.
Дартс
Исходное положение (стойка), техника броска, тактика игры, ведение счета, Техника
безопасности игры. Правила игры. Игра по правилам.
6. Лыжная подготовка
Дата введения 01.09.2024
Страница 21
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные
возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции
организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает
смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Попеременные и одновременные классические лыжные ходы. Попеременные и
одновременные коньковые лыжные ходы. Переход с одновременных лыжных ходов на
попеременные. Преодоление подъемов, спускови препятствий. Переход с хода на ход в
зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок:
распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км
(девушки) и 5 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила
соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при
травмах и обморожениях.
7.Спортивные игры. Волейбол
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной
двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию
координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции;
дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения,
формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости;
совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие,
внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое
принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Вертикальный прыжок. Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача,
нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, блокирование, тактика нападения, тактика
защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола.
Игра по правилам.
8. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию
выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания,
восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег
30 м с низкого старта, 60 м, 100 м, эстафетный бег; бег по прямой с различной скоростью,
равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши), прыжки в длину с разбега
способами «согнув ноги», «прогнувшись»; прыжки в высоту способом «ножницы»; метание
мяча, гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).
9. Модуль Биатлон
Способствуют всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному
развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению студентов к систематическим
занятиям физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному
самоопределению.Во время образовательной деятельности в Биатлоне постоянно меняются
спортивные дисциплины и комплексы упражнений, направленные на формирование у
занимающихся жизненно необходимых навыков, чередуются физические нагрузки различной
направленности и продолжительности.
10. Виды спорта по выбору:
Футбол
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и
в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника
игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника
безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по
правилам.
Пляжный волейбол
Дата введения 01.09.2024
Страница 22
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.10 Физическая культура
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием
мяча снизу двумя руками, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры.
Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам пляжного волейбола. Игра по
правилам.
Уличный баскетбол 3х3 (стритбол)
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении,
прыжком),тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры.
Игра по упрощенным правилам уличного баскетбола. Игра по правилам.
Дата введения 01.09.2024
Страница 23
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Раздел/
Тема
Тема 1
Ведение.
Основы
здорового
образа жизни
Тема 2
Физкультурн
ый комплекс
ГТО
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
прикладной модуль (при наличии)
Профессионально-ориентированное
содержание
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов СПО.
Современные технологии укрепления и
сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики заболеваний,
связанных с учебной и производственной
деятельностью
Упражнения обязательного выполнения
испытаний ФК ГТО: быстрота и сила
Формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к
труду и обороне" (ГТО);
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Профессионально-ориентированное
содержание
Способы самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической
Дата введения 01.09.2024
Объем часов
Теоретические
занятия
Практически
е/
лабораторны
е занятия
Экзамен/зач
ет
/дифф.зачет
Самостоятел
ьная
работа
Формируемые
компетенции
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.7
ПК 1.2
1
1
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.7
1
Страница 24
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
работоспособности, динамики физического
развития и физических качеств;
Тема 3Легкая
атлетика
Упражнения выполнения испытаний по выбору ФК
ГТО: гибкость и выносливость.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и
критерии оценки.
Бег 60 м, 100 м. Метание. Бег 500\1000 м
Профессионально-ориентированное содержание
Простейшие методики самооценки
работоспособности.
Упражнения выполнения испытаний по выбору ФК
ГТО. Туристические навыки.
Низкий старт. Бег на 30 м. Прыжки в длину.
Кроссовая подготовка.
1
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.2.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и
3 000 м (юноши),
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 7 Легкая
атлетика
Упражнения обязательного выполнения испытаний
по легкой атлетике. Контрольная точка.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 8
Баскетбол
Упражнения для коррекции зрения. Техника
безопасности. Передвижение, остановка, повороты.
Ловля и передача мяча, ведение.
Броски мяча в корзину с места. Броски мяча в
корзину в движении, прыжком.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 11
Баскетбол
Вырывание и выбивание. Приемы овладения мячом.
Прием техники защита — перехват, приемы,
применяемые против броска, накрывание;
Правила игры. Тактика нападения, тактика защиты.
Игра по упрощенным правилам баскетбола.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 12
Упражнения обязательного выполнения испытаний
2
ОК 01; ОК 04;
Тема 4
Физкультурн
ый комплекс
ГТО
Тема 5
Легкая
атлетика
Тема 6 Легкая
атлетика
Тема 9
Баскетбол
Тема 10
Баскетбол
Дата введения 01.09.2024
Страница 25
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
Баскетбол
по баскетболу. Контрольная точка.
Тема 13
Гимнастика
Методика составления и проведения
самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Атлетическая, силовая гимнастика. Спортивная
лапта.
Физические упражнения для профилактики и
коррекции нарушения опорно-двигательного
аппарата. Упражнения с элементами акробатики.
Массаж и самомассаж при физическом и
умственном утомлении. Опорный прыжок через
гимнастический конь (козёл). Гимнастика на
снарядах: перекладине (юноши), бревне (девушки).
Профессионально-ориентированное содержание
Комплексы упражнений вводной и
производственной гимнастики. Упражнения
обязательного выполнения испытаний по
гимнастике. Контрольная точка.
Зачет
1
1
Тема 19
Лыжная
подготовка
Тема 20
Биатлон
Профессионально-ориентированное содержание
Основы здорового образа жизни. Физическая
культура в обеспечении здоровья.
Техника безопасности при занятиях лыжным
спортом. Модуль «Биатлон»
Попеременные и одновременные классические
лыжные ходы. Переход с одновременных лыжных
ходов на попеременные.
Упражнения выполнения испытаний по выбору ФК
ГТО. Стрельба. Модуль «Биатлон»
Тема 21
Лыжная
Преодоление подъемов, спусков и препятствий.
Попеременные и одновременные коньковые лыжные
Тема 14
Гимнастика
Тема 15
Гимнастика
Тема 16
Гимнастика
Тема 17
Зачет
Тема 18
Основы
здорового
образа жизни
Дата введения 01.09.2024
ОК 08
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
1
2
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.2
1
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Страница 26
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
подготовка
Тема 22
Лыжная
подготовка
Тема 23
Лыжная
подготовка
Тема 24
Лыжная
подготовка
Тема 25
Биатлон
ходы. Дартс
Переход с хода на ход в зависимости от условий
дистанции и состояния лыжни. Основные элементы
тактики в лыжных гонках. Правила соревнований.
Элементы тактики лыжных гонок на дистанции.
Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км
(юноши). Дартс
Упражнения обязательного выполнения испытаний
по лыжной подготовке, дартс. Контрольная точка.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Физическая культура в профессиональной
деятельности специалиста. Модуль «Биатлон»
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 26
Волейбол
Техника безопасности. Исходное положение
(стойки), перемещения.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 27
Волейбол
Передача, прием мяча снизу двумя руками.
Передача, прием мяча сверху двумя руками.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 28
Волейбол
Правила игры. Игра по упрощенным правилам
волейбола. Вертикальный прыжок.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 29
Волейбол
Тактика нападения, тактика защиты.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 30
Волейбол
Упражнения обязательного выполнения испытаний
по волейболу. Контрольная точка.
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Тема 31
Легкая
атлетика
Тема 32
Легкая
атлетика
Тема 33
Самооценка и анализ выполнения обязательных
тестов состояния здоровья и общефизической
подготовки. Прыжки в высоту
Прыжки в высоту способом «ножницы»;
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Упражнения обязательного выполнения испытаний
2
ОК 01; ОК 04;
Дата введения 01.09.2024
Страница 27
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
Физкультурн
ый комплекс
ГТО
Тема 34
Легкая
атлетика
Тема 35
Легкая
атлетика
Тема 36
Легкая
атлетика
Тема 37
Легкая
атлетика
Тема 38 Виды
спорта по
выбору
Тема 39
Виды спорта
по выбору
Тема 40
Зачет
Всего
ФК ГТО: гибкость и выносливость, быстрота и сила
ОК 08
Бег 30 м, 60 м,100 м, эстафетный бег. Метание
гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и
3000 м (юноши), Прыжки в длину с разбега
способами «согнув ноги», «прогнувшись».
Тройной прыжок. Упражнения обязательного
выполнения испытаний по легкой атлетике.
Контрольная точка.
Профессионально-ориентированное содержание
Профилактика профессиональных заболеваний
средствами и методами физического воспитания.
Упражнения выполнения испытаний ФК ГТО по
выбору
Уличный баскетбол 3х3. Спортивная лапта
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
Пляжный волейбол.Дартс
Дифференцированный зачет
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ПК 1.7
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
2
ОК 01; ОК 04;
ОК 08
ОК 08
2
4
66
4
6
80
Перечень мероприятий (в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат), связанных с учебным предметом
21 сентября – Всероссийский день бега «Кросс нации» - Декада бега
27 сентября – Всемирный день Туризма – Туристический слёт
21 декабря – Всемирный день баскетбола – Декада баскетбола
21 января – Всемирный день снега – Лыжная эстафета
9 февраля- Международный день волейбола – Декада волейбола
Дата введения 01.09.2024
Страница 28
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10 Физическая культура
10 февраля – «Лыжня России» - Декада лыжного спорта
11 марта – Всероссийский день ГТО – Весенний фестиваль ГТО
9 мая – День Победы – л/а пробег Победы
25 июня – День России – Онлайн «ЗаБег» 12 км
Темы индивидуальных проектов, в том числе с учетом профессиональной направленности
Современные технологии укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью
Формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке
к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
Способы самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического
развития и физических качеств
Комплексы утренней гимнастики для младших школьников
Подвижные игры для младших школьников
Физическая культура и спорт в моей профессии
Режим двигательной активности с учётом специфики профессиональной деятельности
Межпредметные связи учебного предмета (интеграция)
Курс
1
1
2-4
2
3-4
Код
БУП.11
ДУП.02
СГ 04
ОП 09
МДК 01.08
Учебные дисциплины, ПМ/МДК/практика
Основы безопасности и защиты Родины
Основы проектной деятельности, индивидуальный проект
Физическая культура
Возрастная анатомия, физиология, гигиена
Теория и методика физического воспитания с практикумом
Дата введения 01.09.2024
Страница 29
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП 10Физическая культура
Условия реализации рабочей программы учебного предмета
«Физическая культура »
1.Материально-техническое, методическое обеспечение обучения
Спортивный зал:
стенка гимнастическая (2 шт.); перекладина навесная универсальная для стенки
гимнастической (1 шт.); гимнастические скамейки (4 шт.); гимнастические снаряды
(перекладина (1 шт.), бревно (1 шт.), конь для прыжков (1 шт.) и др.), маты гимнастические (6
шт.), канат для лазания (1 шт.), канат для перетягивания (1 шт.), стойки для прыжков в высоту
(1 шт.), перекладина для прыжков в высоту (1 шт.), зона приземления для прыжков в высоту (1
шт.), скакалки (20 шт.), палки гимнастические (30 шт.), мячи набивные (10 шт.), мячи для
метания (15 шт.), гантели, гири 16, 24 кг, мишени для дартса (7 шт.), кегли, кольца для
метания, кольца баскетбольные, щиты баскетбольные (6 шт.), сетки баскетбольные (3 шт.),
мячи баскетбольные (30 шт.), стойки волейбольные (3 шт.), защита для волей больных стоек,
сетка волейбольная (2 шт.), антенны волейбольные, мячи волейбольные (30 шт.)
2.Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Письменский И. А. Физическая культура: 10—11 классы : учебник для среднего
общего образования / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 396 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16014-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531537
Дополнительная литература:
Физическая культура : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 599 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53413554-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/517442
Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий студентов : учебное
пособие для среднего профессионального образования / М. С. Эммерт, О. О. Фадина,
И. Н. Шевелева, О. А. Мельникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
129 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15669-0. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532421
Бишаева А.А. Физическая культура (2-е изд., стер.) учебник. М.: «Академия», 2017.
Интернет-ресурсы
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации.
https://www.minsport.gov.ru/
Официальный сайт Олимпийского комитета России. URL: www.olympic.ru
Дата введения 01.09.2024
URL:
Страница 30