Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология Приложение 1 к дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки «Преподавание информатики в школе» (прием 2025) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Дата введения – 31.01.2025 Страница 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология Рабочая программа ОПД Педагогика и психология разработана на основе профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Якимова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория, методист, магистр педагогики Дата введения – 31.01.2025 Страница 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ Дата введения – 31.01.2025 4 12 ОСВОЕНИЯ 13 Страница 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 1.1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения программы: В результате освоения программы обучающийся должен уметь/необходимые умения: ‒ применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, (В) реализовывать интерактивные (формы, методы и технологии) на занятии и организации внеурочной деятельности по предмету информатике; ‒ разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности(В) ‒ использовать различные средства, методы и формы организации деятельности обучающихся по информатике в начальной и средней школе; ‒ организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую ‒ осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе(В) ‒ осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении по информатики в начальной школе. В результате освоения программы обучающийся должен знать/необходимые знания: основы методики преподавания информатики в начальной и средней школе, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (А) воспитательные возможности урока, внеурочных занятий информатики в начальной и средней школе; методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся по информатике; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках по информатике в начальной и средней школе; виды учебной документации по информатике в начальной и средней школе, требования к ее ведению и оформлению. педагогические закономерности организации образовательного процесса (А) дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий (А) современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (А) теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся (А). Слушатель должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности (ВД): ПК.1.1 Определять цели, задачи, планировать уроки и внеурочную деятельность по информатике в школе; ПК.1.2 Проводить уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; ПК.1.3 Осуществлять педагогический контроль по информатике в школе, оценивать процесс и результаты обучения, внеурочной деятельности; ПК.1.4 Анализировать уроки и внеурочные занятия по информатике в школе; ПК.1.5 Вести документацию, обеспечивающую преподавание информатики, организацию внеурочной деятельности по информатике в школе. Общие компетенции (ОК), которые совершенствуются в процессе освоения программы: ОК. 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК. 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной ОК 03 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Дата введения – 31.01.2025 Страница 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы: максимальной учебной нагрузки слушателя 84 часа, в том числе: обязательных учебных занятий 24 часа; самостоятельной работы слушателя 60 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательные учебные занятия (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме зачета Дата введения – 31.01.2025 Объем часов 84 24 0 18 2 60 Страница 5 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология 2.2. Тематический план и содержание ОПД Педагогика и психология Наименование разделов и тем 1 Раздел 1.Психология Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание Предмет, задачи, проблемы возрастной психологии. Категория Тема 1.1 развития. Условия и движущие силы Теоретические развития. Основные подходы к вопросы возрастной выделению стадий психического психологии развития (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.С. Выготский). Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. Содержание Общая характеристика младшего школьного возраста. Учение как Тема 1.2 Ступени ведущий вид деятельности младшего развития школьника. субъективной Общая характеристика реальности подросткового возраста. человека в период Подростковый возраст как социальномладшего психологическое явление. школьного и Психологические теории подросткового подросткового возраста. возраста Подростковый кризис. Практические/лабораторные занятия. Включение теоретических знания из области психологии в Дата введения – 31.01.2025 Объем часов Уровень Информационные Практические/ Промежуточная Самостоятельная освоения (лекционные) лабораторные аттестация (зачет) (внеаудиторная (*только занятия занятия работа) (в том указ для числе лекций) консультации) 4 5 6 7 8 0,5 2 0,5 2 1 2 Страница 6 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология Тема 1.3 Психология психических процессов младших школьников и подростков практическую преподавательскую деятельность на основе анализа педагогических ситуаций по младшему школьному/подростковому возрасту Содержание Ощущение и восприятие младших школьников и подростков Понятие об ощущении. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Свойства восприятия – предметность, осмысленность, константность. Особенности ощущений и восприятия младших школьников и подростков. Особенности организации восприятия обучающихся с учетом основных свойств восприятия. Память и внимание младших школьников и подростков Понятие «память», функции памяти, ее физиологические основы. Основные процессы памяти. Индивидуальные различия памяти, их учет при работе с обучающимися. Виды памяти. Законы и теории памяти. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания. Свойства внимания. Особенности развития памяти и внимания обучающихся на уроках в начальной и средней школе. Процессы мышления и Дата введения – 31.01.2025 1 2 2 2 Страница 7 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология воображения младших школьников и подростков Понятие о воображении. Виды воображения, процессы. Индивидуальные качества воображения. Понятие «мышление», отличительные особенности мышления, его функции. Виды мышления: репродуктивное, творческое мышление; нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое, практическое. Мыслительные операции. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности. Мышление и речь. Особенности развития мышления и воображения обучающихся на уроках в начальной и средней школе. Практические/лабораторные занятия Семинар-практикум «Приемы организации учебнопознавательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» Раздел 2. Педагогика Тема 2.1. Содержание Педагогика как Педагогика в системе наук о наука человеке. Педагогика как наука о воспитании и образовании. Основные понятия и категории педагогики. Анализ тенденций развития педагогической науки и практики. Дата введения – 31.01.2025 3 2 0.5 2 Страница 8 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология Тема 2.2 Сущность педагогического процесса Педагогические закономерности организации образовательног опроцесса (ПС) Национальный проект «Молодежь и дети». Содержание Сущность педагогического процесса, его компоненты. Принципы педагогического процесса. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательной программ. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (ПС). Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Закономерности процесса обучения. Принципы обучения. Урок как основная форма обучения в современной школе. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках по информатике в начальной и средней школе. Основы методики преподавания информатики в начальной и средней школе, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Виды учебной документации по информатике в Дата введения – 31.01.2025 0,5 2 2 2 Страница 9 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология начальной и требования к оформлению. средней школе, ее ведению и Практические/лабораторные занятия Цель обучения как условие успешного протекания учения. Определение логики построения цели и задач в учебном процессе. Тема 2.3 Формы, Содержание методы и средства Дидактические основы, используемые обучения. в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий (ПС). Формы, методы и средства обучения: различные подходы к классификации. Общие формы организации учебнопознавательной деятельности обучаемых. Практические/лабораторные занятия Определение возможностей использования различных средств, методов и форм организации деятельности обучающихся по информатике в начальной и средней школе на основе анализа видео фрагментов занятий/ конструктов занятий (ПС). Разработка/подбор учебных заданий с применением проблемного обучения для проведения занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика, практикооринтированных заданий в Дата введения – 31.01.2025 1 2 0,5 2 1,5 2 4 2 Страница 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология т.ч. связанных с актуальными событиями современности Возможности организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской. Определение тем проектов для занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика Проектирование фрагментов (этапов) занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика с применением современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов Тема 2.4 Методы Содержание контроля Методы и методики педагогического результатов контроля результатов учебной обучения по деятельности обучающихся по информатике информатике. Практические/лабораторные занятия Осуществление самоанализа и самоконтроля при проведении занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика Семинар-практикум «Специфика осуществления контрольнооценочной деятельности при Дата введения – 31.01.2025 2 2 2 2 0,5 1,5 2 Страница 11 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология проведении занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика» Зачет Самостоятельная работа Тема «Основные характеристики возраста: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психические новообразования» (Заполнить таблицу «Особенности учебной деятельности младших школьников/ подростков: трудности и достижения»; написать сочинениерассуждение «Мой психологический возраст»). Тема «Познавательные психические процессы» (Подобрать игры и задания, направленные на развитие познавательной сферы младших школьников, подростков занятиях по информатике). Тема «Познавательные психические процессы» (Подготовить сообщение (по выбору преподавателя) «Способы развития внимания и памяти младших школьников и подростков», «Способы развития мышления и творческого воображения младших школьников и подростков») Тема «Познавательные психические процессы» подготовка к семинару-практикуму «Приемы организации учебнопознавательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Тема «Тенденции развития современного педагогического образования» Подготовка сообщения/презентации «Значение реализации национального проекта «Молодежь и дети» (включая ФП «Все лучшее детям» и пр.) в процессе преподавания информатики в школе» Тема «Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода во ФГОС НОО, ФГОС ООО третьего поколения, ФОП НОО, ФОП ООО в рамках преподавания информатики в начальной и средней школе» Подготовка стендового доклада «Метод проектов/ИКТДата введения – 31.01.2025 2 4 6 4 4 6 6 8 6 8 6 Страница 12 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология технологии/ ЦОР/ проблемного (развивающего) обучения и пр.: особенности реализации в процессе преподавания информатики» Тема «Формы, методы и средства обучения». Составление опорной схемы «Методы обучения информатике в школе» на основе различных подходов к классификации методов обучения в педагогике. Подготовка сообщения «Традиционные и инновационные формы обучения информатике в школе» Тема «Урок как основная форма обучения в современной школе» Определение требований к современному уроку на основе анализа педагогической литературы, ФГОС ООО, ФОП ООО. Составление памятки. Тема «Организация контрольно-оценочной деятельности по предмету» подготовка к семинару-практикуму «Специфика осуществления контрольно-оценочной деятельности при проведении занятий и организации внеурочной деятельности по предмету информатика» Консультации студентов по выполнению самостоятельной работы Всего 2 4 18 2 84 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Дата введения – 31.01.2025 Страница 13 60 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор; компьютер 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М. : ОИЦ «Академия», 2020. 2. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 246 с. Электронные издания: 1. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 372 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00845-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512633 (дата обращения: 01.08.2023). 2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511989 (дата обращения: 01.08.2023). 3. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09130-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513472 (дата обращения: 01.08.2023). Дополнительные источники: 1. Зимняя И. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М. : Творческий Центр Сфера, 2001. 3. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002 4. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. М. : Академия, 1999. 5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М. : Академия, 2002 6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М. :Академия, 2000. 7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие. М. :Академия, 2001. 8. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж, 1997 Дата введения – 31.01.2025 Страница 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология Интернет-ресурсы: 1. http://www.school.ru – Российский общеобразовательный портал Онлайн-журнал «PSYCHOLOGIES». URL: http://www. psychologies.ru/ 2. Педагогический энциклопедический словарь. URL: http://www.dictionary.fio.ru 3. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.ru 4. Сайт «А.Я. Психология». URL: http://wwwazps.ru/ 5. Сайт «Ваш психолог». URL: http://»www.vashpsixolog.ru 6. Сайт «Психология от А до Я». URL: http://wwwpsyznaiyka.net 7. Сайт журнала «Психология». URL: http://www.psychology.ru/ 8. Электронная библиотека "Просвещение". URL: http://www.nd.ru/catalog/products Методические материалы Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОПД Педагогика и психология для слушателя программы ДПП – ППП «Преподавание информатики в школе»/ А.В. Якимова. - Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж». – 2025. – с. 19 3.3. Организация образовательного процесса Образовательная деятельность по освоению программ ОПД Педагогика и психология предполагает следующие виды учебных работ: лекции, практические занятия и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. В процессе реализации учебных занятий используются деятельностные технологии и активные (диалогические) формы обучения. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Форма промежуточной аттестации - зачет Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) З5 - основы методики преподавания тестирование, экспертная оценка результатов информатики в начальной и средней школе, самостоятельно работы слушателей основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий зачет (А) З6 - воспитательные возможности урока, внеурочных занятий информатики в начальной и средней школе; З7 - методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся по информатике; З8педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках по информатике в начальной и средней школе; З9 - виды учебной документации по информатике в начальной и средней школе, требования к ее ведению и оформлению. З10 педагогические закономерности организации образовательного процесса (А) З11 - дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий (А) З12- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (А) Дата введения – 31.01.2025 Страница 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОПД Педагогика и психология З.13- теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся (А). У4 - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, (В) реализовывать интерактивные (формы, методы и технологии) на занятии и организации внеурочной деятельности по предмету информатике; У5разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности(В) У6 использовать различные средства, методы и формы организации деятельности обучающихся по информатике в начальной и средней школе; У7 организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую У8 - осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе(В) У9- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении по информатики в начальной школе. Дата введения – 31.01.2025 анализ ситуационных задач, практических заданий зачет Страница 16 Дата введения – 04.08.2020 Страница 17 Страниц 17