Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директор ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический
колледж»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
И.И.Ярославцева
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 021D2C4900E0B1B8AB417F2385789D7FED
Владелец: ЯРОСЛАВЦЕВА ИРИНА ИГОРЕВНА
Действителен: с 03.09.2024 до 03.12.2025
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
Возраст детей: от 15 до 22 лет
Срок реализации: 9 месяцев
г. Камышлов, 2024
Дата введения – 13.01.2025
Страница 1
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….....3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………....….6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………….……...7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………….9
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………….…………10
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………….…...………...12
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …...…………………….….………….….13
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………...….…………………....14
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………….…….……15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..........................16
Дата введения – 13.01.2025
Страница 2
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная
«ЭКО
-
волонтер»
общеобразовательная
реализуется
общеразвивающая
в
рамках
программа
естественнонаучной
направленности. Программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего
формирование
у обучающихся умения
самостоятельно
мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи. Данная программа способствует не только расширению и углублению
знаний обучающихся об окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала,
психического состояния и физического здоровья обучающихся, тем самым
развивая экологический аспект современной культуры.
Актуальность программы.
В
современных
условиях серьёзность
и
сложность общественного
развития ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических
условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об
экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего
поколений. Экологическое воспитание обучающихся сегодня является одной из
важнейших задач общества, а значит, и образования. Главной же задачей
экологического
воспитания
и
образования
является
формирование
экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и
активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Ещё
двадцать лет назад в России были сформулированы критерии, экологически
грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие
критерии
как:
системность
и
экологичность
мышления;
социально-
экологическая ответственность, включающая личную заботу об окружающей
среде; знание
глобальных и региональных экологических проблем
убежденность в необходимости сохранения окружающей среды.
Дата введения – 13.01.2025
Страница 3
Страниц 17
и
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
Значение
экологического образования
в
настоящее
время
трудно
переоценить. При этом из-за нехватки времени о многих биологических
объектах приходится лишь рассуждать – практические занятия невозможно
проводить в том объёме, в каком это было бы желательно. Занятия позволяют
восполнить этот недостаток хотя бы для обучающихся, интересующихся
биологией.
Таким образом, актуальность программы в том, что она ставит перед
собой задачу воспитания экологической культуры у обучающихся. Под
экологическим воспитанием можно понимать многостороннее взаимодействие
обучающихся как активных субъектов с окружающей природно- социальной
средой, в процессе которого они созревают как личности- представители
особой экосистемы- человек- природа- общество.
Педагогическая целесообразность.
Данная
экологического
образовательная
воспитания
программа
(без
по
повышению
специального
отбора
уровня
обучающихся)
рассчитана на год и предполагает проведение занятий со студентами колледжа.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
студенты
овладевают
практических
знаний,
определенным
умений,
и
минимумом
навыков
в
теоретических
области
и
экологического
волонтерства и решают определенные задачи для достижения основной пели.
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
условия набора студентов.
В
реализации
данной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до
18 лет.
Сроки реализации программы.
Дата введения – 13.01.2025
Страница 4
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
Предполагается
проведение
занятий
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе в объеме 74 аудиторных
часов в течение календарного года.
Формы и режим занятий.
Предполагается
проведение
занятий
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2
учебных часа. Количество учебных недель – 37. Итого на освоение программы
– 74 часа.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой
и индивидуальной работы.
Основная форма занятий — групповая. Возможен отбор студентов в
течение года. Количество занимающихся в группе не менее 15 человек.
Формы, используемые на занятиях:
• беседа;
• групповые занятия;
• индивидуальные консультации;
• самостоятельная работа;
• проектирование;
•
разработка
конспектов
просветительских
мероприятий
и
презентационных материалов к ним;
• проведение мастер-классов;
• создание просветительских плакатов и брошюр;
• съёмка познавательных роликов;
• работу в социальных сетях по продвижению экопривычек в
повседневной жизни.
Структура занятий:
1. Вводная часть (теоретическая информация)
2. Основная часть (демонстрация выполнения задания педагогом)
Дата введения – 13.01.2025
Страница 5
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
3. Заключительная
часть
(самостоятельное
выполнение
задания
студентом)
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой публичного отчета о реализации программы станет выполнение
проектов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие у студентов экологического мышления
посредством
волонтёрской,
эколого-просветительской,
проектной
и
природоохранной деятельности.
Задачи курса:
- становление целостного экологического мировоззрения, ценностных
ориентаций личности;
-
формирование
ответственного
отношения
к
природе,
стойких
убеждений в необходимости ее охраны;
- приобретение опыта волонтерской (добровольческой) деятельности в
области
защиты
окружающей
среды,
направленной
на
формирование
экологической культуры в обществе;
- вовлечение студентов в экологические проекты и мероприятия.
Дата введения – 13.01.2025
Страница 6
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение
Набор участников группы. Знакомство. Вводное занятие, ознакомление с
программой
курса
и
организацией
работы.
Понятийный
аппарат
исследовательского проекта: проблема, актуальность, тема, цель и задачи,
объект и предмет исследования, гипотеза. Методы научного познания.
Методики проведения исследований природных объектов. Структура учебноисследовательской
работы.
Требования
к
оформлению
учебно-
исследовательских работ. Работа с литературой, оформление ссылок. Тезисы.
Электронная презентация к защите творческой работы. Основы волонтерской
деятельности: природа, философия, базовые ценности, цели и задачи. Понятие
«волонтер». Психология личности волонтера. Мотивация волонтера. Имидж
волонтера. История становления волонтерства в России и мире. Основные
мировые волонтерские организации.
Тема 2. Экология растений
Экологические факторы, необходимые для жизни растений. Тепло, свет,
вода в жизни растений. Сезонные изменения растений. Разнообразие условий
существования и их влияние на растения. Жизненные формы растений.
Растительные сообщества. Реализация экологических проектов, по озеленению
территории колледжа. Изучение особенностей выращивания рассады, видов
цветов, пересадки цветов. Взаимодействие с социальными партнерами
колледжа.
Тема 3. Экология животных
Дата введения – 13.01.2025
Страница 7
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
Экологические факторы, необходимые для жизни животных: тепло,
солнечный свет, вода. Сезонные изменения в жизни животных. Условия жизни
животных в различных природных зонах и приспособление животных к
данным
условиям.
Экологические
группы
животных.
Организация
и
проведение благотворительных акций.
Тема 4. Экология человека
Рациональное питание. Проблемы переедания и недоедания. Режим дня
подростков. Польза и вред от использования косметических и парфюмерных
средств. Бытовая химия и ее влияние на здоровье человека и окружающую
среду. Бытовая техника. Техника безопасности при работе на компьютере.
Клещевой энцефалит и другие заболевания, передающиеся человеку от
животных: меры профилактики. Негативное влияние условий окружающей
среды на здоровье человека: загрязнение атмосферы, гидросферы, шумовое,
пылевое загрязнение.
Дата введения – 13.01.2025
Страница 8
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организация деятельности по программе создаст условия для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- сформированы основы экологической культуры;
- сформирована готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформирован интерес к познанию мира природы;
- формирование активной гражданской позиции;
- положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
- научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
- бережное отношение к окружающей среде, в том числе к животным.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- способы проведения и оформления исследовательских и проектных
работ);
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в
обществе;
Обучающиеся должны уметь:
Дата введения – 13.01.2025
Страница 9
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по
заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации,
проектов, буклетов;
-
обучение
основным
способам
организации
социально-значимой
деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование,
реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения
некоторых досуговых форм.
Метапредметные результаты:
- развитие способности к личностному самоопределению и творческой
самореализации;
-
развитие
коммуникативных
навыков,
лидерских
качеств,
организаторских способностей;
-
воспитание
бескорыстно
служить
чувств
коллективизма,
обществу,
готовности
толерантности,
безвозмездно,
милосердия,
доброты,
отзывчивости;
-
формирование
осознанного
выбора
участия
в
волонтерской
деятельности;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья;
- формирование уважительного отношения к окружающей среде,
животным;
- формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
- развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
- развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в
команде;
Дата введения – 13.01.2025
Страница 10
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с
людьми различных социальных категорий;
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки
своей деятельности.
Дата введения – 13.01.2025
Страница 11
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Наименование тем занятий
Количество часов
теория
практика всего
Тема 1. Введение
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ (14 часов)
1.Структура экологического проекта
2.Требования к оформлению проекта. Правила устного доклада
3.Волонтерская деятельность как одна из форм добровольного и
безвозмездного участия в работе или деятельности, направленных на
решение экологических проблем.
4.Виды экологического волонтерства. Составление плана проведения
экологических акций на 2024 год, в соответствии с Календарем
экологических дат на 2024 год.
5.Разработка проекта «Экологические акции 2025»
6.Разработка проекта «Экологические акции 2025»
7.Представление и защита экологического проекта.
8.Проведение экологической акции для детей дошкольного возраста
«Всемирный день заповедников».
МАРТ (8 часов)
Тема 2. Экология растений
9.Экологические факторы, необходимые для жизни растений.
Растения свердловской области, занесенные в красную книгу.
10.Эко-марафон «Переработка», в рамках
Всемирного дня
защиты лесов (Сбор макулатуры).
11.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа»
12.Разработка проекта: «Озеленение территории колледжа»
АПРЕЛЬ (8 часов)
13.Подготовка к посадке рассады цветов. Правила выращивания
рассады цветов, подготовка необходимых материалов.
14.Посадка рассады цветов.
15.Экологическая акция «Марш парков». Организация и проведение
субботника на территории Парка учителей.
МАЙ (10 часов)
16.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для
колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов).
17.Организация и проведение акции «Юбилейный цветник для
колледжа» (придумать и создать цветник для высадки цветов).
18.Высадка цветов на территории колледжа.
19.Оформление и представление публичного отчета о результатах
деятельности за первое полугодие 2025г.
СЕНТЯБРЬ (8 часов)
Тема 3. Экология животных
Дата введения – 13.01.2025г.
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
Страница 12
4
4
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
20.Взаимоотношения животных в экосистеме. Значимость животных в
экосистеме.
21.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши
для бездомных животных.
22.Благотворительная акция «Рука помощи» по сбору корма и ветоши
для бездомных животных.
23.Участие в конкурсах экологической направленности.
ОКТЯБРЬ (10 часов)
24.Участие в заповедном треке Всероссийского проекта «На связи с
природой»
25.Акция «Кормушка для птиц», с привлечением обучающихся ДОУ и
школ города.
26.Размещение кормушек для птиц на территории города.
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ (16 часов)
Тема 4. Экология человека
27.Участие в конкурсах экологической направленности.
28.Негативное влияние условий окружающей среды на здоровье
человека.
29.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние
компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города.
30.Подготовка и проведение информационных встреч «Влияние
компьютера на здоровье школьника», для обучающихся школ города
31.Оформление информационных плакатов на тему «Бытовая химия и
ее влияние на здоровье человека и окружающую среду».
32.Анализ результатов проекта «Экологические акции 2025».
33.Оформление итогов проекта «Экологические акции 2025».
34.Оформление и представление творческого отчета по результатам
деятельности за 2025г.
Итого
Дата введения – 13.01.2025г.
2
2
2
2
2
2
2
2
6
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
30
Страница 13
2
2
44
74
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает
проведение
занятий
в
учебных
кабинетах,
соответствующих
нормам
санитарных правил.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные,
содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи.
Курс предусматривает проведение значительного числа практических
работ, моделирующих явления природного мира.
Исходя
из
этого,
второе
важное
требование
к
оснащенности
образовательного процесса при изучении окружающего мира состоит в том, что
среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены
приборы,
инструменты для
проведения
практических работ,
а
также
разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических работ включает: гербарии,
семена и плоды растений, и т. д. Кроме этого используются наборы детских
энциклопедий,
позволяющий
организовать
поиск
интересующей
обучающимися информации.
Дата введения – 13.01.2025г.
Страница 14
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для проверки прочности полученных в ходе освоения ДОП знаний и
умений, эффективности обучения по программе организуются три вида
контроля:
o вводный – в начале года (опрос, педагогическое наблюдение
практических умений);
o промежуточный – в середине года (выполнение практических заданий);
o итоговый – в конце календарного года (самостоятельное оформление
проекта).
Формой публичного отчета о деятельности кружка станет выполнение
проектов.
Дата введения – 13.01.2025г.
Страница 15
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы проведения занятий
Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, а также, для
облегчения усвоения материала, занятия могут проводиться по подгруппам.
Кроме того, программа предусматривает следующие формы работы с
детьми:
Формы организации деятельности детей:
- коллективная – одновременная работа со всеми обучающимися;
- групповая – организация работы в группах;
- парная – организация работы в парах;
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Учитывая специфику данного направления деятельности возможно
применение следующих методов и приемов:
словесные
методы
(объяснение,
беседа,
постановка
мотивации,
установление требований, поощрения);
практические методы (упражнения, выполнение заданий педагога);
наглядные методы (показ алгоритма выполнения действий, просмотр
видеозаписей,
фотографий,
иллюстраций,
наглядно
демонстрирующих
особенности выполнения вида деятельности);
игровые методы (игры на знакомство, развитие внимания, памяти);
Техническое оснащение занятий:
1. Компьютерный класс, оснащенный рабочим местом для каждого
обучающегося, рабочим местом педагога с необходимым программным
обеспечением, проектором
Дата введения – 13.01.2025г.
Страница 16
Страниц 17
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - волонтер»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в российской
федерации до 2025 года.
2. Стандарт работы эковолонтёра / А.В. Ивоева, А.А. Медков. — М.: ГК
«Росатом», АВЦ, 2022. — 68 с.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2019 7.
4. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/Д ., 2018.
5. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г
7. Зарайская, Г. А. Модернизация образовательного процесса в модели
общего образования «Экология и диалектика» [Текст] / Г. А. Зарайская //
Модель школы «Экология и диалектика», Вологда, 2020. С. 7-17.
8. Попова, Т. В. Роль практической деятельности в экологическом
образовании школьников. «Подари людям радость». Из опыта проведения
экологич. акции «Экодар» со школьниками. [Текст] / Т. В. Попова // Мин.
образования Карелии. Петрозаводский ун-т, 2019.
Интернет-источники
1. http://edurt.ru/index.php?rubrika=255&type=1&lang=1
2. http://internika.org/ Открытое педагогическое объединение
3. http://interneturok.ru
4. http://kpolyakov.narod.ru
5. http://makarova.piter.com
6. http://www.nathaliebut.narod.ru
7. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/urok-sozdaniedvizhushchikhsya-izobrazheniy
Дата введения – 13.01.2025г.
Страница 17
Страниц 17