БУП.06 БИОЛОГИЯ_ИСиП_прием 2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.06 Биология

Приложение 1 Рабочие
учебных предметов

программы

Приложение 1.6
к
ОПОП-программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 09.02.07 Информационные
системы
и
программирование
(квалификация: программист, очная форма
обучения, база 9кл., прием 2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БУП.06 БИОЛОГИЯ

Дата введения 01.09.2024

Страница 1

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.N 413, с изменениями и дополнениями), положений
федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (утв.
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.№371)(ред. от
19.03.2024), с учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» для профессиональных образовательных организаций (утв. Советом по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования от «30» ноября 2022 г.№ 14,
ИРПО), а также с учетом получаемой специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование.

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 208-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:
Усольцева А.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Дата введения 01.09.2024

Страница 2

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………..……..
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………….
Содержание учебного предмета……………………………………………………………
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………….
Условия реализации рабочей программы учебного предмета «Биология» …………….

Дата введения 01.09.2024

Страница 3

3
6
15
19
20

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» обеспечивает формирование у обучающихся
представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, ее
отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, создает условия для: познания
законов живой природы, формирования функциональной грамотности, навыков здорового и
безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой
природе и человеку
В программе по биологии реализован принцип преемственности в изучении биологии,
благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к
окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а
также знаний о строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний
в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики
наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования, обоснования
экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния
хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем.
Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета "Биология"
продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач
школьного биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся
способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета "Биология" составили
основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета "Биология" на базовом уровне осуществлен с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы
содержания, которые служат основой для формирования представлений о современной
естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих
гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учетом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой
природы, о ее уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного
предмета "Биология" выделены следующие содержательные линии: "Биология как наука.
Методы научного познания", "Клетка как биологическая система", "Организм как
биологическая система", "Система и многообразие органического мира", "Эволюция живой
природы", "Экосистемы и присущие им закономерности".
Цель изучения учебного предмета "Биология" на базовом уровне - овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета "Биология" на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
Дата введения 01.09.2024

Страница 4

1)
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования
представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении,
многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся
открытиях и современных исследованиях в биологии;
2)
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и
подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
3)
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности,
развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на
основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
4)
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий
и агробиотехнологий;
5)
воспитание убежденности в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
6)
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
7)
применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью,
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования "Биология", изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
"Естественно-научные предметы".
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 57 часов, включает
профессионально-ориентированное
содержание,
усиливающее
профессиональную
составляющую специальности 09.02.07 Информационные системыв зависимости от ФГОС
СПО.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в рамках изучения
отдельных тем, при выполнении практических работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью обучающихся.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» является обязательным и
входит в общеобразовательный учебный цикл
УП. 00
Общеобразовательный учебный цикл
БУП
Обязательные учебные предметы (базовый уровень)
БУП.07
Биология
Период освоения рабочей программы в пределах срока освоения соответствующей
ОП СПО
Учебный предмет изучается в течение 1 и 2 семестра 2024-2025 учебного года
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам
изучения учебного предмета.

Дата введения 01.09.2024

Страница 5

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре личностных результатов освоения предмета "Биология" выделены
следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к
обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, готовность и
способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми
установками, присущими системе биологического образования, наличие экологического
правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета "Биология" достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета "Биология" должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять ее;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия
людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов
при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного
общества;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
Дата введения 01.09.2024

Страница 6

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
5) физического воспитания:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при
решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил
поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной,
коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире
Дата введения 01.09.2024

Страница 7

как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и
решении проблем сохранения природного равновесия;
убежденность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения
нового уровня развития медицины, создания перспективных биотехнологий, способных решать
ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности
обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего
мира и происходящих в нем изменений, умение делать обоснованные заключения на основе
научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по
биологии на уровне среднего общего образования у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета "Биология" включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и
специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия,
явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование
функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность
обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и
универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
Дата введения 01.09.2024

Страница 8

использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять
их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах
данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления,
критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
Дата введения 01.09.2024

Страница 9

использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаковосимволические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или
дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения
относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность
позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести
переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других
людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных
и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
Дата введения 01.09.2024

Страница 10

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятия себя и других
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Биология"
(базовый уровень) (ФГОС СОО)
1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;
2) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических
терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема,
биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность,
саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
3) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических
теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения
жизни и человека;
4) сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и
закономерности (Г.Менделя, Т.Моргана, Н.И.Вавилова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера, К.Бэра),
границы их применимости к живым системам;
5) приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с
использованием научных понятий, теорий и законов;
6) сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот
и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем;
особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения,
развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к
среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах
своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
7) сформированность умения применять полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной
среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования;
8) сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические
схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
9) сформированность умений критически оценивать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой
Дата введения 01.09.2024

Страница 11

информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную
позицию;
10) сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Биология"
(базовый уровень) (ФОП СОО)
10 класс
11 класс
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных ученых-биологов в развитие
биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
умение
раскрывать
содержание
умение
раскрывать
содержание
биологических терминов и понятий: жизнь, биологических терминов и понятий: вид,
клетка, организм, метаболизм (обмен веществ популяция, генофонд, эволюция, движущие
и
превращение
энергии),
гомеостаз силы (факторы) эволюции, приспособленность
(саморегуляция),
уровневая
организация организмов, видообразование, экологические
живых
систем,
самовоспроизведение факторы,
экосистема,
продуценты,
(репродукция),
наследственность, консументы, редуценты, цепи питания,
изменчивость, рост и развитие;
экологическая
пирамида,
биогеоценоз,
биосфера;
умение излагать биологические теории
умение излагать биологические теории
(клеточная,
хромосомная,
мутационная, (эволюционная
теория
Ч.
Дарвина,
центральная догма молекулярной биологии), синтетическая теория эволюции), законы и
законы (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. закономерности (зародышевого сходства К.М.
Вавилова) и учения (о центрах многообразия и Бэра, чередования главных направлений и
происхождения культурных растений Н.И. путей эволюции А.Н. Северцова, учения о
Вавилова),
определять
границы
их биосфере В.И. Вернадского), определять
применимости к живым системам;
границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых
систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента,
выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение
полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать
выводы на основании полученных результатов;
умение
выделять
существенные
умение
выделять
существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и признаки строения биологических объектов:
эукариот, одноклеточных и многоклеточных видов, популяций, продуцентов, консументов,
организмов, особенности процессов: обмена редуцентов, биогеоценозов и экосистем,
веществ и превращения энергии в клетке, особенности
процессов:
наследственной
фотосинтеза, пластического и энергетического изменчивости,
естественного
отбора,
обмена,
хемосинтеза,
митоза,
мейоза, видообразования,
приспособленности
оплодотворения,
размножения, организмов, действия экологических факторов
индивидуального
развития
организма на организмы, переноса веществ и потока
(онтогенез);
энергии в экосистемах, антропогенных
изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и биогеохимических
циклов в биосфере;
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного
Дата введения 01.09.2024

Страница 12

поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости использования
достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;
умение
решать
элементарные
умение
решать
элементарные
генетические задачи на моно- и дигибридное биологические задачи, составлять схемы
скрещивание,
сцепленное
наследование, переноса веществ и энергии в экосистемах
составлять
схемы
моногибридного (цепи питания);
скрещивания для предсказания наследования
признаков у организмов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе
с учебным и лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и
умение критически оценивать и
интерпретировать
информацию интерпретировать
информацию
биологического содержания, включающую биологического содержания, включающую
псевдонаучные
знания
из
различных псевдонаучные
знания
из
различных
источников (средства массовой информации, источников (средства массовой информации,
научно-популярные материалы), этические научно-популярные
материалы),
аспекты
современных
исследований
в рассматривать глобальные экологические
биологии, медицине, биотехнологии;
проблемы современности, формировать по
отношению к ним собственную позицию;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
СПО и на основе требований ФГОС СОО
Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии следующих
общих и профессиональных компетенций:
Код и наименование формируемых компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
ОК 01.
различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
ОК 02
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
ОК 07 знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
Учебный предмет способствует достижению целевых ориентиров воспитания
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
содействующий сохранению и защите окружающей среды.
Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для
разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в
профессиональной среде, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности,
способствующий его приобретению д людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом
своих
интересов,
способностей,
достижений,
выбранного
направления
Дата введения 01.09.2024

Страница 13

профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития
российского общества и обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной
информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
и профессиональной деятельности
Патриотическое воспитание
Осознающий свою национальную, этническую принадлежность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству, общероссийскую идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской идентичности.

Дата введения 01.09.2024

Страница 14

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Основное содержание
Биология как наука. Общаяхарактеристикажизни.Современные отрасли биологических
знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и
др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни
организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем.
Химический состав клеток.
Клеточная теория. Основные положения современной клеточной теории. Клеточная теория
(Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории.
Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической
клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги).
Практические занятия/лабораторные занятия
Практикум по изучению строения и функций органоидов клетки. Подготовка
микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов.
Основное содержание
Хромосомная теория Т. Моргана. Нуклеиновые кислоты. Хромосомная теория Т. Моргана.
Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы,
гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их
строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.
Генетический код и его свойства.
Практические занятия/лабораторные занятия
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в
случае изменения последовательности нуклеотидов.
Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Типы обмена веществ.Понятие метаболизм.
Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный
и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Практические занятия/лабораторные занятия
Методика определения основного обмена. Составление режима дня младшего школьника
подсчет затрат энергии за сутки при выполнении различных видов работы.
Клеточный цикл, его периоды. Деление клетки.Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его
стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии.
Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза.
Раздел 2. Строение и функции организма
Основное содержание
Многоклеточные организмы. Формы размножения организмов.Многоклеточные
организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз
организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности. Формы размножения организмов.
Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение.
Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и
его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и
человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.
Дата введения 01.09.2024

Страница 15

Закономерности наследования. Основные понятия генетики. Закономерности образования
гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие
генов.
Практические занятия/лабораторные занятия
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков
при моно- и ди- и полигибридном скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания.
Основное содержание
Сцепленное наследование признаков. Закономерности изменчивости. Законы Т. Моргана.
Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с
полом. Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная
теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.
Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной 16 предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении
и лечении генетических заболеваний человека.
Практические занятия/лабораторные занятия
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков
при сцепленном наследовании.
Решение задач на определение типа мутаций при передаче наследственных признаков.
Основное содержание
История эволюционного учения. Микроэволюция. Макроэволюция. Возникновение и
развитие жизни на Земле. Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон).
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. Макроэволюция. Формы и
основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического
прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на
Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение
многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.
Происхождение человека – антропогенез. Антропология – наука о человеке. Систематическое
положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии
антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и
пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды.
Экологические факторы и среды жизни. Популяция, сообщества, экосистемы. Среды
обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикохимические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в
разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов.
Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда. Экологическая
характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики
популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в
биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.
Практические занятия/лабораторные занятия
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии
в экосистемах и составление трофических цепей.
Основное содержание
Дата введения 01.09.2024

Страница 16

Биосфера – глобальная экологическая экосистема. Биосфера – живая оболочка Земли.
Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее
компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования
биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в
биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические
проблемы современности.
Практические занятия/лабораторные занятия
Практическое
занятие
«Отходы
производства».На
основе
федерального
классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное
состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем мест, связанные с
определенной с педагогической специальностью.
Основное содержание
Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Здоровье и его
составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека.
Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая
химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.
Практические занятия/лабораторные занятия
Лабораторная работа «Умственная работоспособность» Овладение методами определения
показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и
формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.
Раздел 3. Прикладной модуль
Практические занятия/лабораторные занятия
Лабораторная работа «Умственная работоспособность».Овладение методами определения
показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и
формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.
Влияние абиотических факторов на человека. Лабораторная работа «Влияние абиотических
факторов на человека (низкие и высокие температуры)» Изучение механизмов адаптации
организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и
формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.
Самостоятельная работа
Анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Проанализировать научные статьи и
публикации в области генетических технологий, клеточной инженерии и пищевых
биотехнологий за последние 5 лет. Определить основные направления исследований,
достижения и перспективы развития этих областей. Подготовить презентацию или письменный
отчёт с описанием ключевых результатов и выводами.
Примерные темы индивидуальных проектов:
- Психотипы людей и их влияние на образовательный процесс
- Процесс транспирации у растений
- Занимательные опыты к уроку окружающего мира
- Охрана растений и животных Свердловской области
- Развитие представлений о биосфере в начальной школе
- Влияние экологических факторов среды на здоровье обучающихся
- Генотипическая обусловленность интеллекта и составляющих психофизиологических
параметров

Сентябрь

Перечень мероприятий:
- Всемирный день оказания первой медицинской помощи
- Международный день охраны озонового слоя

Дата введения 01.09.2024

Страница 17

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

- 95 лет со времени основания журнала «Юный натуралист»
- День детского здоровья
- Всемирный день защиты животных
- Синичкин день
- День моржа
- День образования Всемирного общества охраны природы
- Всемирный день домашних животных
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- День заповедников и национальных парков
- 215 лет со дня рождения Чарльза Дарвина, английского
естествоиспытателя, основоположника материалистического
учения о происхождении животных (1809-1882)
- День Земли
- Международный день птиц
- Национальный день донора
Межпредметные связи учебного предмета

Тема

Единицы содержания,
результаты/метапредметные
понятия

Учебная дисциплина 1 курса (для
интеграции), тема, раздел

Антропология. Основные
стадии антропогенеза.
Человеческие расы

Эволюция современного человека

БУП.08 Обществознание
Человек как результат
биологической и социокультурной
эволюции

Метаболизм. Ассимиляция.
Диссимиляция. Типы
обмена веществ

Зависимость скорости химических
реакций от различных факторов

БУП. 04 Химия
Скоростьхимическихреакций

Дата введения 01.09.2024

Страница 18

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица
живого
Биология как наука. Общая характеристика жизни
Клеточная теория. Основные положения современной
клеточной теории
Практикум по изучению строения и функций органоидов
клетки
Хромосомная теория Т. Моргана. Нуклеиновые кислоты
Решение
задач
на
определение
последовательности
нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения
последовательности нуклеотидов
Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Типы обмена
веществ
Методика определения основного обмена. Составление режима
дня, подсчет затрат энергии за сутки при выполнении
различных видов работы
Клеточный цикл, его периоды. Деление клетки
Раздел 2. Строение и функции организма
Многоклеточные организмы. Формы размножения организмов
Индивидуальное развитие организма
Закономерности наследования
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков при моно- и ди- и полигибридном
скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Сцепленное
наследование
признаков.
Закономерности
изменчивости
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков при сцепленном наследовании
Решение задач на определение типа мутаций при передаче
наследственных признаков
Раздел 3. Теория эволюции
История
эволюционного
учения.
Микроэволюция.
Макроэволюция
Возникновение и развитие жизни на Земле
Происхождение человека – антропогенез
Раздел 4. Экология
Экологические факторы и среды жизни. Популяция,
сообщества, экосистемы
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по
переносу вещества и энергии в экосистемах и составление
трофических цепей
Биосфера
–
глобальная
экологическая
экосистема.
Практическое занятие «Отходы производства»
Влияние социально-экологических факторов на здоровье
человека
Раздел 5. Прикладной модуль
Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
Влияние абиотических факторов на человека
Анализ информации о научных достижениях в области
генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий
Дифференцированный зачет
Всего

Дата введения 01.09.2024

Количество часов
Лекц.
Сам.
Практ.
раб

Формируемые
компетенции

2

ОК2

2

ОК1, ОК2, ОК4
ОК1, ОК2, ОК4

2

ОК1, ОК2

2

ОК1, ОК2

2

ОК2

1

ОК2

1
2

ОК2, ОК4

2
2
1

1

ОК2, ОК4
ОК2, ОК4
ОК2, ОК4

4

ОК2, ОК4
ОК1, ОК2

2
4

ОК2, ОК2

4

ОК1, ОК2, ОК4

2

ОК2, ОК4

2
2

ОК2, ОК4
ОК2, ОК4

2

ОК1, ОК2, ОК7
2

ОК1, ОК2, ОК7

1

1

ОК1, ОК2, ОК4

1

1

ОК2, ОК4, ОК7

2
1

ОК2
ОК2, ОК4, ОК7
4

26 ч

2
25 ч
57 ч

ОК2, ОК4

4ч

Страница 19

Условия реализации рабочей программы учебного предмета «Биология»
1.Материально-техническое, методическое обеспечение обучения
Для реализации программы учебного предмета предусмотрен кабинет естественнонаучных дисциплин.
Оборудование кабинета:
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Philips, проектор, экран, информационные стенды.
Для реализации рабочей программы учебного предмета создано комплексное учебнометодическое
обеспечение,
которое
располагается
по
ссылке:
https://disk.yandex.lt/d/HYdy5Zzu6dKaIQ
2.Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Биология. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник для среднего общего
образования / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 380 с. — (Общеобразовательный цикл). —
ISBN 978-5-534-16228-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/530646 (дата обращения: 19.06.2023).2-е изд., пер. и доп. Учебник
для СОО
Биология. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник для среднего общего
образования / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 380 с. — (Общеобразовательный цикл). —
ISBN 978-5-534-16228-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/530646
Дополнительная литература:
Биология : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
В. Н. Ярыгин [и др.] ; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва : Издательство
Юрайт, 2024. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/511618
Бусарова Н. В. Биология. Определитель семейств насекомых : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Н. В. Бусарова, О. П. Негробов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 181 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14134-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519119
Юдакова О. И. Биология: выдающиеся ученые : учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. И. Юдакова. — 2-е изд. — Москва : Издательство
Юрайт, 2024. — 264 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11033-3. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/517124
Смирнова М. С. Естествознание: география, биология, экология : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
М. С. Смирнова,
Т. М. Смирнова,
М. В. Вороненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
284 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16618-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531383
Лапицкая, Т. В. Биология. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Т. В. Лапицкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 40 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14157-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519715
Дата введения 01.09.2024

Страница 20

Интернет-ресурсы
Электронные версии произведений Ч. Дарвина - http://charles-darvin.narod.ru/
Изучаем биологию - http://www.learnbiology.narod.ru/
Школьный мир: Биология - http://school.holm.ru/predmet/bio/
Единая
коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов.
URL:
https://elementy.ru/catalog/8601/Edinaya_kollektsiya_tsifrovykh_obrazovatelnykh_resursov_school_c
ollection_edu_ru
Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека. URL:
www.biology.asvu.ru
РЭШ https://resh.edu.ru/?)&ysclid=m26gahtgyf888346594
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/

Дата введения 01.09.2024

Страница 21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».