Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Приложение 2 Рабочие учебных дисциплин программы Приложение 2.15 к ОПОП-ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (квалификация: учитель начальных классов, очная форма обучения, база 9кл., прием 2023 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Дата введения 01.09.2023 Страница 1 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденного Приказом Минпросвещения России от 17 августа 2022 г. № 742), с учетом примерной рабочей программы учебной дисциплины «ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА» примерной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки от 26.10.2022 г. №2). Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Усольцева А.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», первая квалификационная категория Дата введения 01.09.2023 Страница 2 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 Дата введения 01.09.2023 Страница 3 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.1. Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования. ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами. Особое значение учебная дисциплина имеет при формировании личностных результатов (ЛР): ЛР 9 Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде ЛР 12 Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Дата введения 01.09.2023 Страница 4 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЛР 14 Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 08 ОК 09 ПК 1.1 ПК 1.2 У1применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; У2 оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; У3 правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися; У4 проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; У5 обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения обучающихся; У6 учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса З1 основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; З2 основные закономерности роста и развития организма человека; З3 норму развития и отклонения от нормы З4 роль конституции и наследственности в патологии; З5общую характеристику типовых патологических процессов; З6 строение и функции систем органов здорового человека; З7 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; З8 возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; З9 влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; З10 основы гигиены детей и подростков; З11 гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; З12 основы профилактики инфекционных заболеваний; З13 гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации. 1.3Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров воспитания: Целевые ориентиры Содержание целевых ориентиров Физическое воспитание, Понимающий и выражающий в практической деятельности формирование культуры ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных здоровья и эмоционального усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и благополучия общественной безопасности, в том числе безопасного Дата введения 01.09.2023 Страница 5 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, в том числе техники безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием. Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для успешной адаптации к избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Дата введения 01.09.2023 Страница 6 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 в т.ч. в форме практической подготовки 50 в т. ч.: теоретическое обучение 8 практические занятия 50 курсовая работа (проект) (при наличии) - Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме экзамена Дата введения 01.09.2023 2 12 Страница 7 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 09 Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека Объем в часах Наименование разделов и тем Теорети ческие занятия Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое. Содержание Тема 1.1 Введение в Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в развитии педагогики, возрастную психологии, физиологии питания, гигиены и других анатомию, дисциплин. Гигиена, как наука о сохранении и физиологию и укреплении здоровья человека. Возрастная анатомия, гигиену физиология и гигиена. человека. Предмет, Органы и системы органов. Топографическое содержание и расположение органов и частей тела. Основные задачи положения и терминология анатомии, физиологии и дисциплины гигиены человека. Уровни Практическое занятие 1. «Основные плоскости, оси организации тела человека и условные линии, определяющие жизни положение органов и их частей в теле». Дата введения 01.09.2023 Лаборато рные и практиче ские занятия Самосто ятельна я работа Проме жуточн ая аттеста ция Коды компетенц ий, ЛР формиров анию которых способству ет элемент программ ы Формиру емые знания, умения 0,5 ОК01 ОК03 ЛР 9 У2, З1 0,5 ОК 01 ОК 02 У2, З7, З8 ОК 01 ОК 02 ОК 03 У2, З7, З8 Страница 8 1 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Тема 1.2. Основные закономерност и роста и развития организма человека Тема 1.3. Методы возрастной Содержание Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный. Возрастная периодизация. Исторический характер возрастной периодизации. Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций детского возраста. Критические периоды. Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно существующими законами биологических систем и организма в целом; генетическая обусловленность роста и развития; влияние среды: закон прогрессивного дифференцирования (И.И. Шмальгаузен); обусловленность роста и развития полом ребёнка (половой диморфизм). Характерные особенности роста и развития: гетерохронность, этапность. Функциональные свойства организма: резистентность, реактивность, адаптация. Факторы, влияющие на рост и развитие детей. Понятие акселерации, её значение. Практическое занятие 2. «Характеристика возрастных периодов» Практическое занятие 3. «Оценка морфофункционального типа конституции, как проявления взаимоотношений организма и среды» Содержание Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и физиологии. Специальные методы. Медицинские методы. Общая характеристика методик Дата введения 01.09.2023 0,5 ОК 01 ОК 03 У1, З2 0,5 ОК 01 ОК 03 У1, З2, З8 1 2 ОК 01 ОК 02 ПК 1.2 0,5 Страница 9 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 Страниц 21 У1, З2 У1, З2 У2, З3, З6 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА анатомии и физиологии антропометрических исследований детей. Практическое занятие 4. «Определение антропометрических показателей для оценки физического развития детей младшего школьного возраста» Раздел 2.Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков Тема 2.1. Содержание Нервная Общая характеристика нервной системы. Значение регуляция нервной системы, её развитие, методы исследования. функций Основные структуры нервной ткани: нейрон и организма и ее нейроглия, их функциональное значение. Виды возрастные нейронов, раздражимость и возбудимость как свойство особенности нервной ткани, нервные волокна и их свойства, нервные центры. Синапс. Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Соматическая нервная система, вегетативная нервная система. Практическое занятие 5. Аннотирование статьи по теме: «Особенности нервной регуляции у детей младшего школьного возраста». Тема 2.2. Содержание Морфофункцио Центральная нервная система. Спинной мозг: нальные строение и функции. Рефлексы спинного мозга, особенности возрастные особенности спинномозговых центральной рефлексов.Головной мозг. Отделы головного мозга, нервной кора больших полушарий, локализация функций в системы коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная система Лимбическая система. Асимметрия Дата введения 01.09.2023 1,5 ОК 01 ОК 03 0,5 1,5 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ПК 1.2 ОК 01 ОК 02 0,5 Страница 10 ОК 01 ОК 02 ПК 1.2 Страниц 21 У2, З3, З6, З8 З1, З6, З7 У1, 33, З5, З6 З1, З6, З7 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА полушарий головного мозга. Практическое занятие 6. «Исследование основных видов рефлексов человека» 0,5 Практическое занятие 7. Семинар «Детские неврозы и их профилактика» Тема 2.3 Возрастные анатомофизиологически е особенности анализаторов Содержание Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение анализатора: периферическая, проводниковая и центральная части. Современное учение о сенсорных системах. Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой сенсорной системы. Особенности их развития у детей и подростков. Особенности развития в различные возрастные периоды, их значение для развития речевой и психической деятельности. Значение зрительной, сенсорной систем и особенности развития. Особенности строения глазного яблока. Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Дата введения 01.09.2023 3 ОК 01 ОК 04 ОК 05 ЛР 14 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ПК 1.2 ЛР12 У1, У2, З7 У1, У2, У3, З9, З11 0,5 ОК 01 ОК 02 У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11 0,5 ОК 01 ОК 02 У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11 Страница 11 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Значение зрения для развития речи. Значение слуховой сенсорной системы и особенности развития. Анатомические особенности в различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и вестибулярного анализаторов Практическое занятие 8. «Исследование и описание физиологических характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов». Практическое занятие 9.Оценка функциональных показателей зрения: острота зрения, поле зрения, цветовосприятие Тема 2.4. Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Гигиена зрения Значение гигиены занятий в школе с учётом и слуха возрастных анатомо- физиологических особенностей сенсорных систем. Содержание Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система. Пассивная часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани, строение костей, стадии развития костей, ядра окостенения, факторы, влияющие на рост и развитие кости. Виды соединения костей. Строение и значение сустава. Возрастные и функциональные изменения Дата введения 01.09.2023 ОК 02 ОК 03 У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11 2 ОК 04 ПК 1.2 У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11 0,5 Практическое занятие 10. «Разработка консультации для родителей по профилактике нарушений зрения и слуха у детей младшего школьного возраста». Тема 2.5. Возрастные анатомофизиологически е особенности опорнодвигательной системы 1 1,5 ОК 01 ОК 02 0,5 Страница 12 ОК 02 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 9 ОК 02 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 9 Страниц 21 У2, У3, У4, У5, З9, З10, З11, З12, З13 У1, У3, У4, У5, З9, З10, З11, З12, З13 У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА костей. Строение осевого скелета: позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные особенности. Строение добавочного скелета: скелет верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности Практическое занятие 11. «Определение топографического расположения костей и суставов с использованием скелета человека, дидактического материала» Тема 2.6. Содержание Профилактика нарушений Практическое занятие 12. «Определение типа осанки опорнои факторов среды, влияющих на ее формирование» двигательной системы Практическое занятие 13. «Подбор и проведение комплекса физических упражнений для детей младшего школьного возраста на сохранение правильной осанки» Практическое занятие 14. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным Практическое занятие 15. Составление перечня гигиенических требований, предъявляемых к посадке и двигательной активности детей Тема 2.7. Сердечно-сосудистая система. Кровеносные сосуды, Возрастные их виды. Сердце: строение, возрастные особенности. анатомоРабота сердца. Цикл сердечной деятельности, физиологически регуляция работы сердца. Понятие «систола», е особенности «диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца Дата введения 01.09.2023 1,5 ОК 03 ОК 04 ОК 05 У1, У3, У4, У5 З1, З6, З8 2 ОК 02 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 9 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З13 2 ОК 02 ОК 03 ПК 1.2 ЛР 9 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11, З13 ОК 02 ОК 03 ПК 1.2 ЛР 9 ОК 02 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11, З13 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З10, З11, З13 ОК 02 ОК 03 З1, З6, З8 2 2 0,5 Страница 13 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА сердечнососудистой системы. Работа сердца. у плода и новорожденных. Систолический и минутный объемы крови. Движение крови по сосудам, кровяное давление, круги кровообращения. Частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды. Механизм непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и нервная регуляции кровообращения. Кровяное давление его особенности в детском возрасте. Влияние нагрузки на кровеносную систему. Тренировка сердца ребёнка. Практическое занятие 16. «Определение АД и пульса» Практическое занятие 17. «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку» Тема 2.9. Содержание Возрастные Общая характеристика дыхательной системы. анатомоЗначение дыхания в жизнедеятельности и развитии физиологически организма. Химический состав атмосферного воздуха е особенности и его значение для здоровья. Особенности дыхания в дыхательной пре - и постнатальном периодах. Воздухоносные пути: системы носовая полость, гортань, трахея, бронхи, их возрастные особенности. Особенности строения гортани и голосового аппарата у детей. Лёгкие. Положение лёгких в грудной клетке, плевральная полость. Практическое занятие 18. «Определение топографии органов дыхательной системы на таблицах, муляжах». 1,5 2 Дата введения 01.09.2023 Страница 14 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З13 У1, У2, У3, У4, У5 З1, З6, З8, З13 ОК 01 ОК 02 ОК 03 У2 З1, З6, З8, З13 1,5 ОК 03 ОК 04 У3 З1, З6, З8 2 ОК 03 ОК 04 У1, У2, У5, З5, З10 0,5 Практическое занятие 19. «Методы определения ОК 03 ОК 04 ЛР 9 ОК 03 ОК 04 ПК 1.2 ЛР 9 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА показателей дыхательной системы». ПК 1.2 Практическое занятие 20. «Анализ микроклимата учебного кабинета» ОК 03 ОК 04 ПК 1.2 ЛР 14 Тема 2.10. Возрастные анатомофизиологически е особенности пищеварительн ой системы Содержание Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения. Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая полость, строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные железы. Практическое занятие 21. «Определение топографического расположения органов пищеварительной системы с использованием дидактических материалов» Практическое занятие 22. «Характеристика возрастных особенностей пищеварения» Тема 2.11. Содержание Обмен веществ Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, и энергии виды обмена веществ. Витамины: классификация, роль в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы обмена веществ. Энергетический обмен, суточные затраты энергии у детей и взрослых. Пища как источник веществ и энергии в организме. Практическое занятие 23. «Вычисление основного обмена по таблицам и по формуле Рида» Дата введения 01.09.2023 2 ОК 01 ОК 02 0,5 1,5 2 ОК 03 ОК 04 ПК 1.2 ОК 01 ОК 02 0,5 Страница 15 ОК 03 ОК 04 1,5 Страниц 21 ОК 01 ОК 03 ОК 04 У1, У2, У5. У6, З10, З11, З13 З1, З6, З7 У3 З1, З6, З8 У2, З2, З8 З1, З6, З7 У1, У2, З7 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЛР 9 Тема Кожа. кожи. Практическое занятие 24. «Представление и анализ меню для детей младшего школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимой калорийности Практическое занятие 25. «Составление рекомендаций по рациональному питанию детей младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья детей и профилактики заболеваний пищеварительной системы» Содержание характеристика кожи. Производные 2.12. Общая Гигиена эпидермиса. Физиологическое значение и строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно-жировая клетчатка. Производные эпидермиса. Возрастные особенности кожи. Особенности терморегуляции у детей. Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами детей. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы закаливания. Практическое занятие 26. «Исследование кожной рецепции. Адаптация рецепторов» ОК 03 ОК 04 ПК 1.2 У1, У2, З7, З10, З11 2 ОК 03 ОК 04 ПК 1.2 ЛР 14 У1, У2, З7, З11 0,5 Практическое занятие 27. «Изучение и анализ методик проведения закаливающих процедур детей». Дата введения 01.09.2023 4 Страница 16 1,5 2 Страниц 21 ОК 01 ОК 02 З1, З6, З7, З10, З11. З12 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 9 У2, З1, З6, З7, З10, З11. З12 У1, У2. У3. У4, У6, З12, З11, З12 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Практическое занятие 28. Разработка системы закаливающих мероприятий для детского оздоровительного лагеря У1, У2. У3. У4, У6, З12, З11, З12 0,5 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 У1, У5, У6, З10, З11. З12 0,5 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 У1, У5, У6, З10, З11. З12 1 ОК 03 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 14 У1, У5, У6, З10, З11. З12 2 Раздел 3. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ОО Тема 3.1. Нормативные документы, определяющие Гигиена учебно- гигиенические нормы, требования и правила воспитательног сохранения и укрепления здоровья на различных о процесса. этапах онтогенеза. Работоспособность. Фазы работоспособности. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации, режиму дня. Практическое занятие 29. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей младшего школьного возраста» Экзамен Всего 8 12 12 50 60 72 Дата введения 01.09.2023 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 ЛР 9 Страница 17 Страниц 21 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет Кабинет физиологии, анатомии и гигиены человека Комплект ученической мебели на 30 чел, доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, Ноутбук Lenovo (6 шт), информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», динамические пособия, микроскоп школьный (6 шт.), микроскоп биологический (1 шт.), предметный столик, предметные стекла, покровные стекла, микропрепараты. Для реализации учебной дисциплины создано комплексное учебно-методическое обеспечение. Ссылка на комплексное учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины https://disk.yandex.lt/d/BvphkyLY0llEuA 3.2. Информационное обеспечение реализации программ 3.2.1. Основные электронные издания Дробинская А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452350 *ПОП Кабанов Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494793*ПОП Цехмистренко Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508832*ПОП Сапин М.Р., Свиоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3.2.2 Дополнительная литература Григорьева Е. В. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12305-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447248 Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Учебник. Анатомия и физиология человека. Москва «Академия», 2008. Дата введения 01.09.2023 Страница 18 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы по учебной дисциплине: Электронная библиотека КиберЛенинка Раздел «Науки о здоровье» https://cyberleninka.ru/search?q=возрастная%20анатомия&page=1 Министерство здравоохранения РФ https://minzdrav.gov.ru/ Энциклопедия безопасности http://www.redut-7.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины основные положения и точно формулирует определения устный опрос по терминологию анатомии, основных понятий анатомии, темам, физиологии и гигиены физиологии и гигиены человека; проверочные; человека; описывает топографическое анализ и оценка топографическое расположение органов и частей тела, решения расположение органов и используя понятия принятые в тестовых частей тела; анатомии понятия; заданий; основные закономерности характеризует основные роста и развития организма закономерности роста и развития человека; организма человека; методы возрастной анатомии характеризует методы возрастной и физиологии; анатомии и физиологии с точки строение и функции систем зрения применения в практической органов здорового человека; деятельности педагога ДОО; физиологические описывает строение и функции характеристики основных систем органов здорового человека; процессов жизнедеятельности объясняет физиологические организма человека; характеристики основных процессов возрастные анатоможизнедеятельности организма физиологические особенности человека; детей раннего и дошкольного дает характеристику возрастным возраста; анатомо-физиологическим типологические особенности особенностям детей раннего и ВНД детей; дошкольного возраста; влияние процессов определяет типологические физиологического созревания особенности ВНД детей; и развития ребенка на его описывает влияние процессов физическую и психическую физиологического созревания и работоспособность, развития ребенка на его физическую поведение; и психическую работоспособность, основы гигиены; поведение; гигиенические нормы, характеризует принципы гигиены требования и правила систем органов; сохранения и укрепления анализирует гигиенические нормы, здоровья на различных этапах требования и правила сохранения и онтогенеза; укрепления здоровья на различных Дата введения 01.09.2023 Страница 19 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА гигиенические требования к образовательному процессу в ДОО. этапах онтогенеза; дает описание гигиенических требований к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации в соответствии с нормативными документами. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины определять топографическое точно показывает на муляжах и расположение и строение иллюстрациях, называет органы и органов и частей тела; части тела в соответствии с определять возрастные принятыми в анатомии названиями; особенности строения согласно возрастной периодизации организма детей; объясняет возрастные особенности использовать элементарные строения организма детей; антропометрические определяет с помощью исследования для оценки соответствующего инструментария физического развития антропометрические показатели и ребенка; оценивает их с учетом возраста и оценивать влияние факторов пола ребенка; внешней среды на проводит анализ и оценку влияния физиологические процессы факторов внешней среды на организма человека; физиологические процессы определять типологические организма человека с помощью особенности высшей нервной простых методик; деятельности детей и анализирует и точно соотносит подростков; имеющиеся характеристики типов учитывать особенности ВНД с имеющейся характеристикой физической ребенка; работоспособности и оценивает особенности физической закономерности ее изменения работоспособности ребенка в течение в течение различных образовательного процесса; интервалов времени (учебный демонстрируют умение применять год, четверть, месяц, неделя, знания о гигиене систем органов при день, занятие) при разработке информационных проектировании и реализации материалов; образовательного процесса; предлагает меры профилактического применять знания о гигиене в воздействия для детей дошкольного практической деятельности; возраста; проводить под руководством составляют рекомендации по медицинского работника профилактике заболеваний детей мероприятия по обеспечивает соблюдение профилактике заболеваний гигиенических требований в группе детей раннего и дошкольного согласно СанПиН при организации возраста; обучения и воспитания детей раннего обеспечивать соблюдение и дошкольного возраста. гигиенических требований в Дата введения 01.09.2023 оценка результатов выполнения практической работы Страница 20 Страниц 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА группе при организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Дата введения 01.09.2023 Страница 21 Страниц 21