Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере Приложение 2 Рабочие учебных дисциплин программы Приложение 2.20 к ОПОП-программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (квалификация: учитель начальных классов, очная форма обучения, база 9 кл., прием 2022 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14 ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ Дата введения 01.09.2023 Страница 1 Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом от 17.08.2022 г. № 742, с учетом примерной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утв. протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГС 44.00.00 Образование и педагогические науки от 26.10.2022 г. N2). Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Пичка Елена Борисовна, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», высшая квалификационная категория, кандидат психологических наук Дата введения 01.09.2023 Страница 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 Дата введения 01.09.2023 Страница 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами/ ПК 2.2. Реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами/ ПК 3.1. Проектировать и реализовывать современныепрограммы воспитания на основе ценностного содержания образовательного процесса; ПК 1.7. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности/ ПК 2.6. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности обучающихся и самоанализа/ ПК 3.4. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа. Особое значение учебная дисциплина имеет для формирования личностных результатов (ЛР): ЛР 14. Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. ЛР 15. Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК01 У1 - распознавать задачу и/или проблему З1 - актуальный профессиональный и в профессиональном и/или социальном социальный контекст, в котором контексте; приходится работать и жить; У2 -анализировать задачу и/или З2 - основные источники информации проблему и выделять её составные части; и ресурсы для решения задач и Дата введения 01.09.2023 Страница 4 У3 - определять этапы решения задачи; У4 - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; У5 - составлять план действия; У6 - определять необходимые ресурсы; У7 - реализовывать составленный план; У8 - оценивать результат и последствия своих действий ОК 02 ОК 03 ОК 04 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 У9 - определять задачи для поиска информации; У10- определять необходимые источники информации; У11- планировать процесс поиска информации; У12структурировать получаемую информацию; У13- выделять наиболее значимое в перечне информации; У14оценивать практическую значимость результатов поиска; У15 - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; У16использовать современное программное обеспечение; У17использовать различные цифровыесредства для решения профессиональных задач У18определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; У19определять траектории профессионального развития и самообразования У20- организовывать работу коллектива и команды; У21- взаимодействовать с коллегами, руководством, в ходе профессиональной деятельности У22 - организовывать процесс обучения обучающихся / организовывать внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами/ реализовывать современныепрограммы воспитания на основе ценностного содержания образовательного процесса У 23 – планировать и организовывать Дата введения 01.09.2023 проблем в профессиональном и/или социальном контексте; З3 - алгоритмы выполнения работ в профессиональной области; З4 методы работы в профессиональной сфере; З5 - структуру плана для решения задач; З6- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; З7- типы и виды информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; З8 - приемы структурирования информации; З9требования к оформлению результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; З10- возможности и особенности применения программного обеспечения в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств; З11 содержание актуальной нормативно-правовой документации; З12 возможные траектории профессионального развития и самообразования; З13психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; З14 - способы организации обучения, проектно-исследовательской деятельности обучающихся/ способы организации внеурочной деятельности обучающихся/ способы организации воспитательной деятельности на основе ценностного содержания образовательного процесса; З 15 – виды и типы проектов, этапы Страница 5 проектно–исследовательскую деятельность обучающихся в рамках уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы. ПК 1.7 / ПК 2.6 / ПК 3.4 проектной и исследовательской деятельности обучающихся, требования к необходимому дидактическому обеспечению; З 16 - особенности и закономерности планирование и организации проектно–исследовательской деятельности обучающихся в рамках уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы; З 17 – требования к содержанию, структуре и оформлению проектов разных видов У24 проектировать траекторию З18способы проектирования профессионального роста на основе траектории профессионального роста результатов анализа процесса обучения и на основе результатов анализа самоанализа деятельности/ процесса обучения и самоанализа проектировать траекторию деятельности/ способы профессионального роста на основе проектирования траектории результатов анализа эффективности профессионального и личностного внеурочной деятельности младших роста на основе результатов анализа школьников и самоанализа / эффективности внеурочной проектировать траекторию деятельности младших школьников и профессионального роста на основе самоанализа / способы результатов анализа эффективности проектирования траектории воспитательной деятельности и профессионального и личностного самоанализа роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа 1.3Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров воспитания: Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности Дата введения 01.09.2023 Страница 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 126 в т.ч. в форме практической подготовки 88 в т. ч.: теоретическое обучение 18 практические занятия 70 курсовая работа (проект) (при наличии) 18 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация 18 2 Дата введения 01.09.2023 Страница 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Основы проектно-исследовательской деятельности учителя начальных классов Пятый семестр (24 часа) Тема 1.1. Содержание Сущность Предмет и задачи курса. Сущность исследовательс исследовательской деятельности, проектнокой исследовательской деятельности. Функции и уровни деятельности методологии. Общее понятие о науке. Наука как социальный институт, как процесс и результат Связь педагогики с другими науками. Формы связи педагогики с другими науками Методологические вопросы соотношения науки и педагогической практики. Единство и различие науки и педагогической практики В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 1. Анализ требований к структуре и содержанию курсовых работ/проектов, дипломных проектов/ работ, выполняемых студентами колледжа. Тема 1.2 Содержание Дата введения 01.09.2023 Теорети ческие занятия 3 2 Объем в часах Лабора Курсо Самос торные вая тоятел и работа ьная практи / работа ческие проект занятия 9 2 6 0 6 0 Коды Пром компетенц ий, ЦО ежут очна формиров анию я которых аттес таци способству ет элемент я программ ы 0 0 1 ОК 01 1 ОК 01 ОК 01 2 1 7 Страница 8 6 6 Формиру емые знания, умения 0 З1–З4 З 1 – З 4, У1–У4 З 1 – З 4, У1–У4 Методологичес кие характеристики педагогическог о исследования. Научная проблема и тема как методологические характеристики исследования. Объект, предмет/ форма проектирования, цель и задачи исследования. Актуальность исследования. Гипотеза и защищаемые положения. Новизна. Значение для науки и практики В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 2. Формулировка темы, проблемы и понятийного аппарата исследования. Определение методологического аппарата исследования Практическая работа 3. Планирование исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования Практическая работа 4. Обоснование актуальности исследования/ педагогического проекта Самостоятельная работа Обоснование актуальности исследования/ педагогического проекта Шестой семестр (42 часа) Тема 1.3 Содержание Информационн Информационно-методологическая культура остудента исследователя, ее основные компоненты. методологическ В том числе практических занятий/лабораторных ая культура работ (при наличии) Практическая работа 5. Заполнение индивидуальных планов исследовательской деятельности Тема 1.4 Содержание Методы Понятие о методах педагогического исследования. научного Классификация методов научного исследования. Дата введения 01.09.2023 1 ОК 01 1 2 4 19 1 З 1 – З 6, З 11 – З 12, У 1 – У 8, У 18 – У 19 З 1 – З 6, З 7 – З 8, У 1 – У 8, У 9 – У14 2 ОК 01, ОК 03 2 ОК 01, ОК 02 2 ОК 03 З 11, У 18 ОК 03 ЛР14 З 11, У 18 6 5 1 З 1 – З 6, У1–У8 12 0 6 0 0 0 1 ОК 01, ОК 02 ОК 01, ОК 02 1 2 8 4 6 0 ОК 01 1 Страница 9 З 1 – З 6, З7–З8 У 1 – У 8, У 9 – У14 З 4, З 6 педагогическог о исследования Требования к применению методов исследования/ Теоретические и эмпирические методы исследования Программа эксперимента, опытноэкспериментальной, опытно-поисковой работы: структура, сходства и различия. Сущность проекта, этапы проектирования В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 6. Подбор и анализ опросных методов исследования, определение границы метода исследования Практическая работа 7. Составление программы наблюдения. Практическая работа 8. Изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа. Требования к оформлению. Практическая работа 9. Формулировка критериев оценки результативности опытно – поисковой деятельности/ пробации методического продукта, подбор и обоснование методов педагогической диагностики. Описание целесообразных способов оценки процесса и результатов исследовательской и педагогической деятельности как обязательная составляющая курсовой работы. Практическая работа 10. Составление программы пробации/опытнопоисковой работы 1 2 З 4, З 6 ОК 01, ОК 02 З 4, З 6, У 8, У 9 – У 15 2 2 2 ОК 01, ОК 02 З 4, З 6, У 8, У 9 – У 15 1 1 ОК 01, ОК 02 З 4, З 6, У 8, У 9 – У 15 1 ОК 01, ОК 02 З 1 – З 6, У 1 – У 8, У9–У 17 ОК 01, ОК 02, ОК 03 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 1 Самостоятельная работа Обоснование способов оценки результативности опытно – поисковой деятельности/ пробации методического продукта Дата введения 01.09.2023 ОК 01 2 Страница 10 Оформление программы поисковой работы Тема 1.5 Основные требования к структуре и содержанию теоретической и практической части исследования Тема 1.6 Подготовка к защите курсовых работ/проектов пробации/опытно- Содержание Требования к структуре и содержанию теоретической и практической части исследования курсового проекта/ работы, дипломного проекта/ работы В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 11. Оформление теоретической части курсовой работы, пояснительной записки курсового проекта на основе анализа требований к структуре и содержанию Практическая работа 12. Описание и обоснование психолого-педагогических условий решения исследуемой проблемы/ технологии педагогического проектирования Практическая работа 13. Оформление практической части курсовой работы/проекта. Оформление результатов исследовательской и проектной работы Содержание Научно-практическая конференция как форма защиты курсовых работ/проектов. Рекомендации по составлению защитного слова проекта. Требования к составлению презентации В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 14. Составление защитного слова и электронной презентации. Предварительная самооценка. Дата введения 01.09.2023 ОК 01, ОК 02, ОК 03 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 14, У 22 2 ОК 02 З - З 10, У9–У 17 2 ОК 02, ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 4 ОК 02, ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 4 1 5 1 1 2 2 8 0 0 З - З 10, З 14, У 9 – У 17, У 22 З - З 10, З 14, У 9 – У 17, У 22 1 5 1 1 ОК 03, ОК 04 З 11 – 12, З 13 2 ОК 03, ОК 04 ЛР14, ЛР15 У 18 – У19, У 20 – У 21 Страница 11 0 0 0 Практическая работа 15. Защита курсовых проектов/ работ Седьмой семестр (22 часа) Требования к структуре, содержанию и оформлению Тема 1.7 Дипломный дипломного проекта/ работы. Качество выполнения проект/ работа дипломного проекта/ работы как показатель как форма успешности освоения основных видов организации профессиональной деятельности. Критерии оценки исследовательс общих и профессиональных компетенций во время кой защиты дипломного проекта/ работы. Актуальность деятельности исследования. Оценка результативности. студента: В том числе практических занятий/лабораторных требования к работ (при наличии) структуре, Практическая работа 16. содержанию и Оформление оглавления дипломного проекта/ оформлению, работы, поиск информации. последовательн ость Практическая работа 17. выполнения. Определение методологического аппарата дипломного проекта/ работы, обоснование актуальности темы исследования. Практическая работа 18. Обоснование содержания и структуры методической разработки/ выбранного педагогического средства. Практическая работа 19. Анализ ресурсов, необходимых для пробации методического продукта/ организации опытно – поисковой работы. Практическая работа 20. Актуализация педагогических условий, необходимых для пробации разработанного Дата введения 01.09.2023 2 2 18 2 0 2 ОК 03, ОК 04 ПК 1.7/ ПК 2.6/ ПК 3.4 З 18, У 18 – У19, У 20 – У 21, У 24 ОК 03, ОК 04 З 11 – 12, З 13 0 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03 Страница 12 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – методического продукта/ плана опытно-поисковой работы. Практическая работа 21. Способы обработки и систематизации результатов пробации методической разработки/ опытнопоисковой работы, составление алгоритма описания и интерпретации результатов исследования Практическая работа 22. Оформление методического продукта/ материалов, необходимых для организации опытно0поисковой работы Самостоятельная работа Заполнение индивидуальных планов исследовательской деятельности Раздел 2. Руководство проектно-исследовательской деятельностью младших школьников Восьмой семестр (38 часов) Тема 2.1. Содержание Современные Подходы современных педагогов и психологов к требования к использованию проектной деятельности в обучении. овладению Сходство и различия проектной и исследовательской обучающимися деятельности проектноВ том числе практических занятий/лабораторных исследовательс работ (при наличии) кими умениями Практическая работа 23. Анализ требований ФГОС к результату начального общего образования. Возможности проектной деятельности в развитии обучающихся для достижения результата НОО. Тема 2.2. Содержание Дата введения 01.09.2023 У 19 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 ОК 01, ОК 02, ОК 03 У 1 – У 8, У9–У 17, У 18 – У 19 ПК 1.7/ ПК 2.6/ ПК 3.4 З 18, У 22, У 23 ОК 03 З 11 – З 12, У 18 – У 19 2 7 1 25 1 0 0 4 0 2 0 1 1 1 3 Страница 13 0 0 0 Сущность и особенности осуществления проектной деятельности младшими школьниками Проектная деятельность сущность, виды и направленность. Типы проектов, составляющие проекта. Подходы к формулировке темы проекта. Авторское право. Правила цитирования интернетресурсов В том числе практических занятий/лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 24. Условия и этапы организации проектной деятельности во время уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы. Практическая работа 25. Определение типологии школьных проектов, их основных характеристик Тема 2.3. Содержание Сущность и Исследовательская деятельность в образовательном особенности процессе. Возможности и преимущества осуществления исследовательского метода. Уровни организации и исследовательс этапы организации исследовательского обучения. кой Подходы к формулировке темы исследования деятельности В том числе практических занятий/лабораторных младшими работ (при наличии) школьниками Практическая работа 26. Условия и этапы организации исследовательской деятельности во время уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы. Публикация и исследовательская презентация как формы предъявления результатов исследовательской деятельности младшего школьника Практическая работа 27. Разработка паспорта/ дорожной карты исследовательского проекта. Подбор необходимых для организации проектной деятельности обучающихся дидактических материалов. Дата введения 01.09.2023 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1, ПК 1.7/ ПК 2.6/ ПК 3.4 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 1 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 15 – З 17, У 22 – У 23 2 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 15 – З 17, У 22 – У 23 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 15 – З 17, У 22 – У 23 2 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 15 – З 17, У 22 – У 23 2 ПК 1.2/ ПК 2.2/ ПК 3.1 З 15 – З 17, У 22 – У 23 1 2 4 2 Страница 14 0 0 0 Тема 2.4 Методика организации и руководства проектной и исследовательс кой деятельностью младших школьников во время уроков Тема 2.5 Методика организации и руководства проектной и исследовательс кой Содержание Особенности организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников во время уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математики. Методы и приемы стимулирования познавательной активности и. интереса, достижения метапредметных результатов на разных этапах проектной и исследовательской деятельности В том числе практических занятий/ лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 28. Проектирование возможности организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках учебных занятий на основе анализ Федеральной образовательной программы начального общего образования, Примерных рабочих программ по учебным предметам. Практическая работа 29. Формулировка заданий, предполагающих организацию исследовательской деятельности младших школьников во время учебных занятий. Практическая работа30. Разработка конструкта урока, основанного на организации исследовательской деятельности младших школьников Содержание Образовательные программы внеурочной деятельности по организации проектной деятельности младших школьников («Всё узнаю, всё смогу», «Я открываю знания», «Перспективная начальная школа», «Я – исследователь», «Проектная и исследовательская деятельность»). Особенности Дата введения 01.09.2023 1 5 0 0 0 ПК 1.2, ПК 1.7 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 1 ПК 1.2, ПК 1.7 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 2 ПК 1.2, ПК 1.7 2 ПК 1.2, ПК 1.7 1 1 5 1 Страница 15 0 2 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 0 ПК 2.2, ПК 2.6 З 15 – З17, З 18, У 22 – У 23, У 24 деятельностью младших школьников во время внеурочных занятий организации проектной и исследовательской деятельности во время внеурочных занятий (экскурсии как способ стимулирования поисковой активности, коллективные игры,методика «Продолжи проект», экспресс-исследования, систематизация результатов детских учебных проектов, защита результатов проектной деятельности). В том числе практических занятий/ лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 31. Анализ учебно-методического комплекта «Я открываю знания» (И.В. Кузнецова, Е.Л. Мельникова)/ «Всё узнаю, всё смогу» (Н.И. Иглиной)/ «Путешествие в Компьютерную Долину» (А.Г. Паутовой)/ «Изучение природы родного края» (Р.Г. Чуракова)/ «Я – исследователь»/ «Я открываю знания» (И.В. Кузнецова, Е.Л. Мельникова)» Практическая работа 32. Проектирование особенностей организации проектной деятельности младших школьников на основе одной из образовательных программ внеурочной деятельности. Практическая работа 33. Разработка паспорта проекта для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во время внеурочных занятий Самостоятельная работа Оформление паспорта проекта для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во время внеурочных занятий Дата введения 01.09.2023 ПК 2.2, ПК 2.6 З 15 – З17, З 18, У 22 – У 23, У 24 2 ПК 2.2, ПК 2.6 З 15 – З17, З 18, У 22 – У 23, У 24 2 ПК 2.2, ПК 2.6 З 15 – З17, З 18, У 22 – У 23, У 24 ПК 2.2, ПК 2.6, ОК 03 З 15 – З 17, З 18, З 9 – З 10, У 22 – У 23, У 24, 1 2 Страница 16 У 15 – У 17 Тема 2.6 Методика организации проектной деятельности обучающихся во внеклассной воспитательной работе Содержание Особенности планирования и организации проектной деятельности младших школьников во внеклассной воспитательной работе. Содержание, виды и этапы проектной деятельности, направленной на формирование ценностей и поведенческих умений обучающихся. Проекты, основанные на сетевом взаимодействии, их преимущества, особенности, требования к оформлению В том числе практических занятий/ лабораторных работ (при наличии) Практическая работа 34. Анализ Федеральной рабочей программы воспитания, определение тематики проектов, направленных на решение воспитательных задач. Практическая работа 35. Разработка паспорта воспитательного проекта, основанного на сетевом взаимодействии. Самостоятельная работа Оформлениепаспорта воспитательного основанного на сетевом взаимодействии. 1 7 0 2 ПК 3.1, ПК 3.4 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 1 ПК 3.1, ПК 3.4 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 2 ПК 3.1, ПК 3.4 З 15 – З 17, З 18, У 22 – У 23, У 24 ПК 3.1, ПК 3.4, ОК 02 З 15 – З 17, З 18, З 9 – З10, У 22 – У 23, У 24 1 проекта, 2 Дифференцированный зачет Всего 18 70 18 106 18 108 126 Примерная тематика курсовых проектов/ работ: Дата введения 01.09.2023 Страница 17 2 2 Образовательные квесты как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира. Занимательные задания как средство развития экологической грамотности у младших школьников. Классные часы, направленные на расширение круга представлений обучающихся начальных классов о современных профессиях. Внеклассное мероприятие как средство сплочение обучающихся младших классов. Игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств обучающихся 3 класса на уроках физической культуры в рамках п одготовки к выполнению нормативов ГТО. Квесты на уроках окружающего мира, направленные на формирование экономической грамотности обучающихся 3 класса Упражнения по произведениям Н.Н. Носова, направленные на формирование навыков смыслового чтения у младших школьников. Образовательные квесты по сказкам Г.Х. Андерсена, направленные на формирование навыков скорочтения у младших школьников. Формирование мотивации у детей младшего школьного возраста с помощью приема «геймификация» на уроках окружающего мира. Рабочие листы как средство формирования познавательных (логических) УУД у младшего школьника на уроках русского языка. Задания, способствующие развитию читательской грамотности у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения. Задания по разделу «Арифметические действия» как средство развития универсальных коммуникативны х учебных действий у учащихся 3 класса на уроках математики. Дидактические игры, направленные на развитие пространственного воображения младших школьников в процессе изучения фигур в курсе математики начальных классов. Сборник спортивных часов как средство формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО. Интерактивные экскурсии по разделу «Человек и природа», направленные на формирование познавательных универсальных учебных дей ствий обучающихся 2-го класса Интерактивные задания по разделу «Человек и природа», направленные на развитие экологической культуры для обучающихся 3 класса Формирование учебной мотивации младших школьников с ОВЗ на уроке при помощи игровых методов. Технология «Перевернутый класс» как средство развития учебной самостоятельности младших школьников. Дата введения 01.09.2023 Страница 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере 3.1.Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет педагогики и психологии, оснащенный в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классахоборудованием: - персональный компьютер с доступом к сети интернет, - проектор, - интерактивная доска, - доска магнитно – меловая, - информационные стенды. Ссылка на комплексное учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины https://disk.yandex.ru/d/7X9pKrIpPxptig 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» имеет печатные и электронные образовательные, информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда колледж выбирает не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные и электронные издания Афанасьев В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10342-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495277 * Байбородова Л. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10316-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495278 * Байкова Л. А. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53412527-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495558 * Коржуев А. В. Основы учебно-исследовательской деятельности в педагогике : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11374-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/4952 * Куклина Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491765 * Образцов П. И. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10315-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/49527 * Дата введения 01.09.2023 Страница 18 3.2.2. Дополнительные источники Российский общеобразовательный портал. (Режим доступа): URL: http://www.pedsovet.org. * Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: http // www.school.edu.ru* Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: // httpwww.edu-all.ru; Педагогическая библиотека: (Режим доступа): URL: http // www.pedlib.ru * 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14. Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - актуальный профессиональный и обоснованность социальный контекст; актуальности выделенной основные источники проблемы проектноинформации и ресурсы для исследовательской решения задач и проблем в деятельности; - полнота профессиональном и/или алгоритма решения социальном контексте; исследовательской и - алгоритмы выполнения работ в проектной задачи; профессиональной и смежных - знание более одного областях; способа решения методы работы в профессиональной задачи; профессиональной и смежных - аргументация выбора сферах; конкретного способа - структура плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - номенклатура информационных - соответствие найденной источников, применяемых в информации заданной теме профессиональной деятельности; (задаче); приемы структурирования владение разными информации; способами представления - формат оформления результатов информации; поиска информации, современные результативность и средства и устройства оперативность поиска информатизации; информации, необходимой - порядок их применения и для постановки и решения программное обеспечение в профессиональных задач, профессиональной деятельности в профессионального и том числе с использованием личностного развития; цифровых средств объективный анализ найденной информации; - использование широкого спектра современныхисточников информации, в том числе Дата введения 01.09.2023 Методы оценки - экспертная оценка во время практических занятий; - оценка плана курсового исследования (проекта/ работы); - оценка обоснования актуальности темы курсового проекта/ работы; оценка программы пробации/ Плана опытно – поисковой работы, паспорта проекта - устные выступления с презентацией; - защита проектов; защита траектории профессионального роста Страница 18 содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности - способы организации проектноисследовательской деятельности обучающихся Интернета при решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития - глубина интереса к самообразованию, повышению квалификации в контексте профессионального развития; - полнота и адекватность самоанализа и самооценки обоснованность целей собственного профессионального и личностного развития; - полнота информации, отобранной для профессионального и личностного развития; целесообразность выбранных форм и методов саморазвития и самообразования, повышения квалификации - демонстрация результатов деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной задачей; - объективность оценки собственного вклада в достижение командного результата - успешность применения коммуникационных способностей на практике; - соблюдение принципов профессиональной этики; владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе - полнота, правильность ответа способы проектирования - полнота, правильность траектории профессионального и ответа личностного роста - способы организации обучения, - целесообразный отбор Дата введения 01.09.2023 - обоснование траектории профессионального роста; экспертная оценка выбранного способа профессионального развития; - письменный опрос; - экспертная оценка в ходе выполнения практических (проектных, исследовательских) парных (групповых) заданий; - самоанализ и самооценка деятельности в паре, группе, команде - письменный опрос; оценка паспорта/ дорожной карты проекта, разработанных дидактических материалов оценка качества предварительного самоанализа - письменный опрос, Страница 18 проектно-исследовательской деятельности обучающихся/ способы организации внеурочной деятельности обучающихся/ способы организации воспитательной деятельности на основе ценностного содержания образовательного процесса; – виды и типы проектов, этапы проектной и исследовательской деятельности обучающихся, требования к необходимому дидактическому обеспечению; - особенности и закономерности планирование и организации проектно–исследовательской деятельности обучающихся в рамках уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы; – требования к содержанию, структуре и оформлению проектов разных видов способы проектирования траектории профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности/ способы проектирования траектории профессионального и личностного роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности младших школьников и самоанализа / способы проектирования траектории профессионального и способов организации обучения, проектноисследовательской деятельности обучающихся/ способов организации внеурочной деятельности обучающихся/ способов организации воспитательной деятельности на основе ценностного содержания образовательного процесса; – полнота характеристики видов и типов проектов, этапов проектной и исследовательской деятельности обучающихся; - определение требований к необходимому дидактическому обеспечениюпроектно– исследовательской деятельности школьников; - полнота характеристики особенностей и закономерностей планирования и организации проектно– исследовательской деятельности обучающихся в рамках уроков/ внеурочных занятий/ внеклассной воспитательной работы; – определение требований к содержанию, структуре и оформлению проектов разных видов - целесообразный отбор способов проектирования траектории профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности/ способов проектирования траектории профессионального и личностного роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности младших Дата введения 01.09.2023 оценка качества разработанных проектов, их презентации оценка качества предварительного самоанализа; - самооценка Страница 18 личностного роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа школьников и самоанализа / способов проектирования траектории профессионального и личностного роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - распознавать задачу и/или обоснованность проблему в профессиональном актуальности выделенной и/или социальном контексте; проблемы проектно- анализировать задачу и/или исследовательской проблему и выделять её составные деятельности; - полнота части; алгоритма решения - определять этапы решения исследовательской и задачи; выявлять и эффективно проектной задачи знание искать информацию, более одного способа необходимую для решения задачи решения профессиональной и/или проблемы; задачи; - составлять план действия; - аргументация выбора определять необходимые конкретного способа ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) - определять задачи для поиска - соответствие найденной информации; информации заданной теме определять необходимые (задаче); источники информации; владение разными - планировать процесс поиска; способами представления структурировать получаемую информации информацию; результативность и - выделять наиболее значимое в оперативность поиска перечне информации; информации, необходимой оценивать практическую для постановки и решения значимость результатов поиска; профессиональных задач, - оформлять результаты поиска, профессионального и применять средства личностного развития; информационных технологий для объективный анализ решения профессиональных задач; найденной информации; использовать современное - использование широкого программное обеспечение; спектра современных использовать различные источников информации, в цифровые средства для решения том числе Интернета при Дата введения 01.09.2023 оценка программы пробации плана опытнопоисковой работы оценка качества теоретической и практической части исследования; оценка качества оформления библиографического списка Страница 18 профессиональных задач определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности проектировать траекторию профессионального роста организовывать процесс обучения обучающихся / организовывать внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами/ реализовывать современныепрограммы воспитания на основе ценностного решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития - наличие потребности в самообразовании, повышении квалификации в контексте профессионального развития; - полнота и адекватность самоанализа и самооценки - полнота информации, отобранной для профессионального и личностного развития; целесообразность выбранных форм и методов саморазвития и самообразования, повышения квалификации - демонстрация результатов деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной задачей; - объективность оценки собственного вклада в достижение командного результата успешность применения коммуникационных способностей на практике; - соблюдение принципов профессиональной этики; владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе обоснованность выделенной проблемы, аргументированность способов решения, полнота содержания проектирование особенностей организациипроцесса обучения обучающихся / внеурочной деятельности обучающихся/ реализовывать современные воспитательной работы на основе организации Дата введения 01.09.2023 -обоснование траектории профессионального роста; экспертная оценка выбранного способа профессионального развития; - экспертнаяоценка в ходе выполнения практических (проектных, исследовательских) парных (групповых) заданий; - самоанализ и самооценка деятельности в паре, группе, команде; - оценка практических (проектных, исследовательских) парных (групповых) заданий защита курсового проекта/ работы Страница 18 содержания образовательного процесса – планировать и организовывать проектно–исследовательскую деятельность обучающихся в рамках уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы. проектировать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности/ проектировать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности младших школьников и самоанализа / проектировать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа проектной и исследовательской деятельности обучающихся, самостоятельное конструирование необходимых дидактических средств; владение способами планирования и организации проектно– исследовательской деятельности обучающихся в рамках уроков, внеурочных занятий, внеклассной воспитательной работы. самостоятельное и обоснованное определение траектории профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности/ эффективности внеурочной деятельности младших школьников и самоанализа/ воспитательной деятельности Дата введения 01.09.2023 оценка качества предварительного самоанализа Страница 18