++ОГСЭ.01 Основы филос_КП_б.11_прием 2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение 1
к
ОПОП
СПО
программе
подготовки специалистов среднего
звена по специальности 44.02.05
Коррекционная
педагогика
в
начальном образовании
(квалификация: учитель начальных
классов
и
начальных
классов
компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, очная
форма обучения, база 11 кл., прием
2021 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 1

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального
образования
по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г.,
№ 183

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел.
8(34375) 2-08-03, е-mail:izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Составитель:
Михайлова А.А., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Условные обозначения:
Подчеркивание текста – обозначение единиц ФГОС СПО

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 2

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

14

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 3

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
является частью ОПОП-программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего
профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК.06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК.09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК,
ОК
ОК.01



Умения

Знания

-распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте;
-анализировать задачу и/или проблему

и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и/или проблемы;
- оценивать результат и последствия
своих действий

- актуального профессионального и
социального контекстов, в котором
приходится работать и жить;
- основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 4

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

ОК.02.
 -определять
задачи для поиска

информации;
 -определять необходимые источники
информации;
 -планировать процесс поиска;
 -структурировать
получаемую
информацию;
 -выделять
наиболее значимое в
перечне информации;
 -оценивать практическую значимость
результатов поиска;
-оформлять результаты поиска;

-приемов структурирования информации;
-формата оформления результатов поиска
информации;
- ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания и
смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
-основные
категории
и
понятия
философии;
-роль философии в жизни человека и
общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы
научной,
философской
и
религиозной картин мира;

ОК.05.
 - грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на

государственном языке,
 - проявлять толерантность в рабочем

коллективе
ОК.06.
 -проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.

- особенностей социального и культурного
контекста;
- правил оформления документов и
построения устных сообщений.

ОК.09

-об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.

-применять средства информационных

технологий
для
решения
профессиональных задач.

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 5

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа
аудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Дата введения - 01.09.2021г.

Объем часов
Учитель начальных классов и начальных
классов компенсирующего
коррекционно-развивающего
образования
62
26
14
не предусмотрена
2
2
18

Страница 6

Страниц
17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Теорети
ческие
занятия

Объем часов
Практ Самос
ически тоятел
е
ьная
заняти работа
я
(аудит
орная)

К.р.

Экз
аме
н

Коды
компетенци
й,
формирова
нию
которых
способствуе
т элемент
программы

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ОТРАСЛЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 1.1.
Сущность
философии

Тема 1.2.
Мировоззрение.

Содержание учебного материала
Определение философии. Основные категории и понятия
философии. Предмет философии. Функции философии. Структура
философского знания. Основные методы философского познания.
Философия как знание и искусство жизни. Отличия и сходства
философии с наукой. Соотношение философии с другими
сферами культуры. Роль философии в жизни человека и общества.
Содержание учебного материала
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
мировоззрения. Основы научной, философской и религиозной
картин мира

Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Человек в зеркале Сущность человека. Биосоциальная сущность человека. Природа
происхождения человека. Личность человека. Сознание человека.
философии
Дата введения - 01.09.2021г.

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ЛР 7

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 05

2

2

Страница 7

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Смысл жизни человека. Проблема смерти.

ОК 06
ОК 09

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2.1.
Философия
древности
Тема 2.2.
Античная
философия
Тема 2.3.
Средневековая
философия

Тема 2.4.
Философия
Возрождения

Содержание учебного материала
Основные черты индийской философии. Даршан. Формула:
«Атман есть брахман». Буддизм. Основные черты китайской
философии, ее этическая направленность. «Инь» и «янь» в
китайской философии. Конфуцианство. Даосизм.
Содержание учебного материала
Античная философия. Милетская школа. Вопрос о субстанции в
трудах античных философов. Софисты. Философия Сократа.
Учение Платона. Учение Аристотеля. Этап эллинизма: киники,
стоики, эпикурейцы.
Содержание учебного материала
Основные черты средневековой философии. Бог как центральная
проблема философии Средневековья. Основные этапы философии
средневековья и их представители: Августин Аврелий и Фома
Аквинский. Средневековая исламская философия. Авиценна. Ибн
Хальдун. Аль-Фараби. Омар Хайям.
Содержание учебного материала
эпохи Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Понимание человека как творческой личности, эстетическое
отношение
к
действительности,
гуманизм.
Развитие
натурфилософии: Дж. Бруно, Н. Коперник. Социально политическое учение Н. Макиавелли. Социальный утопизм
Т.Мора и Т. Кампанеллы.

Дата введения - 01.09.2021г.

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Страница 8

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Тема 2.5.
Философия
времени

Содержание учебного материала
Нового Характерные черты философии Нового времени. Философия Р.
Декарта. Философия Ф. Бэкона. Противостояние сенсуалистов и
рационалистов. Учение Т. Гоббса, Дж. Локка.

Тема 2.6.
Немецкая
философия

Содержание учебного материала
Немецкая
классическая
философия.
Философия
Канта:
совокупные способности души, познавательные способности,
этика.
Философия Гегеля: философия должна стать
универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса:
общественный труд как базис общества, практика как критерий
истины. Философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
Содержание учебного материала
Основные черты русской философии: идеал цельности,
положительного единства. Оправдание абсолютного добра,
соборность, интуитивизм, сближение истины со справедливостью,
космизм.
Этапы развития русской философии. Философия B.C. Соловьева,
Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, П. Флоренского, И. Ильина,
Ф.М.Достоевского.
Аудиторная самостоятельная работа
анализ проблемы судьбы России в трудах философов

Тема 2.7.
Русская философия

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

2

Контрольная работа
№1
Раздел 3. ВОПРОСЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Проблемы бытия в Основы философского учения о бытии. Бытие природы, человека
в мире природы. Атрибуты природного бытия. Сознание как
философии
Дата введения - 01.09.2021г.

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05

2

Страница 9

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

форма отражения действительности и регулятор человеческой
деятельности. Общественное и индивидуальное сознание: их
диалектическая взаимосвязь
Принципы развития. Законы диалектики. Категории диалектики.
Практическая работа
Определить законы и категории диалектики
Содержание учебного материала
Учение о субстанции. Понятие материи. Основные формы
движения, их соотношение. Пространство и время: специфика и
взаимосвязь.

Тема 3.2.
Материя

Содержание учебного материала
Сущность процесса познания. Субъект и объект познания.
Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание,
формы мышления. Единство чувственного и рационального в
познании. Проблема истины в философии и науке. Научное
познание. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы
научного познания. Отличие научного познания, роль интуиции в
познании.
Раздел 4. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ОК 06
ОК 09

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ЛР 7

Тема 3.3.
Вопросы
гносеологии

Тема 4.1.
Специфика
философского
анализа общества

Содержание учебного материала
Общественное бытие и его структура. Теории происхождения
общества. Личность и общество, Условия формирования
личности, свободы и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды. О социальных и этических
проблемах, связанных с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий.

Дата введения - 01.09.2021г.

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ЛР 7

Страница 10

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Тема 4.2.
Философия
образования

Практическая работа
Семинар «Проблемы биоэтики», анализ личности, социальных и
этических проблем, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий
Содержание учебного материала
Образование и его философский смысл. Этапы формирования
философских идей об образовании. Образование в различные
типы цивилизаций.

Основные направления западной философии, на которых
разрабатываются
педагогические
системы.
Проблемы
современного образования.
Практическая работа
Определить взгляды на образование в трудах философов.
Практическая работа
Дебаты/дискуссия «Философия образования: на пути к
формированию новой области знаний»
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Исторический
процесс,
его
природная
и
социальная
Исторический
процесс и будущее детерминация. Субъекты исторического процесса. Движущие
силы истории.
человечества

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ЛР 7

Роль личности в истории. Концепции истории. Модели будущего
общества в футурологии и социальной прогностике.
Практическая работа
Дискуссия «Роль личности в истории», «Модели будущего
общества в футурологии»

2

Экзамен

18
Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 11

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Всего

26

14

2

2

18

62

Дата введения - 01.09.2021г.

Страница 12

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы филосо

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии требует
наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая,
информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Основы
философии»
Технические средства обучения:персональный компьютер Samsung, проектор,
интерактивная доска
Учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основная литература
1. Горелов А.А. Основы философии: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. 256 с.
Дополнительная литература:
Ивин А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва :ИздательствоЮрайт, 2019. — 478 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433754
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Вопросы философии». URL: http://vphil.ru/
2. Журнал «Личность. Культура. Общество». URL: http://www.lko.ru/
3. Журнал «Полигнозис». - Режим доступа: http://www.polygnozis.ru/
4. Журнал «Философия и культура». URL: http://www.nbpublish.com/fkmag/
5. Журнал «Философские науки». URL: http://www.phisci.ru/
6. Философия в России. Философский портал. URL: http://philosophy.ru/
7. Философия: студенту, аспиранту, философу. URL: http://www.philosoff.ru/
8. Философский
журнал
«Логосфера».
http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/
9. Философский журнал. URL: http://iph.ras.ru/ph_j.htm
10. Философско-литературный
журнал
«Логос».
http://www.intelros.ru/readroom/logos/
11. Цифровая библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/
Дата введения - 01.09.2021г.

URL:
URL:

Стран

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы филосо

Методические материалы по учебной дисциплине:
Методические рекомендации для проведения самостоятельной (внеаудиторной)
работы по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии / сост.А.А.Михайлова. –
Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Дата введения - 01.09.2021г.

Стран

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы филосо

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, семинаров, контрольных работ, а также во
время экзамена.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
−
Знание
−
актуального
Тестирование
профессионального
и
Контрольная работа
социального
контекстов,
в
Экзамен
котором приходится работать и
жить;
−
- основные источники
информации и ресурсы для Характеристики
решения задач и проблем в демонстрируемых знаний
профессиональном
и/или при выполнении тестовых
социальном контексте;
заданий (к.р.)
−
-приемов
оценка «5» - 90 – 100 %
структурирования информации;
оценка «4» - 75 – 89 %
-формата оформления результатов оценка «3» - 50 – 74 %
поиска информации;
оценка «2» - 0 – 49 %
- ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания и смысла жизни
Характеристики
как основе формирования
демонстрируемых знаний
культуры гражданина и будущего при сдаче экзамена:
специалиста.
Сумма
баллов,
-основные категории и понятия выставленных по каждому
философии;
критерию, переведенная в
-роль
философии
в жизни отметку по шкале.
человека и общества;
Шкала оценок:
-основы философского учения о «5» - 16-18 баллов.(90бытии;
100%)
-сущность процесса познания;
«4» - 12-15 баллов. (75-основы научной, философской и 89%)
религиозной картин мира;
«3» 7-11 баллов. (50−
особенностей 74%)
социального
и
культурного «2» - менее 7 баллов.
контекста;
(менее 50%)
−
- правил оформления
документов и построения устных
сообщений.
-об
условиях
формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
Дата введения - 01.09.2021г.

Стран

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы филосо

среды;
− -о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий,
техники
и
технологий.
−
Умение
−
-распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
−
-анализировать
задачу
и/или проблему и выделять её
составные части;
−
определять
этапы
решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
- оценивать результат и
последствия своих действий
−
-определять задачи для
поиска информации;
−
-определять необходимые
источники информации;
−
-планировать
процесс
поиска,;
−
-структурировать
получаемую информацию;
−
-выделять
наиболее
значимое в перечне информации;
−
-оценивать практическую
значимость результатов поиска;
-оформлять результаты поиска;
−
- грамотно излагать свои
мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке,
−
- проявлять толерантность
в рабочем коллективе
−
-проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей.

Контрольная работа
Экзамен

Дата введения - 01.09.2021г.

Стран

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы филосо

-применять средства
информационных технологий для
решенияпрофессиональных задач.

Дата введения - 01.09.2021г.

Стран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».