ОП.05 Теорет_основы_ДО_ ДО_2022

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Приложение 27
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 44.02.01. Дошкольное
образование (очная форма обучения,
прием 2022 г., б.9 кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата введения – 01.09.2022

Страница 1

Страниц 13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик: Пьянкова Е.В., преподаватель

*Условные обозначения:
Подчеркивание текста – единицы ФГОС СПО

Дата введения – 01.09.2022

Страница 2

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата введения – 01.09.2022

Страница 3

Страниц 14

4
7
11
13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного
образования является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
Профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и
его физическое развитие.
ПК 1.2.Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3.Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима.
ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого
ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его
самочувствии.
ПК 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
Дата введения – 01.09.2022

Страница 4

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

ПК 2.5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование,
лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 2.7.Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников.
ПК3.4.Анализировать занятия.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного
воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК4.3.Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и
проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
ПК4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать
процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации,
работающих с группой.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного
образования является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование, является
общепрофессиональной дисциплиной профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания дошкольников;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических
проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального
самообразования и саморазвития;
Дата введения – 01.09.2022

Страница 5

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования;
знать:
отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;
особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных
образовательных организациях;
вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;
формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические
возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе
обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения
и воспитания дошкольников.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 24 час.

Дата введения – 01.09.2022

Страница 6

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

Дата введения – 01.09.2022

Страница 7

72
48
8
12

24

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Теори Практ.,
СР
предусмотрены)
я
лабора
т
1
2
3
4
5
Содержание учебного материала
Тема 1
2
История развития История дошкольного образования за рубежом и в России.
дошкольного
Основные проблемы и тенденции изменения дошкольного образования в
2
образования
России. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования.
Практическая работа
2
Составление сравнительной характеристики моделей отечественного и
зарубежного опыта дошкольного образования
Ориентация в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях
его развития и направлениях реформирования
Самостоятельная работа
4
Подготовить сообщение на тему модели воспитания дошкольников
Содержание учебного материала
Тема 2.
2
Нормативно
–
правовое
обеспечение
системы
дошкольного
образования.
Содержание
и
Обзор основных положений нормативных документов дошкольного
организация
образования в России. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в
работы ДОО
Российской Федерации». ФГОС ДО. ФОП ДО. Локальные нормативные
документы ОО, порядок их создания и утверждения: учредительный договор,
устав, локальные акты. Национальный проект «Образование» как основа
развития ДО.

Дата введения – 01.09.2022

Страница 8

Страниц 14

Уровень
освоени
я
6
2
2

2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Тема 3
Вариативные
программы
воспитания,
обучения
развития детей

Цели дошкольного образования, требования ФГОС ДО. Основы
преемственности ДОО и школы. Особенности содержания и организации
педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
Основные проблемы и тенденции изменения содержания и методов
дошкольного воспитания, изменение взаимодействии педагогов с детьми.
Практическая работа Анализ содержания педагогической деятельности в
ДОО
Лабораторная работа
Разработка модели коллаж образовательного процесса в ДОО
Самостоятельная работа
Составление
аннотированного
каталога
нормативных
документов
дошкольной образовательной организации
Содержание учебного материала
Вариативность программного обеспечения работы ДО. Вариативные
программы воспитания, обучения и развития детей для дошкольных
учреждений. Расширение образовательного пространства современного
и дошкольного образования. ФОП ДО
Практическая работа
Характеристика сущности, содержания и специфики программ развития
дошкольников.
Лабораторная работа
Анализ ФОП ДО. Анализ парциальных программ ДО. Нахождение и анализ
информации, необходимой для профессионального самообразования и
саморазвития.
Самостоятельная работа
Составление сравнительной характеристики особенностей парциальных
программ дошкольного образования

Дата введения – 01.09.2022

Страница 9

2

2

2
2
4

2-3

4

2

2

4

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Тема 4
Организация
образовательного
процесса в ДОО

Содержание учебного материала
Принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников,
их педагогические возможности и условия применения в режиме дня в
группах ДОУ.
Формы, организации образовательного процесса в ДОУ, их педагогические
возможности и условия применения (самостоятельная работа с учебником)
Практическая работа
Целесообразность методов и средств организации образовательного процесса.
Определение педагогических возможностей различных методов, приемов,
методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;

Лабораторная работа
Анализ и коррекция календарно-тематического плана образовательного
процесса в группах ДОО находить и анализировать информацию,
необходимую для повышения эффективности педагогической деятельности.
Самостоятельная работа
Ознакомиться с рекомендациями по планированию режима дня в группах
ДОО и дать комментарий с учетом раскрытия внутренней структуры
педагогического процесса действий педагога
Содержание учебного материала
Тема 5
Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в
Психологопроцессе обучения, Основы развивающего обучения в работе с детьми
педагогические
условия развития раннего и дошкольного возраста
способностей
Основы развивающего обучения. Модели и технологии обучения
дошкольников
дошкольников
Практическая работа
Характеристика факторов развития способностей дошкольника определение
педагогических возможностей различных методик, форм организации
обучения и воспитания дошкольников
Дата введения – 01.09.2022

Страница 10

2-3

2

2
2

2

4

4

2-3

2

2-3
2

Страниц 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Самостоятельная работа
Составление экспертного заключения условий развития дошкольника в семье
Содержание учебного материала
Тема 6
Индивидуализаци Дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников
я
и Понятия индивидуализации и дифференциации обучения. Проблема
индивидуализации и дифференциации работы с дошкольниками. Опыт
дифференциация
индивидуализации и дифференциации обучения в дошкольном образовании
образовательного
процесса в ДОО
Лабораторная работа
Разработать конспект одной
из форм образовательной деятельности
дошкольника.
Практическая работа.
Анализ условий педагогических фактов и явлений обеспечения
индивидуального подхода к дошкольникам.
Самостоятельная работа
Подбор комплексных занятий, организации игровой деятельности (др. на
выбор)
с
учетом
реализации
дифференцированного
или
индивидуализированного подхода.
Обобщающее
Теоретические основы дошкольного образования
занятие
ВСЕГО

4
2-3

4

2

2

4

2
28

20

24

72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,

Дата введения – 01.09.2022

Страница 11

решение

проблемных

Страниц 14

задач)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета
Кабинет теоретических и методических основ дошкольного образования, библиотеки,
читального зала с выходом в сеть Интернет.
Комплект ученических стульев с откидными столиками (25 шт.), комплект детской
мебели (для детей дошкольного возраста) для организации практических занятий, ноутбук
(5 шт.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска магнитно – меловая,
колонки, примерные основные образовательные программы дошкольного образования,
методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению
основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС,
комплекты карточек с заданиями для детей дошкольного возраста, интерактивные
развивающие пособия «Игры для маленького гения», «Лого ритмика», «Шаг за шагом»,
«Игры со словами», «Лого игры», «Говорящие картинки», контент для организации
образовательной деятельности в ДОО, развивающие игры для детей раннего и дошкольного
возраста, оборудование для организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного
возраста, оборудования для организации театрального проигрывания (театры разных видов),
методические пособия по учебной дисциплине «Теоретические основы дошкольного
образования»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Микляева Н. В. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для
среднего
профессионального
образования /
Н. В. Микляева,
Ю. В. Микляева,
Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 496 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-02131-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469543 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО
2. Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные
образовательные программы : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
118 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11182-8. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456779 для СПО
3. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального
учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией
О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 111 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08287-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/455319
Дополнительные источники:
Дата введения – 01.09.2022

Страница 12

Страниц 13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Дошкольная педагогика Научно-методический журнал
ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Научно-методический журнал
Дошкольное образование: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа
цифрового века»). URL: https://шцв.рф/
Навигатор
образовательных
программ
дошкольного
образования
URL:
http://www.firo.ru
http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательств
http://www.vestniknews.ru – Вестник образования России
http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада
http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/
Справочник
старшего
воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала)
http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)
Учебно-методические пособия, разработанные педагогом
1. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов
специальности 44.02.01 Дошкольное образование по ОП 05 Теоретические основы
дошкольного образования / сост.Пьянкова Е.В. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж», 2022.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
решение педагогический задач
Освоенные умения:
определять педагогические возможности и
эффективность применения различных
методов,
приемов,
методик,
форм
организации обучения и воспитания
анализировать
педагогическую решение педагогический задач
деятельность, педагогические факты и
явления
находить и анализировать информацию, Собеседование по портфолио,
необходимую
для
решения педагогический задач
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального самообразования и
саморазвития

Дата введения – 01.09.2022

Страница 13

решение

Страниц 13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

ориентироваться в современных проблемах
образования, тенденциях его развития и
направлениях реформирования
Усвоенные знания:
отечественный и зарубежный опыт
дошкольного образования;

Собеседование по портфолио,
педагогический задач

решение

Собеседование по портфолио,
педагогический задач

решение

особенности содержания и организации
педагогического процесса в дошкольных
образовательных учреждениях;

Собеседование по портфолио,
педагогический задач

решение

вариативные программы воспитания,
обучения и развития детей;
формы, методы и средства обучения и
воспитания,
их
педагогические
возможности и условия применения
психолого-педагогические
условия
развития мотивации и способностей в
процессе обучения, основы развивающего
обучения,
дифференциации
и
индивидуализации, обучения и воспитания

Собеседование по портфолио,
педагогический задач
Собеседование по портфолио,
педагогический задач

решение

Собеседование по портфолио,
педагогический задач

решение

Дата введения – 01.09.2022

Страница 14

решение

Страниц 13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».