Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Е.Н.Кочнева Подписано цифровой подписью: КОЧНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Причина: Я утвердил этот документ Дата: 19 Февраль 2024 г. 12:04:32 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» Возраст детей: от 15 до 20 лет Срок реализации: 9 месяцев Автор-составитель: Черданцева Кристина Юрьевна, преподаватель Камышлов, 2024 Дата введения – 11.01.2024 Страница 1 Страниц 20 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..…………………….…..3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………......…….…...6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………….. ………...…………...8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА………………………..……..…........8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………...… …………..…....12 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………… ………....…...13 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………… ........…... .....16 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………..……..……………… .……..….....17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………............................................18 Дата введения – 11.01.2024 Страница 2 Страниц 20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеобразовательной программы Музей – это часть образовательного пространства учреждения, направленная на развитие у студентов умений организации хранения, сбора и демонстрации материалов, представляющих познавательный научный интерес. Музей обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности по осуществлению патриотического, гражданского и общекультурного воспитания обучающихся, способствует развитию творческой самостоятельности студентов. Музей Камышловского педагогического колледжа относится к типу исторических музеев и предполагает работу с материалами, отражающими исторические периоды развития образовательного учреждения, традиции, сложившиеся в эти периоды, судьбы педагогов, трудившихся в разные годы в образовательном учреждении, а также судьбы выпускников. Новизна программы Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней не ставится задача специальной подготовки учащихся к музейному делу, а приоритетным является развитие таких качеств личности, которые будут способствовать самоопределению и самореализации учащихся, получению социального опыта и знаний самостоятельно. Программа «Музейное дело» может быть использована в рамках организации внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования. Актуальность программы Данная программа является сегодня весьма актуальной, так как в современной ситуации происходящего процесса дегуманизации, наступления массовой культуры и расшатывания морально-нравственных устоев общества важным становится формирование у студентов нравственноэстетического отношение к миру, воспитание гражданско-патриотических чувств. В связи с этим, для изменения ситуации все чаще педагоги стали обращаться к музеям – хранителям национальных и культурных ценностей, к истокам исторического и духовного развития нашего общества и государственности. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах». Дата введения – 11.01.2024 Страница 3 Страниц 20 Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех студентов, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что овладение основами музейного дела представляется одним из эффективных средств формирования у молодежи социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей и социальной активности. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для освоения студентами очного отделения педагогического колледжа в течение 9 месяцев (январь – май, сентябрь декабрь текущего года). Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и условия набора обучающихся в объединение В реализации данной общеобразовательной общеразвивающей программы могут принять участие все желающие студенты в возрасте от 15 до 20 лет. Сроки реализации программы Курс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музейное дело» рассчитан на 74 аудиторных часа в течение одного календарного года. Формы и режим занятий. Предполагается проведение занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Итого на освоение программы – 74 часа. Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания. Программа предусматривает различные формы образовательной деятельности: лекции, обучающие семинары; тренинги; мастер-классы, игры; Дата введения – 11.01.2024 Страница 4 Страниц 20 взаимодействие с органами социальной политики, общественными организациями, ветеранами и другими субъектами волонтерской деятельности; акции, мини-проекты; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия. Формы подведения итогов реализации программы Формой подведения итогов освоения ДОП внутри объединения проводится в форме защиты собственного портфолио (требования к структуре, содержанию портфолио, критерии его оценки представлены в Приложении). Формой публичного отчета о деятельности станет презентация результатов на творческом отчете, отражающем основные виды деятельности студентов и преподавателя в рамках разработанной программы. Дата введения – 11.01.2024 Страница 5 Страниц 20 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: поддержание и воспроизводство педагогической культуры в плане сохранения преемственности воспитания у обучающихся патриотизма и профессионализма. Задачи: Образовательные: - применение интерактивных методов обучения, современных социальных технологий в работе с информацией; - обучение методикам организации музейного дела; - обучение основам работы с различными видами информации; - расширение кругозора и познавательных интересов в области музееведения; Развивающие: - сбор, систематизация и обработка материалов, пополнение фондов музея; - формирование организаторских умений и навыков; - развитие умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций; - развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде; информирование разных субъектов образовательного взаимодействия по вопросам истории развития ОУ в разные периоды его существования; - развитие навыков студенческого самоуправления; - формирование сплоченного студенческого коллектива; - привитие опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; - развитие уверенности в себе, умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, навыка разработки и реализации социальных проектов. Воспитательные: - воспитание нравственных качеств студентов на примере жизни и деятельности предшествующих поколений педагогов и выпускников; - воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; - воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; - формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; Дата введения – 11.01.2024 Страница 6 Страниц 20 - содействие развитию системы совместной деятельности детей и взрослых; - формирование у детей личной ответственности за выполняемую работу; Основные направления деятельности: поисковое; научное; информационное. Процесс сбора, исследования, обработки материалов музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов и экспозиций отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать и излагать материал. Дата введения – 11.01.2024 Страница 7 Страниц 20 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Наименование тем занятий Теор. Вводное занятие. Знакомство Музейная экспозиция и композиция. Ознакомление с музейным фондом Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей и разработка эскиз идей буклетов, в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Разработка буклетов, посвященных юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка эскиз-идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию 1 мая и Дня Победы. Выпуск буклетов в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Пополнение фондов музея информацией о губернаторских стипендиатах и краснодипломниках Творческое подведение итогов деятельности за год. Подготовка представления результатов деятельности ДОП в сообществе ВКонтакте с помощью средств мультимедийной презентации. Подготовка и участие в проведении праздника «День Знаний» Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Дня учителя и юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления стендов, расположенных на втором этаже Камышловского педагогического колледжа, в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка виртуальных экскурсий в рамках празднования 95тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление плакатов в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Пополнение фондов музея информацией. Подготовка и проведение экскурсии в рамках празднования 95тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Дата введения – 11.01.2024 Страница 8 Практ 2 2 2 4 4 4 4 6 1 2 4 6 6 4 6 2 Страниц 20 Оформление экскурсии с помощью средств мультимедийных презентаций, для сайта и сообщества колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление 17. оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и проведение 18. мастер-классов, приуроченных к празднованию юбилея (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Оформление результатов деятельности объединения для 19. студентов нового набора, с помощью средств мультимедийной презентации. Публичный отчет о результатах деятельности. Итого: Дата введения – 11.01.2024 Страница 9 6 6 3 74 Страниц 20 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Вводное занятие. Знакомство. Практика: Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Тренинг на знакомство. Познавательная деятельность Теория: Музейная экспозиция и композиция; Музейный фонд. Коллекция музея «Камышловского педагогического колледжа . Творческая деятельность Практика: Поиск аналоговых идей и разработка эскиз идей буклетов в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка буклетов, посвященных юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа. Пополнение фондов музея информацией о губернаторских стипендиатах и краснодипломниках. Поиск аналоговых идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Разработка эскиз-идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа», приуроченного к празднованию 1 мая и Дня Победы. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Дня учителя и юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления стендов, расположенных на втором этаже Камышловского педагогического колледжа, в рамках празднования 95-тилетнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Пополнение фондов музея информацией о губернаторских стипендиатах и краснодипломниках. Разработка виртуальных экскурсий в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа с помощью средств мультимедийной презентации. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление плакатов в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Дата введения – 11.01.2024 Страница 10 Страниц 20 Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа. Трудовая деятельность: Практика: Выпуск буклетов, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа». Профессиональная деятельность Практика: Подготовка и участие в проведении праздника «День Знаний» Подготовка и проведение экскурсии, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа с помощью средств мультимедийной презентации. Информационная деятельность Практика: Творческое подведение итогов деятельности за год. Подготовка представления результатов деятельности ДОП в сообществе ВКонтакте. Оформление результатов деятельности объединения для студентов нового набора. Публичный отчет о результатах деятельности. Оформление экскурсии помощью средств мультимедийных презентаций для сайта и сообщества колледжа. Дата введения – 11.01.2024 Страница 11 Страниц 20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. В процессе совместной с руководителем деятельности студенты получают практический опыт находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной и внеклассной работы в избранной области деятельности; организации и проведения экскурсий; Приобретают умения добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; оформления документов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; отбора, систематизации и структурирования информации. Формы подведения итогов реализации программы итоговое собрание с проведением саморефлексии и предъявления экспертной оценки педагога-руководителя; представление результатов деятельности объединения на организационном собрании в начале следующего учебного года. Дата введения – 11.01.2024 Страница 12 Страниц 20 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц Число Время проведения занятия 14.3016.15 Форма занятия Количество часов Тема занятия Место проведения Практ. Теор. 2 2 Вводное занятие. Знакомство Музейная экспозиция и композиция. Ознакомление с музейным фондом Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей и разработка эскиз идей буклетов, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей и разработка эскиз идей буклетов, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа. Пополнение фондов музея информацией о губернаторских стипендиатах и краснодипломниках Разработка буклетов, посвященных юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Разработка буклетов, посвященных юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка эскиз-идей оформления выставочного пространства в 26 аудитории в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка эскиз-идей оформления выставочного Ауд. № 26 07 14 3. 21 Теор. 2 28 Практ. 2 Практ. 2 4. Февраль 1. 2. 06 14.3016.15 6. 13 Практ. 2 7. 20 Практ. 2 8. 27 Практ. 2 9. 03 Практ. 2 Практ. 2 Март 5. Апрель 14.3016.15 10. 10 Дата введения – 11.01.2024 Страница 13 Ауд. № 26 Ауд. № 26 Страниц 20 11. 17 Практ. 2 12. 24 Практ. 2 13. 8 Практ. 2 15 Практ. 1 22 Практ. 1 16. 29 Практ. 1 17. 4 Практ. 4 Практ. 2 14.3016.15 18. Сентябрь 15. Май 14. 11 14.3016.15 Дата введения – 11.01.2024 пространства, в 26 аудитории, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа . Поиск аналоговых идей , подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства «Камышловского педагогического колледжа» приуроченного к празднованию 1 мая и Дня Победы. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию 1 мая и Дня Победы. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию 1 мая и Дня Победы Выпуск буклетов, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Творческое подведение итогов деятельности за год. Подготовка представления результатов деятельности ДОП в сообществе ВКонтакте Творческое подведение итогов деятельности за год. Подготовка представления результатов деятельности ДОП в сообществе ВКонтакте с помощью средств мультимедийной презентации Подготовка и участие в проведении праздника «День Знаний» Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Страница 14 Ауд. № 26 Ауд. № 26 Страниц 20 19. 18 Практ. 2 20. 25 Практ. 2 21. 2 Практ. 2 22. 9 Практ. 2 16 Практ. 2 Октябрь 14.3016.15 23. Дата введения – 11.01.2024 Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Дня учителя и юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа» Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Дня учителя и юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Дня учителя и юбилею (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления стендов, расположенных на втором этаже Камышловского педагогического колледжа, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления стендов, расположенных на втором этаже Камышловского педагогического колледжа, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления стендов, расположенных на втором этаже Камышловского педагогического колледжа, в Страница 15 Ауд. № 26 Страниц 20 23 Практ. 2 25. 30 Практ. 2 26. 6 Практ. 2 27. 13 Практ. 2 20 Практ. 2 27 Практ. 2 Практ. 2 Практ. 6 28. Ноябрь 24. 4 14.3016.15 Декабрь 29. 14.3016.15 11 Дата введения – 11.01.2024 рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка виртуальных экскурсий в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Разработка виртуальных экскурсий в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление плакатов в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление плакатов в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление плакатов в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Подготовка и проведение экскурсии, в рамках празднования 95-ти летнего юбилея Камышловского педагогического колледжа Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Камышловского педагогического колледжа, приуроченного к празднованию Нового года Поиск аналоговых идей , подготовка материалов и изготовление оформления активного пространства Страница 16 Ауд. № 26 Ауд. № 26 Страниц 20 30. 18 Практ. 6 31. 25 Практ. 3 Дата введения – 11.01.2024 Камышловского педагогического колледжа. Поиск аналоговых идей, подготовка материалов и проведение мастер-классов приуроченных к празднованию юбилея (95 лет) Камышловского педагогического колледжа Оформление результатов деятельности объединения для студентов нового набора. Публичный отчет о результатах деятельности, с помощью средств мультимедийной презентации Страница 17 Страниц 20 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Большую роль в процессе по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы играют дидактический и наглядный материал, ведь они добавляют занятиям больше красочности, облегчают понимание изучаемой темы. А также эффективность деятельности по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимися находится в прямой зависимости от обеспеченности учебно-воспитательного процесса необходимыми методическими материалами и разработками (разработки занятий, дидактический материал, сценарии игр, методическая литература для педагога и т.п.). Кроме того, реализация программы требует наличия оборудованного кабинета, что предполагает: - посадочные места по количеству обучаемых; - рабочее место преподавателя; - доска. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиапроектор. Кадровое обеспечение программы предполагает работу одного преподавателя. Дата введения – 11.01.2024 Страница 18 Страниц 20 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для проверки прочности полученных в ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля: o вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг); o промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра); o итоговый - в конце года (портфолио Музея). Дата введения – 11.01.2024 Страница 19 Страниц 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021) 2. Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений – М., 2018 г. 3. Охрана культурного наследия в России. XVII–XX вв.: Хрестоматия. – М., 2017. 4. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2017. 5. Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. // Краеведческий альманах. – М, 2019. 6. Персин А.И. Школьный музей. Из века XX в XXI // Музей и образование. – № 7. – 2018. 7. Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности «Музеология» / Л. Г. Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Изд-во Владим. гос. ун-та, 2015. 8. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н. С. Чекмарёвой. 2016. 9. Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – ТТ. 1–2. 10. Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp 11. Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2017. 12. Полякова Т. П. Как делать музей.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ. Ин-т культурологии. –М., 2018. 13. Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы РФ (ФАС РФ). /Под ред. В. Л. Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2017. 14. Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp 15. Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2019. Дата введения – 11.01.2024 Страница 20 Страниц 20