Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Приложение 15 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (очная форма обучения, база 9 кл., прием 2022 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Дата введения – 01.09.2022 Страница 1 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351 Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail:izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Пьянкова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Подчеркивание текста – обозначение единиц ФГОС СПО Страница 2 Страниц 16 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 16 Страница 3 Страниц 16 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ является частью ОПОП-программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные Страница 4 Страниц 16 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Учебная дисциплина способствует достижению ценностных ориентиров Ценности научного Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, познания достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, Страница 5 Страниц 16 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Осуществляющий осмысленную устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 48 часов; - самостоятельной работы обучающегося- 24 часа.. Страница 6 Страниц 16 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: анализ художественного фильма «Конфуций». составление эссе подготовка проектов подготовка к контрольной работе приведение примеров действий категорий и законов диалектики составление интеллект-карты «Материя» подготовка к экзамену Итоговая аттестация в форме экзамена. 72 48 16 2 24 XF Страница 7 Страниц 16 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) и тем 1 2 Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ОТРАСЛЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Тема 1.1. Содержание учебного материала Сущность философии Определение философии. Основные категории и понятия философии. Предмет философии. Функции философии. Структура философского знания. Основные методы философского познания. Философия как знание и искусство жизни. Отличия и сходства философии с наукой. Соотношение философии с другими сферами культуры. Роль философии в жизни человека и общества. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Тема 1.2. Содержание учебного материала Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.3. Человек в зеркале Сущность человека. Биосоциальная сущность человека. Природа происхождения человека. Личность философии человека. Сознание человека. Смысл жизни человека. Проблема смерти. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Страница 8 Страниц 16 Объем часов 3 2 Уровень освоения 2 - 2 2 2 - 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ Тема 2.1. Содержание учебного материала Философия древности Основные черты индийской философии. Даршан. Формула: «Атман есть брахман». Буддизм. Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. «Инь» и «янь» в китайской философии.Конфуцианство. Даосизм. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Анализ художественного фильма «Конфуций». Тема 2.2. Содержание учебного материала Античная философия Античная философия. Милетская школа. Вопрос о субстанции в трудах античных философов. Софисты. Философия Сократа. Учение Платона. Учение Аристотеля. Этап эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.3. Средневековая философия Содержание учебного материала Основные черты средневековой философии. Бог как центральная проблема философии Средневековья.Основные этапы философии средневековья и их представители: Августин Аврелий и Фома Аквинский. Средневековая исламская философия. Авиценна. Ибн Хальдун. Аль-Фараби. Омар Хайям. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Страница 9 Страниц 16 2 2 4 2 2 - 2 - 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Тема 2.4. Философия Возрождения Тема 2.5. Философия времени эпохи Нового Тема 2.6. Немецкая философия Содержание учебного материала Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм. Развитие натурфилософии: Дж. Бруно, Н. Коперник. Социально -политическое учение Н. Макиавелли. Социальный утопизм Т.Мора и Т. Кампанеллы. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Эссе: «Отличительные черты философии эпохи Возрождения от античной философии и философии Средневековья» Содержание учебного материала Характерные черты философии Нового времени. Философия Р. Декарта.Философия Ф. Бэкона. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Учение Т. Гоббса, Дж. Локка. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Немецкая классическая философия. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, этика. Философия Гегеля: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: общественный труд как базис общества, практика как критерий истины. Философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Лабораторные работы Практические занятия Групповые проекты по темам «Философия Маркса», «Философия А.Шопенгауэра», «Философия И.Фихте», «Философия Ф. Шеллинга» «Философия Л.Фейрбаха» Контрольные работы Страница 10 Страниц 16 2 2 2 2 2 - 2 2 - 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Самостоятельная работа обучающихся Подготовка групповых проектов на тему «Немецкая философия» Тема 2.7. Содержание учебного материала Русская философия Основные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины со справедливостью, космизм. Этапы развития русской философии. Философия B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, П. Флоренского, И. Ильина, Ф.М.Достоевского. Лабораторные работы Практические занятия анализ проблемы судьбы России в трудах философов Ориентировка в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста Контрольные работы Контрольная работа № 1 Самостоятельная работа обучающихся подготовка к контрольной работе Раздел 3. ВОПРОСЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ Тема 3.1. Содержание учебного материала Проблемы бытия в Основы философского учения о бытии. Бытие природы, человека в мире природы. Атрибуты философии природного бытия. Сознание как форма отражения действительности и регулятор человеческой деятельности. Общественное и индивидуальное сознание: их диалектическая взаимосвязь. Принципы развития. Законы диалектики. Категории диалектики. Лабораторные работы Практические занятия Определить законы и категории диалектики Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Привести Примеры действия категорий и законов диалектики Тема 3.2. Страница 11 Страниц 16 4 2 2 2 2 2 4 2 2 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Учение о субстанции. Понятие материи. Основные формы движения, их соотношение. Пространство и время: специфика и взаимосвязь. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Создание интеллект-карты «Материя» Тема 3.3. Содержание учебного материала Вопросы гносеологии Сущность процесса познания. Субъект и объект познания. Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии и науке. Научное познание. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы научного познания.Отличие научного познания, роль интуиции в познании. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Эссе «Можно ли познать мир полностью?» Раздел 4. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Тема 4.1. Содержание учебного материала Специфика Общественное бытие и его структура. Теории происхождения общества. Личность и общество.О философского анализа социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, общества техники и технологий. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. Лабораторные работы Практические занятия Семинар «Проблемы биоэтики», анализ личности, социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Материя Страница 12 Страниц 16 2 2 2 2 3 2 3 2 - Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии Тема 4.2. Философия образования Тема 4.3. Исторический процесс и будущее человечества Содержание учебного материала Образование и его философский смысл. Этапы формирования философских идей об образовании. Образование в различные типы цивилизаций. Основные направления западной философии, на которых разрабатываются педагогические системы. Проблемы современного образования. Лабораторные работы Практические занятия Определить взгляды на образование в трудах философов. Дебаты/дискуссия «Философия образования: на пути к формированию новой области знаний» Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Создание интеллект-карты «Философское осмысление образовательного процесса» Содержание учебного материала Исторический процесс, его природная и социальная детерминация.Субъекты исторического процесса. Движущие силы истории. Роль личности в истории. Концепции истории. Модели будущего общества в футурологии и социальной прогностике. Лабораторные работы Практические занятия Дискуссия «Роль личности в истории», «Модели будущего общества в футурологии» Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к дебатам «Роль личности в истории», «Модели будущего общества в футурологии» Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Страница 13 Страниц 16 2 3 4 2 1 1 4 2 72 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Основы философии ». Учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература 1. Горелов А.А. Основы философии (18-е изд.) учебник - М.: «Академия» 2017 2. Дмитриев В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10515-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471085 3. Светлов В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-07875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474407 Дополнительная литература: 1. Ивин А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433754 2. Спиркин А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 Интернет-ресурсы 1. Журнал «Вопросы философии». URL: http://vphil.ru/ 2. Журнал «Личность. Культура. Общество». URL: http://www.lko.ru/ 3. Журнал «Полигнозис». - Режим доступа: http://www.polygnozis.ru/ Дата введения - 01.09.2022 Страница 14 Страниц 16 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 4. Журнал «Философия и культура». URL: http://www.nbpublish.com/fkmag/ 5. Журнал «Философские науки». URL: http://www.phisci.ru/ 6. Философия в России. Философский портал. URL: http://philosophy.ru/ 7. Философия: студенту, аспиранту, философу. URL: http://www.philosoff.ru/ 8. Философский журнал «Логосфера». http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/ 9. Философский журнал. URL: http://iph.ras.ru/ph_j.htm 10. Философско-литературный журнал «Логос». http://www.intelros.ru/readroom/logos/ 11. Цифровая библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/ URL: URL: Методические материалы по учебной дисциплине: Методические рекомендации для проведения самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии /сост.Пьянкова Е.В. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022. 26 с. Дата введения - 01.09.2022 Страница 15 Страниц 16 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров, контрольных работ, а также во время экзамена. Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Освоенные умения: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста Усвоенные знания: основные категории и понятия философии роль философии в жизни человека и общества основы философского учения о бытии сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Дата введения - 01.09.2022 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения - практическое занятие - экзамен - контрольная работа - практическое занятие - экзамен Страница 16 Страниц 16