Приём “ИДЕАЛ”
31.01.2025
Приём “ИДЕАЛ”
Это стратегия технологии
развития критического мышления.
Стратегия позволяет
формировать:
·
умения определять проблему;
·
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
·
умение выбирать сильное решение.
Каждая буква – это
шаг, который нужно сделать, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Существует
несколько вариантов адаптаций формулировок данной аббревиатуры. И –
идентифицируй проблему. Д – доберись до сути. Е – есть варианты решения. А – а
теперь за работу! Л – логические выводы (анализ проделанной работы).
Алгоритм стратегии ИДЕАЛ:
Шаг 1.Интересно, в
чем проблема?
В начале нужно
сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В
формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать
местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно
быть несколько, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать
наиболее точный вариант.
Шаг 2.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
После того, как
сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество
времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения,
включая самые безумные.
Шаг 3. Есть
ли какие-либо хорошие решения?
В составленном списке
способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы,
которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три?
Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для
критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой
перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д» (шаг 2). Если по поводу какого-то
варианта имеются сомнения, то обозначаем его как «+ –».
Шаг 4.
А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами
листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+»)
способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив
каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте
свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только
«выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через
некоторое время.
Шаг 5.
Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время
наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план
действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте
китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
Этот метод педагоги
используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с
использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать большое количество времени, к
ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными
результатами могут достаточно долго находиться на стенах кабинета). Также этот
метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо
повседневных учебных и внеучебных проблем, при проведении родительских
собраний.