Мозговой штурм

20.09.2024

Мозговой штурм

Назначение. Развитие воображения, фантазии. Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.Хочу такой сайт

Краткая характеристика приема. Свободное выражение мыслей участников обсуждения, когда им предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Правила «мозгового штурма»:
— можно высказывать самые различные идеи, какими бы странными или непривлекательными они ни казались на первый взгляд;
— необходимо высказывать идеи быстро, не задумываясь и не оценивая их;
— избегать длинных предложений, содержащих анализ;
— запрещается обсуждение идей.
Классическое описание процедуры указывает, что учитель во время «мозгового штурма» ведет запись идей на доске, располагая записи произвольно по всему полю доски, чтобы не выделять отдельные идеи. Быстрое записывание идей помогает «освободить дорогу» для другой идеи. Однако на практике вести такую запись за детьми практически невозможно. Поэтому помогает диктофон или видеосъемка, а также способы организации мозгового штурма, предложенные ниже.
Область применения: универсален. Используется во внеучеб-ной работе, но можно использовать и на уроках.

Примеры
Варианты организации обсуждения
«Корабельный совет». Выдвижение предложений идет по кругу, начиная от слабых и нерешительных детей к более авторитетным.

«Обратный отсчет». Выявление в имеющихся аналогах недостатков и предложение по устранению данного недостатка. Процедура может быть организована в группах учащихся: сначала группам предлагается выявить недостаток идеи или уже выполненного кем-то аналогичного проекта и записать его на листочке; затем группы «по вертушке» обмениваются листочками и формулируют предложения по устранению недостатка, либо опровергают мнение товарищей. Если базовые навыки сотрудничества у детей не сформированы, процедура может быть организована в индивидуальном формате.

«Теневой, мозговой штурм». Не все дети могут открыто в присутствии и при активном вмешательстве посторонних заниматься творческой деятельностью. Таким детям можно предложить не принимать участие в общем высказывании идей, а записать на листочке свою идею, возникшую в ходе и под воздействием обсуждения. Их письменные предложения будут участвовать в следующем этапе при выборе идеи.

«Двойной мозговой штурм». Проводится в два этапа (два дня). Собрав первоначальный массив идей, учитель предлагает школьникам подумать дома: «Может быть, появятся еще какие-либо идеи!» На следующий день мозговой штурм повторяется еще раз. При такой организации процедуры включается механизм подсознания, синтезирующий новые решения, а также появляется возможность обговорить идеи с товарищами или родителями.

«Мозговой штурм на доске». В центре специальной магнитной доски размещается написанная большими яркими буквами тема предстоящего проекта и его задача. Дополнительно размещается конверт с чистыми карточками, лоток с фломастерами и магниты. Мозговой штурм проводится несколько дней: любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в реализации проекта, может написать (нарисовать) ее на карточке и прикрепить к доске. Этот вариант включает в процесс выдвижения идей детей с различным темпераментом, неуверенных и стеснительных; рождает у участников множество ассоциаций; знакомясь с предложениями других детей, ученик может добавить что-то свое. Учитель также может прикрепить свое предложение. Кроме того, если предложений немного или они неинтересные, учитель может скорректировать проблему проекта или найти способы мотивации учеников к деятельности.

«Визуальная мозговая атака». Фиксация идей с помощью рисунков или пиктограмм. Например, появился рисунок шишки — это означает, что поделка будет из природного материала; скрипичный ключ — музыкальный проект; рисунок видеокамеры — будут использованы видеоматериалы и т. п.

«Метод 624». Письменный мозговой штурм, реализуемый в группах по шесть человек. Группа из шести человек записывает на листочке шесть идей относительно предстоящего проекта. Группы обмениваются листочками, изучают предложения других и дополняют их еще двумя идеями. Процедура повторяется столько раз, чтобы каждая группа добавила свои идеи в каждый листочек.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».