Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета БУП.13 ОБЖ Приложение 1 Рабочие учебных предметов программы Приложение 1.13 к ОПОП-программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста, очная форма обучения, база 9 кл., прием 2023 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БУП.13 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата введения 01.09.2023 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета БУП.13 ОБЖ Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.N 413, с изменениями и дополнениями), положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.№371), федеральной основной рабочей программы по учебному предмету «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ», с учётом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для профессиональных образовательных организаций (утверждённой Советом по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования от «30» ноября 2022 г.№ 14, ИРПО), а также с учётом получаемой специальности 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования. Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 208-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Цыганкова Светлана Викторовна, педагогический колледж», 1 категории ГАПОУ СО «Камышловский Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета БУП.13 ОБЖ Содержание Пояснительная записка Планируемые результаты освоения БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4 учебного предмета «ОСНОВЫ 6 Содержание учебного предмета и тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 14 Условия реализации рабочей программы учебного предмета «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета БУП.13 ОБЖ Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета ««Основы безопасности жизнедеятельности» Программа по ОБЖ разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО. Программа по ОБЖ позволит преподавателю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа по ОБЖ в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах. Программа по ОБЖ обеспечивает: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа; взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего образования; подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Содержание учебного предмета представлено в девяти модулях. Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности». Модуль № 2. «Основы обороны государства». Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность». Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций». Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность». Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму». Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни». Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки». В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости безопасно действовать". Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета БУП.13 ОБЖ В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряженности на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации <16>, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года <17>, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства. Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане Общеобразовательная дисциплина «ОБЖ» является обязательной частью общеобразовательного учебного цикла УП. 00 Общеобразовательный учебный цикл БУП Обязательные учебные предметы (базовый уровень) БУП 13 ОБЖ Период освоения рабочей программы в пределах срока освоения соответствующей ОП СПО Учебный предмет «ОБЖ» изучается в течение 1 и 2 семестра 2023-2024 Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ» (базовый уровень, ФГОС СОО, ФОП СОО) Предметные: ФГОС СОО 1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; 2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; 3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; 4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; 5) владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; ФОП СОО 1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; 2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; 3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; 4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; 5) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера; 6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; 7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; 8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; 9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции; 10) сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны; 11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и 6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; 7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; 8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; 9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции; 10) сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооруженных сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны; 11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; 12) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированностьпредставлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; 12) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности. Метапредметные: Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия; определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять различнее виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь. владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности; создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь; распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения; владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций; аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях; делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение; оценивать приобретённый опыт; расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень. оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям; использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую. Умения совместной деятельности: o понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; o ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); o оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям; o осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу. Личностные результаты (ФОП СОО, базовый уровень): 1) гражданское воспитание: сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности; сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства; 2) патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества; 4) эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни; 5) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности; понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях); 6) физическое воспитание: осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости; потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 7) трудовое воспитание: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 8) экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение представлений о деятельности экологической направленности. Личностные результаты из рабочей программы воспитания по специальности ЛР 7 Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей ЛР 9 Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде ЛР 10 Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе требований ФГОС СОО Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.4. Осуществлять педагогическую деятельность по реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с правилами пожарной безопасности. ПК 4.3. Создавать информационную среду дошкольной образовательной группы с целью развития у детей основ информационной культуры. Межпредметные связи учебного предмета Тема Единицы содержания, Учебная Учебные результаты/метапредметные дисциплина 1 дисциплины (2-4 понятия курса (для курс), примерные интеграции), тема, темы раздел умение решать основные Правила и «Безопасность Защита практические задачи, рекомендации жизнедеятельности2 населения характерные для безопасного курс Российской поведения в Прогнозирования Федерации от использования методов и инструментария данной условиях опасных развития событий и опасных и и чрезвычайных оценки последствий чрезвычайны предметной области осознание рамок изучаемой ситуаций при техногенных х ситуаций предметной области, природного, чрезвычайных ограниченности методов и техногенного и ситуациях и инструментов, типичных социального стихийных связей с некоторыми другими характера явлениях, в том областями знания числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. принятие и реализация Освоение основ «Безопасность Основы ценностей здорового и медицинских жизнедеятельности2 медицинских безопасного образа жизни, знаний. курс Формирование знаний и бережное, ответственное и правильного оказание компетентное отношение к взаимоотношения первой собственному физическому и полов. ЗППП и их помощи психологическому здоровью; профилактика, СПИД и его профилактика, методы профилактики ВИЧинфекции. Содержание учебного предмета и тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел/Тема Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся*(если предусмотрена), прикладной модуль (при наличии) Теор етиче ские занят ия Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности». Тема 1.1 Содержание учебного материала Опасности Общие правила безопасности жизнедеятельности. вовлечения Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе. молодёжи в Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности. противозаконн ую и Общественно-государственный уровень культуры безопасности антиобществен жизнедеятельности. ную Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в деятельность. стране. Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры противодействия вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия. Тема 1.2 Явные и скрытые опасности современных Содержание учебного материала Самостоятельная работа Зацепинг. Административная ответственность за занятия зацепингом и руфингом. Диггерство и его опасности. Ответственность за диггерство. Паркур. Селфи. Основные меры безопасности для паркура и селфи. Флешмоб. Ответственность за 6 Объем часов Прак Экз тичес аме кие/ н/за лабо чет рато /ди рные фф. занят заче ия т 8 Сам осто яте льн ая раб ота( если пред усм отре на) Формир уемые компете нции 2 ОК 7 2 2 ОК7 развлечений молодёжи. Тема 1.3 Безопасность на транспорте. Тема1.4. Источники опасности в быту. участие в флешмобе, носящем антиобщественный характер. Как не стать жертвой информационной войны Содержание учебного материала Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания). Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси, маршрутном такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. Практические занятия/лабораторные занятия Безопасное поведение на различных видах транспорта. Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер. Основные меры безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил при вождении. Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и её виды (горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и мер оказания первой помощи. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на воздушном, железнодорожном и водном транспорте Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия Причины пожаров в жилых помещениях. Правила поведения и действия при пожаре. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности для исключения поражения электрическим током. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и хранения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия 2 ОК7 2 ОК7 2 с ними. Тема 1.5. Информационн ая и финансовая безопасность. Содержание учебного материала Информационная безопасность Российской Федерации. Угроза информационной безопасности. Информационная безопасность детей. Правила информационной безопасности в социальных сетях. Адреса электронной почты. Никнейм. Гражданская, административная и уголовная ответственность в информационной сфере. Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере. Финансовая безопасность в сфере наличных денег, банковских карт. Уголовная ответственность за мошенничество. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете. Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия . Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Правила безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара. Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в случаях, когда потерялся человек. Безопасность в социуме Конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия буллингу и проявлению насилия. Тема 1.7 Содержание учебного материала Как выявить и Практические занятия/лабораторные занятия описать Профессионально-ориентированное содержание опасности на Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, про рабочем месте причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям в следствии воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте. Модуль № 2. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций». ОК7 ПК 4.3 2 Тема 1.6 Безопасность в общественных местах, в социуме. 4 2 ОК7 2 ОК7 ПК 4.3. 2 Тема 2.1 Единая государственна я система предупрежден ия и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданска оборона. Тема 2.2 Правила поведения при ЧС Тема 2.3 . Содержание учебного материала 4 октября– Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации. Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021). Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других). Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН. Режимы функционирования ОКСИОН. Гражданская оборона и её основные задачи на современном этапе. Подготовка населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами Содержание учебного материала Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами. Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация гражданского населения и её виды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и частичная эвакуация. Содержание учебного материала ОК7 2 ОК7 2 Средства индивидуально й защиты населения. Практические занятия/лабораторные занятия Средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной зашиты кожи. Использование медицинских средств индивидуальной защиты. Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения. Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приёмы и способы выполнения спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах. Модуль № 3. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность». Тема 3.1. Источники опасности в природной среде. Тема3.2. Чрезвычайные ситуации природного характера Тема 3.3. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Ориентирование на местности. Современные средства навигации (компас, GPS).. Безопасность в автономных условиях Содержание учебного материала Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические, метеорологические, природные пожары). Возможности прогнозирования и предупреждения. Содержание учебного материала Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды. Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов питания. Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. Бытовые приборы контроля воздуха. TDS-метры (солемеры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые дозиметры (радиометры). Бытовые нитратомеры. Основные виды экологических знаков. Основные виды экологических знаков. Знаки, свидетельствующие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки Модуль № 4. «Основы противодействия экстремизму и терроризму». 2 4 2 2 2 ОК7 ОК7 ОК7 ПК 2.4 ОК7 2 4 Тема 4.1 Противодейств ие экстремизму и терроризму на государственн ом уровне. Тема 4.2 Экстремизм и терроризм на современном этапе. Содержание учебного материала Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские угрозы. Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм - крайняя форма экстремизма. Разновидности террористической деятельности. Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния неформальной группировки. Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической деятельности. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за участие в экстремистской и террористической деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение. Основные задачи НАК. Федеральный оперативный штаб. Уровни террористической опасности. Принятие решения об установлении уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем террористической опасности. Особенности проведения контртеррористических операций. Обязанности руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для проведения контртеррористической операции. Содержание учебного материала Внутренние и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной террористической деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на криминальной основе. Терроризм на национальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм. Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или жертвой молодёжных право- и ОК7 2 ОК7 2 леворадикальных сообществ. Радикальный ислам - опасное экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремистскую организацию. Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство. Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники. Модуль № 5. «Основы здорового образа жизни». Тема 5.1. Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности. Тема 5.2 Наркотизм одна из главных угроз общественном у здоровью Содержание учебного материала Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и формирования у него культуры безопасности, составляющей которой является ведение здорового образа жизни. Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение нормативов ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель здорового образа жизни - сохранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привычки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества правило здорового образа жизни. Способы сохранения психического здоровья. Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека и общества в целом на демографическую ситуацию страны Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия Наркотизм - одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Профилактика наркомании. Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуального негативного отношения к наркотикам. Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ). Первичная 2 2 ОК7 ПК 1.1. 2 2 ОК7 профилактика злоупотребления ПАВ. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ. Модуль № 6. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Тема 6.1 Освоение основ медицинских знаний. . Тема 6.2. Первая помощь и правила её оказания. Содержание учебного материала Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Среда обитания человека. Санитарно-эпидемиологическая обстановка. Карантин. Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных болезней. Вакцинация. Биологическая безопасность. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Правила профилактики коронавируса. Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи. Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из бригады скорой медицинской помощи. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, 2 4 ОК7 2 4 ОК7 средствами для уничтожения грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами. Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь при отравлении психоактивными веществами. Общие признаки отравления психоактивными веществами. Модуль № 7 «Основы обороны государства». 4 Тема 7.1 Допризывная подготовка Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические национальные приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне страны. Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация воинского учёта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе. Подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная подготовка граждан. 2 ОК7 Тема 7.2. Вооружённые Силы Российской Федерации гарант обеспечения национальной безопасности Российской Содержание учебного материала Практические занятия/лабораторные занятия История создания российской армии. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945). Вооружённые Силы Советского Союза в 1946-1991 гг. Вооружённые Силы Российской Федерации (созданы в 1992 г.). Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 2 ОК7 Федерации. Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Российской Федерации. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей. Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружённых Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Современное состояние Вооружённых Сил Российской Федерации. Совершенствование системы военного образования. Всероссийское детскоюношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооружения, военной и специальной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации. Требования к кандидатам на прохождение военной службы в научной роте. Модуль № 8. «Военно-профессиональная деятельность». Тема 8.1 Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Тема 8.2 Призыв граждан на Содержание учебного материала Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, которыми должны обладать претенденты на командные должности, военные связисты, водители, военнослужащие, находящиеся на должностях специального назначения. Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Ордена Российской Федерации - знаки отличия, почётные государственные награды за особые заслуги. Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинский долг. Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и приведения к Военной присяге (принесения обязательства). Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вручение воинской части государственной награды. Воинская обязанность граждан Российской Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время. Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от призыва на военную 5 ОК7 3 ОК7 2 военную службу. службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки». 4 Тема 9.1. Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Калашникова (АК-74). Основы и правила стрельбы. Устройство и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная граната Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5. 2 ОК7 Тема 9.2. Действия в современном общевойсково м бою. Состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата. Одиночный окоп. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою. Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя. Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава. Дифференцированный зачет Всего 2 ОК7 27 2 2 26 55 57 2 Примерные темы индивидуальных проектов 1. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья. Роль физической культуры в сохранении здоровья. 2. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества. 3. Алкоголь, табакокурение, наркотики и их пагубное воздействие на организм. 4. Компьютерные игры и их влияние на организм человека. 5. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения при ЧС. 6. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения при ЧС. 7. Современные средства поражения и их поражающие факторы. 8. 4 октября –День Гражданской обороны. Оповещение и информирование населения об опасности. 9. 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Терроризм как основная социальная опасность современности. 10. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 11. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации. 12. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации. 13. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотизм и верность воинскому долгу. 14. Дни воинской славы России. Символы воинской чести. 15. Города-герои Российской Федерации. 16. Города воинской славы Российской Федерации. 17. Профилактика инфекционных заболеваний. 18. СПИД -чума XXI века. 19. Оказание первой помощи при бытовых травмах. 20. Духовность и здоровье семьи. Здоровье родителей-здоровье ребенка. 21. Формирование здорового образа жизни с пеленок. 22. Разработка комплекса гимнастических упражнений, направленных на укрепление здоровья ребенка. 23. Укрепление здоровья ребенка с особенностями развития. 24. Разработка программы по закаливанию детского организма как приоритет сохранения здоровья нации. 25. Анализ картины опасностей современной молодёжи. 26. Оценить риск профессиональных заболеваний. 27. Проанализировать законы и иные нормативно правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, распространяющиеся на вид деятельности для воспитателя. 28. Разработать алгоритмы оказания помощи в дошкольном учреждении при неотложных состояниях (остановке дыхания, потери сознания, инсульте). 29. Разработать обучающую презентацию по правилам поведения при пожаре в ДОУ. 30. Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и заболеваний воспитателя. Дата введения ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: сентябрь 1.Кинолекторий с просмотром документальных фильмов«Экстремизм и терроризм в молодёжной среде»,«Экстремизские течения», «Группы смерти» 2.Встреча по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма «Автомобиль. Дорога.Пешеход» 3.Туристический слет студентов (*мероприятие в рамках празднования Дня профтехобразования в Свердловской области) 4.Экскурсия в пожарную часть октябрь 5.Операция «Подросток» 6.Кураторский час для 1 курсов о безопасном поведении в интернет пространстве по материалам статьи «История Аманды Тодд». 7. Встреча для студентов 1курсов «Скажем наркотикам – нет!» с приглашением православной церкви 8. Просмотр и обсуждение фильма «Бедная Настя» февраль 9. Встреча с участием представителя православия по теме: «Традиционные духовные ценности против терроризма и экстремизма» Условия реализации рабочей программы учебного предмета «ОБЖ» 1.Материально-техническое, методическое обеспечение обучения Для реализации программы учебного предмета предусмотрен кабинет основ безопасности жизнедеятельности Комплект ученической мебели на 26 чел., доска меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, колонки, экран, информационные стенды, таблицы Учебно-наглядные пособия: Плакаты: 1.ЗОЖ 1. Здоровье и его основные характеристики. 2. Закаливание организма. 3. Физическая культура. Рациональное питание. 4. Профилактика инфекционных заболеваний. 5. Режим дня и отдых. 6. Репродуктивное здоровье подростков. 7. Смена климатогеографических факторов. 2.Безопасность на улицах и дорогах. 1. Правила движения пешеходов по дорогам. 2. Дороги, на которых движение пешеходов запрещено. 3. Пересечение дороги по пешеходному переходу. 4. Правила пользования нерегулируемым пешеходным переходом. 5. Пересечение дороги вне пешеходного перехода. 6. Правила ожидания общественного транспорта. 7. Переход дороги в местах остановки общественного транспорта. 8. Правила пользования велосипедом и другими колесными средствами. 9. Опасные ситуации на дороге. 10. Правила поведения рядом с проезжей частью. 11. Дорожные знаки. Дата введения 12. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте. 3. Чрезвычайные ситуации 1. Классификация ЧС природного характера. 2. Землетрясение. 3. Извержения, вулканы. 4. Бури, ураганы. 5. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. 6. Наводнение. 7. Цунами. 8. Лесной пожар. 9. Классификация ЧС техногенного характера. 10. Радиационная авария. 11. Гидродинамическая авария. 12. ЧС экологического характера. 4. Пожарная безопасность. 1. Пожары и их классификация. 2. Причины и стадии развития пожара. 3. Причины возникновения пожаров в здании. 4. Признаки и поражающие факторы пожара. 5. Правила поведения при пожаре в здание. 6. Правила поведения при пожаре в лифте. 7. Правила поведения при пожаре в общественном месте. 8. Правила поведения при загорании электроприборов. 9. Пожарно - техническое вооружение и средства пожаротушения. 10. Оказание помощи человеку, на котором согрелась одежда. 5. Поведение в криминогенных ситуациях. 1. Криминогенные ситуации в доме (квартире) 2. Криминогенные ситуации в подъезде. 3. Криминогенные ситуации в общественных местах. 4. Криминогенные ситуации на улице. 5. Безопасность в толпе. 6. Как избежать насилия, психологические основы самозащиты. 7. Самооборона и её правовые основы. 8. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие преступления Уголовная ответственность несовершеннолетних. 6.Действия населения при стихийных бедствиях 1. Наводнение. 2. Смерч, буря, ураган. 3. Лесной пожар. 4. Землетрясение. 5. Лавина, обвал. 6. Оползень, сель. Для реализации рабочей программы учебного предмета создано комплексное учебнометодическое обеспечение, которое располагается в кабинете. 2.Информационное обеспечение обучения Основная литература: Резчиков Е. А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :Издательство Юрайт, 2023. — 635 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5534-16245-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: Дата введения https://urait.ru/bcode/530667 Дополнительная литература: Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio- online.ru/bcode/433376* Каракеян В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511628* Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности (2-е изд., стер.) учебник - М.: «Академия», 2018 Интернет-ресурсы 1. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания 2. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 3. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности 4. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 5. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 6. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 7. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 8. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям 9. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс» 10. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант» 11. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) 12. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 13. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 14. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) 15. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) 16. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 17. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». 18. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ) 19. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности 20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ) Дата введения 21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» 22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about Периодические издания ОБЖ: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/https://ds.1sept.ru/resource/magazine Дата введения