БУП.11 ГЕОГРАФИЯ_ДО_б.9кл_прием_2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

Приложение 1. Рабочие
учебных предметов

программы

Приложение 1.11
к
ОПОП-программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
44.02.01
Дошкольное
образование (квалификация: воспитатель
детей дошкольного возраста, очная форма
обучения, база 9 кл., прием 2023 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями), положений
федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования
(утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023
г.№371), федеральной основной рабочей программы по учебному предмету «География», с
учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для
профессиональных образовательных организаций (утв. Советом по оценке содержания и
качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного
циклов среднего профессионального образования от «30» ноября 2022 Протокол № 14), с
учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой
на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии
Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года, а также с
учетом получаемой специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 208-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Усольцева А.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
1 квалификационной категории

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………….....3
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»…………..4
Содержание учебного предмета «География»….……………………………….18
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы…………………………………………………………………………………...............23
Условия реализации рабочей программы учебного предмета «География»……....25

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные
требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития географического
образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской
Федерации от 24.12.2018 года.
Общая характеристика учебного предмета «География»
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить
задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании
у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами,
определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность,
практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более
чётко
представить
географические
реалии
происходящих
в современном
мире
геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических событий и процессов.
Цели изучения учебного предмета «География»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения
культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством
ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части
мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях
и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей
устойчивого развития.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Учебным планом на изучение географии на первом курсе отводится 69 часов во втором
семестре. Лекции -35 ч., практические занятия -30ч., самостоятельная работа -2 часа.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта во 2 семестре -2 часа.

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
Требования к предметным результатам освоения курса географии на базовом уровне
должны отражать:
ПР 01

ПР 02

ПР 03

ПР 04

ПР 05

ПР 06

ПР 07

понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее
участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая
наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития
освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и
использовать источники географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между
природными условиями и размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний
владение географической терминологией и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения
сформированность умений находить и использовать различные источники географической
информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических
процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать
географические карты различной тематики и другие источники географической информации
для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических
процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практикоориентированных задач
владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных
источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

ПР 08

ПР 09

ПР 10

проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач
сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных
явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных
проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении
мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать
изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления
сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем

Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования должны отражать:

МР 01

МР 02

базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены
с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов и явлений, и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические
аспекты.
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических географических задач, применению различных методов познания
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

МР 03

МР 04

МР 05

МР 06

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
работа с информацией:
выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые
для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их
решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм
представления;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе
и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности;
общение:
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

МР 07

МР 08

МР 09

постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Личностные результаты:
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
ценностное
отношение
к государственным
символам,
историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность
в физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность
к активной
деятельности
технологической
и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;


Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников
географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.


Личностные результаты из рабочей программы воспитания по /Целевые
ориентиры
ЛР 05
ЛР 18
ЛР 19

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
Соблюдающий нравственные и этические нормы общения
Проявляющий творческий подход к выполнению деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
СПО и на основе требований ФГОС СОО
Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии следующих
общих и профессиональных компетенций:
ОК

ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты
Общие (личностные,
Дисциплинарные (предметные)
метапредметные)
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;

Дата введения 01.09.2023г.

- понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить
примеры
проявления
глобальных проблем, в решении которых
принимает
участие
современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических
наук в достижении целей устойчивого
развития;
- освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать источники географической
информации для определения положения и
взаиморасположения
объектов
в

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу
ее
решения,
находить
аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности (

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными

Дата введения 01.09.2023г.

пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
- сформировать системы комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими и геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями
и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические понятия для решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных
проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических
проблем:
описывать
географические
аспекты проблем взаимодействия природы
и
общества;
приводить
примеры
взаимосвязи
глобальных
проблем;
приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем;
- освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать источники географической
информации для определения положения и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
сформировать
умения
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
познавательными действиями:
работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и
интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах
с учетом назначения информации и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности;

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В
области
духовно-нравственного
воспитания:
сформированность
нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов
России;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:

Дата введения 01.09.2023г.

явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи
проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической
информации
для
получения новых знаний о природных и
социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и
тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные
решаемым
задачам;
сопоставлять
и
анализировать
географические
карты
различной тематики и другие источники
географической
информации
для
выявления закономерностей социальноэкономических,
природных
и
экологических процессов и явлений;
определять
и
сравнивать
по
географическим
картам
разного
содержания
и
другим
источникам
географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления; определять и находить
в комплексе источников недостоверную и
противоречивую
географическую
информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный
уровень;
самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать,
исходя
из
своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать
эмоциональное
состояние
других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное

Дата введения 01.09.2023г.

источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

- владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические понятия для решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих

стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и
мирового
искусства,
этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых
средств;

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,

Дата введения 01.09.2023г.

- освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать источники географической
информации для определения положения и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
- сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими и геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями
и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить
примеры
проявления
глобальных проблем, в решении которых
принимает
участие
современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав
и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность
вести
совместную
деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении
в общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами
в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности
перед
Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно-

Дата введения 01.09.2023г.

России; определять роль географических
наук в достижении целей устойчивого
развития;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным
уровнем
социальноэкономического
развития,
включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические
знания
о
мировом
хозяйстве
и
населении
мира,
об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
исследовательской,
проектной
и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование
и
осуществление
действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития
человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Дата введения 01.09.2023г.

- сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими и геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями
и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать
и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным
уровнем
социальноэкономического
развития,
включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке

- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

Дата введения 01.09.2023г.

географические
знания
о
мировом
хозяйстве
и
населении
мира,
об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
геоэкологических процессов;
оценивать
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы и явления;
- освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать источники географической
информации для определения положения и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
- владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические понятия для решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сформировать
умения
применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

ПК
4.2.
Организовывать
и
проводить досуговую
деятельность,
развлечения в группах
детей
раннего
и
дошкольного
возраста.

владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным
уровнем
социальноэкономического
развития,
включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические
знания
о
мировом
хозяйстве
и
населении
мира,
об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
−
организации и проведения игровой
деятельности по социальному воспитанию
детей раннего и дошкольного возраста с
учетом полоролевых позиций;
−
организации
и
проведения
совместного
познавательного
проекта
детей, педагогов, родителей (законных
представителей);
−
проведения
совместной
деятельности
по воспитанию
основ
безопасного
поведения
на дороге/ в быту/ в природе;

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Общая характеристика мира
Основное содержание
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и значение в
системе наук. Источники географической информации. Географические карты различной
тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные
системы. «Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их критический анализ).
Традиционные и новые методы географических исследований. Методы современной
географии.
Сравнительно-географический
метод.
Картографический
метод.
Палеогеографический (исторический) метод. Метод географического моделирования.
Аэрокосмические методы. Метод географического прогнозирования. Геоинформационный
метод. Методы полевых исследований и наблюдений, описательный метод, метод
географического районирования.
Современная политическая карта мира. Политическая карта мира. Исторические этапы ее
формирования и современные особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по
площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного
устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития
развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические занятия/лабораторные занятия
Ознакомление с политической картой мира.
Основное содержание
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных
ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.).
Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы
Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный
потенциал. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды.
Практические занятия/лабораторные занятия
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.
Основное содержание
Современная демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика.
Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне
заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого
развития. Современная структура населения. Половозрастная структура населения. Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Социальная структура общества.
Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное
население. Качество рабочей силы в различных странах мира. Особенности размещения
населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах
мира
«Ложная»
урбанизация,
субурбанизация,
урбанизация.
Города-миллионеры,
«сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия/лабораторные занятия
Анализ особенностей населения в различных странах и региона.
Основное содержание
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические
этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная
специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные
особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Социальноэкономические модели стран. Интернационализация производства и глобализация мировой
экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль
стран в мировой экономике.
Практические занятия/лабораторные занятия
Сравнительная характеристика ведущих факторов
сил*Профессионально-ориентированное содержание
Основное содержание
Дата введения 01.09.2023г.

размещения

производительных

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический
комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс мира. Рост производства
различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира*Профессиональноориентированное содержание
Альтернативные источники энергии. Географические особенности
развития мировой электроэнергетики.
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство и его экономические особенности *Профессиональноориентированное содержание
Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство.
«Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География
мирового растениеводства и животноводства.
Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение. Современное развитие чёрной
металлургии мира*Профессионально-ориентированное содержание Металлургические базы мира.
Географические особенности развития цветной металлургии мира. Факторы размещения
предприятий цветной металлургии. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения.
Транспортный комплекс. Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и
пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития различных видов
мирового транспорта*Профессионально-ориентированное содержание Крупнейшие мировые морские
торговые порты и аэропорты.
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность. Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
промышленности.
География отраслей непроизводственной сферы. Основные направления международной
торговли товарами и услугами. Факторы, формирующие международную хозяйственную
специализацию стран и регионов мира. Дифференциация стран мира по уровню развития
медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности
современной торговли услугами.
Практические занятия/лабораторные занятия
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли.
Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха.
Раздел 2. Региональная характеристика мира.
Основное содержание
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Германия и Великобритания как ведущие
страны Зарубежной Европы. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природно-ресурсного потенциала. Особенности населения. Хозяйство стран
Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава
промышленности. Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень
развития транспорта и туризма в Европе. Развитие и размещение предприятий профильной
отрасли в Европе. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практические занятия/лабораторные занятия
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Характеристика
особенностей
природы,
*Профессионально-ориентированное содержание
страны

населения

и

хозяйства

европейской

Основное содержание
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Япония, Китай, Индия и страны Персидского
залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Место и роль Зарубежной Азии в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его политической
карты. «Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии. Япония, Китай, Индия и страны
Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практические занятия/лабораторные занятия
Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства стран ЮгоЗападной и Юго-Восточной Азии.
Основное содержание
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала и
особенности населения Африки. Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран
Африки. Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и
пути ее преодоления. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке.
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
Северной Америке.
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как
ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства
и их территориальная структура. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
Латинской Америке.
Практические занятия/лабораторные занятия
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Северной и
Латинской Америки.
Основное содержание
Место и роль Австралии и Океании в мире. Место и роль Австралии и Океании в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его политической
карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании.

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и
геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом
хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География
отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение предприятий профильной
отрасли в России.
Практические занятия/лабораторные занятия
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение
роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Основное содержание
Глобальные
проблемы
человечества.
Глобальные
процессы. Континентальные,
региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных
проблемах современности — естественно-научных и общественных. Сырьевая, энергетическая,
демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные,
возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Влияние предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы *Профессионально-ориентированное
содержание

Практические занятия/лабораторные занятия
Роль географии в решении глобальных проблем человечества *Профессионально-ориентированное содержание
Подготовка к дифференцированному зачету.
Самостоятельная работа
Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала территории (по выбору).
Тема

Межпредметные связи учебного предмета
Единицы содержания,
Учебная дисциплина 1 курса (для
результаты/метапредметные понятия
интеграции), тема, раздел

Типология
стран мира по
уровню
социальноэкономическог
о развития
Современная
политическая
карта мира.
Место и роль
Зарубежной
Европы в мире.

Государство, его функции. Политический
режим. Типология политических режимов.

Обществознание
Политическая жизнь общества

Исторические этапы формирования карты
(Древний мир, Средневековье, Новейшее время)

История

Особенности социально-экономического
развития стран Центральной и Восточной
Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия,
Румыния, Болгария, Югославия).

Современные

Основные направления и этапы НТР во 2-й пол.

История
Страны Центральной и Восточной
Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии,
Африки и Латинской Америки в 1920–
1930-е гг.
История

Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
особенности
развития
мирового
хозяйства.
Глобальные
проблемы
человечества.
Роль
географии в
решении
глобальных
проблем
человечества
Современные
особенности
развития
мирового
хозяйства.

ХХ ст. Их влияние на социальную и
культурную сферу.

Научно-техническая революция.

Глобализация и постиндустриальное общество.
Глобальные проблемы человечества:
экологическая, демографическая, социальноэкономическая, проблема международного
терроризма

История
Формирование информационного
общества. Мировые глобальные
проблемы.

Земля в опасности. Природа и экология, научнотехнических прогресс

Иностранный язык
EarthAlert! “Food and health”; “Problems
related to diet”; “Literature”; “Teeth”;
“Why organic farming?”; Spotlight on
Russia: Food

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Общая характеристика мира
Введение. Традиционные и новые методы
географических исследований.
Современная политическая карта мира.

Количество часов
Практ. Сам.
Лекц.
зан.
раб
2
2

Ознакомление с политической картой мира.
Мировые природные ресурсы.

2
2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира.
Современная демографическая ситуация.
Занятость населения. Размещение населения.
Анализ особенностей населения в различных странах и
региона.
Современные особенности развития мирового хозяйства.
Сравнительная характеристика ведущих факторов
размещения производительных сил.

2
2
2

1

Горнодобывающая промышленность.
Электроэнергетика.

2

Сельское хозяйство.

2

Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение.

2

Транспортный комплекс.

2

Химическая промышленность. Лесная
(лесоперерабатывающая) и лёгкая промышленность.

2

Дата введения 01.09.2023г.

Формируе
мые ОК,
ПК
ОК1, ОК2,
ОК6
ОК1, ОК2
ОК1, ОК2,
ОК5
ОК1, ОК3,
ОК7
ОК1, ОК3,
ОК7
ОК2, ОК6
ОК2, ОК6

2

ОК5

1

ОК1 – ОК
4
ОК 1 – ОК
3
ПК 1.1
ОК 1 – ОК
3
ОК 1 –
ОК 3
ПК 1.1
ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ

География отраслей непроизводственной сферы.
Определение хозяйственной специализации стран и
регионов мира.
Составление экономико-географической характеристики
профильной отрасли.
Определение и обозначение стран-экспортеров основных
видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, видов сырья, районов международного
туризма и отдыха.
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Германия и
Великобритания как ведущие страны Зарубежной
Европы.
Характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства европейской страны.
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Япония, Китай,
Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии.
Сравнительная характеристика особенностей природы,
населения и хозяйства стран Юго-Западной и ЮгоВосточной Азии.

2
2
2

ОК 1 – ОК
3

2

ОК 1 – ОК
3

2

ОК 1 – ОК
3

2

ОК 1 – ОК
3

2
1

1

Место и роль Северной Америки в мире.

1

1

Место и роль Латинской Америки в мире. Составление
сравнительной экономико-географической
характеристики двух стран Северной и Латинской
Америки

1

1

Место и роль Австралии и Океании в мире.

1

1

Россия на политической карте мира.

2

Оценка современного геополитического и
геоэкономического положения России. Определение
роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры
внешней торговли товарами России.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3,
ОК 1 – ОК
3

2

ОК 1 – ОК
3

1

1

Роль географии в решении глобальных проблем
человечества.

1

3

Подготовка к дифференцированному зачету

ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3

2

Глобальные проблемы человечества.

Дата введения 01.09.2023г.

ОК 1 – ОК
3

2

Место и роль Африки в мире.

Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала
территории (по выбору)
Дифференцированный зачет

ПК 1.1
ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3
ОК 1 – ОК
3

1
2
2

ОК 1 – ОК
7
ПК 4.2
ОК 1 – ОК
7
ПК 4.2
ОК 1 – ОК
7
ОК 1 – ОК
7

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Всего

35

30
69

2

Примерные темы индивидуальных проектов
1. Новейшие изменения политической карты мира.
2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и
странам мира.
3. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4. Особенности современного воспроизводства мирового населения.
5. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
6. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
7. Языки народов мира.
8. Современные международные миграции населения
9. Особенности урбанизации в развивающихся странах.
10. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
11. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
12. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
13. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного
животноводства.
14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
16. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
17. Международный туризм в различных странах и регионах мира.
18. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
19. Запад и Восток Германии сегодня.
20. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной
Азии.
21. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
22. Особенности политической карты Африки.
23. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень
урбанизации в странах Африки.
24. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
25. Географический рисунок хозяйства США.
26. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
27. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
28. Особенности современного экономико-географического положения России.
29. Внешняя торговля товарами России.
30. Глобальная проблема изменения климата
Примерные темы профессионально-ориентированных индивидуальных проектов:
1. Интерактивная карта как средство обучения на уроках окружающего мира в
начальных классах
2. Минералы и горные породы Свердловской области.
3. Использование метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении
рельефных особенностей в начальной школе.
4. Сборник игр по окружающему миру как средство формирования умений
пространственного ориентирования младших школьников.
5. Интерактивный путеводитель по странам Зарубежной Европы, направленный на
формирование страноведческих знаний в начальной школе.
Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
Перечень мероприятий, связанных с учебным предметом:
27 сентября – День туризма
12 апреля – 185 лет со дня рождения русского географа Николая Михайловича
Пржевальского
22 апреля – День Земли
Условия реализации рабочей программы учебного предмета «География»
1.Материально-техническое, методическое обеспечение обучения
Для
реализации
программы
учебного
предмета
предусмотрен
кабинет
естественнонаучных дисциплин
Оборудование кабинета:
Кабинет естественнонаучных дисциплин Комплект ученической мебели на 26 чел., доска
магнитно – меловая, персональный компьютер Philips, проектор, экран, информационные
стенды, электронная таблица Менделеева
Для реализации рабочей программы учебного предмета создано комплексное учебнометодическое обеспечение, которое располагается в кабинете
2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Калуцков В. Н. География России. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы :
учебник и практикум для среднего общего образования / В. Н. Калуцков. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 305 с. — (Общеобразовательный цикл). —
ISBN 978-5-534-16446-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/531080 (дата обращения: 31.05.2023).
География мира. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник для среднего
общего образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец,
А. А. Сафонов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 360 с. —
(Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-15652-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509295
География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 372 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/476046
Смирнова М. С. Естествознание: география, биология, экология : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
М. С. Смирнова,
Т. М. Смирнова,
М. В. Вороненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
284 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16618-7. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531383
Дополнительная литература:
Калуцков, В. Н. География России : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 347 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534Дата введения 01.09.2023г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета БУП.11 ГЕОГРАФИЯ
05504-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489886
География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 372 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/495672
Экономическая география : учебник и практикум для вузов / Я. Д. Вишняков [и др.] ;
ответственный редактор Я. Д. Вишняков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 594 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3871-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467333
Экономическая география : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 594 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-99166204-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/477857
Интернет-ресурсы
1. Сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет – энциклопедии.
URL:www.wikipedia.org.
2. Сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при
ООН (ФАО.URL:www. faostat3. fao.org
3. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. URL: http://schoolcollection.edu.ru/
4. Гербы городов Российской Федерации. URL: http://simvolika.rsl.ru/index.php?f=41
5. Российское географическое сообщество: https://www.rgo.ru/ru
6.
Цифровой образовательный контент (ЦОК) (режим доступа https://educont.ru)
Периодические издания
География: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа
века»).URL: https://шцв.рф/
Вокруг света: электронный журнал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/

Дата введения 01.09.2023г.

цифрового


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».