Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Приложение 19 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения, прием 2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Дата введения – 01.09.2020 Страница 1 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351 (с изменениями и дополнениями) Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Устьянцева И.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории,к.психол.н. Афонасьева Е.С., преподаватель первой категории, магистр Кочнева Г.Н., преподаватель высшей квалификационной категории,магистр *Условные обозначения: Подчеркивание текста и обозначение (ПС) или ПС- единицы из документа Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н Дата введения – 01.09.2020 Страница 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 32 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 37 Дата введения – 01.09.2020 Страница 3 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса 1.1.Область применения программы Программа профессионального модуля (далее программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности – методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих профессиональных компетенций: ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебнотематических планов) на основе примерных и вариативных; участия в создании предметно-развивающей среды; изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования; оформления портфолио педагогических достижений; презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участия в исследовательской и проектной деятельности; уметь: анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников; осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом образовательных организаций и особенностей возраста воспитанников; адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям Дата введения – 01.09.2020 Страница 4 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса и задачам дошкольного образования; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы; определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации; особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметноразвивающей среды; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. 1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса: всего – 440 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 332 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов; самостоятельной работы обучающегося – 284 часа; учебной и производственной практики – 108 часов. Дата введения – 01.09.2020 Страница 5 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК5.1. ПК5.2. Наименование результата обучения Разрабатывать методические материалы на основе примерных особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Создавать в группе предметно-развивающую среду. с учетом ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Дата введения – 01.09.2020 Страница 6 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса Коды профе ссиона льных компе тенци й 1 ПК 5.1-5.5 5.5 5.2 ПК 5.1-5.5 Наименования разделов профессионального модуля1* Всего часов (макс. учебная нагрузк аи практи ки) 2 3 Раздел 1.Освоение теории и практики методической работы воспитателя 170 детей дошкольного возраста Раздел 2. Организация проектноисследовательской деятельности в 106 деятельности воспитателя ДОО Раздел 4. Организация развивающей 56 предметно-пространственной среды ДОО и группы Учебная практика 36 72 Производственная практика (по профилю специальности), часов Всего: 440 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Самостоятельная Обязательная аудиторная учебная работа нагрузка обучающегося обучающегося в т.ч. лаборатор в т.ч., в т.ч., ные курсовая курсовая Всего, работы и Всего, работа работа часов часов практичес (проект), (проект), кие часов часов занятия, часов 4 5 6 7 8 26 16 Практика Производственна я (по профилю Учебн специальности), часов ая, часов (если предусмотрена рассредоточенна я практика) 9 144 11 10 72 54 6 36 6 4 48 21 50 0 36 284 36 72 1 Дата введения – 01.09.2020 Страница 7 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Выписка из учебного плана ПМ.05 МДК.05.01 МДК.05.02 МДК.05.03 УП.05.00 УП.05.01 ПП.05.00 ПП.05.01 Методическое обеспечение образовательного процесса ЭК8 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста Основы проектно-исследовательской деятельности 6 Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО и группы Учебная практика 332 284 48 170 144 26 106 90 16 56 50 6 0 Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды Производственная практика Организация методической работы воспитателя Дата введения – 01.09.2020 8к 0 0 0 0 0 0 8 8 0 0 0 0 0 0 0 0 8 72 12 20 10 16 2 4 36 0 8 0 36 0 8к 36 0 36 0 0 0 0 0 0 72 Страница 8 0 0 0 36 36 36 36 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, профессионального Объем Уровень самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если модуля (ПМ), часов освоения предусмотрены) междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 2 3 4 Раздел 1. Освоение теории и практики методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 170 МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного 170 возраста 4 курс, 7 семестр (10ч.) теор практ Тема 1.1 Цели и Содержание функции 1. Цель, задачи, содержание междисциплинарного курса. Область и объекты методической работы деятельности воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО по воспитателя ДОУ специальности «Дошкольное образование» 2 Цели и функции методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 2 1 История становления методической работы в России. Цели и значение, функции методической работы на современном этапе развития системы дошкольного образования. Методическая работа как фактор повышения профессионального мастерства воспитателя. Нормативно-правовое обеспечение методической деятельности педагога. Мониторинг проф.развития педагога в ДОО Дата введения – 01.09.2020 Страница 9 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Основные понятия методической работы. Методическая работа, методическая деятельность, методическое обеспечение и сопровождение профессиональной деятельности. Методическая готовность педагога. Методическая готовность педагога к реализации ФГОС. Методическая культура педагога. Продукты (результаты) методической деятельности. Практические занятия не предусмотрены Тема 1.2 Принципы, Содержание направления 1. Принципы методической работы педагога. Уровни осуществления методической работы методической работы. Критерии эффективности организации и воспитателя ДОО планирования методической работы воспитателя. 3. Направления методической работы воспитателя ДОО: собственнометодическое, методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, диагностико-аналитическое направление. Виды и содержание методической работы: отбор содержания образования, проектирование образовательного процесса, выбор способов контроля, моделирование воспитательного процесса. Источники содержания методической работы воспитателя ДОО. Виды методической работы и показатели новой системы аттестации. Практические занятия 1. Анализ планов методической работы ДОО, журналов «Методист», «Дошкольное воспитание» (и др.) и выявление актуальных направлений, видов методической работы воспитателя Содержание 1. Подходы к классификации форм организации методической работы: активные и пассивные, индивидуальные, групповые и коллективные, с учетом цели методической работы, категории сотрудников и др. 2 2. Тема 1.3 Формы организации методической работы Дата введения – 01.09.2020 2 2 1 Страница 10 3 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Индивидуальные формы методической работы педагога: самообразование; изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес; рефлексия и анализ собственной деятельности; накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания; создание собственной папки достижений (портфолио); создание методической копилки и др. 3. Групповые формы методической работы педагога: работа над единой методической темой; педагогическая мастерская; теоретические семинары (доклады, сообщения), диспуты, дискуссии; методические недели; конкурсы педагогического мастерства; деловые игры, ролевые игры; обсуждение передового педагогического опыта; ШПМ; выставки передового педагогического опыта и др. Общеколлективные формы работы (педсовет, тематический педсовет; педагогические чтения, конференции, работа над единой темой ОО и др.). 4. Методического объединения воспитателей ДОУ как форма методической работы:цели, задачи, содержание деятельности, формы и особенности организации МО в ДОО. ГМО воспитателей ДОО. Практические занятия не предусмотрены Тема 1.4 Содержание Методическая служба 1. Методическая служба в системе образования РФ, назначение и цели в в системе образования условиях внедрении ФГОС. Принципы построения методической службы: РФ линейно-функциональный и матричный. Сетевой подход в организации методической работы. Профессиональная позиция педагога в рамках методической службы ДОО в современных условиях. Структура, цели, задачи направления деятельности методической службы ДОУ. Традиционные и современные модели методической службы в системе дошкольного образования. Методический кабинет ДОО, функции и цели. 2. Дата введения – 01.09.2020 2 1 Страница 11 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Система повышения квалификации педагогов: формы, источники, способы повышения квалификации педагогов. Методические, учебно-методические, учебно-консультационные центры; центры, академии, институты повышения квалификации педагогов. Методические сайты для воспитателей и т.п. Практические занятия не предусмотрены Тема 1.5 Изучение, Содержание обобщение и 1. Источники, способы, формы обобщения педагогического опыта. представление Передовой педагогический опыт, его виды и критерии. Характеристики педагогического педагогического опыта. опыта 2. Этапы работы по изучению передового опыта педагогов. Подготовка научно-методического анализа изучаемого передового педагогического опыта. 3. Этапы описания педагогического опыта. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций. Требования к оформлению результатов обобщения опыта. Систематизация педагогического опыта, способы систематизации опыта (электронные картотеки, списки литературы по определенной теме, таблицы и др.) 4. Содержание деятельности по представлению и распространению передового и собственного педагогического опыта. Формы представления опыта. 5. Тезисы, статьи, монографии как способы обобщения педагогического опыта. Правила составления тезисов, статей, структура, содержание, требования к оформлению. Правила конспектирования Практические занятия 1. Заполнение информационной карты положительного педагогического опыта 2. Составление тезисов по УИРС 4 курс, 8 семестр Тема 1.6 Оформление Содержание отчетов и подготовка 1. Оформление различных видов отчетов. Требования к оформлению, к выступлениям. структура и алгоритм отчетов. 2. Дата введения – 01.09.2020 2 3 1 1 16 1 Страница 12 3 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Требования к оформлению реферата. Этапы работы над рефератом. Требования к содержанию, структуре и оформлению реферата. 3 Подготовка к выступлению. Условия успешной самопрезентации. Оформление результатов выступления. Доклад и его структура. Практические занятия не предусмотрены Тема 1.7 Оформление Содержание портфолио 1. Портфолио педагогических достижений. педагогических Виды и структура портфолио. Требования к оформлению и содержанию достижений портфолио воспитателя ДОО. 2 Практические занятия 1. Анализ электронных и печатных портфолио педагогов с точки зрения соответствия требованиям. Тема 1.8 Организация Содержание самообразования 1. План самообразования воспитателя ДОО. воспитателя Понятие самообразование, этапы. Требования к разработке и оформлению плана самообразования воспитателя ДОО. Пути самосовершенствования педагогического мастерства. Профессиональный стандарт педагога как основа планирования профессионального самообразования воспитателя. Практические занятия 1. Анализ планов самообразования воспитателей ДОО. Определение путей самосовершенствования педагогического мастерства. Тема 1.9 Содержание Содержание примерных и 1. ФОП ДО как основа проектирования образовательных программ в ДОО вариативных Изменение подходов: примерные и вариативные программы дошкольного программ образования: концептуальные основы, содержание, структура, специфика, классификация (комплексные, парциальные) 2. Принципы, цели, задачи, условия реализации современных программ дошкольного образования 3. Методы и формы работы с детьми в соответствии с концепцией и содержанием программы. Дата введения – 01.09.2020 1 3 1 3 1 2 2 1 Страница 13 2 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании с учетом специфики вариативных программ Практическое занятие 1 Проведение анализа примерной и вариативных (авторских) программ (по выбору) дошкольного образования и определение особенности их построения, специфических методов и форм работы с детьми Содержание 1. Сущность, задачи, принципы и условия планирования педагогического процесса; виды и формы планирования в дошкольном учреждении, система в планов дошкольного образовательного учреждения. НПА для планирования в ДОО. Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО, ФОП ДО 2. Методические основы планирования содержания образовательной деятельности в ДОО с учетом требований ФГОС: учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) 3 Методика планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации (рабочей программы и учебно-тематических планов), реализация в содержании рабочей программы требований ФОП ДО. 4. Структура образовательной программы в ДОО; выбор форм, методов, приемов и средств работы с детьми с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников при планировании образовательной деятельности в ДОО Лабораторныеработыне предусмотрены Практические занятия 1. Определение цели и задач, содержания, форм, методов и средств при планировании дошкольного образования воспитанников. Осуществление планирования с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников. Осуществление выбора и/или разработка парциальных программ, направленных на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. 4. Тема 1.10Планирование педагогического процесса дошкольном образовании Дата введения – 01.09.2020 2 1 1 Страница 14 2 1 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Тема 1.11Оценивание Содержание образовательных 1. Особенности современных подходов и педагогических технологий в технологий в области области дошкольного образования. дошкольного Понятие «педагогическая технология», классификация технологий образования на основе (общепедагогические, частнометодические, локальные технологии). изучения Классификация педагогических технологий для дошкольного образования. профессиональной Сравнение эффективности применяемых методов дошкольного образования, литературы, анализа выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида деятельности образовательного учреждения и особенностей возраста детей. воспитателей Практические занятия 1. Сравнение эффективности применяемых методов дошкольного образования, выбор наиболее эффективных образовательных технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников. Тема 1.12 Адаптация Содержание методических 1. Методические разработки воспитателя ДОО. Типы и виды методической разработок продукции, правила оформления и издания. Информационно-методическая продукция (аннотированный каталог газет, информационно-методическая выставка, листовка, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, рецензия, словарь и др.). Организационно-методическая продукция (инструктивно-методические письма, методические записки, методические разработки и рекомендации, памятки, положения и др.). Прикладная методическая продукция (картотеки, карточки, фотографии; иллюстрации; тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и др.). 2. Методика и алгоритм планирования и создания методических разработок. Технология создания методических разработок. Лабораторные работы не предусмотрены Практические занятия 1. Анализ методических разработок на предмет соответствия требованиям Дата введения – 01.09.2020 1 3 1 2 1 Страница 15 2 1 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Тема 1.13 Содержание Осуществление Саморазвитие как процесс, результат, ценность, ключевой способ решения личностно1. социально-профессиональных проблем, как условие профессиональной профессионального самореализации. саморазвития Формы, механизмы, этапы и методы саморазвития. педагога Самопрезентация как результат самопознания. Способы самопрезентации. Резюме как способ самопрезентации. Портфолио как способ самопрезентации. Программа личностно-профессионального саморазвития педагога как составляющая часть портфолио педагогических достижений и аналитического отчета за межаттестационный период педагога. Практические занятия 1. Самооценка готовности к саморазвитию, барьеров саморазвития педагога 1. Составление резюме для портфолио достижений. Личностно-профессиональный SWOT-анализ результатов освоения специальности. Формулировка проблем профессионально-личностного, методического характера. Разработка и представление программы личностно-профессионального саморазвития (собственной программы профессионального развитияWS)с учетом предъявляемых требований. Определение путей самосовершенствования педагогического мастерства, стратегии собственной профессиональной деятельностиWS. 2 2 Самостоятельная работа при изучении раздела 1 раздела ПМ 05. Дата введения – 01.09.2020 Страница 16 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Написание реферата по теме «Специфика организации методической работы воспитателя ДОО на современном этапе развития дошкольного образования»/подготовка мастер-класса Заполнение информационной карты по итогам обобщения педагогического опыта Оформление статьи или тезисов по проблеме дошкольного образования или курсового исследования. Оформление доклада для выступления по проблеме дошкольного образования с использованием ИКТ Формулировка наиболее распространенных педагогических проблем методического характера в деятельности воспитателя ДОУ (на основе анализа источников педагогической литературы, аналитических справок, бесед с воспитателями, методистами) и формулировка вариантов способов их решения. Разработка программы самообразования воспитателя. Оформление аналитического отчета (направление отчета по выбору) Представление макета структуры портфолио педагогических достижений воспитателя ДОО или оформление собственного портфолио педагогических достижений воспитателя ДОО Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования (заполнение сравнительной таблицы) или глубокий анализ одной программы (по выбору). Разработка содержания отдельных структурных компонентов рабочей программы. Разработка фрагмента календарно-тематического плана. Заполнение таблицы «Возможности СОТ в реализации требований ФГОС ДО» Составление сравнительной таблицы «Эффективные методы и образовательные технологии дошкольного образования, условия выбора (с учетом ФГОС, возраста, типа ДОО и др.» или подробный анализ педагогической технологий в области дошкольного образования (технология по выбору). Разработка методического комплекса для реализации метода проекта в образовательной деятельности ДОО Разработка методических материалов по трем направлениям: информационно-методическое (буклет, листовка и др.), организационно-методическое (сборник, комплекс и др.), прикладное (картотека, подборка и др.) Составление резюме как способа самопрезентации для портфолио профессиональных достижений. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, вычленение противоречий и проблемного поля. Составление программы личностно-профессионального саморазвития. Оформление портфолио по ПМ.05 Дата введения – 01.09.2020 Страница 17 144 20 4 8 8 6 6 6 6 6 6 6 6 6 8 6 12 8 8 8 8 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Производственная практика ПП.05.02 Организация методической работы воспитателя Виды работ Создание модели методической работы воспитателя в конкретной ДОО. Составление перечня документации, методических материалов создаваемых воспитателем группы Анализ рабочих программ, КТП по группе, оценка их соответствия требованиям ФГОС ДО Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, календарно-тематических планов) на основе примерных и вариативных с учетом ФГОС (на квартал, месяц по выбору) Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. Выступление со стендовым докладом по проблеме дошкольного образования, с презентацией методических разработок на методическом объединении в ДОО Участие в проектной и исследовательской деятельности дошкольного учреждения через создание паспорта проекта для ДОО (по заявке работодателя), подбор методов и методик педагогического исследования для выявления индивидуальных особенностей детей. Составление аналитического отчета по итогам практики, определение проблем методического характера, способов их решения. Оформление электронного портфолио педагогических достижений по итогам практики Раздел 2.Организация проектно-исследовательской деятельности в деятельности воспитателя ДОО МДК 05.02 Основы проектно-исследовательской деятельности Тема 2.1 Основы Содержание исследовательской Сущность исследовательской деятельности. Этапы исследования. Уровни исследования. деятельности Методологические вопросы соотношения науки и практики. Общее понятие о науке. Наука как социальный институт; наука как результат. Наука как процесс (научная деятельность). Наука и практика как единая система. Единство и различие науки и практики. Дата введения – 01.09.2020 Страница 18 72 106 106 8 2 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Тема 2.1 Основы проектной деятельности Методологические характеристики педагогического исследования. Научная проблема как методологическая характеристика. Обоснование актуальности направления и темы исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза и защищаемые положения. Цель и задачи, логика исследования. Новизна. Значение для науки и практики. Язык науки. Взаимодействие теоретического и эмпирического в исследовании. Требования к оформлению работы. Защита курсовой и выпускной квалификационной работы. Требования к написанию статьи. Проектно-исследовательская деятельность. Методы научного педагогического исследования. Классификация методов научного исследования. Методы теоретического и эмпирического исследования. Достоинства и недостатки. Требования к применению методов исследования. Эмпирические методы исследования: частные методы эмпирического исследования (способ познания действительности), общие методы эмпирического исследования (комплексные). Эксперимент как метод исследования. Этапы экспериментального цикла. Составление программы опытно-поисковой работы, пробации. Оформление программы опытнопоисковой работы, пробации. Практические занятия Анализ исследовательских работ, программ опытно-поисковой работы. Содержание Проектирование в педагогической деятельности. Общее понятие о проектировании. Сущность и содержание проектирования Функциональное проектирование. Подходы к определению понятия проект и проектирование. Функции проектирования. Роль теории и практики в проектировании. Объекты проектирования (система, процесс, ситуация). Этапы и формы проектирования. Технология проектирования. Этапы и формы проектирования (моделирование, проектирование, конструирование). Цели и функции этапов. Подготовительный этап. Ресурсное обеспечение. Особенности разработки проекта Дата введения – 01.09.2020 Страница 19 2 2 1 1 2 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Описание и обоснование психолого-педагогических условий решения исследуемой проблемы, целесообразных способов оценки процесса и результатов исследовательской и педагогической деятельности как обязательная составляющая курсовой работы. Вариативность практической части (методической разработки) курсового проекта. Описание способов оценки качества методической разработки, обоснование показателей успешности ее реализации Критерии качества проекта и требования к оформлению. Практические занятия Анализ проектных работ. Самостоятельная работа при изучении 2 раздела ПМ 05. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Сопоставление ключевых определений проектной и исследовательской деятельности на основе работы со словарями Составление исторической справки: Эволюция подходов к проектированию системы дошкольного образования. Составление таблицы: функциональное проектирование в системе дошкольного образования. Выработка предложений и рекомендаций по проектированию на основе анализа ситуации в работе воспитателя ДОО Определение объекта и цели проектирования; определение источников финансирования; формирование проектной группы, выполняющей проектные работы, назначение ответственных. Работа с рабочей тетрадью «Методологическая культура исследователя» Составление отчета по работе с различными источниками научной информации. Обоснование научной и практической актуальности выбранного исследования. Составление сравнительной таблицы методов эмпирического исследования (достоинства, недостатки, границы метода исследования). Составление введения (пояснительной записки) к курсовому исследованию. Составление программы опытно-поисковой работы по выбранной теме. Обоснование выбора методов исследования и диагностических методик, выбора способов оценки процесса и результатов исследования Обоснование психолого-педагогических условий решения исследуемой проблемы Выполнение курсового исследования по проблеме дошкольного образования, подготовка защитного слова Дата введения – 01.09.2020 Страница 20 2 4 90 4 2 2 2 4 6 6 4 6 6 6 6 36 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Примерная тематика курсовых работ Развитие творческого мышления старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии Коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста посредством игры Фестиваль народов мира как средство воспитания толерантного отношения к культуре разных народов у дошкольников Опыты и эксперименты как средство формирования экологических представлений старших дошкольников Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности Тюменское ковроткачество как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре Занятия с использованием настольной игры головоломки «Цветовой код», направленные на развитиецветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста «Задания с использованием нетрадиционных техник рисования как средство развития умения работать с различными изобразительными материалами у детей 6-7 лет» Технологии детского экспериментирования как средство развития любознательности детей дошкольного возраста Детское коллекционирование как средство развития познавательной потребности дошкольников «Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня как средство развития двигательной активности дошкольников» «Бодрящая гимнастика с элементами самомассажакак средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников» «Задания, направленные на ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Задания с использованием палочек Кюизенера, направленных на ФЭМП у детей дошкольного возраста Задания с использованиемблоковДьенеша, направленных на ФЭМП у детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» «Дидактические игры как средство развития внимания детей 5-го года жизни» «Исследовательская деятельность старших Дата введения – 01.09.2020 Страница 21 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Раздел 3. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОО и группы МДК 03.04 Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы Тема 3.1. Основные Содержание понятия, цель и функции Основные понятия РППС. Понятие «среда», «развивающая среда», «предметноорганизации РППС развивающая среда» (Т.В.Антонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.), «развивающая предметно-пространственная среда». Цель и функции создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Практические занятия Проблемы в организации РППС в ДОО. Вычленение проблем в организации РППС в ДОО. Тема 3.2. НормативноСодержание правовые основания Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования, учебно-методических и организации РППС игровых материалов для организации РППС в ДОО.ФОП ДО и РППС в ДОО Тема 3.3. Содержание Концептуальные Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в основания построения системе дошкольного образования (В.А.Петровский, Л.М.Кларина, др.). Концепция развивающей предметно- развивающей предметной среды (С.Л.Новоселова). Концептуальные положения пространственной среды построения среды эмоционально-чувственного развития дошкольников. ДОУ Тема 3.4. Принципы Содержание конструирования РППС Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка; Принцип гибкого зонирования среды; принцип уважения мнения ребенка; принцип опережающего характера содержания образования; принцип динамичности-статичности среды; принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип детской активности, самостоятельности, творчества; принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости среды; принцип учета половых и возрастных различий детей. Тема 3.5. Характеристики Содержание Дата введения – 01.09.2020 Страница 22 56 56 1 2 1 2 2 2 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса развивающей предметнопространственной среды Требования к ПРРС: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасностьФГОС ДО. Вариативность РППС (идея М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, представителей теософского направления). Тема 3.6. Концептуальная Содержание модель РППС ДОО, Основные компоненты РППС: предметное содержание, его пространственная организация группы и изменение во времени. Основы моделирования. Требования к построению модели. Комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Модели РППС ДОО и группы Тема 3.7. Этапы создания Содержание РППС Алгоритм создания РППС. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения ДОО. Требования к организации РППС в ДОО с учетом примерной программы. Центы РППС. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды (ПС). Практические занятия Анализ РППС ДОО. Анализ фото и видеоматериалов по вариативному созданию РППС в ДОО, группах. Презентация игрового оборудования Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 05 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Дата введения – 01.09.2020 Страница 23 2 2 1 3 1 2 50 50 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих отбор оборудования, учебнометодических и игровых материалов для организации РППС в ДОО, их анализ. Анализ концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования Заполнение таблицы «Отражение принципа в среде развития» (инструментарий для самооценки актуального состояния развивающей среды группы) Изучение требований к РППС ДОО и группы. Составление конспекта «Принципы конструирования РППС». Анализ примера РППС группы на соответствие предъявляемым требованиям. Разработка рекомендации «Особенности конструирования развивающей предметно-пространственной среды в группах» (по возрастам). Составление педагогических рекомендаций к выбору детских игрушек. Проектирование центров РППС по определенной тематике (транспорт, люди, растения и т.д.). Проектирование модели развивающей предметно-пространственной среды в конкретной возрастной группе. Создание презентации по теме «РПП среда в ДОО с учетом ФГОСДО». Производственная практика УП.05.01 Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы Виды работ: Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку компонентов развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы. Изучение требований ООП к развивающей предметно-пространственной среде группы. Описание модели РППС в конкретной возрастной группе. Определение основных показателей оценки РППС группы в ДОО (группа на выбор) на основе анализа педагогической и методической литературы. Оценка соответствия РППС группы требованиям нормативно-правовых документов. Участие в создании предметно-развивающей среды (Разработка компонента РППС конкретной группы ДОО по актуальному направлению деятельности, с обоснованием (по заявке работодателя), Создание в группе РППС, соответствующей возрасту, целям и задачам дошкольного образования (элементов РППС). Презентация методической разработки конкретного компонента предметно-развивающей среды группы. Оформление отчетной документации по практике, педагогических разработок в виде отчетов и выступлений. Дата введения – 01.09.2020 Страница 24 4 4 6 4 4 6 6 4 4 6 2 36 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Дата введения – 01.09.2020 Страница 25 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета кабинет педагогики и психологии, кабинет теоретических и методических основ дошкольного образования , библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Кабинет педагогики и психологии Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по МДК «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраст», МДК «Основы проектно – исследовательской деятельности», электронные презентации, схемы, таблицы..электронные презентации, схемы, таблицы. Кабинет теоретических и методических основ дошкольного образования Комплект ученических стульев с откидными столиками (25 шт.), комплект детской мебели (для детей дошкольного возраста) для организации практических занятий, ноутбук (5 шт.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска магнитно – меловая, колонки, примерные основные образовательные программы дошкольного образования, методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС, комплекты карточек с заданиями для детей дошкольного возраста, интерактивные развивающие пособия «Игры для маленького гения», «Лого ритмика», «Шаг за шагом», «Игры со словами», «Лого игры», «Говорящие картинки», контент для организации образовательной деятельности в ДОО, развивающие игры для детей раннего и дошкольного возраста, оборудование для организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста, оборудования для организации театрального проигрывания (театры разных видов), методические пособия по учебной дисциплине «Организация развивающей предметнопространственной среды ДОО и группы» Технические средства обучения: − компьютер; − интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор); − магнитная доска. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: − методический кабинет ДОО. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Дата введения – 01.09.2020 Страница 26 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности (12-е изд.) учеб. пособие М.: Академия, 2017. Виноградова Н.А. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы (13-е изд.) учеб. пособие М.: Академия, 2017. Дополнительные источники: Гердт Н. А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 772-774. — URL https://moluch.ru/archive/101/22973/ (дата обращения: 14.11.2019 Вестник образования России. URL: http://www.vestnik.edu.ru (электронный журнал) Детский сад: теория и практика (журнал) Дошкольная педагогика (журнал) Дошкольное образование (электронный журнал «Школа цифрового века») Информатика (электронный журнал «Школа цифрового века») Методист (журнал) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М. : ТЦ Сфера, 2016. Учебно-методические пособия, разработанные педагогами модуля: 1. Кочнева Г.Н. Методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование по междисциплинарному курсу МДК 05.03 Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2015. 2. Устьянцева И.Ю. Дневник саморазвития будущего педагога. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. 3. Устьянцева И.Ю. Методические рекомендации по практике ПП05.01 Методическая работа воспитателя. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. 4. Устьянцева И.Ю. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование по междисциплинарному курсу МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018. 5. Устьянцева Л.Д. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Ек: УрГПУ, 2002. Интернет-источники 1. Все для детского сада. URL: http://ivalex.ucoz.ru/forum/ 2. ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области». URL: http://www.irro.ru 3. Дошкольное воспитание (сайт журнала). URL: http://www.dovosp.ru/ 4. Дошкольное образование (сайт газеты). URL: http://dob.1september.ru/ 5. Министерство образования и науки РФ. URL: http://www.mon.gov.ru 6. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. URL: http://www.minobraz.ru 7. Педагогический энциклопедический словарь. URL: http://www.dictionary.fio.ru 8. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.ru Дата введения – 01.09.2020 Страница 27 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26. Официальный сайт «Российская Газета». URL: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html свободный 10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала). URL: http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/ 11. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ. URL: http://www.obrnadzor.gov.ru 12. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru 13. Федеральный центр образовательного законодательств. URL: http://www.lexed.ru 14. Навигатор образовательных программ дошкольного образования URL: http://www.firo.ru 15. http://worldskills.ru/ 16. http://worldskills-ekb.ru/documents/competition/ 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Учебные занятия проводятся в кабинете «Теоретических и методических основ дошкольного образования», производственная практика проводится на базе дошкольных образовательных организаций. Консультационная помощь для обучающихся организуется во внеаудиторное время. Освоению модуля «Методическое обеспечение образовательного процесса» предшествует изучение следующих дисциплин и профессиональных модулей: ОГСЭ.01. Основы философии; ОГСЭ.03. История; ОГСЭ.04. Иностранный язык; ЕН.01. Математика; ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности; ОП.01. Педагогика; ОП.02. Психология; ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена; ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования; ОП.06. Безопасность жизнедеятельности; ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития; ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей; ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, имеющих Дата введения – 01.09.2020 Страница 28 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса высшее профессиональное педагогическое образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 3-х лет. Дата введения – 01.09.2020 Страница 29 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Разрабатывает методические материалы (рабочие программы, КТП) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников в соответствии с целями образовательной деятельности. Разрабатывает методическую продукцию (сборники, буклеты, памятки, картотеки и др.) в соответствии с требованиями к структуре и содержанию данной продукции Промежуточная аттестация по производственной практике 05.01 Организация методической работы воспитателя. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Практические задания, выполняются индивидуально и в подгруппах. Защита методической разработки (на основе портфолио работ) на экзамене квалификационном. Дата введения – 01.09.2020 Страница 30 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ПК 5.2. Создавать в группе предметноразвивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Моделирует, анализирует предметно-развивающую среду в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями. Участвует в создании компонентов предметноразвивающей среды в конкретной возрастной группе в соответствии в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями. Использует различные формы и способы создания предметно-развивающей среды (уголки, выставки, макеты и др.) Разрабатывает ИОСПС Составляет информационную карту педагогического, инновационного опыта по результатам изучения педагогической и методической литературы, тезисы по результатам самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Использует различные способы систематизации информации (электронные картотеки, списки литературы по определенной теме, таблицы, сайт, блоги и др.) Выполняет учебноисследовательскую работу (курсовая работа, ВКР). Дата введения – 01.09.2020 Промежуточная аттестация по учебной практике 05.01 Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды Промежуточная аттестация по МДК Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО и группы. Практические задания, выполняются индивидуально и в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Представление модели ПРС, ИОС (на основе портфолио работ) на экзамене квалификационном. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, по МДК Основы проектно-исследовательской деятельности. Практические задания, выполняются индивидуально, в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в журнале успеваемости. Страница 31 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Составляет отчеты, рефераты, выступления и др. в соответствии с требованиями к структуре, содержанию и оформлению педагогических разработок. Использует современные информационные технологии при оформлении педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, Промежуточная аттестация по производственной практике 05.01 Организация методической работы воспитателя. Практические задания, выполняются индивидуально. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Знает основы организации Промежуточная аттестация по опытно-экспериментальной МДК Основы проектноработы в сфере образования. исследовательской деятельности, С помощью руководителя по производственной практике определяет цели, задачи, 05.01 Организация методической планирует исследовательскую работы воспитателя. Практические и проектную деятельность в задания, выполняются области дошкольного индивидуально. Защита курсового образования; исследования, ВКР. Результаты Использует методы и оценки фиксируются в листе методики педагогического экспертной оценки, журнале по исследования и практике, журнале успеваемости, в проектирования, подобранные экзаменационной ведомости. совместно с руководителем; Оформляет результаты исследовательской и проектной работы; аргументированно Промежуточная аттестация по характеризует роль и МДК Теоретические и прикладные назначение методической аспекты методической работы работы воспитателя ДОО; воспитателя детей дошкольного - знает основные функции и возраста, практические задания, содержание методической выполняются в подгруппах. деятельности воспитателя; Промежуточная аттестация по - на основе нормативных производственной практике 05.01 документов федерального, Организация методической работы регионального и локального воспитателя. уровня формулирует цели и Защита портфолио работ на задачи методической работы экзамене квалификационном. воспитателя; - ответственно и с интересом выполняет практические задания и поручения в рамках производственной практики Дата введения – 01.09.2020 Страница 32 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Эффективно организует собственную самостоятельную деятельность в процессе видов практики, МДК Выбирает эффективные способы решения методических проблем в зависимости от профессиональной задачи Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи Анализирует эффективность способа и результат решения профессиональной задачи ОК 3. Оценивать - вычленяет и анализирует риски и принимать педагогические ситуации, решения в проблемы методического нестандартных характера: вычленяет ситуациях. противоречия, проблемы, определяет возможные причины их возникновения, определяет возможные (альтернативные) способы решения; оценивает возможные риски ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. осуществляет подбор информации по предложенной проблеме или теме используя разнообразные источники (анализирует учебную, методическую, справочную литературу, периодические издания, пользуется ресурсами Интернет), - перерабатывает текстовую информацию и представляет ее в виде схем, таблиц, слайдов электронной презентации Дата введения – 01.09.2020 Промежуточная аттестация по ПП 05.01 Организация методической работы воспитателя, УП05.01 Разработка компонентов развивающей предметнопространственной среды Практические задания, выполняются индивидуально. Промежуточная аттестация по МДК ПМ. Практические задания, выполняются индивидуально. Результаты экспертной оценки фиксируются в листе экспертной оценки. Промежуточная аттестация по ПП 05.01 Организация методической работы воспитателя, УП05.01 Разработка компонентов развивающей предметнопространственной среды. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Промежуточная аттестация по всем МДК ПМ 05, практикам ПМ 05. Практические задания, выполняются индивидуально. Выполнение курсового исследования. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Страница 33 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - применяет современные информационнокоммуникационные технологии при освоении теоретических основ методической работы воспитателя и при организации методической работы в ДОО. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Устанавливает контакт с членами студенческой группы, организует совместную деятельность, является ее активным участником, определяет свою позицию в зависимости от группы и ситуации, принимает личность каждого члена группы, учитывает позицию каждого участника. Создает доброжелательную атмосферу при организации взаимодействия с коллегами - планирует взаимодействие воспитателя с субъектами ОУ (разрабатывает модель методической работы ДОУ); - конструктивно общается с педагогами ОУ – руководителями учебной и производственной практики Дата введения – 01.09.2020 Промежуточная аттестация по ПП 05.01 Организация методической работы воспитателя, УП05.01 Разработка компонентов развивающей предметнопространственной среды. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Промежуточная аттестация по всем МДК ПМ 05, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале успеваемости. Промежуточная аттестация по всем практикам ПМ 05, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике. Страница 34 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. осуществляет обоснованный выбор методов и приемов мотивации, контроля и оценки деятельности и достижений детей при планировании, разработке конструкта урока, (сценария) внеклассного воспитательного мероприятия; - анализирует и оценивает состояние социальнопедагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития - анализирует результаты деятельности и сопоставляет их с поставленной целью - анализирует результаты деятельности в рамках производственной практики, вычленяет проблемы и противоречия; - составляет отчеты о результатах деятельности и аналитические записки; составляет план самообразования воспитателя, программу личностнопрофессионального саморазвития, определяет способы повышения квалификации. Дата введения – 01.09.2020 Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются в подгруппах Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале успеваемости. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются индивидуально. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале успеваемости. Защита портфолио работ на экзамене квалификационном. Страница 35 Страниц 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Проявляет осведомленность в области инновационных технологий в системе дошкольного образования Обосновывает выбор технологий в соответствии с новыми целями и содержанием образования Разрабатывает методические материалы с учетом современных требований (ФГОС ДО и др.) ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. Анализирует условия безопасности реализации образовательного процесса Разрабатывает модель ПРС группы и создает компоненты ПРС с учетом требований безопасности ОК 11. Строить Разрабатывает содержание профессиональную деятельности в соответствии деятельность с правовыми нормами соблюдением регулирующих ее правовых норм. Дата введения – 01.09.2020 Промежуточная аттестация по производственной практике 05.01 Организация методической работы воспитателя, 05.01 Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Промежуточная аттестация по производственной практике 05.01 Разработка компонентов развивающей предметнопространственной среды Промежуточная аттестация по МДК Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы. Практические задания, выполняются индивидуально и в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости. Защита модели ПРС (на основе портфолио работ) на экзамене квалификационном. Промежуточная аттестация по производственной практике. Промежуточная аттестация по МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста, практические задания, выполняются в подгруппах. Результаты оценки фиксируются в листе экспертной оценки, журнале по практике, журнале успеваемости Страница 36 Страниц 36