Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Приложение 9 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, очная форма обучения, б.11кл., приём 2021 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ Дата введения – 01.09.2021 Страница 1 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г., № 183 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Якимова А.В., преподаватель ГАПОУ СО педагогический колледж», высшая квалификационная категория, магистр «Камышловский Подчеркивание текста обозначение -единицы ФГОС СПО Дата введения – 01.09.2021 Страница 2 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………………………………..4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 19 1 Дата введения – 01.09.2021 Страница 3 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ПСИХОЛОГИЯ» РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Психология» является обязательной частью общепрофессионального циклапримерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Учебная дисциплина «Психология» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Особое значение дисциплина имеет при формировании личностных результатов: ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 17 Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания Дата введения – 01.09.2021 Страница 4 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, этапы и механизмы социализации личности,индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств,психологические законы периодизации и кризисов развития; теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся; основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; основы психодидактики, поликультурного образования, основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий, способы их применения в процессе преподавания; особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества; актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Дата введения – 01.09.2021 Страница 5 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Психология 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы практические занятия курсовая работа (проект) контрольная работа самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме экзамена Дата введения – 01.09.2021 Объем часов Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего коррекционно-развивающего образования 118 104 28 2 12 Страница 6 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Психология Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Основы общей психологии Тема 1.1. Содержание учебного материала Психология как Предмет, задачи, принципы, структура психологии, особенности наука психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; развитие психологии как науки; психика и ее развитие, происхождение и развитие сознания и самосознания. Методы психологии. Использование методов психологии в педагогической деятельности учителя. Теоре тичес кие занят ия Объем в часах Лаборат Самосто орные и ятельна практич я работа еские занятия Экзаме н Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 В том числе, практических занятий и лабораторных работ Тема 1.2. Основы Практическое занятие 1 «Апробация метода психологии (по выбору преподавателя) в соответствии с методикой проведения» Содержание учебного материала Дата введения – 01.09.2021 2 ЛР 7 ОК 01, Страница 7 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология психологии личности Человек, индивид, личность, индивидуальность. Учение о человеке как индивиде в психологии. Индивид как представитель человеческого рода. Понятия: индивидуальность, личность в психологии. Психологические различия понятий. Основы психологии личности. Законы развития личности и проявления личностных свойств, ОК 02, 2 2 психологические законы периодизации и кризисов развития; Структура личности: множество подходов. Системно-структурное представление о личности. Направленность личности; социализация личности; самосознание личности, развитие самооценки и уровня притязаний личности. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 2«Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по определению психологические различия понятий, подходов к структуре личности» 2 ОК 03, ОК 04 Тема 1.3. Психологический анализ деятельности Содержание учебного материала Общее понятие о деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации-экстериоризации в деятельности. Предметное содержание и структура деятельности. Основные виды деятельности: игра, учебная деятельность, трудовая деятельность и их психологические особенности. Лабораторные работы (не предусмотрены) Практическое занятие 3«Применение знаний по психологии при решении педагогических задачпо определению структуры и условий организации различных видов деятельности» Дата введения – 01.09.2021 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 Страница 8 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Тема 1.4. Познавательная деятельность Тема Основные состояния свойства личности 1.5 и Содержание учебного материала Ступени познания: чувственная, рациональная. Общая характеристика ощущений и восприятия. Психологическая характеристика памяти: процессы, виды. Общая характеристика внимания Психологическая характеристика мышления и речи: свойства, формы и виды мышления. Психологическая характеристика воображения, представление и виды воображения В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 4 «Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по определению особенностей познавательных процессов у обучающихся» Практическое занятие 5«Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по анализу методов и средств развития познавательных процессов у обучающихся» Содержание учебного материала Чувства и эмоции человека. Понятие об эмоциях и чувствах, их сходства и отличия, функции. Виды эмоций. Основные эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, тревожность, фрустрация. Виды высших чувств, их развитие. Способы эмоциональнойсаморегуляции. Воля человека. Воля, её функции. Структура волевого действия. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики. Волевые качества личности. Дата введения – 01.09.2021 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 ЛР17 2 2 Страница 9 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Темперамент, типы темпераментов. Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Связь темперамента с характером и способностями личности. Учет типа темперамента при работе с обучающимися. Характер. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность. Типология характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Характер и деятельность личности. Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Задатки и способности. Структура способностей. Одарённость, талант, гениальность. Развитие способностей. Роль интересов и склонностей в развитии способностей. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 6«Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по выявлению индивидуальных и типологических особенности обучающихся» Раздел 2. Психология возрастного развития Тема 2.1. Содержание учебного материала Основные Предмет и задачи возрастной психологии; понятие о развитии закономерности психики, основные закономерности психического развития, психического предпосылки, условия и движущие силы развития психики, законы развития детей развития психики, влияние деятельности на развитие психики человека.Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности. Дата введения – 01.09.2021 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 Страница 10 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология − Проблема периодизации возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии: возрастная периодизация в трудах отечественных и зарубежных психологов; понятие «новообразование», «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастные кризисы», «зоны ближайшего развития». Основные психологические подходы к процессу развития личности: культурно-исторический (Л. С. Выготский, Б.Г. Ананьев), деятельностный (С.Л. Рубинштейн, В.В. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и развивающий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), способы их применения в процессе преподавания. Законы развития личности и проявления личностных свойств,психологические законы периодизации и кризисов развития. Характеристика социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, центральных новообразований в различные возрастные периоды. Младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования в различные возрастные периоды. Центральные задачи возрастов, основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,этапы и механизмы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании. Теория и технология учета возрастных особенностей обучающихся. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Дата введения – 01.09.2021 2 2 2 Страница 11 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Тема 2.2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте Тема 2.3. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста Тема 2.4. Психическое развитие ребенка младшего Практическое занятие 7 «Отработка уменийраспознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемыпо обеспечению условий полноценного психического развития обучающихся» Содержание учебного материала Социальная ситуация развития в младенчестве. Кризис первого года. 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Кризис 3 лет. Содержание учебного материала Игра (сюжетно-ролевая игра) как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психологические новообразования в дошкольном возрасте.Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.Личностное развитие дошкольника. Кризис 6-7 лет.Психологическая готовность ребенка к школе. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 8 «Отработка уменийраспознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или по определению возрастных особенностей психического развития дошкольника» Содержание учебного материала Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития. Гендерные особенности младших школьников. Проблема адаптации к школе. Дата введения – 01.09.2021 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 Страница 12 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология школьного возраста Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура, содержание учебной деятельности. Учебная мотивация младших школьников. Психические познавательные процессы младшего школьника: особенности восприятия, памяти, воображения и мышления в младшем школьном возрасте.Специфика внимания в младшем школьном возрасте.Речевое развитие в младшем школьном возрасте. Личностное развитие младшего школьника. Проявление индивидуальных различий и их учет в организации деятельности и общении младших школьников.Эмоционально-волевое развитие младшего школьника. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 9«Отработка умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/проблемы по определению возрастных особенностей психического развития младшего школьника» Раздел 3. Психологические основы индивидуального и группового поведения Содержание учебного материала Тема 3.1. Группа как Понятие о группах и коллективах.Личность и группа: проблема социальнолидерства и руководства. Педагогическое руководство детскими психологический группами и ученическими коллективами.Групповая феномен динамика.Принципы развития детского коллектива. Ученический коллектив. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Дата введения – 01.09.2021 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 Страница 13 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Практическое занятие 10 «Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по определению уровня развития детской группы (ученического коллектива)» Тема Особенности общения группового поведения школьном дошкольном возрасте Тема 3.2. и в и 3.3. 2 Содержание учебного материала ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; Групповая динамика. усвоение правил и норм общения; понятие малой группы, внутригрупповые явления, психологические основы деятельности коллектива; социометрическая структура детского и ученического коллектива; дифференциация в группах разного уровня развития, ученические группы, организация группового поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте;руководство детскими группами и ученическими коллективами В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 11 «Отработка умений составить план действия; определить необходимые ресурсы; реализовать составленный план педагогических мероприятий по нормализации межличностных отношений в ученическом коллективе с учетом социометрического статуса учеников; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)» Содержание учебного материала Дата введения – 01.09.2021 2 2 - 2 Страница 14 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; психологические основы профилактики, диагностики и коррекции школьной и социальной дезадаптации; понятие девиантного поведения, формы девиантного поведения в школьном возрасте, профилактика, выявление и коррекция девиантного поведения в школьном возрасте.Этапы и механизмы социализации личности,индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей. В том числе, практических занятий и лабораторных работ ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 Практическое занятие 12«Применение знаний по психологии при решении педагогических задачпо анализу проявлений школьной дезадаптации младшего школьника и определению причин ее возникновения» Раздел 4. Основы психологии творчества Тема 4.1 Психологические основы творчества Содержание учебного материала Психологические основы творчества; понятие творчества и его общие проявления; виды деятельности и творчество; творчество как процесс и продукт. Структура и природа творческих способностей; понятие способностей, творческие способности и одаренность, талант и гениальность, развитие творческих способностей; креативность как личностная способность к творчеству; творческое воображение, мышление и творчество, творческое мышление, этапы продуктивной мыслительной деятельности, методы развития творческого мышления, условия развития творчества в обучении. Особенности одарённых детей. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Дата введения – 01.09.2021 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 2 2 - Страница 15 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Практическое занятие 13 «Отработка умений составить план действия; определить необходимые ресурсы; реализовать составленный план педагогических мероприятий по развитию творческих способностей младших школьников» Раздел 5.Педагогическая психология Тема 5.1.Предмет, Содержание учебного материала задачи и Предмет, задачи, структура педагогической психологии; современное интегративные тенденции развития возрастной, педагогической состояние психологии и педагогики; методы исследований педагогической педагогической психологии. психологии Содержание учебного материала Тема 4.2 Основные Понятия: обучение, воспитание, развитие, образование, их понятия взаимосвязь. Ведущая роль обучения в психическом развитии. психологии Единство развития и обучения. Развитие и образование. Зона обучения ближайшего развития. Актуальный уровень развития. Зона ближайшего развития. Величина зоны ближайшего развития – показатель обучаемости.Основы психодидактики, поликультурного 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 2 образования, Основные психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий, способы их применения в процессе преподавания; В том числе, практических занятий и лабораторных работ Тема 4.3 Содержание учебного материала Дата введения – 01.09.2021 ОК 01, ОК 02, 1 Страница 16 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Психологические аспекты воспитания развивающейся личности Тема 4.4 Характеристика педагогической деятельности Психологические аспекты воспитания развивающейся личности; особенности воспитания на разных возрастных этапах; механизмы формирования личности; социально-психологические аспекты воспитания. Основыполикультурного образования. ОК 03, ОК 04 Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 15«Применение знаний по психологии при решении педагогических задач по анализу ситуаций; на отработку уменийсоставить план действия; определить необходимые ресурсы; реализовать составленный план педагогических мероприятий по созданию психологически благоприятного климата в семье» Содержание учебного материала Характеристика педагогической деятельности; педагогические способности и функции; психология педагогического воздействия; педагогическое общение; стили педагогической деятельности В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 16 «Отработка умений составить план действия; определить необходимые ресурсы; реализовать составленный план саморазвития педагогических способностей, оценивать результат и 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04 1 1 последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к экзамену Промежуточная аттестация экзамен Дата введения – 01.09.2021 2 12 Страница 17 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Всего: 76 28 2 12 104 118 Дата введения – 01.09.2021 Страница 18 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Психология 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии и педагогики. Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Психология». 3.2. Информационное обеспечение обучения Печатные издания Основная литература: 1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М. : ОИЦ «Академия», 2017. 2. Жарова М.Н. Психология общения. М. : ОИЦ «Академия», 2017 Электронные издания Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — С. 10 — 68 — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433552/p.10-68 Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 119 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08213-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/454377 Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 442 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5346-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426462 Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 480 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5915-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433706 Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434310 Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10894-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456874 Дата введения – 01.09.2021 Страница 19 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Методические пособия, разработанные педагогом: 1. Якимова А.В., Устьянцева И.Ю. Психология младшего школьника: курс лекций. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018. 2. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 02 Психология для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании / А.В.Якимова. Камышлов: ГБПОУСО «Камышловский педагогический колледж», 2018. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2018 г., № 183 3. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н 4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28). 5.Техническое описание компетенции Преподавание в младших классах (Ворлдскиллс Россия) 2018. Перечень сайтов 1. www.hpsy.ru 2. www.psyjournals.ru/ 3. www.psychology.ru/ 4. www.vashpsixolog.ru 5. www psyznaiyka.net 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Библиотека учебнометодических материаловдля студентов, преподавателей и пр. URL: window.edu.ru. 7. Научная электронная библиотека eLIBRARY. URL: http://elibrary.ru/ 8. Общественно-политический портал по социальным наукам. URL: http://social.narod.ru 9. Полнотекстовые электронные библиотеки. URL: http://guide.aonb.ru/library.html. 10. Российский гуманитарный университет. Библиотека учебной и научной литературы. URL:http://sbiblio.com 11. Сайт журнала “Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология”. URL:http://www.psy.msu.ru 12. Сайт журнала “Вопросы психологии”. URL: http://www.voppsy.ru 13. Сайт журнала “Психологический журнал”. URL: http://psychol.ras.ru 14. Электронная Библиотека Гумер. Книги и статьи по гуманитарным наукам (история, религия, философия, психология, культура, социология и др.). URL: http://www.gumer.info/. Дата введения – 01.09.2021 Страница 20 Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология ЭОР (диски) 1. Педагогика и психология. Сборник электронных пособий. (Диск) 2. Практическая психология. Развиваем воображение и внимание. (Диск) 3. Ром Н. Хочу говорить красиво! Техника общения Аудиокнига. (Диск) Аткинсон У. Память и ее развитие. Аудиокнига. (Диск) Монина Г., Лютова Е. Как помочь ребенку в общении. Советы психолога (Диск) 6. IQ тесты (Диск) 7. Психологические тесты от А до Я (Диск) 8. Разум человека(Диск) 9. Как работает ваша память? (Диск) 10. Электронные версии учебников по дисциплине «Общая психология» (Диск) 11. Педагогическая психология. Сборник электронных учебников и словарей. (Диск) 4. 5. Психология. Сборник электронных пособий. (Диск) Возрастная психология .Сборник электронных пособий. (Диск) Гендерная психология. Сборник электронных пособий. (Диск) Общая психология. Сборник электронных пособий. (Диск) 16. Педагогическая психология. Сборник электронных 12. 13. 14. 15. Дата введения – 01.09.2021 пособий. Страница 21 (Диск) Страниц 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Дата введения – 01.09.2021 Методы оценки Страница 22 Страниц 24 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология - даёт определение предмета Тестирование психологии; характеризует особенности психологии как Оценка результатов категории психологии науки, ее связь с выполнения (психика, её функции, педагогической наукой и практической психические процессы, практикой; работы (устный психические свойства, основы психологии личности; (и/или письменный) психические состояния); закономерности психического опрос) называет этапы развития развития человека как психологии; Экзамен субъекта образовательного - характеризует методы процесса, личности и психологии; указывает индивидуальности; значение психологии для возрастную периодизацию; педагогической науки и возрастные, половые, практики; типологические и - даёт определение понятий индивидуальные особенности «индивид», «личность», обучающихся, их учет в «субъект», обучении и воспитании; «индивидуальность»; особенности общения и - называет факторы и группового поведения в механизмы развития школьном и дошкольном личности; возрасте; - определяет темперамент, групповую динамику; характер, способности как понятия, причины, свойства личности, психологические основы эмоциональную и волевую предупреждения и коррекции сферы личности; школьной и социальной - характеризует закономерности дезадаптации, девиантного психического развития поведения; человека как субъекта основы психологии образовательного процесса, творчества; личности и индивидуальности; актуальный - характеризует возрастную профессиональный и периодизацию; социальный контекст, в - называет возрастные, половые, котором приходится работать типологические и и жить; основные источники индивидуальные особенности информации и ресурсы для младших школьников, решения задач и проблем в характеризует их с учётом профессиональном и/или обучения и воспитания; социальном контексте; - называет особенности алгоритмы выполнения работ общения и группового в профессиональной и поведения в младшем смежных областях; методы школьном возрасте; работы в профессиональной и - даёт определение группы и смежных сферах; структуру коллектива; называет виды, плана для решения задач; стадии развития группы; порядок оценки результатов - даёт определение школьной и решения задач социальной дезадаптации, профессиональной девиации; деятельности Дата введения – 01.09.2021 Страница 23 Страниц 24 - называет причины, школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения, характеризует механизмы их Знания: - - - - - - - Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология Умения: - применять знания по психологии при решении педагогических задач; - выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) - анализирует педагогические задачи, используя знания психологии; - называет индивидуальные и типологические особенности обучающихся Дата введения – 01.09.2021 Оценка результатов выполнения практической работы (оценка выполнения проблемнологических заданий; оценка выполнения индивидуального творческого задания) Экзамен Страница 24 Страниц 24