Методич_материалы_ Русский язык_ ДОУА

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
(общеобразовательный цикл)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 14

ВВЕДЕНИЕ
Цели освоения содержания учебного предмета «Русский язык» (в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения; формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую и
культуроведческую компетенции; способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО):
формировать представления о роли языка в жизни человека, общества, государства;
обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его уровнях и
единицах, закономерностях его функционирования, базовых понятиях лингвистики;
воспитать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
формировать представление о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
развивать способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
совершенствовать умение использовать русский литературный язык во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
формировать умения устной и письменной коммуникации на русском языке в
различных формах на различные темы, в том числе в речевых ситуациях
профессиональной направленности;
способствовать свободному использованию словарного запаса, в том числе и
профессиональной лексики, в различных речевых ситуациях.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
проис- ходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми
видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом),
совершенствование умений понимать устную и письменную речь, воспроизводить ее
содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной
жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Лингвистическая компетенция формируется в процессе развития представлений о
русском языке как о знаковой системе, совершенствования умения использовать
грамматические структуры и языковые средства в соответствии с языковыми нормами,
умения использовать приобретенный словарный запас для общения в соответствии с
речевой ситуацией, навыков работы с различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция формируется в процессе овладения новыми языковыми
средствами, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи,
совершенствования умений использовать приобретенный словарный запас в
коммуникативных целях.
Развитие культуроведческой компетенции направлено на овладение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Компетенция
включает знания о национально-культурной специфике русского языка, основанные на
понимании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа. Также изучение русского языка способствует решению задач
формирования общей культуры обучающихся, их представлений о роли языка в жизни
человека, общества, государства, понимания русского языка как ценности народа;
направлено на воспитание, развитие и социализацию личности, способствует
общекультурной и общеобразовательной подготовке обучающихся, обеспечивает
возможности дальнейшего успешного профессионального обучения.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 2

Страниц 14

Реализация содержания ОД в пределах освоения ООП СПО обеспечивается
соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию и результатам
освоения основного общего образования, однако в то же время обладает
самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
● личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет иотражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
● метапредметных:
− владение всеми видами

речевой

деятельности:

аудированием,

чтением

(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного
и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература»
включают результаты изучения учебных предметов:
Дата введение – 01.09.2021

Страница 3

Страниц 14

"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6)
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и
профессиональных компетенций:
Код
Формулировка компетенции
компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Профессиональные компетенции

Дата введение – 01.09.2021

Предметные
результаты освоения
русского языка

Страница 4

Страниц 14

ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое
руководство и контроль за работой архива организации и за
организацией документов в делопроизводстве.

ПР
1.
сформированность
понятий о нормах
русского
литературного языка
и применение знаний
о них в речевой
практике;

Профильная направленность учебного предмета

Тема (раздел) по учебному предмету
Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры.
Язык как система. Основные уровни языка.
Язык как многофункциональная
развивающаяся система. *Русистика как
наука о русском языке. Лингвистика как
часть общечеловеческого гуманитарного
знания. Понятие о русском литературном
языке и языковой норме, ее функциях и
вариантах. Нормативные словари
современного русского языка
Классификация
фонетических
единиц
русского языка. Понятие о звуке речи и
фонеме.
Орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические) нормы. Орфоэпический
анализ слова
Правописание
безударных
гласных,
звонких и глухих согласных. Употребление
буквы ь. Правописание о/е после шипящих
и ц. Правописание приставок на з- / с-.
Правописание и/ы после приставок.
Лексические нормы и ошибки. Работа по
совершенствованию
нормативного
словоупотребления.
Редактирование
текстов.

Дополнительное содержание
по учебному предмету
с учётом специальности
Необходимость соблюдения языковых норм
в речи специалиста по документационному
обеспечению управления

Значение изучения фонетической стороны
речи
Необходимость
орфоэпических норм
документационному
управления

соблюдения
специалистом по
обеспечению

Необходимость
соблюдения
орфографических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления
Необходимость
соблюдения
лексических
норм
специалистом
по
документационному
обеспечению
управления

Особенности русского речевого этикета.
Нормы
речевого
поведения
Нормы речевого поведения в различных специалистом
по
документационному
сферах и ситуациях общения.
обеспечению управления

Дата введение – 01.09.2021

Страница 5

Страниц 14

Употребление приставок в разных стилях
речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с
неоправданным повтором однокоренных
слов.
Правописание
окончаний
имен
существительных, суффиксов и окончаний
имен
прилагательных.
Правописание
сложных
существительных
и
прилагательных. Употребление форм имен
существительных и имен прилагательных в
речи.
Имя
числительное.
Лексикограмматические
разряды
имен
числительных.
Правописание
числительных. Морфологический разбор
имени числительного.
Употребление числительных в речи.
Сочетание числительных оба, обе, двое,
трое и других с существительными разного
рода.
Местоимение.
Значение
местоимения.
Лексико-грамматические
разряды
местоимений. Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи.
Местоимение
как
средство
связи
предложений
в
тексте.
Синонимия
местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола. Правописание не с
глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Простое предложение. Грамматическая
основа
простого
двусоставного
предложения.

Необходимость
соблюдения
словообразовательных норм специалистом
по
документационному
обеспечению
управления
Необходимость
соблюдения
морфологических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления

Необходимость
соблюдения
морфологических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления

Необходимость
соблюдения
морфологических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления

Необходимость
соблюдения
морфологических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления (нормы употребления глагола и
глагольных форм).

Необходимость
соблюдения
синтаксических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления
(согласование подлежащего и сказуемого).
Осложненное
ПП.
Предложения
с
Необходимость
соблюдения
однородными членами и знаки препинания синтаксических норм специалистом по
в них.
документационному
обеспечению
управления
(ошибки в предложениях с однородными
членами).
Предложения
с
обособленными
и
Необходимость
соблюдения
уточняющими членами.
синтаксических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления
(ошибки в предложениях с причастными и
деепричастными оборотами).
Дата введение – 01.09.2021

Страница 6

Страниц 14

Сложноподчиненное предложение. Знаки
Необходимость
соблюдения
препинания
в
сложноподчиненном синтаксических норм специалистом по
предложении.
Использование документационному
обеспечению
сложноподчиненных
предложений
в управления
разных типах и стилях речи.
(построение СПП).
Способы передачи чужой речи.
Необходимость
соблюдения
синтаксических норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления (построение предложений с
чужой речью).
Пунктуация.
Принципы
русской
Необходимость
соблюдения
пунктуации. Разделы русской пунктуации
пунктуационных норм специалистом по
документационному
обеспечению
управления
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи:
правильность, точность, выразительность,
уместность употребления языковых
средств.
Официально-деловой стиль речи, его
признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность,
расписка, резюме и др.

Основные требования к речи специалиста
по
документационному
обеспечению
управления

Научный стиль речи. Основные жанры
научного стиля: доклад, статья, сообщение
и др.
Информационная переработка текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотация).
Абзац как средство смыслового членения
текста.
Публицистический
стиль
речи,
его
назначение.
Основные
жанры
публицистического
стиля.
Основы
ораторского
искусства.
Подготовка
публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение).

Использование текстов научного стиля в
профессиональной
деятельности
специалиста
по
документационному
обеспечению управления

Использование
текстов
официальноделового стиля в профессиональной
деятельности
специалиста
по
документационному
обеспечению
управления

Использование
текстов
публицистического
стиля
в
профессиональной
деятельности
специалиста
по
документационному
обеспечению управления
Использование текстов различных типов в
профессиональной
деятельности
специалиста
по
документационному
обеспечению управления

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Введение
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 7

Страниц 14

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как
науке и анализу методов языкового исследования.Возможности лингвистического
эксперимента.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
Лексикология и фразеология
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц —
выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных
сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том
числе на лингвистическую тему.
Морфемика, словообразование, орфография
Практическиезанятия
Наблюдение
над
значением
морфем
и
их
функциями
в
тексте.Анализодноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов,
слов одной структуры.
Морфология и орфография
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.Использование словаря трудностей.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 8

Страниц 14

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного
предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное
предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное
предложение
с
придаточными
определительными
и
обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности. Стилистические ресурсы языка.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение,
отзыв, рецензия и др. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект,
реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Публицистический
стиль
речи,
его
назначение.
Основные
жанры
публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 9

Страниц 14

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Комплексный лингвистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение
видов переработки текста.
Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных
проектов, в том числе профессиональной направленности
● Русский язык среди других языков мира.
● Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
● Языковой портрет современника.
● Молодежный сленг и жаргон.
● * Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
● * А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
● * Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
● * Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
● * Язык и культура.
● * Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние
русской устной речи.
● Вопросы экологии русского языка.
● Виды делового общения, их языковые особенности.
● Языковые особенности научного стиля речи.
● Особенности художественного стиля.
● Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
● Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
● СМИ и культура речи.
● * Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
● Стилистическое использование профессиональной и терминологической
лексики в произведениях художественной литературы.
● Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
● * Русское письмо и его эволюция.
● * Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
● Антонимы и их роль в речи.
● Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
речи.
● * Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
● * Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
● * В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
● Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
● Исторические изменения в структуре слова.
● Учение о частях речи в русской грамматике.
● Грамматические нормы русского языка.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 10

Страниц 14

● Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале про-

изведений художественной литературы).
● Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
● Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
● Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
● Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
● Слова-омонимы в морфологии русского языка.
● Роль словосочетания в построении предложения.
● Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и
семантики.
● Синтаксическая роль инфинитива.
● Предложения с однородными членами и их функции в речи.
● Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
● Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
● Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
● Синонимика простых предложений.
● Синонимика сложных предложений.
● Использование сложных предложений в речи.
● Способы введения чужой речи в текст.
● * Русская пунктуация и ее назначение.
● Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
● * Из истории русских имён.
● * Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве / о
характере человека, его качествах.
● * О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
● * Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
● * Компьютерный сленг в русском языке.
● * Межнациональные различия невербального общения.
● * Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
● Язык современной рекламы
● Слова-паразиты: как от них избавиться?

Основы делового письма
Профессиональный словарь специалиста по документационному обеспечению
управления/ архивиста
Межпредметные связи учебного предмета «Русский язык»
Тема

Единицы
содержания,резу
льтаты/метапред
метные понятия

Учебная дисциплина 1 курса,
тема, раздел

Введение

Культура

История
Древнерусская культура.

Дата введение – 01.09.2021

Страница 11

Учебные
дисциплины,
МДК, ПМ,
практика, виды
деятельности
(2-4 курс),
примерные
темы
ПМ.01
Организация

Страниц 14

Выразительные
средства

Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография

Лексика и
фразеология

Этикет

Морфемика,
словообразова
ние,
орфография
Морфология и
орфография

Способы
словообразовани
я.

Синтаксис и
пунктуация

Простое
предложение.
Сложное
предложение.

Язык и речь.
Функциональ
ные стили
языка

Тема, основная
мысль

Части речи.
Грамматические
категории частей
речи

Литература
Особенности развития литературы
1930 — начала 1940-х годов
(Теория литературы.Развитие
понятия о средствах поэтической
выразительности.)
Сергей Александрович Есенин
(Теория литературы.Развитие
понятия о средствах поэтической
выразительности.)
Обществознание
Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности
культуры.
Иностранный язык
Словообразование.
Иностранный язык
Личные
ипритяжательныеместоимения.
Настоящее время глаголов.
Будущее время.
Прошедшее время глагола.
Повелительноенаклонение.
Сослагательноенаклонение.
Пассивный залог.
Причастие.
Числительное.
Склонениеприлагательного.
Склонениесуществительного.
Наречие.
Иностранный язык
Простоепредложение.
Неопределённо –личные
ибезличныепредложения.
Сложносочиненные предложения.
Придаточныепричины.
Придаточныепредложениявремен
и.
Придаточныепредложения цели.
Косвенная речь.
Литература
Творчество писателей-прозаиков в
1950—1980-е годы (Теория
литературы.Тематика и
проблематика литературного
произведения.)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 12

документацион
ного
обеспечения
управления и
функционирова
ния
организации
МДК 03.02.
Документирова
ние и
организационн
ая обработка
документовния
МДК 03.03
Организация
работы
делопроизводи
теля в
образовательно
й организации

Страниц 14

Рекомендуемая литература
Основная литература
Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 10кл. - М.: «Академия», 2017
Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 11кл. - М.: «Академия», 2017
Дополнительная литература
1.
Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего
профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 314 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487325
2.
Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
В. Д. Черняк,
А. И. Дунев,
В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-00832-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452346
3.
Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/450857.
Периодические издания:
Русский язык: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового
века»).URL: https://шцв.рф/https://ds.1sept.ru/resource/magazine
Словари
1. Лекант П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального
образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/452433.
2. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://biblioonline.ru/bcode/450857
Универсальный
Словарь
Русского
языка
Орфографический
словарь,
орфоэпический словарь, Этимологичесйи словарь "Весь" 2010
Словарь трудностей Русского языка Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова "Русский
язык"1981
Словарь трудностей Русского языка Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова "Айрис
пресс"1999
Иллюстрированный толковый словарь Руского языка Современное написание В.И.
Даль "Астрель"2005
Орфоэпический словарь Русского языка составитель В.И. Круковер, корректор О.В.
Гриднева "Виктория плюс"2007
Дата введение – 01.09.2021

Страница 13

Страниц 14

Большой толковый словарь срвременного русского языка Д.Н. Ушаков "АльтаПринт"2007
Учебный словарь Русского языка В.В. Репкин "Пеленг"1994
Давайте говорить правильно Трудности грамматического управления в
современном русском языке Г.Н. Скляревская, Е.Ю Ваулина "Академия"2004
Давайте говорить правильно Трудности современной русской фразеологии В.Н.
Мокиенко "Академия"2004
Справочник по орфограйии и пунктуации Д.Э. Розенталь "Русский купец и Братья
славяне"1996
Орфографический словарь Русского языка С.Г. Бархударова, под редакцией С.И.
Ожегова и А.Б. Шапиро "Советская энциклопедия"1968
Орфографический словарь Русского языка под редакцией С.И. Ожегова и А.Б.
Шапиро "Государственное издательство инастранных и национальных словарей"1957
Слова с удвоенными согласными Словарь-справочник Н.П. Колесников
"Феникс"1995
Русская фразеология словарь-справочник Р.И. Яранцев "Русский язык"1997
Универсальный словарь Русского языка для школьников "У-Фактория"2007
Интернет-ресурсы
1. Методики. URL:www.metodiki. ru
2. Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система,
основанная на собрании русских текстов в электронной форме. URL:www.ruscorpora. ru
3. Образовательный портал «Учеба»: «Уроки». URL: www.Ucheba. com
(www.uroki. ru)
4. Пособия. URL:www.posobie. ru
5. Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства
«Просвещение». URL:www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267
6. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
7. Сеть творческих учителей. Ин формационные технологии на уроках русского
языка и литературы. URL:www.it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com
8. Словари.ру. URL:www.slovari. ru/dictsearch
9. Справочная служба русского языка. URL:www.spravka. gramota. ru
10. Справочная служба. URL:www. gramota. ru
11. Учебникграмоты. URL:www. gramota. ru/class/coach/tbgramota
12. Учебный портал по использованию ЭОР. URL:www.eor. it. ru/eor
13. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.
URL:www.uchportal. ru
14. Экзамены. Нормативные документы. URL:www.gramma. ru/EXM
15. Электронная версия газеты «Русский язык». URL:www. rus.1september. ru
16. Энциклопедия «Языкознание». URL:www.russkiyjazik.ru
17. Этимология и история русского языка. URL:www.etymolog. ruslang. ru

Дата введение – 01.09.2021

Страница 14

Страниц 14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».