Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021) МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (общеобразовательный цикл) Дата введение – 01.09.2021 Страница 1 Страниц 8 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» ВВЕДЕНИЕ Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить: сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основой содержания учебного предмета «Родная литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко-теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Изучение учебного материала по родной литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей (устно или письменно), освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» В процессе изучения родной литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студентачитателя». Содержание учебного предмета структурировано по периодам развития литературы в России предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения. Перечень произведений для чтения и изучения представлен произведениями, которые рекомендованы для чтения и обсуждения в курсе общеобразовательного учебного предмета « Литература» на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений может быть как обзорным (связь изучаемого произведение с тенденциями развития литературы, включение произведения в литературный контекст), так и практическим (тематика, место в творчестве писателя, жанр, характеристика образов, сопоставление героев, изображенных событий двух (более) произведений и т. д.). Содержание учебной дисциплины дополнено демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов. Изучение учебного предмета «Родная литература» завершается подведением итогов в форме комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает достижение: 1) личностных результатов: - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 2)метапредметных результатов: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3) предметных результатов: - обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки, подготовки к последующему профессиональному образованию; - развитие индивидуальных способностей обучающихся, освоение основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету; − формирование устойчивого интереса к чтению как средству познаниядругих культур, уважительного отношения к ним; − формирование навыков различных видов анализа литературных произведений; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций; − знание содержания произведений родной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; − формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни,созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. - сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; - сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯНТИЙ 1. ВВЕДЕНИЕ Цели и задачи курса «Родная литература». Литература как феномен культуры русского народа. 2. Родная литература XIX века Проза, лирика, публицистика 19 века 2.1 Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» История создания, замысел, жанр (глава «Нужно любить Россию») 2.2 А.Н.Островский Творчество драматурга в контексте отечественного историколитературного процесса («На всякого мудреца довольно простоты», « Таланты и поклонники»). 2.3 Герой времени в романах И.А.Гончарова («Обрыв»). И.С.Тургенева (« Дворянское гнездо», «Накануне») 2.4 Ф. М.Достоевский «Идиот». Контраст мрака и света, смерти и воскресения в романе. 2.5 Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. 2.6 А.П.Чехов. «Дама с собачкой», «Палата № 6». Психологический анализ как отличительная черта чеховской прозы. 2.7 А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.А.Григорьев. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2.8 Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы» Художественное и социальное достоинство романа (обзор) 3. Родная литература XX века Проза, лирика, публицистика 20 века 3.1 Развитие реализма на рубеже веков. Л.Н.Андреев. Своеобразие творчества 3.2 Октябрьская революция в публицистике И.А. Бунина (« Окаянные дни»), А.М.Горького («Несвоевременные мысли»). 3.3 Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. 3.4 Н.Островский «Как закалялась сталь». Образ несгибаемого большевика Павла Корчагина в автобиографическом романе писателя (обзор) 3.5 А.Платонов. Характерные черты времени в повести «Котлован» (обзор) 3.6 Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы» в контексте отечественной и мировой культуры 3.7 Особенности изображения Великой Отечественной войны в «лейтенантской прозе» (В.П.Васильев «В списках не значился», В.Л.Кондратьев «Сашка»). 3.8 С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Женщина и война в прозе «семидесятых». 3.9 К.Паустовский «Повесть о жизни» Развитие автобиографической прозы в творчестве писателя 3.10 А.Матвеева («Перевал Дятлова»), Е. Габова («Не пускайте Рыжую на озеро»). Творческие задания Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору студентов). Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Два мира» в произведении Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Подготовка сообщения (презентации, сравнительно – сопоставительной характеристики) (по выбору студентов). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2015. Дополнительная литература 1. Красовский В. Е. Литература : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 650 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467570 2. Сафонов А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510 3. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Профессиональное Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653 4. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433732 5. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426514. 6. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733. 7. Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07714-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451338 8. Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 237 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455674 Интернет-ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection.edu. Ru 2. Культура письменной речи. URL: www.gramma.ru 3. Справочная служба русского языка. URL: www.spravka.gramota.ru 4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет. URL: »www.krugosvet.ru 5. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 6. Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ru 7. Библиотека русской литературы «Классика.ру»http://www.klassika.ru 8. Библиотека художественной литературы E-kniga.ruhttp://www.e-kniga.ru 9. Классика русской литературы в аудиозаписиhttp://www.ayguo.com 10. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 11. Русская литературная критика http://kritika.nm.ru 12. 13. 14. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Президентская библиотека https://www.prlib.ru/ ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 15. Литература: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine