Методич_материалы_ Родная литература_ ДОУА_прием 2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(общеобразовательный цикл)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 8

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

ВВЕДЕНИЕ
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой
культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа
и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно
эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебного предмета «Родная литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской
классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей
способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный
вкус, необходимый объем историко-теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе предполагает дифференциацию
уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных
понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так
и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей (устно или письменно), освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в
современную общественную культуру.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

В процессе изучения родной литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и
форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного
произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления,
развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студентачитателя».
Содержание учебного предмета структурировано по периодам развития литературы в
России предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения.
Перечень произведений для чтения и изучения представлен произведениями, которые рекомендованы для чтения и обсуждения в курсе общеобразовательного учебного предмета «
Литература» на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений может быть как обзорным (связь изучаемого
произведение с тенденциями развития литературы, включение произведения в литературный
контекст), так и практическим (тематика, место в творчестве писателя, жанр, характеристика
образов, сопоставление героев, изображенных событий двух (более) произведений и т. д.).
Содержание учебной дисциплины дополнено демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов.
Изучение учебного предмета «Родная литература» завершается подведением итогов в форме
комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает достижение:
1) личностных результатов:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
2)метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3) предметных результатов:
- обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки, подготовки к последующему профессиональному образованию;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся, освоение основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету;
− формирование устойчивого интереса к чтению как средству познаниядругих культур, уважительного отношения к ним;
− формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций;
− знание содержания произведений родной литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни,созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и
практических целях.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯНТИЙ
1. ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи курса «Родная литература». Литература как феномен культуры русского народа.
2. Родная литература XIX века Проза, лирика, публицистика 19 века
2.1 Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» История создания, замысел, жанр (глава «Нужно любить Россию»)
2.2 А.Н.Островский Творчество драматурга в контексте отечественного историколитературного процесса («На всякого мудреца довольно простоты», « Таланты и поклонники»).
2.3 Герой времени в романах И.А.Гончарова («Обрыв»). И.С.Тургенева (« Дворянское
гнездо», «Накануне»)
2.4 Ф. М.Достоевский «Идиот». Контраст мрака и света, смерти и воскресения в романе.
2.5 Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого.
2.6 А.П.Чехов. «Дама с собачкой», «Палата № 6». Психологический анализ как отличительная черта чеховской прозы.
2.7 А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.А.Григорьев. Стилевое, жанровое и тематическое
разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

2.8 Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы» Художественное и социальное достоинство романа (обзор)
3. Родная литература XX века Проза, лирика, публицистика 20 века
3.1 Развитие реализма на рубеже веков. Л.Н.Андреев. Своеобразие творчества
3.2 Октябрьская революция в публицистике И.А. Бунина (« Окаянные дни»),
А.М.Горького («Несвоевременные мысли»).
3.3 Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений.
3.4 Н.Островский «Как закалялась сталь». Образ несгибаемого большевика Павла
Корчагина в автобиографическом романе писателя (обзор)
3.5 А.Платонов. Характерные черты времени в повести «Котлован» (обзор)
3.6 Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы» в контексте отечественной и мировой культуры
3.7 Особенности изображения Великой Отечественной войны в «лейтенантской прозе» (В.П.Васильев «В списках не значился», В.Л.Кондратьев «Сашка»).
3.8 С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Женщина и война в прозе «семидесятых».
3.9 К.Паустовский «Повесть о жизни» Развитие автобиографической прозы в творчестве писателя
3.10 А.Матвеева («Перевал Дятлова»), Е. Габова («Не пускайте Рыжую на озеро»).
Творческие задания
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору студентов).
Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Два мира» в произведении Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
Подготовка сообщения (презентации, сравнительно – сопоставительной характеристики) (по выбору студентов).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А.
Обернихиной. М., 2015.
Дополнительная литература
1.
Красовский В. Е. Литература : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 650 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467570
2.
Сафонов А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/453510
3.
Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Профессиональное

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453653
4.
Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для
среднего
профессионального
образования /
Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева,
И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
5.
Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для
среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/426514.
6.
Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для
среднего
профессионального
образования /
Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева,
И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733.
7.
Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией
В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07714-8. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451338
8.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 237 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/455674
Интернет-ресурсы
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection.edu. Ru
2.
Культура письменной речи. URL: www.gramma.ru
3.
Справочная служба русского языка. URL: www.spravka.gramota.ru
4.
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет. URL: »www.krugosvet.ru
5.
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
6.
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ru
7.
Библиотека русской литературы «Классика.ру»http://www.klassika.ru
8.
Библиотека художественной литературы E-kniga.ruhttp://www.e-kniga.ru
9.
Классика русской литературы в аудиозаписиhttp://www.ayguo.com
10.
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
11.
Русская литературная критика http://kritika.nm.ru
12.
13.
14.

Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Президентская библиотека https://www.prlib.ru/
ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

15.
Литература: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового
века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».