Методич_материалы_ Основы инфо культуры_ ДОУА

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
(общеобразовательный цикл, предметы/курсы по выбору)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

ВВЕДЕНИЕ
Содержание программы «Основы информационной культуры»
направлено на достижение следующих целей:
● практическое овладение студентами методов поиска, обработки, передачи и хранения информации с помощью современной компьютерной техники;
● формирование информационного мировоззрения у студентов, подготовка к деятельности в информационном обществе;
● формирование навыков автоформализации процедурных профессиональных знаний в соответствующей области с помощью ЭВМ.
●
Основы информационной культуры позволяет владеть нравственно-этическими нормами в работе с информацией, иметь достаточно высокий уровень развития когнитивных функций,
ценностные ориентации, определенного кругозора и потребности в его расширении.
●
Содержание учебного предмета «Основы информационной культуры» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено
общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие следующих компонентов: когнитивного, содержательного
(действенно-практического), коммуникативного (аксиологического) и рефлексивного (эмоционального).
●
Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний
(фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт
информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих
возможностей в осуществлении информационной деятельности". Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений
и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой
информации и т.д.
●
Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в
многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении
обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и
общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде".
●
Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия
человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося
способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей".
●
Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям
быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и пре-

Дата введение – 01.09.2021

Страница 2

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)
образования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности
человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах
и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека".

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Основы информационной культуры» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
● личностных:
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для
этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так
и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций;
 личностные результаты:
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛР 13 Проявляющий готовность к деловому общению и взаимодействию;
ЛР15 Проявляющий высокую ответственность, собственную инициативу;
ЛР16 Демонстрирующий стремление выполнить деятельность своевременно.
● метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, не-

обходимые для их реализации;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требоваДата введение – 01.09.2021

Страница 3

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

ний эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, доступно и
гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
● предметных (базовый уровень):

- сформированность умения различать содержание основных понятий учебного предмета: культура, информационная культура, выделять ее компоненты;
- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
- владение различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- осуществление поиска информации в сети Интернет и ее анализ;
- владение облачными технологиями для организации хранения и сбора данных владеть приемами безопасной эксплуатации компьютерного рабочего места;
- овладение основами соблюдения норм информационной этики и права.
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы,
контролировать сроки их исполнения.
Содержание учебного предмета, самостоятельная работа и практические занятия
1. Введение. Сущность понятия информационная культура
Сущность понятия культура и информационная культуры. Основные компоненты информационной культуры. Анализ ситуаций. Актуальность освоения данного курса. Цель
изучения курса, планируемые результаты. Инструктаж по правилам работы в лаборатории
информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения по теме:
Информация понятие и ее свойства
Что такое фишинг и средства защиты от него
Что такое буллинг и средства защиты от него
Вирусы и средства защиты от них
Информационная безопасность при ведении социальных сетей
Интернет-мошенничество и средства защиты от него
Защита авторских прав и наказание за несоблюдение их
Нормы информационный этики и права при использовании информации сети Интернет
Дата введение – 01.09.2021

Страница 4

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

2. Средства поиска и анализ информации
Информационная безопасность и нормы информационной этики и права.
Средства поиска информации. Каталоги и поисковые системы.
Библиографическое описание списка литературы.
Анализ информации на предмет научности, достоверности и актуальности.
Формы представления информации.
Практические работы
Поиск информации с помощью разных поисковых систем.
Оформление библиографического описания литературы в соответствии с требованиями.
Определение научной, достоверной и актуальной информации. Проверить подобранную информацию на предмет научности, достоверности и актуальности.
Перевод текстовой информации в табличный вид. Воспроизведение информации по
данной схеме.
Самостоятельная работа
Завершить оформление библиографического описания литературы в соответствии с
требованиями.
Оформить схему по данному тексту.
3. Правила оформления текстовой информации
Аппаратные и программные средства. Выбор ИКТ–средств для учебных и иных целей.
Требования к оформлению титульной страницы, способ оформления автоматического
оглавления.
Правила форматирования основного текста документа, приложений. Колонтитулы.
Правила оформления таблиц в текстовом документе.
Правила оформления графических объектов в текстовом документе. Диаграммы.
Правила оформления схем по тексту. SmartArt и составление схем из геометрических
фигур. Цветовое оформление схемы.
Publisher – программа для создания публикаций. Виды публикаций. Правила оформления буклетов.
Сетевые средства для оформления буклетов Canva.
Практическая работа
К предложенным продуктам определить самое удобное программное средства для их
разработки.
Оформление титульной страницы и автоматического оглавления.
Форматирование основного текста документа, приложений. Добавление колонтитулов.
Составить таблицу к одному из пунктов подобранной информации.
Из геометрических фигур построить изображении по теме.
Составить схему к одному из пунктов подобранной информации.
Анализ примеров буклетов на предмет соблюдения правил оформления.
Разработка буклета по данной теме
Контрольная работа
Оформление реферата по теме в соответствии с требованиями.
Буклет по теме.
Самостоятельная работа
Составить таблицу «Классификация аппаратных и программных средств».
Завершить оформление титульной страницы и автоматического оглавления.
Дата введение – 01.09.2021

Страница 5

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

Завершить форматирование основного текста документа, приложений.
Завершить составление таблицы к одному из пунктов подобранной информации.
По данным построить диаграмму.
Завершить построение изображения из геометрических фигур.
Завершить оформление буклета по данной теме.
4. Правила оформления презентаций
Power Point – программа презентаций. Требования к оформлению презентаций.
Триггер как средство управления анимацией
Не линейные интерактивные презентации
Сетевые презентации (Prezi, Canva)
Подготовка презентации по теме и ее представления
Практическая работа
Анализ готовых презентаций на предмет соответствия требованиям
Создание интерактивных слайдов с триггерами
Оформление не линейной интерактивной презентации по данной теме в Power Point
Оформление не линейной интерактивной презентации по данной теме в сервисе
(Prezi, Canva)
Контрольная работа
Представление презентации по теме
Самостоятельная работа
Внести коррективы в проанализированную презентацию
Завершить создание интерактивных слайдов с триггерами
Завершить оформление не линейной интерактивной презентации по данной теме в
Power Point
Завершить оформление не линейной интерактивной презентации по данной теме в
сервисе (Prezi, Canva)
5. Средства для сбора и обработки информации
Облачные сервисы. Сетевые документы
Сетевые анкеты средствами сервиса Google
Excel – средство для автоматизации обработки информации
Построение диаграмм. Условное форматирование ячеек
Access – средство сбора и обработки информации.
Практическая работа
Создание сетевого документа
Создание сетевой анкеты
Создание электронных таблиц по решению профессиональных задач
Построение диаграмм
Настроить условное форматирование ячеек
Заполнение базы данных. Организация запросов, отчетов.
Разработка двухтабличной базы данных
Оформление именной картотеки индивидуальных проектов группы
Представление разработанной картотеки
Подготовка к дифференцированному зачету: оформление электронного Портфолио
работ
Подготовка к дифференцированному зачету: подготовка представления
Контрольная работа.
Обработка статистических данных средствами Microsoft Excel
Дата введение – 01.09.2021

Страница 6

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

Организация работы с базой данных
Самостоятельная работа
Завершить создание сетевого документа
Завершить создание электронных таблиц по решению профессиональных задач
Завершить построение диаграмм и настройки условного форматирования ячеек
Завершить построение запросов и отчетов.
Завершить разработку двухтабличной базы данных
Завершить оформление именной картотеки индивидуальных проектов группы
Завершить подготовку к дифференцированному зачету: оформление электронного
Портфолио работ
Завершить подготовку к дифференцированному зачету: подготовка представления
Дифференцированный зачет
Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных
проектов профессиональной направленности
Технические средства используемое в делопроизводстве организации
Программное обеспечение используемое в делопроизводстве организации
Профильная направленность учебного предмета (*если возможно)
Тема (раздел)

Дополнительная информация с учётом специальности
Правила оформления текстовой информации
Базовые знания для формирования умения
оформлять реквизиты разных видов документов организации
Межпредметные, интегративные связи учебного предмета
«Основы информационной культуры»
Тема
Единицы содержаУчебная дисциплина 1 курса,
Учебные дисциния, результатема, содержание темы, разплины, МДК, практы/метапредметные
дел
тика, виды деятельпонятия
ности
(2-4 курс), примерные темы
осознано подходить Введение в специальность
МДК.01.04 КомпьПравила
к выбору ИКТ–
Разработка проекта
ютерная обработка
оформления
документов
текстовой ин- средств для своих
учебных и иных цеформации
лей, практиковаться
ОП.13 ИнформациПравила
в использовании осонные и коммуниоформления
новных видов прикационные технопрезентаций
кладного программ- Введение в специальность
логии в документаСредства для
ного
обеспечения
ционном обеспечеРазработка проекта
сбора и обрании и архивном деботки инфорЭкономика
Решение экономических задач ле
мации

Дата введение – 01.09.2021

Страница 7

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение. Сущность  сформированность умения различать содержание основных
понятия информаци- понятий учебного предмета: культура, информационная культура, выделять ее компоненты;
онная культура

осознание своего места в информационном обществе;
 готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе
развития личных информационно-коммуникационных компетенций
• использование различных источников информации, в том чисСредства поиска и
ле электронных библиотек, умение критически оценивать и инанализ информации
терпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
• умение анализировать и представлять информацию, данную в
электронных форматах на компьютере в различных видах;
• умение
использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• осуществление поиска информации в сети Интернет и ее анализ;
• овладение основами соблюдения норм информационной этики
и права;
• владение различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• готовность и способность к самостоятельной и ответственной
творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
• умение использовать достижения современной информатики
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
Дата введение – 01.09.2021

Страница 8

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

• умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных
образовательных ресурсов;
• умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту
Правила оформления ● осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных
и иных целей практиковаться в использовании основных видов
текстовой информаприкладного программного обеспечения (редакторы текстов,
ции
электронные таблицы, браузеры и др.);
Правила оформления ● осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных
и иных целей практиковаться в использовании основных видов
презентаций
прикладного программного обеспечения (редакторы текстов,
электронные таблицы, браузеры и др.);
● умение публично представлять результаты собственного исследования, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и
коммуникационных технологий
использовать
средства
информационноСредства для сбора и ● умение
коммуникационных технологий в решении когнитивных, комобработки информамуникативных и организационных задач с соблюдением требоции
ваний эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
● осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных
и иных целей практиковаться в использовании основных видов
прикладного программного обеспечения (редакторы текстов,
электронные таблицы, браузеры и др.)
● владение облачными технологиями для организации хранения
и сбора данных владеть приемами безопасной эксплуатации
компьютерного рабочего места

Дата введение – 01.09.2021

Страница 9

Страниц 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебного предмета «Основы информационной культуры»
Освоение программы учебной дисциплины «Основы информационной культуры»
предполагаетналичиев профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования лаборатории информатики и информационно – коммуникационных технологий, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет вовремя учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование лаборатории информатики и информационно – коммуникационных
технологий Системные блоки (12 шт.), мониторы (12 шт.), клавиатуры (12 шт.), колонки,
сканер, принтер, проектор, интерактивная доска, 624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11, А1 (1 этаж) - 16 программное обеспечение: ПО (клавиатурный
тренажер), ПО (текстовый процессор, электронные таблицы, графический редактор, СУБД,
презентационный пакет), СПО (ОС, антивирусная программа, 7-Zip, АdobePageMaker 7.0,
Аdobephotoshop cs2, Аdobereader, AIMP3, Alcohol 120%, Auslogics BoostSpeed, BorlandDelphi
6, CamtasiaStudio, Ccleaner, CiscoPackettracer, DatabaseDesktop, Diagramdesigner, Emu8086,
Fotomix 8.5.3, FreePascal ABC 2.6.0, GameMaker 8.1, GoogleChrome, LanCalculator, Lightshot,
MacromediaExtensionManager, Macromediaflash, MicrosoftOffice, MozillaFirefox, MusicCard,
Nero 6, Notepad ++, OpenOffice, Opera 12.17, Oracle VM Virtualbox, PC 73
VirtualPianoKeyboard, Power DVD, PuntoSwitcher, RationalRoseEnterprise, SoundForgePro,
Stamina 2.5, STDU Viewer, TeorexInpaint 3.0, TrafficInspectorUserAgent, TuneUpUtilities,
UnityWebPlayer, UVScreenCamera, VideoLAN МДС mediaplayer, VisualBasic 5.0,
WebMoneyAgent, Wireshark 1.8.7, WinRAR; информационные стенды, методические пособия
по учебной дисциплине «Основы информационной культуры».
Рекомендуемая литература
Основная литература
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика / Базовый уровень / 10 класс /
Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика / Базовый уровень / 11 класс /
Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017
Дополнительная литература
Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего
профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/449286
Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410244-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456496.
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по учебному
предмету Основы информационной культуры
Дата введение – 01.09.2021

Страница 10

Страниц 10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».