Методич_материалы_ История ( 1курс)_ ДОУА

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Методические материалы к ОПОП-ППССЗ по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ИСТОРИЯ
(общеобразовательный цикл)

Дата введение – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

ВВЕДЕНИЕ
Цели освоения учебного предмета (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
‒ достичь предметных, личностных и метапредметных результатов обучения на базовом уровне;
‒ способствовать формированию ОК и ПК специальности.
Задачи освоения учебного предмета (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
ориентацией на результаты ФГОС СПО):
− формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
− овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
− воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
− развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
− рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
− формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и
будущей профессиональной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и
развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и
мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебного предмета «История» ориентировано на осознание студентами
базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены
в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем
мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения
Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к
преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения
тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания учебного предмета «История» учитывались следующие принципы:
Дата введение – 01.09.2019

Страница 2

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

- многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются
прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
- ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебного предмета «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы
«Содержание учебного предмета» они представлены как сквозные содержательные линии:
• эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
производительных сил и характера экономических отношений;
• процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и
политических общностей;
• образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов,
моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
• социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
• эволюция международных отношений;
• развитие культуры разных стран и народов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Код личностных результатов реализации
программы воспитания - Личностные Личностные результаты освоения ФГОС
результаты реализации программы восСОО
питания (дескрипторы)
ЛР 1 - Осознающий себя гражданином и готовность к служению Отечеству, его защите
защитником великой страны
ЛР 2 - Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный
и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 3 - Соблюдающий нормы правопорядка,
следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субДата введение – 01.09.2019

навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собСтраница 3

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

культур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
ЛР 4 - Проявляющий и демонстрирующий
уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 5 - Демонстрирующий приверженность
к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу,
малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
ЛР 6 - Проявляющий уважение к людям
старшего поколения и готовность к участию
в социальной поддержке и волонтерских
движениях
ЛР 7 - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8 - Проявляющий и демонстрирующий
уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)
навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Дата введение – 01.09.2019

Страница 4

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
"История" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и
практических целях.
Межпредметные связи и профильная направленность учебного предмета «История»

Дата введение – 01.09.2019

Страница 5

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Тема

Единицы содержания,
результаты/метапредметные
понятия

Введение. Древнейшая стадия истории
человечества
Образование Древнерусского государства

Смысл и цель истории.
Цивилизация и формация.

Либеральные
реформы 60-70-х годов
ХIХ в. Контрреформы.

Русская
XIX века

Внутренние и внешние
функции
государства.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство.
Конфликт
либерального
дворянства и разночинной
демократии. Отмена крепостного права.

культура

Литературный процесс в
России в XIX веке (основные вехи).

Страны Запада и
Востока в межвоенный период

Комплексная географическая характеристика стран
и регионов мира. Особенности
экономикогеографического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран
Европы, Азии, Северной и
Южной Америки, Австралии и Африки.
Противоречивость развития культуры (литературный процесс1920-х годов).
Тема России и революции
в творчестве поэтов

Советское государство и общество в
1920 — 1930-е годы

Дата введение – 01.09.2019

Учебный предмет
1 курса, тема,
раздел

Учебные дисциплины/
МДК/практика,
виды деятельности/ примерные
темы/разделы
(2-4 курс)
Обществознание ОГСЭ.01 ИстоТипология об- рия
щества.
Обществознание ОГСЭ.01 ИстоГосударство
рия

Литература
Особенности
развития
русской литературы
во второй половине XIX века

ПМ.02 Организация архивной и
справочноинформационной
работы по документам организации

Литература
Золотой век русской литературы.
География
Регионы мира

Литература
Особенности
развития литературы 1920-х годов

Страница 6

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Формирование российской
государственности
Социально – экономическое и культурное развитие современной России

Особенности современной
экономики России, ее экономические
институты.
Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.
Национальные символы.
Государственное и политическое устройство России.

Обществознание
Становление современной рыночной экономики России

ОГСЭ.01 История

Иностранный
язык
Россия.

ОГСЭ.04. Иностранный язык

Введение в специальность

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯНТИЙ
1. ВВЕДЕНИЕ
Древнейшая стадия истории человечества
2. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
2.1 Западноевропейская цивилизация в Средние века. Византийская империя. Средневековая
культура.
3. От Древней Руси к Российскому государству.
3.1 Восточные славяне. Образование Древне-русского государства
3.2 Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси
3.3 Раздробленность на Руси. Древнерусская культура.
4. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству
4.1 Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII в.
4.2 Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
4.3 Культура России кон-ца XIII- XVII вв.
5. Россия в конце ХVII— ХVIII веков: от царства к империи
5.1 Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII в.
5.2 Социально-экономическое развитие России в XVIII в.
5.3 Русская культура в XVIII в.
6. Российская империя в ХIХ веке
6.1 Движение декабристов.
6.2 Либеральные реформы 60-70-х годов ХIХ в. Контрреформы.
6.3 Общественное движе-ние во второй поло-вине ХIХ в. Экономиче-ское развитие России
во второй половине ХIХ в.
7. От Новой истории к Новейшей
7.1 Россия на рубеже XIX- XX вв.
7.2 Революция 1905-1907 гг. в России. Россия в период столыпинских реформ.
7.3 Серебряный век русской культуры.
7.4 Первая мировая война.
7.5 Великая русская революция 1917 г.
7.6 Гражданская война в России.
8. Межвоенный период (1918-1939)
8.1 СССР в 1920-1930- е годы.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 7

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

8.2 Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.
9. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.
9.1 Накануне мировой войны. Первый период ВМВ.
9.2 Второй этап ВМВ.
10. Соревнование социальных систем. Современный мир
10.1 Развитие мировой культуры.
11. Апогей и кризис советской системы 1945—1991 годов.
11.1 СССР во второй поло-вине 1960-х — начале 1980-х годов.
11.2 Развитие советской культуры (1945 - 1991 годы).
12. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков
12.1 Социально – экономическое и культурное развитие современной России.

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
1. ВВЕДЕНИЕ
Древнейшая стадия истории человечества.
2. От Древней Руси к Российскому государству
2.1 Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси
2.2 Монгольское завоевание и его последствия.
3. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству
3.1 Россия в правление Ивана Грозного
3.2 Социально-экономическое разви-тие России в ХVII в.
3.3 Культура России кон-ца XIII- XVII вв.
4. Россия в конце ХVII— ХVIII веков: от царства к империи
4.1 Социально-экономическое разви-тие России в XVIII в.
4.2 Русская культура в XVIII в.
5. Российская империя в ХIХ веке
5.1 Внутренняя и внешняя политика России в начале ХIХ в.
5.2 Внутренняя политика Николая I
5.3 Внешняя политика России в ХIХ в. Рус-ская культура ХIХ в.
6. От Новой истории к Новейшей
6.1 Революция 1905-1907 гг. в России. Россия в период столыпинских реформ.
6.2 Гражданская война в России.
7. Межвоенный период (1918-1939)
7.1 СССР в 1920-1930- е годы
7.2 Советское государ-ство и общество в 1920-1930-е гг.
8. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
8.1 Накануне мировой войны. Первый период ВМВ
9. Апогей и кризис советской системы 1945—1991 годов
9.1 СССР в послевоенные годы. СССР в 1950-х — начале 1960-х годов
9.2 Развитие советской культуры (1945 - 1991 годы)
ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
История возникновения документоведения в России
Дата введение – 01.09.2019

Страница 8

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Становление архивного дела в Киевской Руси
Первая русская печатная газета
Первые летописцы Древней Руси
Документоведение в советский период
История архивов России с древнейших времен до начала XX века

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение. Древнейшая ста- Актуализация знаний о предмете истории. Высказывание
дия истории человечества
собственных суждений о значении исторической науки для
отдельного человека, государства, общества. Высказывание
суждений о месте истории России во всемирной истории
Рассказ о современных представлениях о происхождении чело- века, расселении древнейших людей (с использованием
исторической карты). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век»,
«палеолит», «родовая община». Указание на карте мест
наиболее известных археологических находок на территории
России
Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация».
Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства,
характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние и указание на карте расселения древних
людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства
2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Древние
цивилизации Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времеВостока
ни и исторической карте, объяснение, как природные условия
влияли на образ жизни, отношения в древних обществах.
Характеристика экономической жизни и социального строя
древневосточных обществ
Раскрытие причин, особенностей и последствий появления
великих держав. Указание особенностей исторического пути
Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Характеристика
отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего
Китая
Дата введение – 01.09.2019

Страница 9

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Античная цивилизация

Характеристика основных этапов истории Древней Греции,
источников ее истории. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта). Рассказ
с использованием карты о древнегреческой колонизации,
оценка ее последствий. Раскрытие причин возникновения,
сущности и значения эллинизма
Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского
государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных
успехов Римского государства, особенностей организации
римской армии
Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и
значения распространения буддизма, христианства. Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада
Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное
наследие
3.ЦИВИЛИЗАЦИИЗАПАДАИВОСТОКАВСРЕДНИЕВЕКА
Развитие цивилизаций Во- Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков,
стока в Средние века.
характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского
начал в европейском обществе раннего Средневековья
Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского
халифата; объяснение причин его возвышения и разделения.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика
системы управления в Арабском халифате, значения арабской
культуры
Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика
общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления.
Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного
материала)
Западноевропейская цивили- Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его
зация в Средние века.
влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах,
ходе и последствиях походов Карла Вели- кого, значении образования его империи. Объяснение термина каролингское
возрождение. Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия
Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отноДата введение – 01.09.2019

Страница 10

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

шения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о
жизни представителей различных сословий средне- векового
общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация)
Характеристика роли христианской церкви в средневековом
обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях
Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословнопредставительной монархии. Характеристика причин, хода,
результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования
централизованных государств в Западной Европе. Рассказ о
наиболее значительных народных выступлениях Средневековья
Византийскаяимперия.
Рассказ с использованием карты о возникновении Византии;
Средневековаякультура.
объяснение причин ее возвышения и упадка. Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием
Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о
причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и
сеньоров, различных слоев населения городов
Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты». Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением
конкретных памятников, произведений). Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУГОСУДАРСТВУ
Образование Древнерусского Раскрытие причин и указание времени образования Древнегосударства
русского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство».
Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей
Восточныеславяне
Характеристика территорий расселения восточных славян и
их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований.
Крещение Руси и его значе- Актуализация знаний о возникновении христианства и осние
новных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси,
основных событиях, связанных с принятием христианства на
Дата введение – 01.09.2019

Страница 11

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Руси.
Оценка значения принятия христианства на Руси
Общество Древней Руси
Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей.
Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей
Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха)
Раздробленность на Руси
Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на исторической карте
территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и
культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель
Древнерусская культура
Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика
памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества
Монгольское завоевание и Изложение материала о причинах и последствиях монгольего последствия
ских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы
русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского.
Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения
Начало возвышения Москвы Раскрытие причин и следствий объединения русских земель
вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана
Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития
России
Образование единого Рус- Указание на исторической карте роста территории Московского государства
ской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на
развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и
начале их закрепощения
5.РОССИЯВХVI—ХVIIВЕКАХ:ОТВЕЛИКОГОКНЯЖЕСТВАКЦАРСТВУ
Россия в правление Ивана Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ»,
Грозного
«Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века,
основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий
Ливонской войны для Русского государства. Объяснение
причин, сущности и последствий опричнины. Обоснование
Дата введение – 01.09.2019

Страница 12

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

оценки итогов правления Ивана Грозного
Смутное время начала XVII Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозвавека
нец»,
«крестоцеловальная запись», «ополчение», «национальноосвободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и
деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте
направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений
походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского.
Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России
Экономическое и социальное Использование информации исторических карт при рассмотразвитие России в XVII веке. рении экономического развития России в XVII веке. РаскрыНародные движения
тие важнейших последствий появления и распространения
мануфактур в России. Раскрытие причин народных движений
в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы. «Народные движения в России XVII века»
Становление абсолютизма в Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный расРоссии. Внешняя политика кол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиРоссии
ления самодержавной власти. Анализ объективных и субъекв ХVII веке
тивных причин и последствий раскола в Русской православной церкви.
Характеристика значения присоединения Сибири к России.
Объяснение того, в чем заключались цели и результаты
внешней политики России в XVII веке
Культура Руси конца XIII— Составление систематической таблицы о достижениях кульXVII веков
туры Руси в XIII— XVII веках. Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХIII— XVII веков (в том числе
связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др. Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках
культуры конца XIII— ХVIII веков и их создателях (в том
числе связанных с историей своего региона)
6. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В ХVI— ХVIIIВЕКАХ
Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и
Страны Запада в ХVI— применение в историческом контексте понятий: «мануфактуХVIII веках
ра», «революция цен». Характеристика развития экономики в
странах Западной Европы в ХVI— ХVIII веках. Раскрытие
важнейших изменений в социальной структуре европейского
общества в Новое время. Рассказ о важнейших открытиях в
науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии
Систематизация материала о Великих географических открыДата введение – 01.09.2019

Страница 13

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

тиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем
состояли их предпосылки.
Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран
и на- родов Европы, Азии, Америки, Африки
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных
достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве.
Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой
культуры
Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации,
указание важнейших черт протестантизма и особенностей его
различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие
характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении
темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма”
в разных странах Европы»
Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и
последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в
Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых
проблем международных отношений XVII — середины XVIII
веков в ходе учебной конференции, круглого стола
Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление
характеристик деятелей Просвещения
Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием
исторической карты). Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось
их значение для создававшегося нового государства. Составление характеристик активных участников борьбы за не- зависимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему
Дата введение – 01.09.2019

Страница 14

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

освободительная война североамериканских штатов против
Англии считается революцией
Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в
революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии).Участие в дискуссии на тему «Является ли террор
неизбежным спутником настоящей революции?»
Раскрытие особенностей социально-экономического и полиСтраны Востока в ХVI— тического развития стран Востока, объяснение причин углубХVIII веках
ления разрыва в темпах экономического развития этих стран
и стран Западной Европы. Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии
Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики
европейцев.
Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. Описание главных черт
и достижений культуры стран и народов Азии, Африки
7.РОССИЯВКОНЦЕХVII—ХVIIIВЕКЕ:ОТЦАРСТВАКИМПЕРИИ
Россия в эпоху петровских Систематизация мнений историков о причинах петровских
пре- образований.
преобразований
Представление характеристики реформ Петра I:
1) в государственном управлении;
2) в экономике и социальной политике;
3) в военном деле;
4) в сфере культуры и быта.
Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны.
Характеристика отношения различных слоев российского
общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ
на конкретных примерах, в чем оно проявлялось.
Участие в дискуссии: «Петр I – реформатор?»
Внутренняя и внешняя по- Систематизация материала о дворцовых переворотах (причилитика России в сере- дине нах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление
— второй половине XVIII ве- политики «просвещенного абсолютизма» в России и других
ка
европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II.
Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности
и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего
мнения. Раскрытие с использованием исторической карты,
внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй
половине XVIII века; характеристика результатов внешней
политики данного периода
Экономическое и социальное Характеристика основных черт социально-экономического
развитие в XVIII веке. раз- вития России в середине — второй половине XVIII века.
Народные движения
Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева
Дата введение – 01.09.2019

Страница 15

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Русская культура XVIII века Систематизация материала о развитии образования в России в
XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея
русского искусства ХVIII века
8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Систематизация материала о главных научных и технических
достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и
социальных последствий промышленной революции
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных от- ношений ХIХ века в ходе конференции, круглого
стола, в том числе в форме ролевых высказываний. Участие в
дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два
военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века»
Систематизация материала по истории революций XIX века в
Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта
движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности
реформистского и революционного путей преобразования
общества. Сравнение путей создания единых государств в
Германии и Италии, выявление особенностей каждой из
стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление
характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с
привлечением материалов справочных изданий, Интернета
Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение.
Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на
примерах конкретных произведений.
Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской
культуры в XIX веке
9. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА
Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших
событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки
в ХIХ веке. Рассказ с использованием карты о колониальных
захватах европейских государств в Африке в XVI— XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной
политики европейцев.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 16

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Описание главных черт и достижений культуры стран и
народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX
веках
Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в
странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран
10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Внутренняя и внешняя по- Систематизация материала о политическом курсе императора
литика России в начале XIX Александра I на разных этапах его правления (в форме табливека
цы, тезисов и т. п.). Характеристика сущности проекта М. М.
Сперанского, объяснение, какие изменения в общественнополитическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием
историко-биографической литературы (в форме сообщения,
эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об
основных событиях и участниках Отечественной войны 1812
года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара,
круглого стола с использованием источников, работ историков)
Движение декабристов
Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики
действий декабристов, анализ их программных документов.
Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного
клуба и т. п.)
Внутренняя политика Ни- Характеристика основных государственных преобразований,
колая I
осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик
Николая I и государственных деятелей его царствования (с
привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы)
Внешняя политика Рос- сии Составление обзора ключевых событий внешней политики
во второй четверти XIX ве- России во второй четверти XIX века (европейской политики,
ка
Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны
Либеральные реформы 60- Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 —
70-х годов ХIХ в. Контрре- 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной,
формы.
военной, преобразований в сфере просвещения, печати).
Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ
Общественное движение во Характеристика основных направлений общественного двивторой половине XIX века
жения во второй четверти XIX века, взглядов западников и
славянофилов, выявление общего и различного. ВысказываДата введение – 01.09.2019

Страница 17

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

ние суждений о том, какие идеи общественно-политической
мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии). Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации). Раскрытие
предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России
социал-демократического движения
Экономическое развитие во Сопоставление этапов и черт промышленной революции в
второй половине XIX века
России с аналогичными процессами в ведущих европейских
странах (в форме сравнительной таблицы). Систематизация
материала о завершении промышленной революции в России;
конкретизация общих положений на примере экономического
и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к
началу XIX века, концу XIX века
Внешняя политика России Участие в подготовке и обсуждении исследовательского прово второй половине XIX века екта «Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов: военные и
дипломатические аспекты, место в общественном сознании
россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин
русских художников, посвященных этой войне)
Русская культура XIX века
Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в
XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения,
выступления на семинаре, круглом столе). Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных
музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов ХIХ века. Осуществление подготовки и
презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века
11. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ
Мир в начале ХХ века
Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в
начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом
контексте понятий: «модернизация», «индустриализация»,
«империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный
союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран.
Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века
Объяснение и применение в историческом контексте понятия
«пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации
стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление
особенностей отдельных стран. Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране,
Китае, Мексике
Россия на рубеже XIX— XX Объяснение, в чем заключались главные противоречия в повеков
литическом, экономическом, социальном развитии России в
на- чале ХХ века. Представление характеристики Николая II
Дата введение – 01.09.2019

Страница 18

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

(в форме эссе, реферата). Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных
черт
Революция 1905 -1907 г
Систематизация материала об основных событиях российв России
ской революции 1905 — 1907 годов, ее причинах, этапах,
важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов).
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет»,
«Государственная дума», «конституционная монархия».
Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905 — 1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905 — 1907 годов
Россия в период столыпин- Раскрытие основных положений и итогов осуществления поских реформ
литической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте
понятий:
«отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия»
Серебряный век русской Характеристика достижений российской культуры начала ХХ
культуры
века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в
форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата
и др.). Объяснение и применение в историческом контексте
понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм».Участие в подготовке и презентации проекта «Культура
нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов)
Первая мировая война.
Характеристика причин, участников, основных этапов и
крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах
войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой
войны
Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в
воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах
и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в
России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к
революции?»
Великаярусскаяреволюция
Характеристика причин и сущности революционных событий
1917 г.
февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций
основных политических партий и их лидеров в период весны— осени 1917 года
Характеристика причин и сущности событий октября 1917
Дата введение – 01.09.2019

Страница 19

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута).
Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении
роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута)
Гражданская война в Рос- Характеристика причин Гражданской войны и интервенции,
сии
целей, участников и тактики белого и красного движения.
Проведение поиска информации о событиях Гражданской
войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма»
и нэпа, выявление их общие черт и различий
12. МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1918-1939)
Страны Запада и Востока в Объяснение и применение в историческом контексте понямежвоенный период
тий:
«Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация
материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х
годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 —
1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин
успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.
Рузвельта
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма
в Германии. Систематизация материала о гражданской войне
в Испании, высказывание оценки ее последствий
Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей
освободительного движения 1920 — 1930-х годов в Китае и
Индии. Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии
Характеристика основных этапов и тенденций развития между- народных отношений в 1920 — 1930-е годы. Участие в
дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших
международных событий 1920 — 1930-х годов
Характеристика основных течений в литературе и искусстве
1920 — 1930-х годов на примерах творчества выдающихся
Дата введение – 01.09.2019

Страница 20

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений
или презентаций, в ходе круглого стола). Сравнение развития
западной и советской культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства
СССР в 1920-е годы
Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социальноэкономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения
советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования
СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920 — 1930-е годы
Индустриализация и кол- Представление характеристики и оценки политических пролективизация в СССР
цессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа»,
«ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме
исследовательского проекта)
Советское государство и Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в
общество в 1920 — 1930-е 1930-е годы. Характеристика эволюции политической систегоды
мы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления
централизации власти. Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х
годов, оценка этих событий
Систематизация информации о политике в области культуры
рыв 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций.
Характеристика достижений советской науки и культуры.
Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920
— 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии
в СССР
13. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Накануне мировой войны
Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской
системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок
Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров
1939 года
Первый период ВМВ
Называние с использованием карты участников и основных
этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост»,
«антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны».
Дата введение – 01.09.2019

Страница 21

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли
дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы
под Москвой
Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характериТыл и партизанское движе- стика жизни людей в годы войны с привлечением информание в годы ВОВ
ции исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). Высказывание собственного
суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в
годы войны.
Второй период
Систематизация материала о крупнейших военных операциях
Второй мировой войны
Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных воюющих Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их
исторического значения. Участие в подготовке проекта
«Внимая ужасам войны» (с об- ращением к воспоминаниям
людей старшего поколения, про- ведениям литературы, кинофильмам и др.)
14. Соревнование социальных систем. Современный мир
Послевоенное устройство Представление с использованием карты характеристики важмира.
нейших изменений, произошедших в мире после Второй миро- вой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления
статуса СССР как великой державы. Характеристика причин
создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин
формирования двух военно-политических блоков
Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века. Рассказ с использованием
карты о международных кризисах 1940 — 1960-х годов. Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«биполярный мир», «холодная война», «железный занавес»,
«НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое
мышление», «региональная интеграция», «глобализация».
Участие в обсуждении причин и значения Холодной войны
Страны Запада и Востока в Характеристика этапов научно-технического прогресса во
послевоенный период
второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научнотехнической и информационной революций, их социальных
последствий. Раскрытие сущности наиболее значительных
изменений в структуре общества во второй половине ХХ —
начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на
примере отдельных стран). Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI
века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем
объясняется лидерство США в современном мире и каковы
его последствия. Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции
Дата введение – 01.09.2019

Страница 22

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор
материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии
в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна»,
«Солидарность», «бархатная революция», «приватизация».
Систематизация и анализ информации (в том числе из дополни- тельной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века
Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки
от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ
— на- чале ХХI века. Характеристика этапов развития стран
Азии и Африки после их освобождения от колониальной и
полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в
историческом контексте понятий: «страны социалистической
ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные
страны», «традиционализм», «фундаментализм»
Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане.
Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «импортозамещающая индустриализация»,
«национализация», «хунта», «левый поворот». Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века
Развитие мировой культуры Характеристика достижений в различных областях науки, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением дополнительной литературы, СМИ, Интернета). Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры
15. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945 — 1991 ГОДЫ
СССР в послевоенные годы Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней
и внешней политики. Характеристика процесса возрождения
различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в
послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы).
СССР в 1950 — начале 1960- Характеристика перемен в общественно-политической жизни
х годов
СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой поДата введение – 01.09.2019

Страница 23

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

ловине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и
справочной литературы), раскрытие их международного значения
СССР во второй половине Объяснение, в чем проявлялись противоречия в развитии
1960-х — начале
науки и техники, художественной культуры в рассматривае1980-х годов
мый период. Оценка государственной деятельности Л. И.
Брежнева. Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды
улучшения и обострения международных отношений, ключевые события)
Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале
1980-х годов (в форме сообщения, конспекта).
Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в
том числе путем опроса родственников, людей старших поколений).
СССР в годы перестройки
Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в
сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки.
Составление характеристики (политического портрета) М. С.
Горбачева (с привлечением дополнительной литературы).
Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях
перестройки, причинах кризиса советской системы и распада
СССР, высказывание и аргументация своего мнения
Развитие советской куль- Характеристика особенностей развития советской науки в
туры (1945 — 1991 годы)
разные периоды второй половины ХХ века. Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение,
в чем заключалась противоречивость партийной культурной
политики. Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960
— 1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся
представителей
Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические
открытия стран Запада и СССР в 1950 — 1970-е годы».
16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ— ХХI ВЕКОВ
Формирование российской Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночгосударственности
ной экономике, с привлечением свидетельств современников.
Социально – экономическое Характеристика темпов, масштабов, характера и социальнои культурное развитие со- экономических последствий приватизации в России. Сравневременной России
ние Конституции России 1993 года с Конституцией СССР
1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам.
Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и
способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка
итогов развития РФ в 1990-е годы. Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века.
Дата введение – 01.09.2019

Страница 24

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

Рассказ о государственных символах России в контексте
формирования нового образа страны. Представление краткой
характеристики основных политических партий современной
России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем
и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке.
Характеристика ключевых событий политической истории
современной России в XXI веке.
Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов.
Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны.
Характеристика места и роли России в современном мире
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Освоение программы учебного предмета «История» реализуется в кабинете
Кабинет истории и обществознания
Оборудование кабинета. Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно –
меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «История».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Прядеин В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией
В. М. Кириллова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 198 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05440-8. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/454853
Касьянов В. В. История России : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09549-4. — Текст :
электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455910
Сахаров А.Н. История. С древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10—11
классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2 / А.Н.
Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. - Москва : Русское слово, 2019.
Сахаров А.Н. История. Конец ХIX — начало XXI века.: учебник для 10—11 классов
общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2 / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. - Москва : Русское слово, 2019.
Дополнительная литература
Зуев М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 545 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01293-4. — URL
:https://urait.ru/bcode/450734

Дата введение – 01.09.2019

Страница 25

Страниц 26

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины история

История России (1914—2015) : учебник для среднего профессионального образования /
И. С. Ратьковский [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 562 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-6294-9. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/388269
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения 01.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской
и
мировой
истории,
искусству,
культуре,
прикладным
наукам.
–
URL:
http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 01.07.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст:
электронный.
Военная литература: собрание текстов. – URL: http://www.militera.lib.ru (дата обращения 05.07.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Вторая мировая война в русском Интернете. – URL: http://www.world war2.chat.ru
(дата обращения 22.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Дата введение – 01.09.2019

Страница 26

Страниц 26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».