Метод_ материалы по ВСР БЖ ДОУА _ прием 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЫШЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические материалы
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
основной профессиональной образовательной программы - ППССЗ
по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
год приема 2021

Камышлов, 2021

Методические материалы разработаны в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01
Документационное обеспечение управления и архивоведение, рабочей программы
учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
Разработчик:
С.В. Цыганкова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Пояснительная записка
Данные методические материалы по выполнению внеаудиторный самостоятельной
работы разработаны для студентов 2 курса в соответствии с программой учебной
дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности», автор - составитель Цыганкова
С.В., преподаватель-организатор ОБЖ ГАПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж».
Задания для самостоятельной работы направлено на формирование элементов
основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения
соответствующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Специалист по документационному обеспечению управления, архивист (базовой
подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
видам деятельности:
Организация документационного обеспечения управления и функционирования
организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря.
Методические материалы содержат задания для самостоятельной работы, на
выполнение которых отводится определенное время.
После каждого задания размещены критерии оценки.
Заканчиваются данные методические материалы списком литературы,
необходимой для выполнения предлагаемых задний.
Перечень тем и заданий для выполнения внеаудиторной самостоятельной работою
дисциплине БЖ
№
№ темы
Наименование темы программы
Задание для выполнения
п/п
программы
внеаудиторной
самостоятельной работы
студента
1.

Тема 1.1.

Принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики

Подготовить сообщение об
опасности объектов экономики

нашего города для населения и
окружающей среды.
2.

Тема 1.2.

Прогнозирования развития
событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях,

Составить правила пользования
прибором химической разведки
(ВПХР) и дозиметрического
контроля (ДП-5).

3.

Тема 1.3.

Единая государственная система
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Изучить правила действий при
введении режимов
повседневной, повышенной и
чрезвычайной ситуации.

4.

Тема 1.4

Основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации.

Написать сообщение на тему
«Основные требования мер
безопасности в
профессиональной
деятельности»

5.

Тема 1. 5.

Задачи и основные мероприятия
Способы защиты населения от
оружия массового поражения;

Изучить тему «Предназначение
и основные задачи гражданской
обороны» по видеоматериалам
интернета Copyright «МЧС
России»

6

Тема 1.6.

Способы защиты населения от
оружия массового поражения;

7

Тема 3.1.

Написать реферат на тему
«Порядок использования
средств индивидуальной
защиты (СИЗ) и средств
коллективной защиты при
ведении военных действий»
Подготовка презентационных
материалов на тему: «Факторы,
разрушающие здоровье и их
профилактика»
2. Выполнение реферативной
работы на тему: «Профилактика
злоупотребления
психоактивными веществами»

8

Тема 3.2.

Здоровый образ жизни как
необходимое условие сохранения
и укрепления здоровья человека и
общества. Негативное
воздействие на организм человека
вредных привычек

Оказывать первую помощь
пострадавшим.

Составление памятки по
оказанию первой доврачебной
помощи
Подготовка презентационных
материалов по оказанию первой
доврачебной помощи
Составление памятки по
оказанию первой медицинской
помощи при отравлении
ядовитыми растениями и
грибами

Нравственность и здоровье

Формулировка правил

9.

Тема 3.3

сохранения и укрепления
нравственности и здоровья
Проведение исследования по
выявлению социального
климата в группе, влияния
колледжа на физическое и
духовное здоровье

Методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
Метод рекомендации, критерии и показатели оценки реферата:
Реферат является необходимым условием для получения зачета по дисциплине.
Рефераты выполняются студентами в течение семестра. Тема реферата должна
соответствовать одной из рекомендуемых тем. Допускается рассмотрение собственной
темы при условии согласования её с преподавателем.
Требования к содержанию реферата.
Целью реферативной работы является углубленное знакомство с выбранной
проблематикой, приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных
источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы
темы, делать выводы. Реферат должен представлять собой не конспект 1-2 публикаций, а
краткое изложение и собственный анализ в письменном виде содержания научной
литературы по теме.
Реферат имеет следующую структуру:








титульный лист;
оглавление с указанием глав, параграфов, страниц;
введение;
основная часть (разбитая на главы и параграфы);
выводы;
список литературы;
приложения (если есть).

Титульный лист реферата должен включать следующие элементы: полное
наименование учебного заведения, института (факультета); надпись «РЕФЕРАТ» с
названием работы и указанием дисциплины; данные об авторе (ФИО, группа) и научном
руководителе (ФИО, должность, ученая степень); город, в котором находится учебное
заведение, и год написания работы (см. образец).
Содержание включает в себя наименования всех частей (введения, глав и параграфов
основной части, заключения, списка литературы, приложений). Для каждого из элементов,
кроме приложений, указывается номер страницы.
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в
естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение.

Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и
название которых определяются автором. Подбор её должен быть направлен на
рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть
реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в
себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на
приведенные факты.
Для наглядности изложения желательно сопровождать текст иллюстрациями.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует
располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые,
или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все
иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название,
которое помещают под ней.
Выводы должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала,
выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также
наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной
проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.
Список литературы включает весь перечень изученных в процессе написания
реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем
указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.
После списка литературы могут быть помещены различные приложения. Каждое
приложение нумеруется и оформляется с нового листа.
Требования к оформлению реферата
Реферат представляется в электронном виде (файл в формате .doc или .docx). Файл
содержит текст на странице стандартного (А4) формата. Страницы должны быть
пронумерованы, начиная с 3-й (титульный лист и страница оглавления включаются в
общую нумерацию, но номера на них не ставятся). Поля: слева 2 см, справа 1,5 см; сверху
и снизу
по 2 см. Размер шрифта – 14, интервал – полуторный, тип шрифта Times 3 New Roman.
Примерный объем реферата составляет 15-20 страниц. Рисунки должны быть
оптимизированы для экранного просмотра. Общий размер файла не должен превышать 7
МБ.
Название файла должно быть написано на латинице, содержать фамилию
обучающегося и номер группы (например, Ivanov_F152.doc). Файл отправляется на
проверку через личный кабинет обучающегося в ЭИОС КемГУ (https://eios.kemsu.ru).
Реферат должен быть отправлен не позднее указанного срока.
Критерии оценки реферата
Новизна текста: а) самостоятельность в постановке проблемы, формулирование
нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных,
внутрипредметных); б) умение работать
с литературой, систематизировать и структурировать материал; в) наличие авторской
позиции, самостоятельность оценок и суждений; г) стилевое единство текста.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б)
соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г)
обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать
выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы:
привлечены ли наиболее известные работы по теме (в т. ч. научные публикации
последних лет).
Соблюдение требований к оформлению: а) правильность оформления ссылок на
используемую литературу, списка литературы; б) оценка грамотности и культуры
изложения (в т. ч. орфографической, пунктуационной, стилистической, владение
терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

100

Выполнены все требования к реферату: обозначена проблема и
обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных
точек зрения на рассматриваемую проблему и логично
изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема
раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования
к внешнему оформлению, даны правильные ответы на
дополнительные вопросы.-

-10 баллов за
каждый пункт

Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты:
 имеются неточности в изложении материала;
 отсутствует логическая последовательность в суждениях;
 не выдержан объём реферата;
 имеются упущения в оформлении.
присутствуют существенные отступления от требований:
- 20 баллов за каждыйпункт
 тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки
 в содержании реферата.
 тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное



0

непонимание проблемы.
выявлено более чем 60 %-ное совпадение текста реферата с
готовыми рефератами, доступными в Интернете (по данным
системы «Антиплагиат»).
Реферат не представлен.

*Совет:
Максимально допустимый процент плагиата – 40 %. Это означает, что в работе
должно быть не менее 60 % оригинального текста. Необходимо отметить, что на 40 %
заимствованного текста нужно обязательно делать ссылки.
Вы самостоятельно написали реферат или заказали его выполнение. Как проверить
его на плагиат? Самый простой и удобный способ проверки – это зайти на сайт

www.antiplagiat.ru. Для проверки работы в первую очередь нужно зарегистрироваться на
данном сайте, регистрация бесплатна и занимает не более 5 минут. После получения
пароля, вы заходите в личный кабинет на сайте «Антиплагиат» (в правом верхнем углу),
прикрепляете файл с работой для проверки (кнопка «Добавить»). Если в работе много
графического материала, иллюстраций, картинок, лучше заархивировать документ,
поскольку размер файла не должен превышать 20 Мб.
После проверки, в личном кабинете появляется таблица, в конце которой указан
итоговый процент оригинальности прикрепленного файла с рефератом. В таблице также
указаны источники, с которых взята информация, приведена ссылка на данный источник
и указана доля данного источника в тексте работы.
Важно помнить, что система «Антиплагиат» не дает ответа на вопрос, является ли
заимствованный фрагмент именно плагиатом, а не законной цитатой. Ответ на данный
вопрос остается на ваше усмотрение. Именно поэтому нужно внимательно изучать
таблицу с выданными результатами. Система выдает все источники, имеющиеся в ее базе,
но она не распознает, является ли он первоисточником
5. Нормы оценивания:
Реферат оценивается по 100 бальной шкале, баллы переводятся в оценки:
* 86 – 100 баллов – оценка «Отлично»;
* 70 – 75 баллов - оценка «Хорошо»
* 51 – 69 баллов - оценка «Удовлетворительно»
Если набранный балл оказался ниже 51 балла, то меняется вид работы (доклад или
сообщение) и за свою работу обучающийся получает низшую положительную оценку оценка «Удовлетворительно». Но требования к написанию и оформлению остаются те же
(что и для реферата).
Методические рекомендации по созданию презентации
1.Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:
название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где
обучается автор проекта. Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.
Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные
результаты исследования.
При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
Последними слайдами презентации должен быть список используемых информационных
ресурсов.
2.Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
Планирование презентации:
1. Определение целей.
2.Определение основной идеи презентации.
3. Подбор дополнительной информации.
4. Планирование выступления.
5. Создание структуры презентации.
6. Проверка логики подачи материала.
7. Подготовка заключения.
Разработка презентации – подготовка слайдов презентации, содержание и соотношение
текстовой и графической информации.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление
информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд
требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
3.Оформление слайдов:
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над
основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один
для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на
слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны
отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или
подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки, рисунки,
диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут
единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по
одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с
таблицами; с диаграммами.
4.Критерии оценивания презентации
критерии
показатели
1. структура

- количество слайдов соответствует содержанию и времени выступ

макс – 10 баллов

слайдов – 7 минут)

2.текст на слайдах - 5 баллов

- выполнен шрифтом не менее 20 – 24 кегля;
- написан грамотно, без ошибок;
- представляет собой опорный конспект.

3.наглядность - 10 баллов

- иллюстрации хорошего качества;
- не отвлекают от содержания;

4.дизайн и настройка –10
баллов

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует воспри
- один шаблон оформления;
- презентация не перегружена эффектами

5.содержание – 5 баллов
- презентация отражает все этапы работы.
5.Нормы оценивания:
36 – 40 баллов – оценка «Отлично»
31 – 35 баллов – оценка «Хорошо»
25 – 30 баллов – оценка «Удовлетворительно»
Презентация отправляется на доработку, если обучающийся набрал – менее 25 баллов.
Методические рекомендации по созданию алгоритмов действий,
по составлению и решению ситуационных задач, а также решению ситуационнопроблемных задач.
1. Для создания алгоритмов действий и ситуационных задач необходимо:
— изучить учебную информацию по теме;
— провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное – суть (ядро),
второстепенные элементы, их взаимную логическую связь; установить очередность
действий;
— выбрать форму графического отображения;
— собрать структуру воедино;
— упростить структуру в плане устранения повторений;
— провести графическое и цветовое оформление.
Критерии и нормы оценивания:
Критерии
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
правильность
составления
алгоритмов

алгоритм составлен
точно

есть отдельные
неточности в
составлении
алгоритма

алгоритм составлен с
серьезными
упущениями

использование
иллюстрации
иллюстрации
иллюстрации
таблиц, схем при
информативны
информативны,
недостаточно
составлении
высокого качества
среднего качества
информативные
алгоритмов
3.Решение ситуационных задач:
1. Прочитайте внимательно полностью весь текст задачи (условие и задание), оцените
каждую проблему с точки зрения ее возникновения.
2. Подумайте и сделайте предварительный вывод, какие решения задачи возможны.
3. Прочтите данные задачи, изучите объективные данные, объедините все полученные
материалы.
4. Сделайте предварительные выводы и примите решение.
5. Обоснуйте выбранное решение задачи и проведите диагностику с теми условиями, для
которых характерны данные ситуации.
6. С учетом ситуации, описанной в условии задачи, ответьте на все пункты задания.
4. Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по БЖ:

5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического
материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий;
последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание
неотложной помощи с алгоритмами действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения
при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей;
правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с
дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение
практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом
действий;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;
неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в
соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное
последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной
помощи в соответствии с алгоритмом действий;
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика
действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента;
неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением
безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
5. Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи:
5 «отлично»– правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление
действий с аргументацией каждого этапа;
4 «хорошо» – правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление
действий затруднение в аргументации этапов;
3 «удовлетворительно» – правильная оценка ситуации; неполное перечисление или
нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная
тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пострадавшего.
Информационное обеспечение
Основные источники:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
1. .Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности (3-е изд., стер.) – М: ОИЦ
«Академия», 2019
2. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности (2-ое издание) – М.: ОИЦ
«Академия», 2018.
Электронные издания
1. Безопасность жизнедеятельности :учебник и практикум для среднего
профессионального образования /С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В.
П. Соломина. —Москва : Издательство Юрайт, 2019.— 399 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст :
электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://biblio-online.ru/bcode/433376
2. Безопасность жизнедеятельности. [Электронный ресурс]: Учебник. / Вишняков
Я.Д. – М.: Юрайт, 2016. (ЭБС).
3. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности. [Электронный ресурс]: Учебник и
практикум. / Каракеян В.И., Никулина И.М. – М.: Юрайт, 2016. (ЭБС).
4. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:учебник и
практикум для вузов / М. / Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. идоп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53412068-4. — Текст : электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://biblioonline.ru/bcode/446788
5. www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).
6. www.mvd.ru (сайт МВД РФ).

7. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
8. www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных
ресурсов).
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
10. www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
11. www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».