ОУП 6 Астрономия_ДОУА_прием 2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Приложение 6
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов среднего звена по
специальности
46.02.01
Документационное
обеспечение
управления
и
архивоведение
(квалификация
- специалист по
документационному
обеспечению
управления, архивист, очная форма
обучения, прием 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АСТРОНОМИЯ

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 1

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Астрономия»

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программы среднего общего
образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций
по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования
(утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования,
утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Павлова О.Л., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
высшая квалификационная категория, магистр педагогики

Условные обозначения:
Курсивное начертание текста и обозначение ФГОС - единицы ФГОС СОО

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 2

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Астрономия»

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Астрономия» из общеобразовательного учебного
цикла (естественные науки) предназначена для изучения основных вопросов астрономии в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических
законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, также самой Вселенной.
Содержание программы учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:
 понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественнонаучной картины мира;
 знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
 умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
 познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
 умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
 научного мировоззрения;
 навыков использования естественнонаучных, особенно физико-математических
знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия - наука, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и
всей Вселенной.
Методы астрономических исследований очень разнообразны. Одни из них применяются при определении положения космических тел на небесной сфере, другие - при изучении
их движения, третьи - при исследовании характеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощью различных инструментов ведутся наблюдения Солнца,
туманностей, планет, метеоров, искусственных спутников Земли.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебный предмет «Астрономия» изучается на базовом уровне ФГОС
среднего общего образования, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении физики, химии, географии, математики в основной школе.
Важную роль в освоении содержания программы играют собственные наблюдения
обучающихся. Специфика планирования и организации этих наблюдений определяется двумя
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 3

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Астрономия»

обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том
или ином занятии, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании
наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
При невозможности проведения собственных наблюдений за небесными телами их
можно заменить на практические задания с использованием современных информационнокоммуникационных технологий, в частности картографических сервисов.
В зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых
профессий СПО или специальностей СПО последовательность и глубина изучения тем общеобразовательного предмета «Астрономия» могут иметь свои особенности. Это выражается
через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий.
При отборе содержания учебного предмета «Астрономия» использован междисциплинарный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования единой целостной естественнонаучной картины мира,
определяющей формирование научного мировоззрения, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебный предмет «Астрономия», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает в них эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение использовать методологию научного познания для изучения окружающего мира.
В процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) подведение результатов обучения по учебному
предмету «Астрономия» осуществляется в рамках промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные
науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебного предмета «Астрономия» - в составе общеобразовательных учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего
профиля профессионального образования.
Программа рассчитана на 59 часов, из которых 37 часов – аудиторные (теоретические
и практические) занятия, 2 часа – дифференцированный зачет, 20 часов – внеаудиторная самостоятельная работа.
Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных:
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 4

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Астрономия»

сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития астрономической науки;
устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и
деятельности
человека;

метапредметных:
умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие
мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере;
владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем,
возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной
научной информации, умение оценить ее достоверность;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета, согласно Рабочей
программы воспитания по специальности:
Личностные результаты реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
Дата утверждения – 01.09.2022

Код личностных
результатов реализации программы воспитания
ЛР 1

Страница 5

ЛР 2

ЛР 3
Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Астрономия»

поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального
народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 6

ЛР 5

ЛР 7
ЛР 11

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем

Объем часов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1
Введение.
Предмет астрономии

2

Содержание учебного материала
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и
масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Строение Солнечной
системы, эволюция звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной ФГОС
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Роль отечественной науки в освоении и
использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области ФГОС
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.
А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Значение астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии ФГОС
Самостоятельная работа
Подготовить буклет «Практическое применение астрономических исследований»
Раздел 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ
Методы астро- Содержание учебного материала
номии
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса).
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 7

Теория

Практика

3

4

Контроль

5

Самостоятельная
работа

6

2

3

1

1

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

История развития астрономии

Звезды и созвездия. Звездная карта

Происхождение
Солнечной системы
Видимое движение планет

Система Земля
– Луна. Приро-

Содержание учебного материала
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и
теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой
универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.
Содержание учебного материала
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).
Демонстрация: Карта звездного неба
Практическая работа
Достижения в области освоения космоса
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать
новые достижения в этой области https://hi-news. ru/tag/kosmos
Самостоятельная работа
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать
новые достижения в этой области. https://hi-news. ru/tag/kosmos
Раздел 2. УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Содержание учебного материала
Солнечная система. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования
Содержание учебного материала
Конфигурация планет, синодический период, сидерический период, конфигурации планет и условия их видимости.
Значение знаний о конфигурации планет для освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования
Практическая работа
Вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения
планет
Содержание учебного материала
Система «Земля - Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечДата утверждения – 01.09.2022

2

1

1

2

3

1

1

1

1
2

Страница 8

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

да Луны

ные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные
породы)
Демонстрация: Видеоролик «Луна» https://www. youtube. com/watch?v=gV8eT2DtP1I Google Maps
посещение планеты Солнечной системы
Планеты земной Содержание учебного материала
группы
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)
ПланетыСодержание учебного материала
гиганты
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения,
спутники, кольца)
Малые тела
Содержание учебного материала
Солнечной си- Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов.
стемы (астерои- Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за преды, метеориты, делами орбиты Нептуна; Плутон - один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические хакометы, малые рактеристики астероидов. Метеориты.
планеты)
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Самое интересное о метеоритах
Самостоятельная работа
Разработать интерактивную экскурсию «Самое интересное о метеоритах»
Общие сведения Содержание учебного материала
о Солнце.
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исСолнце и жизнь следования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
Земли. Иссле- Демонстрация: посещение планеты Солнечной системы https://hi-news. ru/eto-interesno/v-googleдование Солmaps-teper-mozhno-posetit-planety-solnechnoj-sistemy. html
нечной системы
(межпланетные
экспедиции,
космические
миссии и межДата утверждения – 01.09.2022

1

1

1

1

2

4

2

Страница 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

планетные космические аппараты)
Небесная механика (законы
Кеплера, открытие планет)

Содержание учебного материала
Законы Кеплера. Значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной. Значение
законов Кеплера для открытия новых планет
Практическая работа
Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)
Самостоятельная работа
Разработать интерактивный задачник «Небесная механика»
Раздел 3. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Расстояние до Содержание учебного материала
звезд. Физиче- Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые абсолютные
ская природа
звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные
звезд. Виды
скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).
звезд. Звездные Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости,
системы. Экзо- радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диапланеты
грамма «спектр - светимость», соотношение «масса - светимость», вращение звезд различных
спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).
Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и
сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
Наша Галактика Содержание учебного материала
— Млечный
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космичепуть (галакти- ские лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней.
ческий год).
Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гаммаДругие галакти- всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс
ки
галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и
сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик).
Происхождение Содержание учебного материала
Дата утверждения – 01.09.2022

1
1
4

2

2

Страница 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

галактик

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Живая планета,
Постижение космоса.
Эволюция гаСодержание учебного материала
лактик и звезд Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).
Самостоятельная работа
Подготовить аннотированный список планетариев, музеев космонавтики, музеев астрономии и т.п.
Жизнь и разум Содержание учебного материала
во Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Вселенная сего- Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Обзорная эксдня: астрономи- курсия по интерактивному музею «Лунариум».
ческие откры- Самостоятельная работа
тия
Подготовка к зачету
Дифференцированный зачет
ВСЕГО:

2

2

5

3

1
28

2
2

9
59

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 11

20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Астрономия - древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 12

Страниц 18

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание
обучения
Введение

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определить роль
астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ
Астрономия в древ- Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых.
ности (Аристотель, Определить место и значение древней астрономии в эволюции взгляГиппарх Никейский дов на Вселенную
и Птолемей)
Звездное небо (из- Использовать карту звездного неба для нахождения координат светименение
видов ла.
звездного неба в те- Приводить примеры практического использования карты звездного
чение суток, года)
неба
Летоисчисление и Познакомиться с историей создания различных календарей. Опредеего точность (сол- лить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности челонечный и лунный, века.
юлианский и григо- Определить значение использования календарей при освоении прорианский календари, фессий и специальностей среднего профессионального образования
проекты новых календарей)
Оптическая астро- Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астномия (цивилизаци- рономии.
онный запрос, теле- Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции взглядов
скопы)
на Вселенную.
Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов
наблюдения.
Определить значение наблюдений при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучение околозем- Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения
ного пространства космоса.
(история советской Определить значение освоения ближнего космоса для развития челокосмонавтики, со- веческой цивилизации и экономического развития России.
временные методы Определить значение знаний об освоении ближнего космоса для произучения ближнего фессий и специальностей среднего профессионального образования
космоса)
Астрономия дальне- Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса.
го космоса (волно- Определить значение освоения дальнего космоса для развития человая
астрономия, веческой цивилизации и экономического развития России.
наземные и орби- Определить значение знаний об освоении дальнего космоса для протальные телескопы, фессий и специальностей среднего профессионального образования
современные методы изучения дальнего космоса)
УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Происхождение
Солнечной системы

Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной
системы.
Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Система Земля - Лу- Познакомиться с системой Земля - Луна (двойная планета). Опредена
лить значение исследований Луны космическими аппаратами.
Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну.
Определить значение знаний о системе Земля - Луна для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Природа Луны
Познакомиться с физической природой Луны, строением лунной поверхности, физическими условиями на Луне. Определить значение
знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о природе Луны для освоения профессий
и специальностей среднего профессионального образования
Планеты земной
Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение
группы
знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Планеты-гиганты
Познакомиться с планетами-гигантами.
Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетах-гигантах для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Малые тела Солнеч- Познакомиться с малыми телами Солнечной системы. Определить
ной системы (астезначение знаний о малых телах Солнечной системы для развития чероиды, метеориты,
ловеческой цивилизации.
кометы, малые пла- Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для
неты)
освоения профессий и специальностей среднего профессионального
образования
Видимое движение Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический
планет
(видимое период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их
движение и конфи- видимости».
гурации планет)
Научиться проводить вычисления для определения синодического и
сидерического (звездного) периодов обращения планет.
Определить значение знаний о конфигурации планет для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Общие сведения о
Познакомиться с общими сведениями о Солнце. Определить значение
Солнце
знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о Солнце для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Солнце и жизнь
Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца. ОпреЗемли
делить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.
Определить значение знаний изучения Солнца как источника жизни
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Небесная механика
(законы Кеплера,
открытие планет)
Исследование Солнечной системы
(межпланетные экспедиции, космические миссии и межпланетные космические аппараты)

на Земле для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучить законы Кеплера.
Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и
Вселенной.
Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет
Познакомиться с исследованиями Солнечной системы. Определить
значение межпланетных экспедиций для развития человеческой цивилизации.
Определить значение современных знаний о межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Расстояние до звезд Изучить методы определения расстояний до звезд. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной.
Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для
освоения профессий и специальностей среднего профессионального
образования
Физическая природа Познакомиться с физической природой звезд. Определить значение
звезд
знаний о физической природе звезд для человека.
Определить значение современных знаний о физической природе
звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Виды звезд
Познакомиться с видами звезд.
Изучить особенности спектральных классов звезд. Определить значение современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Звездные системы. Познакомиться со звездными системами и экзопланетами. ОпредеЭкзопланегы
лить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека. Определить значение этих знаний для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Наша Галактика Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о нашей
Млечный путь (гаГалактике, с понятием «галактический год». Определить значение солактический год)
временных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Другие галактики
Познакомиться с различными галактиками и их особенностями.
Определить значение знаний о других галактиках для развития науки
и человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Происхождение галактик

Эволюция галактик
и звезд

Жизнь и разум во
Вселенной

Вселенная сегодня:
астрономические
открытия

Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик.
Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик для человека.
Определить значение современных знаний о происхождении галактик
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.
Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека.
Определить значение современных знаний об эволюции галактик и
звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с различными гипотезами о существовании жизни и
разума во Вселенной.
Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации. Определить значение современных знаний о жизни и разуме во Вселенной
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с достижениями современной астрономической

науки.
Определить значение современных астрономических открытий для
человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 16

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебного предмета
Освоение программы учебного предмета «Астрономия» в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, осуществляется в учебном кабинете естественнонаучных дисциплин
Оборудование кабинета.
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Philips, проектор, экран, информационные стенды, методические пособия по
учебному предмету «Астрономия», мобильный планетарий, виртуальные экскурсии для мобильного планетария.
Заключен договор с образовательной платформой ЮРАЙТ на использование электронных изданий по блоку "Коллекция СПО" https://urait.ru/catalog/spo, ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ №DS-101094 с ООО «Издательский Дом «Первое сентября» на использование
информационного программного комплекса
«Школа цифрового века» (ИПК
ШЦВ)https://ds.1sept.ru/, включающего 24 электронных российских периодических издания и
8 электронных брошюр по реализуемым ОПОП.
Активно используются возможности электронных библиотек (с бесплатным доступом): ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б.Н. Ельцинаhttps://www.prlib.ru/, КИБЕРЛЕНИНКА https://cyberleninka.ru/,http://psychlib.ru/- электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета,http://bibliotekar.ru/- Библиотекарь.Ру
- электронная библиотекаhttp://www.library.spbu.ru/- Научная библиотека им. М. Горького,
ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского»http://book.uraic.ru/o_biblioteke
Рекомендуемая литература
Основная литература
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 10-11 классы: учебник. Б.А. Воронцов-Вельяминов, е.К. Страут. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 238 с.

Дополнительная литература
Астрономия : учебное пособие для среднего профессионального образования /
А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08243-2. —
Текст
:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/474620
Язев С. А. Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08245-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474252
Перельман Я. И. Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472114
Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Интернет-ресурсы
1. Астрономическое общество. URL: http://www. sai. msu. su/EAAS
2. Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx. URL:
http://menobr. ru/ files/blank, pdf.
3. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина.
URL:
http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
4. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. URL:
http://www.sai.msu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection. edu. ru
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации.URL:
www.window. edu. Ru
7. Знаешь ли ты астрономию? URL: http://menobr.ru/files/astronoml.pptx
8. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. URL: http://www.izmiran.ru
9. Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 wls&feature=youtu. be
10. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
11. Новости космоса, астрономии и космонавтики. URL: http://www.astronews.ru/
12. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. URL: http://xn—
80aqldeblhj01.xn~plai/
13. Российская астрономическая сеть. URL: http:// www. astronet. ru
14. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru
15. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZbO
16. Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы СОО.
URL: https://www. youtube.
com/watch?v=gClRXQ-cjaI
17. Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и
внеурочной
деятельности
в
условиях
введения
ФГОС
СОО.
URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Eaw9790w_cO
18. Энциклопедия
«Космонавтика».
URL:
http://
www.
cosmoworld.
ru/spaceencyclopedia
19. http://www.astro.websib.ru/
20. http://www.myastronomy.ru
21. http://class-fizika.narod.ru
22. https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
23. http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
24. http://catalog.prosv.ru/item/28633
25. http://www.planetarium-moscow.ru/
26. https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
27. http://www.gomulina.orc.ru/
28. http://www.myastronomy.ru

Дата утверждения – 01.09.2022

Страница 18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».