Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.02.01АРХИВОВЕДЕНИЕ ПМ.02ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИВНОЙ И СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДОКУМЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИИ специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дата введения: 01.09.2021 Количество страниц: 17 Страница: 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОПОП –ППССЗ по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Программа составлена в соответствии программой профессионального модуля ПМ.02Организация архивной и справочноинформационной работы по документам организации. Авторы: ФИО Афонасьева Е.С. Порсина А.В. Место работы Должность ГАПОУ СПО СО «Камышловский педагогический преподаватель колледж» ГАПОУ СПО СО «Камышловский педагогический преподаватель колледж» Введена в действие 01.09.2021 Страница 2 Страниц 10 Введена в действие 01.09.2021 Страница 3 Страниц 10 1. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ освоение студентами навыков моделирования структуры архива, проектирования деятельности архивариуса по осуществлению хранения документов в пределах архива, справочно-информационной работы по документам организации. 2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: моделирование и обоснование структуры архива, особенностей ведения документов архива на основе анализа нормативно-методической документации, регламентирующей деятельность по формированию архива с учетом статуса и профиля организации; проектирование деятельности и обоснование требований к работе архивариуса с учетом специфики организации, нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста; освоение навыков анализа особенностей организации хранения документов в пределах архива: фондирование, формирование или уточнение состава единицы хранения, описание и систематизация их в пределах фондов, обеспечение сохранности и учета документов; проектирование мер, обеспечивающих оптимизацию работы архива организации, справочно-информационной работы по документам организации (формулировка предложений и рекомендаций). 3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП Данный вид учебной практики является обязательным компонентом модуля ПМ.02Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации. Содержание практики неразрывно связано с содержанием междисциплинарных курсов, реализуемых в рамках данного модуля: - МДК.02.01Организация и нормативно-правовые основы архивного дела; - МД. 02.02Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций; - МДК.02.03 Методика и практика архивоведения; - МДК.02.04 Обеспечение сохранности документов. 4. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.02.01. Архивоведение - проводится концентрировано. 5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 5 семестр, 1 неделя (36 часов) 6. ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: иметь практический опыт: организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации; уметь: организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации; работать в системах электронного документооборота; использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии; применять современные методики консервации и реставрации архивных документов; знать: систему архивного управления в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации; систему хранения и обработки документов. Личностные результаты: ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 15 Проявляющий высокую ответственность. ЛР 16 Демонстрирующий стремление выполнить деятельность своевременно. Виды работ: - анализ специфики организации, должностной инструкции и особенностей деятельности архивиста в конкретной организации на основе изучения документов и личной беседы со специалистом; Введена в действие 16.02.2021 Страница 4 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение - анализ архивных фондов образовательной организации; - разработка и обоснование модели размещения документов в архиве образовательной организации; - фондирование документов в пределах архива образовательной организации на основе разработанной модели; - разработка элемента номенклатуры дел. 7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 7.1. Общая трудоемкость учебной практики составляет 1 неделю (36 часов). № п.п. 1. 2. Кол-во часов Этап, вид деятельности 1. Подготовительный этап Установочная конференция по учебной практике: - информирование об этапах и специфике прохождения учебной практики, знакомство с программой практики; - определение требований к ведению дневника по практике; формы отчетности; - проведение инструктажей по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и правилам внутреннего трудового распорядка сотрудников ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»; - актуализация информации о целях и содержании деятельности, основных функциях архивариуса; - планирование деятельности в рамках учебной практики; - первичная самооценка иметь опыт, уметь, знать. 2. Деятельностный этап Анализ специфики функционирования организации (предприятии), выделение специфических черт, отличающих данную организацию от других. Определение специфики деятельности архивариуса в конкретной организации (предприятии) на основе личной беседы со специалистом. Анализ нормативно-методической документации, имеющейся в организации (предприятии), регламентирующей деятельность по формированию архива с учетом статуса и профиля данной организации. Формулировка предложений по рационализации деятельности специалиста в рамках выполнения должностных обязанностей. Анализ степени использования современных информационных технологий для составления документов и работы с ними в архиве данной организации (предприятия). Оценка возможности применения систем электронного документооборота и использование современных компьютерных технологий в деятельности архива для оптимального достижения целей деятельности. Модель рабочего места архивиста, соответствующая нормативным документам. Анализ архивных фондов данной организации (предприятии). Разработка и обоснование модели размещения документов в архиве образовательной организации, справочно-информационной работы по документам организации соответствующая методическим и нормативным требованиям документов. Фондирование документов в пределах архива образовательной организации на основе разработанной модели. Разработка элемента номенклатуры дел. 3. Аналитический этап Введена в действие 01.09.2021 Форма текущего контроля 4 ч. Экспертная оценка составленного студентами плана деятельности в рамках практики УП.02.01. Архивоведение 1ч Экспертная оценка качества ведения дневника, разработанных методических материалов; педагогическое наблюдение 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 4ч. Страница 5 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Оформление студентами отчетной документации по практике, разработок в 6ч. Экспертная оценформе отчетов, презентаций и выступлений; вычленение проблемного поля, ка отчетной докуопределение целей и задач профессионально-личностного саморазвития. ментации; Повторная самооценка готовности к осуществлению планирования и аналинаблюдение за особенностей организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации, общих и профессиональных компетенций. Статистическая обработка и анализ результатов практики в группе. Участие в круглом столе по итогам практики с целью анализа и интерпретации результатов собственной деятельности в рамках прохождения практики. ВСЕГО ЧАСОВ 36 3. 7.2. Общая трудоемкость учебной практики для методиста составляет 36 часов № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Виды работы на практике Количество часов Подготовка и проведение установочной конференции УП.02.01 Архивоведение: цели, задачи, содержание, планируемый результат. Первичная самооценка по учебной практикой. Организация консультирования по вопросам специфики функционирования ОО / предприятия, выделение специфических черт, отличающих данную организацию. Консультирование по вопросу определения специфики деятельности архивариуса в конкретной организации /предприятии. Консультирование по составлению графика работы архивиста и эффективность распределения рабочего времени. Консультирование по вопросам нормативно-методической документации, имеющаяся в организации, регламентирующая деятельность по формированию архива с учетом статуса и профиля организации Консультирование по возможности применения электронного документооборота и использование современных компьютерных технологий в деятельности архивариуса. Консультирование по созданию модели архива конкретной организации / предприятии. Консультирование по организации деятельности специалиста при обеспечении приема и рационального размещения документов в архиве Консультирование по работе со справочно-информационной работой по документам организации /предприятии. Оформление отчетной документации по учебной практике со студентами (написании отчета по практике, самооценка и т.д.) Подготовка и проведение круглого стола по практике УП.02.01 Архивоведение 4 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 Проверка документов студентов подгруппы по УП 02.01 Архивоведение Заполнение карт оценки сформированности иметь опыт, уметь, знать подгруппы студентов. ВСЕГО ЧАСОВ: 2 2 36 7.3. Общая трудоемкость учебной практики для руководителя составляет 25 часов № 1. 2. 3. 4. Количество часов Виды работы на практике Корректировка заданий дневника, рабочей тетрадиучебной практики. Корректировка методических рекомендаций по учебной практике. Корректировка листов оценки по учебной практике, аттестационного листа. Подготовка к установочной конференции по учебной практике. Установочная конференция по учебной практике: информирование об этапах и специфике прохождения учебной практики, знакомство с программой практики; определение требований к ведению дневника по практике, формы отчетности. Проведение инструктажей по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и правилам внутреннего трудового распорядка сотрудников ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж». Актуализация информации о целях и содержании деятельности, основных функциях архивариуса. Планирование деятельности в рамках учебной практики, первичная самооценка общих и профессиональных компетенций. Введена в действие 01.09.2021 Страница 6 2 2 1 2 Страниц 10 5. 6. 7. 8. 9. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Контроль за заполнением студентами дневника, рабочей тетради, выполнении видов деятельности и индивидуальных заданий по учебной практике. Подготовка и проведение круглого стола по учебной практике УП.02.01 Архивоведение Заполнение карт оценки: иметь опыт, уметь, знать (вторая самооценка) студентов по учебной практике. Заполнение аттестационных листов студентами по учебной практики. Оформление аналитической записки по итогам учебной практики УП.02.01 Архивоведение ВСЕГО ЧАСОВ: 4 2 4 4 4 25 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Образовательные технологии включают ИКТ и интерактивные технологии. Использование научно-исследовательских технологий не предусмотрено. Научно-производственные технологии включают в себя ознакомление с деятельностью специалиста по документационному обеспечению управления (архивариуса) в рамках выполнения основных функций специалиста в архиве. 9. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ, ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙОВЗ ОДА. С целью комплексного освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата всех видов деятельности по специальности СПО, общих и профессиональных компетенций, приобретения необходимых умений и опыта практической работы по специальности предусмотрена организация учебной и производственной практики. Для адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности. Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются колледжем самостоятельно, согласно положению о практической подготовке обучающихся государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Выбор мест прохождения практик для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При направлении обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организацию для прохождения предусмотренной учебным планом практики колледж согласовывает с организацией условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентоминвалидом трудовых функций в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 года № 685н. Для оказания помощи в овладении профессиональными компетенциями преподавателями профессиональных модулей проводятся дополнительные индивидуальные консультации и привлекаются волонтеры – студенты старших курсов, обладающие достаточным объемом знаний и компетенций. 10. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем по виду практики при заполнении листов экспертной оценки, выставляется недифференцированный зачет. Оценка степени освоения студентами иметь опыт, уметь, знать осуществляется на основе карты оценки выполнения деятельности в рамках учебной практики; анализа методистами по практике качества заполнения дневника; отчета по учебной практике; правильности оформления Введена в действие 01.09.2021 Страница 7 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение прилагаемых к дневнику документов. Обязательным условием положительной оценки результатов учебной практики является соблюдение студентами правил внутреннего распорядка организации, инструктажей по пожарной безопасности, технике безопасности. 11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: Основная литература: 1. Попов А.В. Архивоведение. : учебник для среднего профессионального образования / А.В. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 168 с. — Профессиональное образование. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495214(дата обращения: 15.11.2022). 2. Раскин Д.И. Архивоведение : учебник / Д.И. Раскин, А.Р. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. —Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/497656(дата обращения: 15.11.2022). 3. Раскин Д.И. Методика и практика архивоведения : учебник для среднего профессионального образования / Д.И. Раскин, А.Р. Соколов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 339 с. — Профессиональное образование. —Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL https://urait.ru/bcode/492546(дата обращения: 15.11.2022). 4. Хорхордина Т.И. Архивная эвристика: методы выявления архивных документов: учебник и практикум / Т.И. Хорхордина. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 289 с. —Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509491 (дата обращения: 15.11.2022). 5. Цеменкова С.И. Архивоведение. История архивов России с древнейших времен до начала ХХ века : учебное пособие для среднего профессионального образования / С.И. Цеменкова; под научной редакцией Л.Н. Мазур. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. — Профессиональное образование.—Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495215(дата обращения: 15.11.2022). Дополнительная литература: 1. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Алексеева, Л .П.Афанасьева, Е.М.Бурова; Под ред. В.П.Козлова. — 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 272 с. 2. Архивоведение (теория и методика): учебник для вузов/ Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева; под ред. Е.М. Буровой; Рос.гос. гумат. ун-т. – М.: Изд-во Московского энергетического института (МЭИ), 2012. – 482 с. 3. Голиков А.Г., Архивоведение отечественной истории: учебное пособие / А. Г. Голиков. – М.: Академия, 2012, 176 с. 4. Замыцкова, О.И., Басаков, М.И. Делопроизводство [Документационное обеспечение управления]: учебник для СПО. – 8-е изд / О.И. Замыцкова, М.И. Басаков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009 5. Сборник учебно-методической документации по архивоведению (теория и методика). Углубленнаяая часть. Бурова Е.М., Алексеева Е.В. М., Издательство «Термика», 2013. 6. Сокова, А.Н. Документоведение: теория и практика: избр. тр. / А.Н. Сокова. – М.: 2009. – 333 с. 7. Соколова О.Н. Документационное обеспечение управления в организации: учебное пособие / О.Н. Соколова, Т.А. Акимочкина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 160 с. Нормативно-правовые акты: 1. Инструкция по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения(утверждена приказом Росархива от 20.12.2019 № 237). Зарегистрировано Минюстом России 13.02.2020. Регистрационный № 57488. Введена в действие 01.09.2021 Страница 8 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение 2. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях. Утверждены приказом Росархива от 02.03.2020 № 24. Зарегистрированы Минюстом России 20.03.2020. Рег. № 58396; в редакции приказа Росархива от 26.09.2022 № 117. Зарегистрированы Минюстом России 27.10.2022. Рег. № 70716. 3. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования научнотехнической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях(утверждены приказом Росархива от 09.12.2020 № 155). Зарегистрировано Минюстом России 12.03.2021. Регистрационный № 62735. 4. Правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях(утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526). 5. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления(утверждены приказом Росархива от 22.05.2019 № 71). Зарегистрировано Минюстом России 27.12.2019. Регистрационный № 57023. 6. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утверждена приказом Росархива от 11.04.2018 № 44). Зарегистрировано Минюстом России 17.08.2018. Регистрационный № 51922. 7. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 751, от 26.04.2016 № 356). «Собрание законодательства РФ», 22.06.2009, № 25, ст. 3060, «Российская газета», № 113, 24.06.2009. Начало действия – 02.07.2009. 8. Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2009 № 3, зарегистрирован в Минюсте России 04.05.2009, регистрационный № 13882). «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 24, 15.06.2009. Начало действия – 26.06.2009. 9. Инструкция по заполнению паспорта государственного музея, библиотеки (в части документов Архивного фонда Российской Федерации) (утверждена совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Росархива от 14.03.2000 № 167/13). 10. Правила осуществления контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального архивного агентства(утверждены приказом Росархива от 02.12.2019 № 185). Зарегистрировано Минюстом России 09.01.2020. Регистрационный № 57080. Интернет-ресурсы: Портал «Архивы Росии» // https://rusarchives.ru/ Федеральное архивное агентство (Росархив) // https://vk.com/rusarchives Делопроизводство и документооборот на предприятии // https://delo-press.ru/magazines/ Делопроизводство и документооборот на предприятии // https://delopress.ru/journals/documents/ Делопроизводство и архив // https://delo-press.ru/journals/documents/ 11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: оборудованные рабочего места: - персональный компьютер - рабочее место преподавателя (методиста по практике); - персональные компьютеры принтера;сканера;копира;телефона- рабочие места обучающихся в количестве, соответствующем требованиям Санитарные правила, 2020; Реализация программы производственной практики предполагает наличие в организации Введена в действие 01.09.2021 Страница 9 Страниц 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа УП.02.01Архивоведение специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение материально-технического обеспечения: оборудованное автоматизированное рабочее место с необходимым программным обеспечением и выходом в Интернет, в том числе наличие: индивидуальный доступ к распределенным ресурсам сети Интернет. 11. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ В качестве отчетных материалов о прохождении практики выступает папка-отчет, которая включает материалы: в печатном виде: титульный лист; лист самооценки, экспертной оценки студентов по практике; отчет по результатам практики (с подписью студента); дневник по практике. в электронном варианте (на диск CD, DVD, конверт для диска подписывается; допускается запись диска от подгруппы студентов): лист самооценки, экспертной оценки уровня подготовки студентов; отчет по результатам практики; дневник по практике; рабочая тетрадь по практике; портфолио работ по практике. Введена в действие 01.09.2021 Страница 10 Страниц 10