Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности Приложение 13 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация программист, набор 2022 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом методических рекомендаций по реализации среднего общего Дата введения 01.09.2021 Страница 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.) Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Мясников С.В., преподаватель Красноперова Л.М., преподаватель Дата введения – 01.09.2022 Страница 2 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3. Содержание учебного предмета и тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4.Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации рабочей программы учебного предмета Дата введения – 01.09.2022 Страница 3 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности 1. Пояснительная записка Настоящая программа учебного предмета «Основы проектной деятельности» является предметом по выбору относится к общеобразовательному учебному циклу «Дополнительные учебные предметы и элективные курсы». В рамках учебного предмета «Основы проектной деятельности» студенты выполняют индивидуальный проект, который представляет собой учебный проект, выполняемый студентами с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Исходя из этого, можно обозначить основные задачи учебного предмета: - формирование у студентов основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; - формирование у студентов универсальных учебных действий (общих компетенций) и личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; - формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий (общих компетенций) в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития; - профессиональная ориентация и мотивация студентов, способствующая социальному, профессиональному самоопределению. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Программа учебного предмета раскрывает содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику занятий, учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования и ориентация на ФГОС СПО по специальности. Контроль качества освоения учебного предмета проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года. Общая характеристика учебной дисциплины Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей обучающихся, использованию опыта обучающихся и обучению методам исследования. Кроме того, во ФГОС среднего общего образования выделены значимые качества, которыми должен Дата введения – 01.09.2022 Страница 4 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности обладать выпускник: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационнопознавательную деятельность; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Такие требования должны найти отражение и в содержании современного образования. Учебный предмет «Основы проектной деятельности», позволит реализовать проектную форму обучения, которая представляет собой вовлечение студентов в учебнопознавательную практическую деятельность, а значит и позволит развивать необходимые личностные качества будущего выпускника. Содержание учебного предмета «Основы проектной деятельности» выстроено в соответствии с основными этапами работы: погружение в проект, планирование деятельности, осуществление деятельности по решению проблемы, оформление результатов, презентация результатов, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Для студентов предусмотрены часы, в рамках которых раскрываются теоретические аспекты индивидуального проектирования, определяется проблема, тема и цель проекта, заполняется паспорт проекта, составляется индивидуальный график выполнения проекта. После этого организуется индивидуальная самостоятельная работа каждого студента (под руководством руководителя - преподавателя), направленная на разработку проекта в соответствии с выбранной тематикой. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Изучение учебного предмета «Основы проектной деятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов. Это этап презентации результатов – публичная демонстрация найденного студентом способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии на научно-практической конференции. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение содержания учебного предмета «Основы проектной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: - знание основ методологии проектной деятельности; структуры и правил оформления проектной работы; этапов проектирования, форм и методов проектирования; Дата введения – 01.09.2022 Страница 5 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности - знание требований, предъявляемых к защите проекта; - умение формулировать тему проектной работы, доказывать её актуальность; составлять индивидуальный план проектной работы; - умение выделять объект, предмет исследования, проблему; - определять цели и задачи проектной и исследовательской работы; - работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; - умение выбирать и применять на практике методы исследовательской работы; - умение оформлять результаты проектной и исследовательской работы (создавать презентации). Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия обучающийся научится: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Коммуникативные универсальные учебные действия обучающийся научится: - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: Дата введения – 01.09.2022 Страница 6 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Дата введения – 01.09.2022 Страница 7 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности Учебный компетенций: предмет способствует формированию следующих общих ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Дата введения – 01.09.2022 Страница 1 Страниц 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Объем часов Наименование разделов и тем Введение. Особенности индивидуального проектирования Планирование проекта Основополагающие и проблемные Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Содержание учебного материала Цели и задачи курса, направления работы и виды деятельности, ожидаемые результаты. Требования к структуре и содержанию индивидуальных проектов, срокам выполнения и формам отчетности, выбор студентами темы проекта, распределение по руководителям. Проект: понятие, виды, функции, особенности, структура. Направления для создания проектов (учебные дисциплины и примерная тематика). Примеры проектов. Содержание учебного материала Индивидуальный план проекта: особенности и рекомендации по его составлению. Общее представление о конечном результате индивидуального проектирования Практические занятия Составление плана-графика реализации проекта. Планирование проекта - оформление паспорта проекта Обоснование выбранной формы выполнения учебного проекта Содержание учебного материала Основополагающие и проблемные вопросы учебного проекта: понятие, правила лекции практичес кие 2 2 2 2 2 2 2 промежут очная аттестаци я Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности вопросы учебного проекта их формулирования. Практические занятия Формулировка основополагающего и проблемного вопросов. Целевые ориентиры Содержание учебного материала проекта Целевые ориентиры проекта и правила их формулирования. Практические занятия Определение целевых ориентиров проекта. Корректировка «визитной карточки» проекта. Методы работы над Содержание учебного материала проектом Характеристика методов исследования для проекта. Практические занятия Определение методов работы над проектом и их описание Анализ источников Содержание учебного материала и литературы. Способы получения и поиска информации для работы с проектом. Правила Правила оформления списка источников и литературы. Правила цитирования. цитирования. Организация поиска в библиотечном каталоге и в сети Интернет. Организация поиска Практические занятия информации Работа с библиотечным каталогом, поиск информации в сети Интернет – составление аннотированного каталога источников и литератур для собственного проекта. Подбор материала для выполнения учебного проекта Характеристика Содержание учебного материала средств для Характеристика программного обеспечения для разработки проекта: виды, разработки и выполняемые функции, достоинства и недостатки. Способы предъявления оформления результата. Правила оформления текстового документа, мультимедийной результатов проекта презентации, публикации, сайта и т.д. Практические занятия Анализ готовых разработанных ресурсов на соответствие предъявляемым 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности Аннотация проекта требованиям. Выбор средства для разработки проекта и его обоснование. Содержание учебного материала Особенности оформления аннотации к проекту. Примеры аннотаций проектов. Практические занятия Написание краткой аннотации проекта. Описание продукта проектной деятельности (в зависимости от выбранной формы индивидуального проекта) Доработка аннотации и описания продукта проектной деятельности Создание продукта Содержание учебного материала проектной Требования к оформлению и содержанию продукта проектной деятельности деятельности Практические занятия Отбор содержания продукта проектной деятельности Создание продукта проектной деятельности Оформление продукта проектной деятельности Подготовка к Содержание учебного материала защите и защита Рекомендации по составлению защитного слова проекта учебного проекта Практические занятия Анализ разработанного проекта (описание результата работы, выделение сильных и слабых сторон проекта). Заполнение листа планирования представления проекта. Подготовка защитного слова для выступления на научно-практической конференции Защита проекта. Содержание учебного материала Дифференцированн Защита учебного проекта в рамках научно-практической конференции ый зачет Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22 32 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности 54 56 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Участие в межрегиональном конкурсе индивидуальных проектов студентов 1-2 курсов УрФО ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Фирменный стиль образовательной организации Как защититься от мошенников в интернете? Интернет как оружие массового поражения Киберпреступность и способы борьбы с ней Защита от вредоносных программ при разработке информационных систем и баз данных Плюсы и минусы российских приложений для разработки информационных систем в условиях импортозамещения Облачные технологии в разработке информационных систем Возможности операционных систем в условиях импортозамещения Создание веб-сайта как источника дохода Социальные сети: почему люди предпочитают живому общению виртуальное?! Как выбрать антивирусную программу? Атлас профессий в IT-сфере QR-коды: создание и применение Создание сайта с нуля самому Применение языков программирования в IT-сфере Антивирусные программы и их применение Умный дом: риски и достоинства Статистика на основе QR-кодов Проект дизайна современного портфолио Создание и применение QR-кодов БЫЛО Теория игр и ее применение при создании компьютерных игр Открытия российских ученых, изменившее мир Рейтинг материалов, которые целесообразно применять для комплектующих компьютера Химические процессы в компьютерной технике Английский язык в интернет-общении моих сверстников Традиции и воинские ритуалы вооруженных сил РФ. Гаджеты: зависимость или необходимость в современном мире? Что читает наше поколение? Электронное учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и студентов 1 курса СПО Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности 4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы учебного предмета 4.1 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики Системные блоки (12 шт.), мониторы (12 шт.), клавиатуры (12 шт.), колонки, сканер, принтер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение: ПО (клавиатурный тренажер), ПО (текстовый процессор, электронные таблицы, графический редактор, 624860, Свердловская область, г.Камышлов, ул. Маяковского, д.11, А1 (1 этаж) 16 СУБД, презентационный пакет), СПО (ОС, антивирусная программа), 1C: Предприятие 8 (учебная версия), 7-Zip, Аdobe PageMaker 7.0, Аdobe photoshop cs2, Аdobe reader, AIMP3, Alcohol 120%, Auslogics BoostSpeed, Borland Delphi 6, Camtasia Studio, Ccleaner, Cisco Packet tracer, Database Desktop, Diagram designer, Emu8086, Fotomix 8.5.3, Free Pascal ABC 2.6.0, Game Maker 8.1, Google Chrome, LanCalculator, Lightshot, Macromedia Extension Manager, Macromedia flash, Microsoft Office, Mozilla Firefox, Music Card, Nero 6, Notepad ++, Open Office, Opera 12.17, Oracle VM Virtualbox, PC 73 Virtual Piano Keyboard, Power DVD, Punto Switcher, Rational Rose Enterprise, Sound Forge Pro , Stamina 2.5, STDU Viewer, Teorex Inpaint 3.0, Traffic Inspector User Agent, TuneUp Utilities, Unity Web Player, UVScreenCamera, VideoLAN МДС media player, Visual Basic 5.0, WebMoney Agent, Wireshark 1.8.7, WinRAR 4.2. Список литературы Основная литература Куклина Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491765 Дополнительная литература И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. Информатика / Базовый уровень / 10 класс / Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017 И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. Информатика / Базовый уровень / 11 класс / Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2017 Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/449286 Интернет-ресурсы 1. Intel. Обучение для будущего. URL: http://www.iteach.ru/ 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection. edu. ru Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Основы проектной деятельности 3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации.URL: www.window. edu. ru 4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: www.megabook. ru 5. Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ- СКО» по ИКТ в образовании. URL: http://ru.iite. unesco. org/publications 6. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».URL: www.ict. edu. ru ( 7. Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования».URL: www.digital-edu. ru НПА Положение по колледжу об индивидуальном проекте студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»