ОУП 8 Экономика_ ДОУА_2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Приложение 8
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение (квалификация – специалист по документационному обеспечению управления, архивист, очная форма обучения,
базовая подготовка, приём 2021 г., б.
9кл.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭКОНОМИКА

Дата введения – 01.09.2021

Страница 1

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего
общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических
рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного
общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»,
264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:Афонасьева Елена Сергеевна, преподаватель

Дата введения – 01.09.2021

Страница 2

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................................................
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ........................................
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................................................................................................
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
...........................................................................................................................................................................
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ ............
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата введения – 01.09.2021

Страница 3

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Экономика» предназначена для изучения экономики в
профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решенияпри
ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствиядля себя, окруж ения
и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду ипредпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности иреальной жизни, в том числе в
семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической имеждисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании
рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовойдеятельности
для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентовкомпетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднегозвена (ППССЗ).
Программа учебного предмета «Экономика» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетомпрофиля получаемого профессионального образования, специфики программ подготовкиспециалистов
среднего звена.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общегообразования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования(ППССЗ).
Общаяхарактеристикаучебного предмета
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложн ения,интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономическихзнаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представленийоб экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельностьиндивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне.
Дата введения – 01.09.2021

Страница 4

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Содержание учебного предмета «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм
и правил деятельностиэкономических институтов: муниципальных округов, субъектов Фед ерации, в целомРоссийской Федерации и экономических отношений международного уровня.
Данный учебный предмет является составной частью общеобразовательного учебного цикла специальностей СПО социально-экономического профиля, изучается на углубленном уровне, учитывает специфику специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. В связи с этим некоторые темы изучаются более углубленно, изменяется объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, направленные на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности.
Учебный предмет «Экономика» включает следующие разделы:
 «Экономика и экономическая наука»;
 «Семейный бюджет»;
 «Товар и его стоимость»;
 «Рыночная экономика»;
 «Труд и заработная плата».
 «Деньги и банки».
 «Государство и экономика».
 «Международная экономика».
Учебный предмет «Экономика» изучается на углубленном уровне ФГОС среднего
общего образования, учитывается специфика осваиваемой специальности. Это выражается в
содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Изучение общеобразовательного учебного предмета «Экономика» завершается подв едением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе
освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Экономика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
Учебный предмет способствует формированию следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания по специальности
Дата введения – 01.09.2021

Страница 5

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий
собственный жизненный и профессиональный опыт.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР
ЛР18
ЛР

ЛР20

ЛР21

метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина РоссийДата введения – 01.09.2021

Страница 6

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

ской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Ф едерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества;
- умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов,оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия длясебя, своего окружения и общества в
целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использоватьэкономическую информацию для решения
практических задач в учебнойдеятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатыватьи реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемногоработника, работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в экономическойдеятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностейсовременного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умениеориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Дата введения – 01.09.2021

Страница 7

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации

Дата введения – 01.09.2021

Страница 8

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Раздел/Тема

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся *(если
предусмотрена)

Содержание учебного материала
Содержание учебного предмета «Экономика»
и ее задачи при освоении обучающимися специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия
различных форм собственности. Связь с другими учебными предметами, теорией и практикой рыночной экономики. Место и роль
знаний по экономике в жизни общества
Практическая работа
Написание эссе «Роль экономики в жизни человека и подготовке специалиста»
Самостоятельная работа
Закончить работу над эссе «Роль экономики в
жизни человека и подготовке специалиста».
Оформить в соответствии с требованиями
Раздел 1.Экономика и экономическая наука
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Потребности чеПонятие экономики. Экономические потребловека и ограниности общества, их виды. Законы потреблеченность ресурсов ния. Свободные и экономические блага общества. Понятие экономических ресурсов, их ограниченность и порождаемые ею проблемы.
Важнейшие экономические ресурсы: труд,
земля, капитал, предпринимательство. Границы
производственных
возможностей.
Введение

Дата введения – 01.09.2021

Теоретические
занятия

Лабораторные Экзамен/зачет Самостоятельная
и практиче/дифф.зачет
работа(если предусмотрена)
ские занятия

1

1

1

2

Страница 9

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Тема 1.2.
Факторы производства. Прибыль
и рентабельность

Тема 1.3.
Выбор и альтернативная стоимость

Тема 1.4.
Типы экономических систем

Основные вопросы экономики
Содержание учебного материала
Факторы производства. Заработная плата.
Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль, ее структура.
Планирование прибыли. Понятия рентабельности, рента, земельная рента. Понятие процента как дохода фактора «капитал». Научные
подходы к категории процента. Основные
теории происхождения процента.
Практическая работа
Методы анализа прибыли.
Анализ основных экономических показателей:
прибыль, рентабельность.
Содержание учебного материала
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Понятие стоимости, потребительная и
меновая стоимость. Кривая производственных
возможностей. Альтернативная стоимость и
альтернативные затраты.
Практическая работа
Кривая спроса и цены
Самостоятельная работа
Определить факторы, влияющие на формирование цены на рынке
Содержание учебного материала
Понятие экономической системы, признаки
разделения экономической системы на типы.
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная
экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные
государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная эконоДата введения – 01.09.2021

1

1

1

1
1

1

Страница 10

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

мика, условия её функционирования. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной
деятельности.
Практическая работа
Типы экономических систем
Самостоятельная работа
Выявить достоинства и недостатки экономических систем
Содержание учебного материала
Тема 1.5.
Собственность и
Понятие собственности. Собственность как
конкуренция
основа социально-экономических отношений.
Собственность как экономическая категория в
современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция.
Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение на тему: «Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона,
муниципального образования)»
Содержание учебного материала
Тема 1.6.
Экономическая
Понятие экономической свободы. Специалисвобода. Значение зация и ее значение для формирования рынка.
специализации и
Понятие обмена, организованный и хаотичобмена
ный обмен, принудительный и добровольный
обмен. Товарный обмен. Ступени или формы
обмена.
Раздел 2. Семейный бюджет
Содержание учебного материала
Тема
Дата введения – 01.09.2021

1
1

2

1

2

Страница 11

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
Практическая работа
Деловая игра «Семейный бюджет»
Проанализировать два основных вида семейных доходов.
Безработица и ее экономическое влияние на
семью.
Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
Самостоятельная работа
Изучение влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей. Изучение последствий инфляции для семейного бюджета
Раздел 3. Товар и его стоимость
Тема 3.1.Товар
Содержание учебного материала
и его стоимость
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Практическая работа
Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу.
Анализ теорий, определяющих понятие цены
и стоимости (Теория трудовой стоимости,
теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства)
Самостоятельная работа
Изучение понятия стоимости товара в теории
трудовой стоимости, предельной полезности,
2.1.Семейный
бюджет

Дата введения – 01.09.2021

2

2

2

2

2

2

Страница 12

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

соотношения предельной полезности и издержек производства
Ознакомиться с мнениями ученых экономистов XVII—XVIII веков по вопросу стоимости
товара.
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема 4.1. РыночСодержание учебного материала
ный механизм.
Круговорот производства и обмена продукции
Рыночное равнов экономической системе. Закон спроса. Факвесие. Рыночные
торы, влияющие на спрос. Агрегированная
структуры
функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения.
Рыночные структуры.
Практическая работа
Отражение изменений графиков спроса и
предложения под воздействием влияющих на
них факторов
Тема 4.2.ж
Содержание учебного материала
Предприятие (фирма). Основные признаки
предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.
Структура целей организации, ее миссия.
Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
Практическая работа
Рассмотреть понятие предприятия и его роль в
рыночной экономике.
Рассмотреть типы коммерческих организаций.
Самостоятельная работа
Дата введения – 01.09.2021

2

2

2

2

Страница 13

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Тема 4.3. Организация производства

Подготовить доклад по теме: «Организация
предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития»
Содержание учебного материала
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы
производственной структуры хозяйствующих
субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.
Основной капитал. Классификация элементов
основного капитала. Оборотный капитал. Роль
оборотного капитала в процессе производства.
Оборотные
средства.
Производственная
функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование
труда. Характеристика производительности
труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
Практическая работа

Расчет производительности труда
Самостоятельная работа
Раскрыть различия простых, синтетических и
аналитических производственных процессов.
Тема 4.4. Произ- Содержание учебного материала
водственные
за- Издержки предприятия и себестоимость его
траты. Бюджет за- продукции. Классификация издержек предтрат
приятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Дата введения – 01.09.2021

1

2

2
1

2

Страница 14

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Практическая работа
Расходы организации, экономическое содержание
Самостоятельная работа
Охарактеризовать особенности нормативного,
позаказного, попередельного и попроцесного
методов учета затрат.
Раздел 5. Труд и заработная плата
Тема 5.1. Рынок Содержание учебного материала
труда. Заработная Проблемы спроса на экономические ресурсы.
плата и мотивация Фактор труд и его цена. Рынок труда и его
труда
субъекты. Цена труда. Понятие заработной
платы. Номинальная и реальная заработная
плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты
труда.
Практическая работа
Заработная плата (позиция работника и работодателя).
Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате
Основные способы купли-продажи рабочей
силы.
Расчет заработной платы
Самостоятельная работа
Выявить отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального
трудового контракта и коллективных соглашений (договоров)
Тема 5.2. БезраСодержание учебного материала
ботица. Политика
Безработица.
Фрикционная
безработица.
государства в обСтруктурная безработица. Циклическая безраласти занятости
ботица. Управление занятостью. Политика
Дата введения – 01.09.2021

2

1

2

2

1

4

Страница 15

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

государства в области занятости населения.
Самостоятельная работа
Изучить основные причины возникновения
безработицы, социальные последствия и решение вопросов трудоустройства безработных
Тема 5.3. Наем- Содержание учебного материала
ный труд и про- Правовая основа деятельности профсоюзов.
фессиональные
Основные права и обязанности профсоюзов.
союзы
Гарантии прав профсоюзов. Защита прав
профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Самостоятельная работа
Выявить цели создания профсоюзов
Раздел 6. Деньги и банки
Тема 6.1. Деньги и Содержание учебного материала
их роль в эконо- Деньги: сущность и функции. Деньги как
мике
средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги
как средство платежа. Проблема ликвидности.
Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
Практическая работа
Происхождение денег: монет, бумажных и
символических денег.
Экономическое понятие функции денег.
Самостоятельная работа
Создать презентацию на тему: «Возникновение и эволюция денег на Руси»
Тема 6.2. Банков- Содержание учебного материала
ская система
Понятие банковской системы. Двухуровневая
банковская система РФ. Правовое положение
Дата введения – 01.09.2021

1

2

1

2

2

1

1

Страница 16

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Тема 6.3.Ценные
бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Тема 6.4. Инфляция и ее социаль-

Центрального банка (ЦБ) РФ.
Основные
функции и задачи Центрального банка (ЦБ)
РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций.
Специализированные
кредитнофинансовые учреждения.
Практическая работа
Расчет суммы накоплений
Самостоятельная работа
Подготовить доклад на тему: «Центральный
банк РФ и его роль»
Содержание учебного материала
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок
ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный
рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы
капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
Практическая работа
Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.
Расчет дохода по ценным бумагам
Самостоятельная работа
Подготовить доклад на тему: «Электронные
рынки как феномен мировой экономики»
Содержание учебного материала
Инфляция. Измерение уровня инфляции. ТиДата введения – 01.09.2021

1
1

1

1

1

1
Страница 17

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

ные последствия

пы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер
Практическая работа
Расчет показателей инфляционных процессов
Самостоятельная работа
Подготовить сообщения на тему: «Причины
кризисных явлений», «Экономические кризисы в истории России», «Финансовый кризис
1998 года в России».
Раздел 7. Государство и экономика
Тема 7.1. Роль го- Содержание учебного материала
сударства в разви- Государство как рыночный субъект. Эконотии экономики
мические функции государства. Принципы и
цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое
регулирование. Социальное регулирование.
Общественные блага и спрос на них.
Практическая работа
Раскрыть вопрос: Как сочетаются механизм
свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики?
Самостоятельная работа
Изучить методы государственного регулирования экономики и построить схему их классификации
Подготовить реферат на тему: «Россия на
рынке технологий»
Тема 7.2. Налоги Содержание учебного материала
и налогообложе- Система налогообложения. Принципы и метоние
ды построения налоговой системы.
Дата введения – 01.09.2021

1
2

1

1

2

1

Страница 18

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Тема 7.3. Государственный
бюджет. Дефицит
и профицит бюджета

Понятие налогов. Виды налогов. Элементы
налога и способы его взимания. Система и
функции налоговых органов.
Практическая работа
Раскрыть вопрос: Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало?
Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции»,
«возмещение ущерба».
Отличительные черты развития налоговой
системы в России.
Принципы налогообложения и способы взимания налогов.
Решение задачпо расчету суммы налогообложения.
Самостоятельная работа
Составить обобщающую таблицу характеристик реформ налоговых систем в различных
странах, выявить общие принципы налогообложения.
Подготовить доклад на тему: «Фискальная
(налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики»
Содержание учебного материала
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит
и профицит государственного бюджета. Роль
государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
Практическая работа
Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий
год. Обратить внимание на статьи, выделенДата введения – 01.09.2021

1

1
2

1

1

Страница 19

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

ные на социальные расходы.

Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Тема 7.5.Основы
денежнокредитной политики государства

Самостоятельная работа
Сформулировать цели создания государственного бюджета.
Подготовить доклад на тему: «Бюджетный
дефицит и концепции его регулирования»
Содержание учебного материала
Понятие валового внутреннего продукта
(ВВП). Цели национального производства и
состав ВВП. Методы расчета ВВП. Методы
потока расходов. Методы потока доходов.
Метод добавленной стоимости. Неравенство
доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные
факторы экономического роста.
Практическая работа
Расчет ВВП
Самостоятельная работа
Подготовить презентацию на тему: «Уровень
жизни: понятие и факторы, его определяющие»
Содержание учебного материала
Понятие денежно-кредитной политики. Цели
и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежнокредитного регулирования.
Практическая работа
Перечислить и раскрыть методы государстДата введения – 01.09.2021

2

1

1
2

1

1
Страница 20

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

венного регулирования рыночной экономики.
Расчет процента кредитования
Самостоятельная работа
Изучить инструменты денежно-кредитной политики, используемых центральными банками
различных стран
Раздел 8. Международная экономика
Тема 8.1 МеждуСодержание учебного материала
народная торговля Международная торговля и мировой рынок.
— индикатор инМеждународное разделение труда. Элементы
теграции нациотеории сравнительных преимуществ. Междунальных экономик народная торговая политика. Протекционизм
в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.
Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
Практическая работа
Обсуждение вопросов:
Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?
Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?
Самостоятельная работа
Раскрыть понятие «индикатор интеграции
национальных экономик».
Подготовить сообщения на тему: «Проблемы
вступления России в ВТО», «Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»
Тема 8.2. Валюта. Содержание учебного материала

Дата введения – 01.09.2021

1

1

1

2

Страница 21

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Обменные
валют

курсы Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного
курса. Факторы, определяющие валютные
курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Практическая работа
Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
Порядок регулирования валютных курсов.
Порядок регулирования работ международных валютных бирж.
Самостоятельная работа
Подготовить доклады на тему: «Внешний долг
России и проблемы его урегулирования»,
«Оффшорный бизнес и его роль в экономике
России»
Подготовить презентацию на тему: «Международные валютно-финансовые организации»
Тема 8.3. ГлобаСодержание учебного материала
лизация мировой
Глобальные экономические проблемы.
экономики
Практическая работа
Структурные сдвиги в мировой экономике и
их влияние на процессы в национальных экономиках.
Особенности международной торговли.
Сформулируйте теорию сравнительных издержек.
Самостоятельная работа
Дата введения – 01.09.2021

1

1

2
2

2
2

Страница 22

Страниц 28

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Тема 8.4. Особенности современной экономики
России

Подготовить презентацию на тему: «Теории
глобализации (Т. Левитт, Дж.Стиглиц,
Ж.П.Аллегре, П.Даниелс)»
Содержание учебного материала
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат
в современной России. Россия и мировая экономика.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение на тему: «Мировой
опыт свободных экономических зон»

ВСЕГО:

2

2

2
46

32

0

39

117




















Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк РФ и его роль.
Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики
Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Дата введения – 01.09.2021

Страница 23

Страниц 28

Министерство образования и молодежной политики Свердловской о
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Экономика

Характеристика основных видов деятельности студентов
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебного предмета, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности человека
Формулирование основных экономических понятий «пои ограниченность ресурсов
требности
человека»
и
«ограниченность
ресурсов».Раскрытие понятия экономики, предмет экономическойнауки, определение связей понятий «потребление»,
«производство», «распределение».Характеристика потребностей человека, рынков труда,капиталов и ресурсов
1.2. Факторы производства.
Освещение сущности концепции факторов производстПрибыль и рентабельность
ва,различие
понятий
ренты
и
заработной
платы.Обоснование значения предпринимательства и финансово-хозяйственной деятельности.Умение отличать предпринимательскую деятельность откоммерческой.Произведение
расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли,
рентабельности (продукции, капитала и др.)
1.3. Выбор и альтернативная
Раскрытие понятия зависимости потребности покупателяна
стоимость
рынке от цены на этот продукт.Определение факторов,
влияющих на формирование цены
на рынке.Изучение материала, построение кривой спроса с
использованием материалов из сборника задач по экономике
1.4. Типы экономических
Изучение различий элементов экономических сиссистем
тем.Выявление характерных черт постиндустриальногообщества ХХ века и новых экономических особенностейХХI
века информатизации в разных сферах общества.Раскрытие
традиционной
и
административнокоманднойэкономических систем
1.5. Собственность
Изучение понятия «собственность», виды собственностив
и конкуренция
различных странах.Изучение различия государственной,
муниципальнойи частной собственности.Изучение форм:
чистой конкуренции, чистой монополии,
монополистической конкуренции, олигархии
1.6. Экономическая свобода.
Изучение этапов становления рыночной экономиЗначение специализации и
ки.Изучение вопроса о развитии предпринимательствав усобмена
ловиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в
том числе в обеспечении равновесия в обществе
2. Семейный бюджет
Изучение семейного бюджета, групп денежных доходовсемьи, влияния семейного бюджета на этические нормыи
нравственные ценности отдельных людей
3. Товар и его стоимость
Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой
стоимости, предельной полезности, соотношения предельСодержание обучения

Дата введения – 01.09.2021

Страни

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

ной полезности и издержек производства
4. Рыночная экономика
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные
структуры

4.2. Экономика предприятия:
цели, организационные формы
4.3. Организация производства

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

5. Труд и заработная плата
5.1. Рынок труда. Заработнаяплата и мотивация труда

5.2. Безработица. Политика
Государствав области занятости

5.3. Наемный труди профес-

Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги.
Изучение ключевых характеристик товара: качества,технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара.Раскрытие структуры доходов потребителей, расчетаспроса на товар.
Изучение определения предприятия и их классификации.Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо».Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них
Изучение классификатора производственных процессов.Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов.
Формулировка цели составления маршрутной технологической карты.
Изучение понятий: «производственный цикл», «поточноепроизводство»; «партионный метод»; «единичный методорганизации производства»; «ремонты»; «инструментальное и
транспортное хозяйство»
Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях.
Изучение структуры производственных расходов: прямыхи
косвенных.
Изучение понятия себестоимости и калькулированиядвух
основных подходов к определению затрат.
Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия.
Характеристика особенностей нормативного, позаказного,попередельного и попроцессного методов учета затрат.
Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия
Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основныхспособов купли-продажи рабочей силы: индивидуальноготрудового контракта и коллективных соглашений (договоров).
Изучение факторов формирования рынка труда: заработной
платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и
сложности труда, потребности в свободном времени.
Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработнаяплата», «основные формы оплаты труда»
Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий:«явная»,
«скрытая»,
«фрикционная»,
«структурная»,«циклическая», «застойная», «естественная» безработица.
Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных
Изучение характеристики категорий экономически активноДата введения – 01.09.2021

Страни

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

сиональные союзы
6. Деньги и банки
6.1. Деньги и их роль в экономике

6.2. Банковская система

6.4. Инфляция и ее социальные последствия

го населения в разных странах, целей созданияпрофсоюзов
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена;
натуральных и символических; мер стоимости.
Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен,
мировых денег.
Изучение видов денег
Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны.
Изучение поддержки стабильности и динамичности банков.
Изучение основных банковских операций и сделок,исключительной роли Центрального банка РФ, его задачи функций
Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек.
Расчет
изменения
силы
инфляционных
процессов.Характеристика видов инфляции

7. Государство и экономика
7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного регулирования
экономики, функций правительства США в XVIII веке,
сформулированных А. Смитом.
Изучение методов государственного регулирования экономики
7.2. Налоги и налогообложеИзучение основных этапов возникновения налоговой систение
мы в мире.
Раскрытие становления налоговой системы в России.Характеристика реформ налоговых систем в различныхстранах, общих принципов налогообложения.Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных,
прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания
налогов.
Изучение функций и видов налогов
7.3. Государственный бюджет. Формулировка целей создания государственного бюджета.
Дефицит и профицит
Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и
бюджета
«профицит бюджета».
Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет
7.4. Показатели экономичеОпределение понятия «национальный продукт».
ского роста. Экономические
Характеристика разницы между ВВП и ВНП.
циклы
Формулировка конечной цели экономического роста.
Исследование причин кризисных явлений.
Раскрытие сути цикличности в экономике
7.5. Основы денежноРаскрытие определения денежно-кредитной политики.
кредитной политики государ- Изучение инструментов денежно-кредитной политики,
ства
используемых центральными банками различных стран.
Изучение сущности резервов кредитных организаций
в ЦБ РФ
8. Международная экономика
8.1. Международная торговИзучение понятия «международная торговля», факторов;
ля — индикатор интеграции
определяющих производственные различия национальных
национальных экономик
экономик.
Дата введения – 01.09.2021

Страни

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

8.2. Валюта. Обменные курсы
валют

8.3. Глобализация мировой
экономики
8.4. Особенности современной
экономики России

Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных
экономик» Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы
ВТО
Изучение основных принципов валютного регулирования и
валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный
курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение
понятия «валютный паритет», особенностей регулирования
валютного курса
Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества
Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны

Дата введения – 01.09.2021

Страни

Рабочая программа учебного предметаЭкономика

Материально-техническое обеспечение программы
учебного предмета
Освоение программы учебного предмета «Экономика» реализуется в кабинете
социально-экономических дисциплин.
Оборудование кабинета:
комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебному предмету «Экономика».
Рекомендуемая литература
Васильев В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53413775-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801 3е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Интернет-ресурсы
1. Административно-управленческий портал. URL:www. aup. ru
2. Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных
технологий в сферах образования и науки России. URL:www. informika. ru
3. Проект института «Экономическая школа».URL: www. economicus. ru
4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
URL: www. ecsocman. edu. ru
5. Экономическая теория On-Line, книги, статьи. URL: www. economictheory. narod.
ru

Дата введения – 01.09.2021

Страни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».