Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Приложение 29 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (квалификация – специалист по документационному обеспечению управления, архивист, очная форма обучения, базовая подготовка, приѐм 2021 г., б. 9кл.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Дата введения – 01.09.2021 Страница 1 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 975 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail:izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Афонасьева Е.С., преподаватель Дата введения – 01.09.2021 Страница 2 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .................. 12 Дата введения – 01.09.2021 Страница 3 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07. Управление персоналом является частью ОПОП-программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка). Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 975. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу. ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях. ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Учебная дисциплина способствует формированию личностных результатов: Личностные результаты Код личностных реализации программы воспитания результатов (дескрипторы) реализации программы Дата введения – 01.09.2021 Страница 4 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР ЛР18 ЛР ЛР20 ЛР21 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная учебная дисциплина относится к дисциплинам профессионального учебного цикла обязательной части ППССЗ. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: создавать благоприятный психологический климат в коллективе; эффективно управлять трудовыми ресурсами; знать: содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом; Дата введения – 01.09.2021 Страница 5 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом организационную структуру службы управления персоналом; общие принципы управления персоналом; принципы организации кадровой работы; психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе; 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: - максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов; - самостоятельной работы обучающегося 23 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: - составление схемы; - подбор методик для определения типологии сотрудников организации; - проанализировать модели организации адаптации персонала в различных организациях на основе изучения интернет-ресурсов; - проанализировать модели мотивации персонала в различных организациях на основе изучения интернет-ресурсов - составление плана собеседования (вопросник) с претендентом на должность; - подготовка портфолио к защите. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. 68 45 Дата введения – 01.09.2021 Страница 6 15 23 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 07. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) и тем 1 2 Тема 1. Содержание учебного материала: Сущность управления Управление трудовыми ресурсами как вид управления. Понятие управление трудовыми ресурсами. персоналом Основные понятия: кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Причины появления управления персоналом. Задачи управления персоналом в организации. Общие принципы управления персоналом в организации. Содержание управления персоналом. Концепции и подходы к управлению персоналом. Факторы, влияющие на управление персоналом. Национальные особенности управления персоналом. Организационная структура службы управления персоналом. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - составление схемы «Национальные особенности управления персоналом» Содержание учебного материала: Тема 2. Кадровая политика Кадровая политика: понятие и виды. Субъекты формирования кадровой политики. Типы кадровой организации политики. Формирование кадровой политики. Принципы организации кадровой работы. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 5. Содержание учебного материала: Правовое обеспечение Содержание правового обеспечения системы управления персоналом. Трудовое законодательство РФ. управления персоналом Социальное законодательство РФ. Локальные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения: требования к ним, порядок принятия и внесение изменений. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Дата введения – 01.09.2021 Страница 7 Объем часов 3 6 Уровень освоения 4 2 2 2 2 2 2 2 Страниц 13 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Самостоятельная работа обучающихся Тема 4. Содержание учебного материала: Персонал как объект Понятие персонала. Структура персонала. Типология сотрудников. Психосоциотипы сотрудников. управления. Личность в малой группе и коллективе. Формирование коллектива. Лидерство в трудовом коллективе. Лабораторные работы Практические занятия - определение общей аналитической структуру персонала организации и представление ее в виде диаграмм. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - подобрать методики для определения типологии сотрудников и изучения коллектива организации. Тема 6. Содержание учебного материала: Планирование Содержание кадрового обеспечения системы управления персоналом. Потребность в персонале и ее персонала расчет. Виды кадрового планирования. Планирование расходов на персонал. Содержание информационного, технического обеспечения системы управления персоналом Лабораторные работы Практические занятия - определение потребности организации в персонале и расчет затрат на персонал - эффективное управление трудовыми ресурсами Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 7. Содержание учебного материала: Подбор персонала Подбор персонала: понятие, назначение. Цели отбора персонала в организацию. Технологии набора персонала. Методы подбора персонала, их характеристика. Государственные центры занятости. Частные кадровые агентства. Первичный отбор кандидатов. Инструменты отбора (анализ анкетных данных, тестирование, отзывы). Собеседование как инструмент отбора. Виды и типы собеседований (ситуационное и структурированное). Техника проведения собеседования. Требования к кандидатам. Деловая оценка кандидатов. Лабораторные работы Практические занятия Дата введения – 01.09.2021 Страница 8 8 2 2 2 4 2 1 2 1 10 2 - Страниц 13 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом - техника проведения собеседования. - организация и проведение собеседования с кандидатами на должность. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - составление вопросника для проведения собеседования с кандидатом на должность Тема 8. Содержание учебного материала: Адаптация персонала Сущность процесса адаптации персонала. Направления и виды адаптации персонала. Методы адаптации. Наставничество. Программа адаптации персонала. Лабораторные работы Практические занятия - разработка и представление программы адаптации персонала в организации. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - проанализировать модели организации адаптации персонала в различных организациях на основе изучения интернет-ресурсов Тема 9. Содержание учебного материала: Оценка персонала Оценка персонала: понятие, основные цели. Основные направления оценки персонала. Основные инструменты оценки персонала и их применение. Аттестация персонала. Технология аттестации персонала. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 10. Содержание учебного материала: Обучение и развитие Выявление потребности в обучении. Методы выявления потребности в обучении. Цели персонала корпоративного обучения. Организация корпоративного обучения. Формы организации корпоративного обучения, их характеристика. Эффективность обучения персонала. Управление продвижением по службе. Планирование карьеры. Типы карьеры. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Дата введения – 01.09.2021 Страница 9 4 4 8 2 2 2 4 2 2 2 2 2 Страниц 13 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Самостоятельная работа обучающихся Тема. 11. Содержание учебного материала: Мотивация и Понятие мотивации. Современные теории мотивации. Мотивационные модели. Экономические стимулирование методы стимулирования персонала. Нематериальные методы стимулирования работников. персонала Документальное оформление поощрений работников. Лабораторные работы Практические занятия - определение показателей стимулирования персонала. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - проанализировать модели мотивации персонала в различных организациях на основе изучения интернет-ресурсов Тема 12. Содержание учебного материала: Высвобождение Виды увольнения сотрудников. Общие основания прекращения трудовых отношений. Этапы работы персонала по высвобождению персонала. Технология высвобождения персонала. Документальное оформление увольнения персонала. Лабораторные работы Практические занятия - разработать алгоритм увольнения работников по разным основаниям. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 13. Содержание учебного материала: Управление поведением Поведение персонала как объект управления. Психологические аспекты управления персоналом. персонала Конфликт: понятие. Виды конфликтов. Причины конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. Этика делового общения. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Лабораторные работы Практические занятия - создание благоприятного психологического климата в коллективе Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Дата введения – 01.09.2021 Страница 10 8 2 2 2 4 4 2 2 2 2 1 1 Страниц 13 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Управление персоналом Тема 14. Организационная культура Содержание учебного материала: Понятие организационной культуры. Элементы организационной культуры. Функции организационной культуры. Способы передачи культуры. Типы организационных культур. Национальные особенности организационных культур. Формирование организационной культуры организации. Лабораторные работы Практические занятия - разработка и представление модели оргкультуры организации Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся - подготовка к защите портфолио. Дифференцированный зачет Всего 9 2 2 5 3 68 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Дата введения – 01.09.2021 Страница 11 Страниц 13 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины ОП. 07. Управление персоналом требует наличия учебного кабинета - государственной и муниципальной службы. Оборудование учебного кабинета: комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Управление персоналом». 3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература: Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01594-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469678 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО Дополнительная литература: Иванова И. А. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7906-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471003 Учебник и практикум для СПО Базаров Т.Ю. Управление персоналом – М.: Академия, 2016.- 280 с. Интернет-ресурсы 1. Электронная справочно-правовая система «Гарант». 2. Электронная справочно-правовая система «Кодекс». 3. «HR» Форма доступа: www.HR.ru 4. «Управление трудовыми ресурсами». Форма доступа: www.utrudrecurs.ru 5. «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru 6. «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru Учебно-методические пособия, разработанные педагогом дисциплины Методические материалы по ОП.07. Управление персоналом / сост. Афонасьева Е.С. Дата введения – 01.09.2021 Страница 12 Страниц 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.07. Управление персоналом осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы, контрольной работы и защиты портфолио. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: создавать благоприятный психологический климат в коллективе; эффективно управлять трудовыми ресурсами; знать: содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом; организационную структуру службы управления персоналом; общие принципы управления персоналом; принципы организации кадровой работы; психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе; Дата введения – 01.09.2021 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения практические работы, портфолио. портфолио, собеседование, опрос Страница 13 Страниц 13