Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приложение 12 к ОПОП СПО-программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (квалификация: специалист по документационному обеспечению управления, архивист, очная форма обучения, база 9 кл., прием 2021 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата введения 01.09.2021 Страница 1 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98 Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Цыганкова Светлана Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ Дата введения 01.09.2021 Страница 2 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ..................................................................................................................... 4 Планируемые результаты освоения учебного предмета…… 7 Содержание учебного предмета ..................................................................................................... 21 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 28 .... Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 30 .... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 32 ..... Рекомендуемая литература 34 .... Дата введения 01.09.2021 Страница 3 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения ОБЖ в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО – ППССЗ) на базе основного общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 августа 2021г. № Р-198). Содержание учебного предмета представлено в девяти модулях. Модуль «Основы комплексной безопасности» раскрывает вопросы, связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, безопасностью на транспорте, явными и скрытыми опасностями в современных молодежных хобби подростков. Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму. Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы здорового образа жизни. Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» раскрывает вопросы, связанные с оказанием первой помощи, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и профилактикой инфекционных заболеваний. Модуль «Основы обороны государства» раскрывает вопросы, связанные ссостоянием и тенденциями развития современного мира и России, а также факторы и источники угроз и основы обороны РФ. Модуль «Правовые основы военной службы» включает вопросыобеспечения прав, определения и соблюдения обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, увольнения с военной службы и пребывания в запасе. Дата введения 01.09.2021 Страница 4 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Элементы начальной военной подготовки» раскрывает вопросы строевой, огневой, тактической подготовки. Модуль «Военно-профессиональная деятельность» раскрывает вопросы военнопрофессиональной деятельности гражданина. В модулях и темах возможны дополнения с учетом местных условий и особенностей образовательной организации. Цели освоения учебного предмета (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): − повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; − снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности в быту, на производстве и в обществе; − формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; − обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся. Задачи освоения учебного предмета (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): − воспитание у студентов ответственности за личную безопасность в быту и на рабочем, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, профессиональной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; − развитие у студентов духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, а также в условиях профессиональной деятельности; потребности вести здоровый образ жизни для поддержания высокой работоспособности; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества; − освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, а также в условиях профессиональной деятельности; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в том числе на объектах профессиональной деятельности; − формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведений в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой помощи при неотложных состояниях. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Дата введения 01.09.2021 Страница 5 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Содержание учебного предмета направлено на достижение всех личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение результатов осуществляется на основе интеграции деятельностногои компетентностного подходов к изучению ОБЖ, которые обеспечивают формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам В организации учебного процесса возможно как совместное обучение юношей и девушек, так раздельное по соответствующим разделам. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательн ым для изучения на уровне среднего общего образования, осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности". В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ««Основы безопасности жизнедеятельности»» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав общих общеобразовательных учебных предметов, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. УП является частью обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля профессионального образования. УП имеет междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного цикла и преемственность с дисциплиной общепрофессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности», а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла. УП изучается на базовом уровне. Дата введения 01.09.2021 Страница 6 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно-сложных или стремительно меняющихся ситуациях ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; Дата введения 01.09.2021 Страница 7 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; индивидуальную образовательную траекторию, учитывая выстраивать ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные: "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать: 1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая Дата введения 01.09.2021 Страница 8 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ отрицательное влияние человеческого фактора; 2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; 3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; 5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.); 7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; 9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; 11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; 12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. В результате изучения учебного предмета «Основы жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования: Обучающийся на базовом уровне научится: Обучающиеся научатся безопасности Обучающиеся получат возможность научиться Основы комплексной безопасности Основы комплексной безопасности – Комментировать назначение основных – Объяснять, как экологическая нормативных правовых актов, определяющих безопасность связана с национальной правила и безопасность дорожного движения; безопасностью и влияет на нее . – использовать основные нормативные населения Российской правовые акты в области безопасности Защита от опасных и дорожного движения для изучения и Федерации реализации своих прав и определения чрезвычайных ситуаций – Устанавливать и использовать ответственности; приложения служб, – оперировать основными понятиями в мобильные Дата введения 01.09.2021 Страница 9 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ области безопасности дорожного движения; – объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством; – действовать согласно указанию на дорожных знаках; – пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения; – прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей); – составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств); – комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; – использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; – оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды; – распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания; – описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия; – определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; – опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости; – опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки; – пользоваться официальными источниками для получения информации об Дата введения 01.09.2021 обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности. Основы обороны государства – Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ; – приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию. Элементы начальной военной подготовки – Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря; – определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова; – выполнять чистку и смазку автомата Калашникова; – выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова; – описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе; – выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами; – описывать работу частей и механизмов гранаты при метании; – выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Военно-профессиональная деятельность – Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения Страница 10 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ экологической безопасности и охране окружающей среды; – прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; – составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки; – распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби; – соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; – использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби; – пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби; – прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби; – применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби; – распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой; – использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте; – пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте; – прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте; – составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России; – оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций Дата введения 01.09.2021 Страница 11 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; – использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; – раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; – приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения; – приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия; – использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля; – действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; – вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; – прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; – пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; Дата введения 01.09.2021 Страница 12 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации – Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации; – объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма; – оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; – раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; – объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму; – комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; – описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; – пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности; – использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; – распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; – распознавать симптомы употребления Дата введения 01.09.2021 Страница 13 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ наркотических средств; – описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств; – использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью; – описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; – описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; – составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни – Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни; – использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав; – оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; – описывать факторы здорового образа жизни; – объяснять преимущества здорового образа жизни; – объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства; – описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека; – раскрывать сущность репродуктивного здоровья; – распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье; – пользоваться официальными источниками для получения информации о Дата введения 01.09.2021 Страница 14 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи; – использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; – оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи; – отличать первую помощь от медицинской помощи; – распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; – оказывать первую помощь при неотложных состояниях; – вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; – выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления; – действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения; – составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему; – комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; – использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; – оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных Дата введения 01.09.2021 Страница 15 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ инфекционных заболеваний; – классифицировать основные инфекционные болезни; – определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; – действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага. Основы обороны государства – Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства; – характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России; – описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты; – приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России; – приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей; – раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности; – разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ; – оперировать основными понятиями в области обороны государства; – раскрывать основы и организацию обороны РФ; – раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны; – объяснять направление военной политики РФ в современных условиях; – описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время; – характеризовать историю создания ВС РФ; – описывать структуру ВС РФ; – характеризовать виды и рода войск ВС Дата введения 01.09.2021 Страница 16 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ, их предназначение и задачи; – распознавать символы ВС РФ; – приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ. Правовые основы военной службы – Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы; – использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе; – оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы; – раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ; – характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе; – раскрывать организацию воинского учета; – комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ; – использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту; – описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; – объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания; – различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; – описывать основание увольнения с военной службы; – раскрывать предназначение запаса; – объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе; – раскрывать предназначение мобилизационного резерва; – объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве. Дата введения 01.09.2021 Страница 17 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Элементы начальной военной подготовки – Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ; – использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки; – оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ; – выполнять строевые приемы и движение без оружия; – выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него; – выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении; – приводить примеры команд управления строем с помощью голоса; – описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова; – выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки; – описывать порядок хранения автомата; – различать составляющие патрона; – снаряжать магазин патронами; – выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб; – описывать явление выстрела и его практическое значение; – объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника; – объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела; – выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; – объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы; – выполнять изготовку к стрельбе; – производить стрельбу; – объяснять назначение и боевые свойства гранат; – различать наступательные и оборонительные гранаты; Дата введения 01.09.2021 Страница 18 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – описывать устройство ручных осколочных гранат; – выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; – выполнять меры безопасности при обращении с гранатами; – объяснять предназначение современного общевойскового боя; – характеризовать современный общевойсковой бой; – описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования; – выполнять приемы «К бою», «Встать»; – объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания; – выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку); – определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов; – передвигаться по азимутам; – описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1); – применять средства индивидуальной защиты; – действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения; – описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; – раскрывать особенности оказания первой помощи в бою; – выполнять приемы по выносу раненых с поля боя. Военно-профессиональная деятельность – Раскрывать сущность военнопрофессиональной деятельности; – объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям; – оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной Дата введения 01.09.2021 Страница 19 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ деятельности; – характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях; – использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Учебный предмет способствует формированию следующих общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Дата введения 01.09.2021 Страница 20 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы комплексной безопасности Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков. Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и Дата введения 01.09.2021 Страница 21 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасностимедицинского и санитарного назначения. Основы обороны государства Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ.Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ. Правовые основы военной службы Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв. Элементы начальной военной подготовки Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Дата введения 01.09.2021 Страница 22 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки.Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона.Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами. Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя. Военно-профессиональная деятельность Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Самостоятельная внеаудиторная работа К модулям: Основы здорового образа жизни Основы комплексной безопасности» Подготовка презентационных материалов по темам: Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Табачный дым и его составные части. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека. Компьютерные игры и их влияние на организм человека. Новые психоактивные вещества Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки Предназначение и использование экологических знаков. Группы дорожных знаков «Дорожные ловушки» на дороге подготовка сообщений по темам: Стресс и его влияние на организм человека Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте Техносфера как источник негативных факторов. Опасности зацепинга Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания 10 опасных увлечений подростков Дата введения 01.09.2021 Страница 23 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ . К модулям: Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций Подготовка презентационных материалов по темам: -Виды инженерно-защитных сооружений. Действия по сигналу «Внимание всем!» Оповещение и эвакуация населения о ЧС. В области ГО гражданин обязан: -Классификация ЧС социального происхождения. -Классификация ЧС природного происхождения -Классификация ЧС техногенного происхождения Подготовка сообщений по темам: -Причины техногенныхчс с примерами. -Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. -МЧС России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Чрезвычайные ситуации военного времени Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств Противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму. К модулям: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Подготовка сообщений по темам: Санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и профилактика инфекционных заболеваний К модулям: Основы обороны государства Правовые основы военной службы Военно-профессиональная деятельность Подготовка презентационных материалов по темам: Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск Военно-морской флот , его сотав и предназаначение, вооружение и военная техника ВМФ Военно-воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС Отличия в прохождение военной службы по призыву, контракту, альтернативной службы Боевые традиции ВС РФ. Войска не входящие в виды ВС РФ. Дата введения 01.09.2021 Страница 24 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту. Символы воинской чести. Ритуалы Вооруженных сил РФ. Подготовка сообщений по темам: -Права и обязанности военнослужащих. -Альтернативная гражданская служба. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Примерные темы индивидуальных проектов 1. Эволюция среды обитания, переход к техносфере. 2. Взаимодействие человека и среды обитания. 3. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества. 4. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе. 5. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья. 6. Факторы, способствующие укреплению здоровья. 7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы. 8. Роль физической культуры в сохранении здоровья. 9. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества. 10. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. 11. Табакокурение и его влияние на здоровье. 12. Наркотики и их пагубное воздействие на организм. 13. Компьютерные игры и их влияние на организм человека. 14. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. 15. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. 16. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. 17. Терроризм как основная социальная опасность современности. 18. Космические опасности: мифы и реальность. 19. Современные средства поражения и их поражающие факторы. 20. Оповещение и информирование населения об опасности. 21. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения. 22. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 23. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. 24. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и родавойск. 25. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации. Дата введения 01.09.2021 Страница 25 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы. 27. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации. 28. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. 29. Символы воинской чести. 30. Патриотизм и верность воинскому долгу. 31. ДнивоинскойславыРоссии. 32. Города-героиРоссийскойФедерации. 33. Города воинской славы Российской Федерации. 34. Профилактикаинфекционныхзаболеваний. 35. Первая помощь при острой сердечной недостаточности. 36. СПИД -чума XXI века. 37. Оказание первой помощи при бытовых травмах. 38. Духовность и здоровьесемьи. 39. Здоровьеродителей-здоровьеребенка. 40. Формирование здорового образа жизни с пеленок. 41. Как стать долгожителем? 42. Рождение ребенка - высшее чудо на Земле. Тематика индивидуальных проектов по методике преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом профессиональной направленности Идентификация потенциальных опасностей в организации, оценка рисков и проектирование безопасного пространства для сотрудников Моделирование ситуаций возникновения пожаров в организации Обеспечение безопасности при работе с ВИЧ-инфицированными Обеспечение комплексной (экологической) безопасности в организации при обращении с отходами Дата введения 01.09.2021 Страница 26 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Межпредметные связи учебного предмета (УП) Единицы содержания, УП ОБЖ 1 курс УД БЖ 2 курс результаты/метапредметные понятия Тема Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера Основы медицинских знаний и оказание первой помощи принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; Основные инфекционные заболевания и их профилактика Дата введения 01.09.2021 Прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. Формирование правильного взаимоотношения полов. ЗППП и их профилактика, СПИД и его профилактика, методы профилактики ВИЧ-инфекции. Страница 27 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Наименование модулей и тем Количество часов Сам. Прак Раб(*п Лекц. т. ри зан. наличи и) 1 Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций 1.1 Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, 2 техногенного и социального характера 1.2.Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. 1.3Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля Пожарная безопасность. 2 Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации 2.1Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. 3 Основы комплексной безопасности 2 3.1 Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. 3.2 Правила безопасности дорожного движения 3.3 Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби 3.4.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 4 Основы здорового образа жизни 2 4.1 Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья.Факторы и привычки, разрушающие здоровье 4.2.Репродуктивное здоровье 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 5.1 Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Понятие травм и их виды. 5.2 Основные инфекционные заболевания и их профилактика 5.3. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших 6 Основы обороны государства Дата введения 01.09.2021 2 2 2 2 Страница 28 2 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1 История создания ВС РФ. Структура ВС РФ Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи 6.3 Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. 7 Правовые основы военной службы 7.1 Воинская обязанность. 7.2 Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Воинские должности и звания. 8 Элементы начальной военной подготовки 2 1 2 2 2 2 2 8.1 Строи и управление ими. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова 9 Военно-профессиональная деятельность 9.1Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Дифференцированный зачет Всего 2 1 2 29 10 39 19 58 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Участие в окружной олимпиаде по ОБЖ День солидарности в борьбе с терроризмом 3.09. Всероссийский урок ОБЖ 01.03 День неизвестного солдата 03.12 Мероприятия в рамках Месячника Защитника Отечества Антиалкогольная, антинаркотическая, антиникотиновая, антитеррористическая пропаганда среди обучающихся средствами ОБЖ Встреча по профилактике экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде «Студенчеству – ДА! Экстремизму и терроризму – НЕТ!» с приглашением сотрудников полиции, прокуратуры, суда Просмотр видеоматериалов сети Интернет и Инфоуроков по вопросам ЗОЖ Выставка плакатов «Скажем наркотикам – НЕТ!» Дата введения 01.09.2021 Страница 29 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание Характеристика основных видов учебной деятельности студентов обучения (на уровне учебных действий) Модуль «Основы Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного комплексной движения. безопасности» Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.. Характеристика явных и скрытых опасностей в современных молодежных хобби подростков Модуль «Защита Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация населения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по Российской основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного Федерации от происхождения. опасных и Определение мер безопасности населения, оказавшегося на чрезвычайных территории военных действий. ситуаций» Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественно-го имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС);; Объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; Раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени Модуль «Основы Характеристика правил безопасного поведения при угрозе противодействия террористического акта, захвате в качестве заложника экстремизму, Обобщение информации, полученной из лекции, терроризму и классифицирование ее. Использование полученную информацию в наркотизму в написании сообщения по теме « Противодействие экстремизму, Российской терроризму и наркотизму» Федерации» Модуль «Основы Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, здорового образа определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье жизни» человека, обоснование последствий влияния ПАВ на здоровье человека и социальных последствий употребления ПАВ. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Модуль «Основы Освоение основных понятий о состояниях, при которых медицинских оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию знаний и оказание первой помощи при несчастных случаях. первой помощи» Характеристика основных признаков жизни. Дата введения 01.09.2021 Страница 30 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы обороны государства» Модуль «Правовые основы военной службы» Обобщение информации, полученной из лекции, классифицирование ее. Использование полученную информацию в написании сообщения по теме «Санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и профилактика инфекционных заболеваний» Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Анализ факторов и источников угроз и основы обороны РФ Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести Обеспечения прав, определения и соблюдения обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, увольнения с военной службы и пребывания в запасе. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Освоение основных понятий о воинских должностях и званиях, военной форме одежды и знаков различия военнослужащих ВС РФ Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; Характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой, огневой, тактической подготовки. Модуль «Элементы начальной военной подготовки» раскрывает вопросы строевой, огневой, тактической подготовки» Модуль «Военно- Характеристика военно-профессиональной деятельности, военнопрофессиональная учетных специальностей деятельность» Дата введения 01.09.2021 Страница 31 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен учебный кабинет №38 Кабинет основ безопасности жизнедеятельности Комплект ученической мебели на 26 чел., доска меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, колонки, экран, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», таблицы, информационно – справочные материалы Учебно-наглядные пособия: Плакаты: 1.ЗОЖ 1. Здоровье и его основные характеристики. 2. Закаливание организма. 3. Физическая культура. Рациональное питание. 4. Профилактика инфекционных заболеваний. 5. Режим дня и отдых. 6. Репродуктивное здоровье подростков. 7. Смена климатогеографических факторов. 2.Безопасность на улицах и дорогах. 1. Правила движения пешеходов по дорогам. 2. Дороги, на которых движение пешеходов запрещено. 3. Пересечение дороги по пешеходному переходу. 4. Правила пользования нерегулируемым пешеходным переходом. 5. Пересечение дороги вне пешеходного перехода. 6. Правила ожидания общественного транспорта. 7. Переход дороги в местах остановки общественного транспорта. 8. Правила пользования велосипедом и другими колесными средствами. 9. Опасные ситуации на дороге. 10. Правила поведения рядом с проезжей частью. 11. Дорожные знаки. 12. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте. 3. Чрезвычайные ситуации 1. Классификация ЧС природного характера. 2. Землетрясение. 3. Извержения, вулканы. 4. Бури, ураганы. 5. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. 6. Наводнение. 7. Цунами. 8. Лесной пожар. 9. Классификация ЧС техногенного характера. 10. Радиационная авария. 11. Гидродинамическая авария. 12. ЧС экологического характера. 4. Пожарная безопасность. 1. Пожары и их классификация. 2. Причины и стадии развития пожара. 3. Причины возникновения пожаров в здании. Дата введения 01.09.2021 Страница 32 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. Признаки и поражающие факторы пожара. 5. Правила поведения при пожаре в здание. 6. Правила поведения при пожаре в лифте. 7. Правила поведения при пожаре в общественном месте. 8. Правила поведения при загорании электроприборов. 9. Пожарно - техническое вооружение и средства пожаротушения. 10. Оказание помощи человеку, на котором согрелась одежда. 5. Поведение в криминогенных ситуациях. 1. Криминогенные ситуации в доме (квартире) 2. Криминогенные ситуации в подъезде. 3. Криминогенные ситуации в общественных местах. 4. Криминогенные ситуации на улице. 5. Безопасность в толпе. 6. Как избежать насилия, психологические основы самозащиты. 7. Самооборона и еѐ правовые основы. 8. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие преступления Уголовная ответственность несовершеннолетних. 6.Действия населения при стихийных бедствиях 1. Наводнение. 2. Смерч, буря, ураган. 3. Лесной пожар. 4. Землетрясение. 5. Лавина, обвал. 6. Оползень, сель. Дата введения 01.09.2021 Страница 33 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности (2-ое издание) – М.: ОИЦ «Академия», 2018. Дополнительная литература Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433376 Мисюк М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12068-4. — Текст : электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446788 Безопасность жизнедеятельности Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян "Академия"2004 Безопасность жизнедеятельности Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов "Академия"2004 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Б.С. Мастрюков "Академия"2004 Интернет-ресурсы 1. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания 2. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 3. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности 4. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 5. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 6. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 7. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 8. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям 9. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс» 10. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант» 11. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) 12. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 13. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 14. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) 15. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) Дата введения 01.09.2021 Страница 34 Страниц 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебногопредмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 17. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». 18. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ) 19. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности 20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ) 21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» 22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about Периодические издания ОБЖ: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine Дата введения 01.09.2021 Страница 35 Страниц 35