Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Приложение 9 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021 г., б.9 кл, очная форма обучения, базовая подготовка) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Дата введения 01.09.2021 Страница 1 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ . Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98 Разработчик: Ленская Е.В., преподаватель Дата введения 01.09.2021 Страница 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Дата введения 01.09.2021 Страница 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО – ППССЗ) на базе основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98, Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, c учѐтом социально- экономического профиля получаемого профессионального образования, на основе программы учебной дисциплины «Обществознание», одобренной ФГАУ «ФИРО» 23.07.2015 года (автор – Важенин А.Г.). Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции. Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся. Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в том числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики). Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе. Дата введения 01.09.2021 Страница 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов воспитания и социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества. Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания. Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями). Профильная направленность при изучении дисциплины «Обществознание» для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение осуществляется прежде всего за счет использования межпредметных связей: это история, экономика, право. Профильная составляющая отражена в организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация рабочей программы учебной дисциплины может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Дата введения 01.09.2021 Страница 5 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. метапредметных: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. предметных: "Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" должны отражать: 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; Дата введения 01.09.2021 Страница 6 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений – Выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. – – – – Общество как сложная динамическая система Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Дата введения 01.09.2021 Страница 7 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Экономика Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; определять причины безработицы, различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения Выделять критерии социальной стратификации; анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; Дата введения 01.09.2021 Страница 8 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Дата введения 01.09.2021 Страница 9 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Правовое регулирование общественных отношений Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания; выявлять особенности социального познания; различать типы мировоззрений; объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; Дата введения 01.09.2021 Страница 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий; определять практическое назначение основных функций менеджмента; определять место маркетинга в деятельности организации; применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; раскрывать фазы экономического цикла; высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Социальные отношения Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; – выделять основные этапы избирательной кампании; – Дата введения 01.09.2021 Страница 11 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – – – – – – – – – – – – – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Учебный компетенций предмет «Обществознание» Код компетенции ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. способствует формированию общих Формулировка компетенции Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Межпредметные связи учебного предмета «Обществознание» Учебный предмет «Обществознание» тесно связан с учебными предметами/ УД/МДК «История», «Литература», «Основы права», «Основы философии», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Государственная и муниципальная служба», МДК Правовое регулирование управленческой деятельности и др. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Дата введения 01.09.2021 Страница 12 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. 2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. 3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых. 4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе. 5. Индустриальная революция: плюсы и минусы. 6. Глобальные проблемы человечества. 7. Современная массовая культура: достижение или деградация? 8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? 9. Кем быть? Проблема выбора профессии. 10. Современные религии. 11. Роль искусства в обществе. 12. Экономика современного общества. 13. Структура современного рынка товаров и услуг. 14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. 15. Я и мои социальные роли. 16. Современные социальные конфликты. 17. Современная молодежь: проблемы и перспективы. 18. Этносоциальные конфликты в современном мире. 19. Семья как ячейка общества. 20. Политическая власть: история и современность. 21. Политическая система современного российского общества. 22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России. 23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное). 24. Формы участия личности в политической жизни. 25. Политические партии современной России. 26. Право и социальные нормы. 27. Система права и система законодательства. 28. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. 29. Характеристика отрасли российского права (на выбор). 30. Скажем коррупции «НЕТ». 31. Терроризм – угроза миру. 32. Финансовая грамотность как основа успешности в жизни. Дата введения 01.09.2021 Страница 13 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Наименование разделов и тем 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Введение. Цель, задачи и значение учебной дисциплины. Организация учебного процесса и специфика педагогического контроля, форма и содержание итоговой аттестации. Социальные науки. Специфика объекта их изучения Методы познания социальных явлений и процессов. Человек и общество Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Методы познания социальных явлений и процессов. Человек. Индивид. Личность. Самостоятельная работа. Индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека. Структура и виды. Потребности, способности. Познание чувственное и рациональное. Практическая работа. Потребности, способности и интересы. Самостоятельная работа. .Мировоззрение. Типы мировоззрения. Общество как целостная развивающаяся система в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. Основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление. Самостоятельная работа. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Глобализация современного мира. Основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире. Самостоятельная работа. Глобализация современного мира. Раздел 2. Духовная культура человека и общества 2.1. Духовная культура личности и общества Практическая работа. Виды культур. 2.2. Наука и образование в современном мире Практическая работа. Роль образования в жизни человека и общества. Самостоятельная работа. Наука в современном мире. 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Практическая работа. Мораль. Религия. Самостоятельная работа. Искусство. Контрольная работа.№1. Раздел 3. Экономика 3.1 Экономика как наука и хозяйство. Экономические системы. Финансовая грамотность человека, еѐ составляющие. Практическая работа. Экономика как наука. Самостоятельная работа. Типы экономических. систем. 3.2 Рынок. Фирма. Биржа. Фондовый рынок Практическая работа. Факторы спроса и предложения. Самостоятельная работа. Функции государства в экономике. Кол-во ауд. часов пр За теор ак ч., т к/р аб. Са м.р аб 2 12 7 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1.5 Дата введения 01.09.2021 8 4 2 2 1 1 2 3 1 12 6 1 3 2 1 1 2 Страница 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ВВП, структура и динамика. Деньги, банки, инфляция. Практикум. Рынок труда и безработица. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Самостоятельная работа. Экономика и государство. Раздел 4. Социальная сфера 4.1 Социальная роль и стратификация 4.2 Социальные нормы и конфликты Практическая работа. Социальные конфликты. Самостоятельная работа. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. 4.3 Важнейшие социальные общности и группы. Практическая работа. Межнациональные отношения. Самостоятельная работа Семья в современной России. Контрольная работа № 2. Раздел 5. Политика 5.1 Политика и власть. Форма государства. Функции государства. Практическая работа. Государство в политической системе общества. Самостоятельная работа. Политическая система общества, ее структур Самостоятельная работа. Механизм государства. 5.1 Гражданское общество и правовое государство. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность и ее задачи. Система судебной защиты Практическая работа. Юридическая ответственность и ее задачи. Самостоятельная работа. Гражданское общество и правовое государство. 5.3 Участники политического процесса. Антикоррупционные стандарты поведения. Многопартийность и партийные системы. Самостоятельная работа. Избирательные системы. 5.4 Демократические выборы и политические партии. Избирательная кампания в Российской Федерации. Раздел 6. Право 6.1 Правовое регулирование общественных отношений. Правовой статус 3.3 3.4 3.5 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 2 1 2 2 1 8 4 2 1 1 2 1 2 2 1 12 8 2 2 4 2 2 2 2 2 2 22 10 личности в Российской Федерации Самостоятельная работа. Система права. Формы права. Конституция Российской Федерации как основной закон государства. Практическая работа. Основы конституционного строя. Самостоятельная работа. Права и обязанности гражданина. Система государственных органов РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. МСУ. Институт президентства. Гражданство. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Практическая работа. Законотворческий процесс в РФ. Отрасли российского права. Гражданское и семейное право. Практическая работа Административное право. Самостоятельная работа. Семейное право. Уголовное и трудовое право. Самостоятельная работа. Трудовое право. Международное право. Терроризм угроза миру. Самостоятельная работа. Международное право Международное гуманитарное право. Контрольная № 3. 2 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ 2 Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 78 Дата введения 01.09.2021 Страница 15 39 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 117 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Освоение программы учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия обучающихся. Кабинет истории и обществознания Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Обществознание». Библиотечный фонд включает энциклопедии, справочники, научно-популярную литературу по вопросам обществознания и др. Заключен договор с образовательной платформой ЮРАЙТ на использование электронных изданий по блоку "Коллекция СПО" https://urait.ru/catalog/spo, ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ №DS-101094 с ООО «Издательский Дом «Первое сентября» на использование информационного программного комплекса «Школа цифрового века» (ИПК ШЦВ)https://ds.1sept.ru/, включающего 24 электронных российских периодических издания и 8 электронных брошюр по реализуемым ОПОП. Заключен договор с ООО «Гарант – Оренбург», что обеспечтвает доступ к актуальной нормативно-правовой базе. Активно используются возможности электронных библиотек (с бесплатным доступом): ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б.Н. Ельцинаhttps://www.prlib.ru/, КИБЕРЛЕНИНКА https://cyberleninka.ru/,http://psychlib.ru/- электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета,http://bibliotekar.ru/Библиотекарь.Ру электронная библиотекаhttp://www.library.spbu.ru/- Научная библиотека им. М. Горького, ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского»http://book.uraic.ru/o_biblioteke Дата введения 01.09.2021 Страница 16 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А.\ ФГОС. Обществознание. Базовый уровень 10кл.Просвещение/Учебник / 2018. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А.\ ФГОС. Обществознание. Базовый уровень 11кл. Просвещение/Учебник / 2017. Боголюбов Л.Н. А.Ю. Лазебникова / Обществознание. Базовый уровень. 10 класс. Москва «Просвещение», 2020. Дополнительная литература Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13751-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489815 Игошин Н. А. Обществознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией Н. А. Игошина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497176 Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414015-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490486 Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414016-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491784 Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493250 Волков А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15265-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492813 Дата введения 01.09.2021 Страница 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Волков А. М. Основы права для колледжей : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 269 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13583-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/ Интернет- ресурсы www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии). www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www. globalteka. ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов). www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www. st-books. ru (Лучшая учебная литература). www. school. edu. ru (Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность). www. ru/book (Электронная библиотечная система). www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»). Финансовая грамотность https://fmc.hse.ru/spo1 РЭШ Лекториум ВПР КЛАСС https://vprklass.ru/spo Дата введения 01.09.2021 Страница 18