ОУП 9 Обществознание_ДОУА _2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Приложение 9
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
46.02.01
Документационное
обеспечение
управления и архивоведение (прием 2021
г., б.9 кл, очная форма обучения, базовая
подготовка)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Дата введения 01.09.2021

Страница 1

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

.

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего
общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических
рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного
общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции
преподавания
общеобразовательных
дисциплин
с
учетом
профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98
Разработчик:
Ленская Е.В., преподаватель

Дата введения 01.09.2021

Страница 2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата введения 01.09.2021

Страница 3

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для изучения
обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО – ППССЗ) на базе основного
общего образования.
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего
образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по
реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы
среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв.
Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования,
утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля
2021г.
№
Р-98,
Концепции
преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, c учѐтом социально-

экономического профиля получаемого профессионального образования, на основе программы
учебной дисциплины «Обществознание», одобренной ФГАУ «ФИРО» 23.07.2015 года (автор –
Важенин А.Г.).
Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как
субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении
обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с
различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности
обучающегося, его гражданской позиции.
Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе,
получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает
межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности
(история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с
реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее –
образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся.
Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни
общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и
включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в том
числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики).
Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину
современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных
гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как
важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных
ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся
должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и
религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе,
бережное отношение к природе.
Дата введения 01.09.2021

Страница 4

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Главной
целью
преподавания
и
изучения
обществознания
в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности,
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,
правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным
нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание
условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе.
Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов
освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и
процессов воспитания и социализации обучающегося, формирования у него целостного
мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций
российского общества.
Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего
образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность
освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся,
развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального
опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.
Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной
Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и
государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует
выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку,
вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания
не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями).
Профильная направленность при изучении дисциплины «Обществознание» для
специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
осуществляется прежде всего за счет использования межпредметных связей: это история,
экономика, право.
Профильная составляющая отражена в организации аудиторной и самостоятельной
работы обучающихся.
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация рабочей программы учебной дисциплины
может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Дата введения 01.09.2021

Страница 5

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические
ценности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;
 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
метапредметных:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и
экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и
правовых институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
предметных:
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
интегрированного учебного предмета "Обществознание" должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
Дата введения 01.09.2021

Страница 6

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
–
–
–
–

Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Дата введения 01.09.2021

Страница 7

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции
и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать
на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
Дата введения 01.09.2021

Страница 8

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие
на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Дата введения 01.09.2021

Страница 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–

–

Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать
ее.
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;
Дата введения 01.09.2021

Страница 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять
ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном
мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
–

Дата введения 01.09.2021

Страница 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

Учебный
компетенций

предмет

«Обществознание»

Код
компетенции

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.

способствует

формированию

общих

Формулировка компетенции

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
Межпредметные связи учебного предмета «Обществознание»

Учебный предмет «Обществознание» тесно связан с учебными предметами/ УД/МДК
«История», «Литература», «Основы права», «Основы философии», «Правовое обеспечение
профессиональной деятельности», «Государственная и муниципальная служба», МДК Правовое
регулирование управленческой деятельности и др.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:
Дата введения 01.09.2021

Страница 12

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
2.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
3.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
4.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
5.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
6.
Глобальные проблемы человечества.
7.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
8.
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
9.
Кем быть? Проблема выбора профессии.
10.
Современные религии.
11.
Роль искусства в обществе.
12.
Экономика современного общества.
13.
Структура современного рынка товаров и услуг.
14.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин
безработицы в разных странах.
15.
Я и мои социальные роли.
16.
Современные социальные конфликты.
17.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
18.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
19.
Семья как ячейка общества.
20.
Политическая власть: история и современность.
21.
Политическая система современного российского общества.
22.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
23.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:
одно — из истории, другое — современное).
24.
Формы участия личности в политической жизни.
25.
Политические партии современной России.
26.
Право и социальные нормы.
27.
Система права и система законодательства.
28.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
29.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).
30. Скажем коррупции «НЕТ».
31. Терроризм – угроза миру.
32. Финансовая грамотность как основа успешности в жизни.

Дата введения 01.09.2021

Страница 13

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ
ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Наименование разделов и тем

1
1.1
1.2
1.3

1.4

Введение. Цель, задачи и значение учебной дисциплины. Организация
учебного процесса и специфика педагогического контроля, форма и
содержание итоговой аттестации. Социальные науки. Специфика
объекта их изучения Методы познания социальных явлений и процессов.
Человек и общество
Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Методы
познания социальных явлений и процессов.
Человек. Индивид. Личность.
Самостоятельная работа. Индивид, индивидуальность, личность.
Деятельность человека. Структура и виды. Потребности, способности.
Познание чувственное и рациональное.
Практическая работа. Потребности, способности и интересы.
Самостоятельная работа. .Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Общество как целостная развивающаяся система в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов.
Основные тенденции и возможные перспективы развития мирового
сообщества в глобальном мире.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного
общества. Негативные последствия коррупционных факторов для
общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление.

Самостоятельная работа. Основные институты общества.
Многовариантность
общественного
развития.
Глобализация
современного мира. Основные тенденции и возможные перспективы
развития мирового сообщества в глобальном мире.
Самостоятельная работа. Глобализация современного мира.
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Практическая работа. Виды культур.
2.2. Наука и образование в современном мире
Практическая работа. Роль образования в жизни человека и
общества.
Самостоятельная работа. Наука в современном мире.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Практическая работа. Мораль. Религия.
Самостоятельная работа. Искусство.
Контрольная работа.№1.
Раздел 3. Экономика
3.1 Экономика как наука и хозяйство. Экономические системы. Финансовая
грамотность человека, еѐ составляющие.
Практическая работа. Экономика как наука.
Самостоятельная работа. Типы экономических. систем.
3.2 Рынок. Фирма. Биржа. Фондовый рынок
Практическая работа. Факторы спроса и предложения.
Самостоятельная работа. Функции государства в экономике.

Кол-во ауд. часов
пр
За
теор
ак
ч.,
т
к/р
аб.

Са
м.р
аб

2
12

7

2
2

2
2

2

2

2

1

2

2

1.5

Дата введения 01.09.2021

8

4
2
2

1

1

2

3
1

12

6
1

3

2
1

1

2
Страница 14

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ВВП, структура и динамика. Деньги, банки, инфляция.
Практикум. Рынок труда и безработица.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной
экономики.
Самостоятельная работа. Экономика и государство.
Раздел 4. Социальная сфера
4.1 Социальная роль и стратификация
4.2 Социальные нормы и конфликты
Практическая работа. Социальные конфликты.
Самостоятельная работа. Социальные нормы и отклоняющееся
поведение.
4.3 Важнейшие социальные общности и группы.
Практическая работа. Межнациональные отношения.
Самостоятельная работа Семья в современной России.
Контрольная работа № 2.
Раздел 5. Политика
5.1 Политика и власть. Форма государства. Функции государства.
Практическая работа. Государство в политической системе общества.
Самостоятельная работа. Политическая система общества, ее структур
Самостоятельная работа. Механизм государства.
5.1 Гражданское общество и правовое государство. Правоотношение.
Правонарушение. Юридическая ответственность и ее задачи. Система
судебной защиты
Практическая работа. Юридическая ответственность и ее задачи.
Самостоятельная работа. Гражданское общество и правовое государство.
5.3 Участники политического процесса. Антикоррупционные стандарты
поведения. Многопартийность и партийные системы.
Самостоятельная работа. Избирательные системы.
5.4 Демократические выборы и политические партии. Избирательная
кампания в Российской Федерации.
Раздел 6. Право
6.1 Правовое регулирование общественных отношений. Правовой статус
3.3
3.4
3.5

6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8

2

1
2

2

1

8

4
2
1

1

2
1

2

2
1

12

8
2

2

4
2

2

2

2

2

2
22

10

личности в Российской Федерации
Самостоятельная работа. Система права. Формы права.
Конституция Российской Федерации как основной закон государства.
Практическая работа. Основы конституционного строя.
Самостоятельная работа. Права и обязанности гражданина.
Система государственных органов РФ. Система государственных органов РФ.
Законодательная власть. Исполнительная власть. МСУ.
Институт президентства. Гражданство. Правоохранительные органы РФ.
Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Практическая работа. Законотворческий процесс в РФ.
Отрасли российского права. Гражданское и семейное право.
Практическая работа Административное право.
Самостоятельная работа. Семейное право.
Уголовное и трудовое право.
Самостоятельная работа. Трудовое право.
Международное право. Терроризм угроза миру.
Самостоятельная работа. Международное право
Международное гуманитарное право.
Контрольная № 3.

2

2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

Всего

2
2

2

2
2
2
2
2

2

2

2

2

2

1
1
2

78
Дата введения 01.09.2021

Страница 15

39

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

117

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение программы учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» предполагает
наличие
в
профессиональной
образовательной
организации,
реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия
обучающихся.
Кабинет истории и обществознания
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические
пособия по учебной дисциплине «Обществознание».

Библиотечный фонд включает энциклопедии, справочники, научно-популярную
литературу по вопросам обществознания и др.
Заключен договор с образовательной платформой ЮРАЙТ на использование
электронных изданий по блоку "Коллекция СПО" https://urait.ru/catalog/spo, ДОГОВОР
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ №DS-101094 с ООО «Издательский Дом «Первое сентября» на
использование информационного программного комплекса «Школа цифрового века»
(ИПК ШЦВ)https://ds.1sept.ru/, включающего 24 электронных российских периодических
издания и 8 электронных брошюр по реализуемым ОПОП.
Заключен договор с ООО «Гарант – Оренбург», что обеспечтвает доступ к
актуальной нормативно-правовой базе.
Активно используются возможности электронных библиотек (с бесплатным
доступом): ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б.Н. Ельцинаhttps://www.prlib.ru/,
КИБЕРЛЕНИНКА https://cyberleninka.ru/,http://psychlib.ru/- электронная библиотека
Московского
государственного
психолого-педагогического
университета,http://bibliotekar.ru/Библиотекарь.Ру
электронная
библиотекаhttp://www.library.spbu.ru/- Научная библиотека им. М. Горького, ГАУК СО
«СОУНБ им. В. Г. Белинского»http://book.uraic.ru/o_biblioteke

Дата введения 01.09.2021

Страница 16

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А.\ ФГОС. Обществознание. Базовый уровень
10кл.Просвещение/Учебник / 2018.
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А.\ ФГОС. Обществознание. Базовый уровень 11кл.
Просвещение/Учебник / 2017.
Боголюбов Л.Н. А.Ю. Лазебникова / Обществознание. Базовый уровень. 10 класс.
Москва «Просвещение», 2020.
Дополнительная литература
Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров
[и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13751-4. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489815
Игошин Н. А. Обществознание : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией
Н. А. Игошина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497176
Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования /
Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414015-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490486
Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования /
Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414016-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491784
Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и
др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493250
Волков А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для среднего
профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией
А. М. Волкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15265-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492813
Дата введения 01.09.2021

Страница 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Волков А. М. Основы права для колледжей : учебник для среднего профессионального
образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 269 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13583-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/

Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал.Доступность, качество,
эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в
науку»).
Финансовая грамотность https://fmc.hse.ru/spo1
РЭШ
Лекториум
ВПР КЛАСС https://vprklass.ru/spo

Дата введения 01.09.2021

Страница 18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».