ОУП 7 География _ДОУА_2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

Приложение 7
к ОПОП СПО-программе подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
46.02.01
Документационное
обеспечение
управления и архивоведение (очная форма
обучения, база 9 кл., прием 2021 г.,
базовая подготовка)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ

Дата введения - 01.09.2021

Страница 1

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования,
с учетом примерной основной общеобразовательной программы среднего общего
образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций
по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной
программы среднего профессионального образования на базе основного общего
образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98.

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик: Усольцева
педагогический колледж»

А.Д.,

преподаватель

Дата введения - 01.09.2021

ГАПОУ

СО

Страница 2

«Камышловский

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ
НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
16
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 20
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

27

Дата введения - 01.09.2021

Страница 3

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «География» изучается в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Содержание программы учебного предмета «География» направлено на достижение
следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего
звена (ППКРС, ППССЗ).
Общая характеристика учебного предмета
География – наука о природных и общественных системах, формирующая
представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на
локальном, региональном и глобальном уровнях.
Географическая информация является необходимой базой для выявления
и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества
с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.
Географические знания играют ключевую роль в формировании российской
идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры
территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и
историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 4

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у
обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это
единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции
содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая
значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с
историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный
предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей
и самосознания.
Качественное географическое образование призвано обеспечивать:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями
и культурой многонационального народа России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу,
его культуре и духовным традициям;
формирование
патриотизма,
социальной
ответственности,
экологической
грамотности;
формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие
пространственного мышления и владение основами научных методов познания
окружающего мира;
основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а
также
в
сферах
экономики,
государственного,
регионального
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования,
прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического
мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального
природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;
начальную подготовку обучающихся в области широкого использования
информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни
(систем
глобального
позиционирования,
электронных
карт
и геоинформационных систем).
Содержание учебного предмета «География» сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у
обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом
мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о
размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных
следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов,
протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия
человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям
проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной
организации современного географического пространства, представления о политическом
устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и
ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и
мировоззрение.
Учебный предмет «География» обладает большим количеством междисциплинарных
связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории,
политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в
рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом

Дата введения - 01.09.2021

Страница 5

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических
метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего
общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики
осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий,
видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебного предмета завершает формирование у студентов
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,
мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебного предмета включены практические занятия, имеющие
профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или
специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для
студентов, осваивающих специальности СПО технического и социальноэкономического
профилей профессионального образования, необязательно.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение
творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью
образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебного предмета «География» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего
образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» является учебным предметом по выбору из обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебный предмет «География» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебного предмета «География» — в составе
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 6

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
Метапредметные:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии;
Предметные:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества;
-владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и

Дата введения - 01.09.2021

Страница 7

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
-владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
-владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
-сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
В результате изучения географии на углубленном уровне
в соответствии с ФГОС СОО
Обучающиеся научатся
– определять роль современного комплекса
географических
наук
в
решении
современных научных и практических
задач;
– выявлять и оценивать географические
факторы, определяющие сущность и
динамику
важнейших
природных,
социально-экономических и экологических
процессов;
– проводить простейшую географическую
экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических
процессов;
–
прогнозировать
изменения
географических объектов, основываясь на
динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом
пространстве;
– прогнозировать
закономерности
и
тенденции
развития
социальноэкономических и экологических процессов
и явлений на основе картографических
источников информации;
– использовать
геоинформационные
системы для получения, хранения и
обработки информации;
–
составлять
комплексные
географические характеристики природно-

Дата введения - 01.09.2021

Обучающиеся получат возможность
научиться
– использовать знания о географических
явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического
поведения
в быту и окружающей среде;
– приводить примеры, показывающие роль
географической науки в
решении социально-экономических и
геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования
географических знаний в различных
областях деятельности;
– воспринимать и критически оценивать
информацию географического
содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой
информации;
– сопоставлять существующие в науке
точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений
климата;
оценивать положительные и негативные
последствия глобальных
изменений климата для отдельных
регионов и стран;
– объяснять закономерности размещения
населения и хозяйства

Страница 8

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
хозяйственныхсистем;
–
создавать
простейшие
модели
природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, явлений и
процессов;
–
интерпретировать
природные,
социально-экономические и экологические
характеристики различных территорий на
основе картографической информации;
–
прогнозировать изменения геосистем
под влиянием природных и антропогенных
факторов;
–
анализировать причины формирования
природно-территориальных и природнохозяйственных
систем
и
факторы,
влияющие на их развитие;
–
прогнозировать
изменение
численности и структуры населения мира и
отдельных регионов;
–
анализировать
рынок
труда,
прогнозировать развитие рынка труда на
основе динамики его изменений;
–
оценивать вклад отдельных регионов в
мировое хозяйство;
–
оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов
природы
в
разных
географических
условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
–
выявлять особенности современного
геополитического и геоэкономического
положения
России,
ее
роль
в
международном
географическом
разделении труда;
–
понимать принципы выделения и
устанавливать
соотношения
между
государственной
территорией
и
исключительной экономической зоной
России;
–
давать
оценку
международной
деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.

отдельных территорий в связи с
природными и социально-экономическими
факторами;
– оценивать возможные в будущем
изменения географического
положения России, обусловленные
мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием
глобальной коммуникационной системы;
– давать оценку и приводить примеры
изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения
их доступности;
– выдвигать и обосновывать на основе
статистических данных
гипотезы об изменении численности
населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого
капитала;
– оценивать ситуацию на рынке труда и ее
динамику;
– объяснять различия в обеспеченности
трудовыми ресурсами
отдельных регионов России
– выдвигать и обосновывать на основе
анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении
отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
– обосновывать возможные пути решения
проблем развития
хозяйства России;
– выбирать критерии для сравнения,
сопоставления, места страны в
мировой экономике;
объяснять возможности России в решении
современных глобальных
проблем человечества;
– оценивать социально-экономическое
положение и перспективы
развития России.

Учебный предмет способствует
профессиональных компетенций:

формированию

Общие компетенции

следующих

общих

и

Результаты освоения учебного предмета География
(ЛР-личностные результаты, ПР-предметные результаты,

Дата введения - 01.09.2021

Страница 9

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы
решения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.

ОК 3. Оценивать
риски и принимать
решения в
нестандартных
ситуациях.

ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой для
постановки и решения
профессиональных

МР-метапредметные результаты)
ПР:
- сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем;
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
МР:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать аргументированные выводы;
ЛР13. Проявляющий высокую ответственность, собственную инициативу
ЛР14. Демонстрирующий стремление выполнить деятельность
своевременно
ЛР15. Мотивированный к освоению видов профессиональной деятельности
ЛР16. Проявляющий способность работать в команде, взаимодействовать
ЛР17. Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию
ЛР18. Соблюдающий нравственные и этические нормы общения
ЛР19. Проявляющий творческий подход к выполнению деятельности
ЛР20. Демонстрирующий любовь к детям, гуманизм
МР:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
МР:
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития
современного мира;
- умение ориентироваться в различных источниках географической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,

Дата введения - 01.09.2021

Страница 10

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
задач,
профессионального и
личностного развития.

получаемую из различных источников; − умение самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
взаимодействовать с
руководством,
коллегами и
социальными
партнерами.

МР:
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся,
организовывать и
контролировать их
работу с принятием на
себя ответственности
за качество
образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

МР:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях,
во всех формах и видах деятельности.

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях,
во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
ЛР 16. Проявляющий способность работать в команде, взаимодействовать

ЛР 13. Проявляющий высокую ответственность, собственную инициативу
ЛР 17. Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию
ПР:
- сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;

Дата введения - 01.09.2021

Страница 11

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в
условиях обновления
ее целей, содержания,
смены технологий.

ЛР 15. Мотивированный к освоению видов профессиональной
деятельности
ЛР 17. Проявляющий готовность к постоянному саморазвитию
ЛР 19. Проявляющий творческий подход к выполнению деятельности

ОК 10. Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать охрану
жизни и здоровья
детей.

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость
в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
ПР:
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих

ОК 11. Строить
профессиональную
деятельность с
соблюдением
правовых норм ее
регулирующих.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 12

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. География как наука
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии
при освоении специальностей СПО.Источники географической информации.
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической
информации. Географические карты различной тематики и их практическое
использование.
Статистические
материалы.
Геоинформационные
системы.
Международные сравнения.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и
процессы.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их
типы.
Практические занятия
Ознакомление с политической картой мира.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад по теме «Новейшие изменения политической карты мира»
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на
современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая
среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы.
Геоэкологические проблемы. Особо охраняемые природные территории.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории
мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных
ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.Проблемы и перспективы освоения природных
ресурсов Арктики и Антарктики
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие
явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.Взаимодействие
человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения
природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды.
Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и
объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические занятия
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира
Самостоятельная внеаудиторная работа
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира
основными видами природных ресурсов.
4. География населения мира

Дата введения - 01.09.2021

Страница 13

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и
занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Качество жизни населения. Наиболее населенные регионы и страны мира.
Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная
структура населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой
смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Расовый, этнолингвистический и
религиозный состав населения. Экономически активное и самодеятельное население.
Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Размещение населения по территории земного шара. Урбанизация. Средняя
плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные
направления.«Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы
урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,«сверхгорода» и
мегалополисы.
Практические занятия
Численность и воспроизводство населения
Самостоятельная внеаудиторная работа
Используя данные учебника, сравнить динамику численности населения отдельных
крупных регионов земного шара; рассчитать, как изменяется их доля в общем населении
Земли; объяснить эти изменения.
Доклад по теме «Особенности современного воспроизводства мирового населения»
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности.Интернационализация производства и глобализация мировой
экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и
роль стран в мировой экономике.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Составить кроссворд на тему «Мировое хозяйство»
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового
промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,
исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню
экономического развития. «Мировые» города.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад по теме «Ведущие мировые и региональные экономические
интеграционные группировки»
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 14

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства.
Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Составить схему, отражающую отраслевую структуру и географию сельского
хозяйства.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных
видов полезных ископаемых.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Используя атласы и приложения, учебники составить круговую диаграмму
мировых лидеров по добыче угля. Сделать выводы.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики,
Географические особенности развития мировой черной и цветной металлургии,
машиностроения.
Географические
особенности
развития
мировой
химической,
лесной
(перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические
особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые
морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности
международной торговли товарами.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад ««Крупнейшие автомобилестроительные компании мира»
Практические занятия
Дать характеристику одной из отраслей на выбор по плану, представленному в учебнике.
6. Регионы мира
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и
развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
География населения и хозяйства Зарубежной Европы. Место и роль Зарубежной
Европы в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практические занятия
Характеристика природных предпосылок для развития промышленности страны (региона)
по плану
Самостоятельная внеаудиторная работа

Дата введения - 01.09.2021

Страница 15

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Заполнить карт-схемы «Страны Зарубежной Европы»
Доклад ««Горячие точки» на карте Зарубежной Европы»
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Нанести на контурную карту страны Зарубежной Азии. Выделить цветом или
штриховкой страны с монархической формой правления, республиканские страны и
социалистические страны.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы.
Практические занятия
«Характеристика ЭГП страны (региона) по плану»
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов
Зарубежной Азии»
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические
районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки»
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Самостоятельная внеаудиторная работа
Найти на карте зависимые территории Океании, собрать сведения о величине их
территории, населении, основных отраслях хозяйства и высказать предположение о
возможности их существования без поддержки метрополий.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 16

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Подготовить конспект – Отрасли международной хозяйственной специализации
Австралии и Океании.
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран
Океании.
Россия
на
политической
карте
мира.
Изменение
географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX- XXI веков.
Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Доклад на тему: Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении
труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации.
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,
продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути
их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Практические занятия
Анализ, оценка и пути решений глобальных проблем человечества.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Заполнение таблицы «Глобальные проблемы человечества»

Примерные темы индивидуальных проектов
1. Новейшие изменения политической карты мира.
2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по
регионам и странам мира.
3. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4. Особенности современного воспроизводства мирового населения.
5. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
6. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
7. Языки народов мира.
8. Современные международные миграции населения
9. Особенности урбанизации в развивающихся странах.
10. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

Дата введения - 01.09.2021

Страница 17

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
11. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные
группировки.
12. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
13. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного
животноводства.
14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного
газа.
15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
16. Современный географический рисунок мирового морского портового
хозяйства.
17. Международный туризм в различных странах и регионах мира.
18. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
19. Запад и Восток Германии сегодня.
20. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов
Зарубежной Азии.
21. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
22. Особенности политической карты Африки.
23. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и
уровень урбанизации в странах Африки.
24. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
25. Географический рисунок хозяйства США.
26. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
27. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
28. Особенности современного экономико-географического положения России.
29. Внешняя торговля товарами России.
30. Глобальная проблема изменения климата
ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- Формирование современной политической карты мира. Политический строй,
государственное устройство
- Социально-политическое устройство
- Отрасли мирового хозяйства. Характеристика одной из отраслей
- Мировая экономика и мировое хозяйство
- Классификация стран по уровню экономического развития
- Международная интеграция и международное разделение труда.
- Международные экономические организации
- Производственный цикл отрасли. Принципы размещения предприятий отрасли
- Требования по рабочей силе (квалификация, количество), технике
- Экономика России. Место Р.Ф. в мировом хозяйстве
- Внешнеэкономические связи России, участие в международных организациях

Дата введения - 01.09.2021

Страница 18

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

Межпредметные связи учебного предмета
Тема

Единицы содержания,
Учебный предмет
результаты/метапредметные 1 курса, тема,
понятия
раздел

Глобальные
проблемы
человечества.
Роль географии
в решении
глобальных
проблем
человечества
Взаимодействие
человеческого
общества и
природной
среды.
Природные
условия и
природные
ресурсы

Экологизация
хозяйственной
деятельности человека.

Экология
Глобальные
экологические
проблемы.
Способы решения
экологических
проблем

Взаимодействие
человеческого общества и
природной среды, его
особенности на
современном этапе. Особо
охраняемые природные
территории.Природные
условия и природные
ресурсы. Виды природных
ресурсов.

Типология
стран мира по
уровню
социальноэкономического
развития
Политическая
карта мира.
Место и роль
Зарубежной
Азии в мире.
Характерные
черты
природноресурсного
потенциала,

Государство, его функции.
Политический режим.
Типология политических
режимов.

Экология
Природоохранная
деятельность.
Особо
охраняемые
природные
территории.
Природные
ресурсы и их
охрана. Среда
обитания человека
Обществознание
Политическая
жизнь общества

Учебные
дисциплины,
МДК,
практика,
виды
деятельности
(2-4 курс),
примерные
темы
ПМ.01

История
Особенности социальноэкономического развития
стран Центральной и
Восточной Европы
(Польша, Чехословакия,
Венгрия, Румыния,
Болгария, Югославия).

Дата введения - 01.09.2021

История
Страны
Центральной и
Восточной
Европы в 20-х 1930-х гг. Страны
Азии, Африки и
Латинской

Страница 19

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
населения и
хозяйства.
Япония, Китай
и Индия как
ведущие страны
Зарубежной
Азии
Современные
особенности
развития
мирового
хозяйства
Глобальные
проблемы
человечества.
Роль географии
в решении
глобальных
проблем
человечества
Современные
особенности
развития
мирового
хозяйства

Политическое
устройство
мира

Америки в 1920–
1930-е гг.

Основные направления и
этапы НТР во 2-й пол. ХХ
ст. Их влияние на
социальную и культурную
сферу.
Глобализация и
постиндустриальное
общество. Глобальные
проблемы человечества:
экологическая,
демографическая,
социально-экономическая,
проблема международного
терроризма
Земля в опасности. Природа
и экология, научнотехнических прогресс

Страна/страны изучаемого
языка, их культура и
достопримечательности.
Путешествия по родной
стране и за рубежом

Дата введения - 01.09.2021

История
Научнотехническая
революция.
История
Формирование
информационного
общества.
Мировые
глобальные
проблемы.
Иностранный
язык
EarthAlert! ―Food
and health‖;
―Problems related
to diet‖;
―Literature‖;
―Teeth‖; ―Why
organic farming?‖;
Spotlight on
Russia: Food
Иностранныйязык
Window on the
world, Russian
corner. Extended
reading.
Crosscurricular
studies
Обществознание

Страница 20

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Наименование разделов и тем

География как наука
Политическое устройство мира
Политическая карта мира
Типология стран мира по уровню социальноэкономического развития
Контрольная работа №1
География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной
среды
Природные условия и природные ресурсы
Практическая работа по теме
«Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
Человек и окружающая среда
Контрольная работа №2
География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Качество
жизни населения
Практическая работа по теме «Численность и
воспроизводство населения»
Трудовые ресурсы и занятость населения
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав
населения
Размещение населения по территории земного шара.
Урбанизация
Контрольная работа №3
Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Ведущие мировые и региональные экономические
интеграционные группировки
Сельское хозяйство и его экономические особенности
Горнодобывающая промышленность.
Географические особенности мирового потребления
минерального топлива
Географические особенности развития мировой
электроэнергетики
Географические особенности развития мировой черной и

Дата введения - 01.09.2021

Количество часов
Лекц. Практ.
Сам.
зан.
Раб.

2

4

1

1

1

1

4

2
2
1

4
1
2

2
2
2

2
2

4

2
2
1

1

2
1
1

1
1

2
2

4
2
2

2
2
2

Страница 21

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
цветной металлургии, машиностроения.
Географические
особенности
развития
мировой
химической промышленности
Географические особенности развития мировой лесной
(перерабатывающие отрасли) промышленности
Географические особенности развития мировой легкой
промышленности
Транспортный комплекс и его современная структура.
Дифференциация стран мира по уровню развития
медицинских, образовательных, туристских, деловых и
информационных услуг
Практическая работа по теме: «Характеристика отрасли
мирового хозяйства по плану»
Контрольная работа №4
Повторение и обобщение знаний по теме «Отрасли
мирового хозяйства»
Регионы мира
Место и роль Зарубежной Европы в мире
Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства
Германия и Великобритания как ведущие страны
Зарубежной Европы
Практическая работа по теме: «Характеристика
природных предпосылок для развития промышленности
страны (региона) по плану»
Место и роль Зарубежной Азии в мире.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной
Азии
Практическая работа по теме: «Характеристика населения
страны (региона) по плану»
Контрольная работа №5
Место и роль Африки в мире
Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства
Практическая работа по теме: «Характеристика ЭГП
страны (региона) по плану»
Место и роль Северной Америки в мире
Природно-ресурсный потенциал Северной Америки
Население Северной Америки. Ведущие отрасли
хозяйства Северной Америки
Контрольная работа №6
Место и роль Латинской Америки в мире
Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской
Америки
География населения и хозяйства Австралии и Океании

Дата введения - 01.09.2021

2
2
2

2

4

2
2
1

1

2

2

2

4

2
2
2

2

2

4

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

4

2
2
1

1

Страница 22

5

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
Контрольная работа №7
Россия на политической карте мира
Место России в мировом хозяйстве и международном
географическом разделении труда
Контрольная работа №8
Повторение и обобщение знаний по теме «География
регионов мира»
Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества
Глобальные проблемы человечества
Роль географии в решении глобальных проблем
человечества
Стратегия устойчивого развития
Контрольная работа №9
Повторение и обобщение знаний по пройденным темам
Всего

Дата введения - 01.09.2021

2
1

1

4

2
2
1

1

1

1

3

2
2
2
1
92

1
25
176

Страница 23

59

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
География как наука

Политическое
устройство мира

География мировых
природных ресурсов

География населения
мира

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Объяснение междисциплинарных связей географии. Название
традиционных
и
новых
источников
географической
информации.
Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в
изучении географии
Умение показывать на карте различные страны мира. Умение
приводить
примеры
и
характеризовать
современные
межгосударственные конфликты в различных регионах мира.
Выделение стран с республиканской и монархической формами
правления,
унитарным
и
федеративным
типами
государственного устройства в различных регионах мира.
Объяснение различий развитых и развивающихся стран по
уровню их социально-экономического развития.
Умение приводить примеры и характеризовать различные типы
стран по уровню социально-экономического развития
Объяснение
основных
направлений
экологизациихозяйственной деятельности человека.
Выделение различных типов природопользования. Определение
обеспеченности различными видами природных ресурсов
отдельных регионов и стран мира.
Выделять основные проблемы и перспективы
освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики
Умение показывать на карте основные мировые районы добычи
различных видов минеральных ресурсов.
Умение называть основные направления использования
Умение называть мировую десятку стран с наибольшей
численностью населения.
Выделение различных типов воспроизводства населения и
приведение примеров стран, для которых они характерны.
Умение называть основные показатели качества жизни
населения.
Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее
разнородным расовым, этническим и религиозным составом
населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей
средней плотностью населения.
Объяснение основных направлений и причин современных
международных миграций населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей
долей городского населения.
Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и

Дата введения - 01.09.2021

Страница 24

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

Мировое хозяйство
Современные
особенности развития
мирового хозяйства

География отраслей
первичной сферы
мирового хозяйства

География отраслей
вторичной сферы
мирового хозяйства

География отраслей
третичной сферы
мирового хозяйства

6. Регионы мира
География населения
хозяйства Зарубежной
Европы

мегалополисы
Умение давать определение понятий «международное
географическое
разделение
труда»,
«международная
специализация» и «международное кооперирование».
Выделение
характерных
черт
современной
научнотехнической революции.
Умение называть ведущие мировые и региональные
экономические интеграционные группировки.
Умение приводить примеры отраслей различных сфер
хозяйственной деятельности.
Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые
страны мира по уровню их экономического развития
Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение
приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми
производителями различных видов продукции растениеводства
и животноводства.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми
производителями различных видов минерального сырья.
Умение показывать на карте и характеризовать основные
горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира
Умение приводить примеры стран, основная часть
электроэнергии в которых производится на тепловых,
гидравлических и атомных электростанциях.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми
производителями черных и цветных металлов. Выделение стран
с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми
производителями автомобилей, морских невоенных судов,
серной
кислоты,
пластмасс,
химических
волокон,
синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей
Умение объяснять роль различных видов транспорта при
перевозке грузов и пассажиров.
Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей
протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и
аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам
мира.
Умение показывать на карте и характеризовать основные
районы международного туризма.
Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров
биржевой деятельности.
Умение называть страны с наибольшими объемами внешней
торговли товарами
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной
Европы.
Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади
территории, численности населения и уровню экономического
развития.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы,

Дата введения - 01.09.2021

Страница 25

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

География населения
и хозяйства
Зарубежной Азии

География населения и
хозяйства Африки

География населения и
хозяйства Северной
Америки

География населения
и хозяйства Латинской
Америки

наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.
Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и
наименьшими значениями естественного прироста населения,
средней плотности населения и доли городского населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие
города и городские агломерации, основные промышленные
и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение
объяснять особенности территориальной структуры хозяйства
Германии и Великобритании
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной
Азии.
Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади
территории, численности населения и уровню экономического
развития.
Умение определять ресурсообеспеченность различных стран
Зарубежной Азии.
Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и
наименьшими значениями естественного прироста
населения, средней плотности населения и доли городского
населения.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с
однородным и разнородным этническим и религиозным
составом населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие
города
и
городские
агломерации,
основные
горнопромышленные
и
сельскохозяйственные
районы
Зарубежной
Азии.
Умение
объяснять
особенности
территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии
Умение показывать на карте различные страны Африки.
Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей
площадью территории и численностью населения. Умение
объяснять причины экономической отсталости стран Африки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие
города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные
районы Африки
Умение объяснять природные, исторические и экономические
особенности развития Северной Америки.
Выделение отраслей международной специализации Канады,
умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие
промышленные центры, основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы.
Умение объяснять особенности расово-этнического состава и
размещения населения США.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие
городские
агломерации,
мегалополисы,
основные
промышленные и сельскохозяйственные районы США
Умение показывать на карте различные страны Латинской
Америки.
Сопоставление стран Латинской Америки по площади

Дата введения - 01.09.2021

Страница 26

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География

География населения
и хозяйства Австралии
и Океании

Россия в современном
мире

Географические
аспекты современных
глобальных проблем
человечества

территории, численности населения и уровню экономического
развития.
Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных
различными видами природных ресурсов.
Умение приводить примеры стран Латинской Америки с
наибольшими и наименьшими значениями естественного
прироста населения.
Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.
Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской
Америки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие
промышленные центры, основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
Выделение отраслей международной специализации в Бразилии
и Мексике
Умение объяснять природные и исторические особенности
развития Австралии и Океании.
Выделение
отраслей
международной
специализации
Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее
крупнейшие
промышленные
центры,
основные
горнопромышленные и сельскохозяйственные районы
Умение
объяснять
современные
особенности
экономикогеографического положения России.
Выделение основных товарных статей экспорта и импорта
России.
Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России
Выделение глобальных проблем человечества.
Умение
приводить
примеры
проявления
сырьевой,
энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути
их решения

Дата введения - 01.09.2021

Страница 27

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В кабинете естественнонаучных дисциплин должно быть
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая,
персональный компьютер Philips, проектор, экран, информационные стенды,
методические пособия по учебной дисциплине «География».

РЕКОМЕНДУМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Максаковский В.П. География.10-11классы: учебник для общеобразовательных
организаций: базовый уровень М.: «Просвещение», 2017.
Дополнительная литература
Калуцков, В. Н. География России : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 347 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-05504-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489886
География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 372 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495672
Экономическая география : учебник и практикум для вузов / Я. Д. Вишняков [и
др.] ; ответственный редактор Я. Д. Вишняков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
594 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3871-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467333
Экономическая география : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 594 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6204-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/477857
Интернет-ресурсы
1. Сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет – энциклопедии.
URL:www.wikipedia.org.
2. Сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации
при ООН (ФАО.URL:www.faostat3. fao.org
3. СайтГеологическойслужбыСША. URL: https://www.usgs.gov/centers/nmic
4. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. URL: http://schoolcollection.edu.ru/
5. Гербы
городов
Российской
Федерации.
URL:
http://simvolika.rsl.ru/index.php?f=41
6. Российское географическое сообщество: https://www.rgo.ru/ru
Периодические издания

Дата введения - 01.09.2021

Страница 28

Страниц 29

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета География
География: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового
века»).URL: https://шцв.рф/
Вокруг света: электронный журнал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/

Дата введения - 01.09.2021

Страница 29

Страниц 29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».