ОУП 3 Родная литература_ДОУА_2021

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 3
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
46.02.01
Документационное
обеспечение
управления и архивоведение
(прием 2021 г., очная форма обучения,
базовая подготовка)

ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Страница 1

Страниц 17

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программы
среднего общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования (утв. Министерством
просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных
дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего
профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:
Красноперова Л.М., преподаватель

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 2

Страниц 17

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ
НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРЕДМЕТА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО

РЕКОМЕНДУЕМАЯ -ЛИТЕРАТУРА

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 3

Страниц 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательного учебного предмета «Родная литература»
предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе
основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программы среднего
общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических
рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного
общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на
разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и
мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям
своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального
самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно
эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебного предмета «Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской
классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 4

Страниц 17

человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать
художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый
художественный вкус, необходимый объем историко-теоретико-литературных знаний и
умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе предполагает дифференциацию
уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так уровень функциональной
грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных
литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской
литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей (устно или
письменно), освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления
осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности,
образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и
мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения родной литературы предполагается проведение практических
занятий по развитию речи, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика
и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня
подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением
литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического
мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у
обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию
«студента-читателя».
Содержание учебного предмета структурировано по периодам развития литературы в
России предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи
произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения,
обсуждения. Перечень произведений для чтения и изучения представлен произведениями,
которые рекомендованы для чтения и обсуждения в курсе общеобразовательного учебного
предмета « Литература» на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений может быть как обзорным (связь изучаемого
произведение с тенденциями развития литературы, включение произведения в литературный
контекст), так и практическим (тематика, место в творчестве писателя, жанр, характеристика
образов, сопоставление героев, изображенных событий двух (более) произведений и т. д.).
Содержание учебной дисциплины дополнено демонстрациями и творческими
заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей,
поэтов. Изучение учебного предмета «Родная литература» завершается подведением итогов
в форме комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная предмет «Родная литература» является общеобразовательным учебным
предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» согласно ФГОС
среднего общего образования.
В учебных планах ОПОП-ППССЗ учебный предмет «Родная литература» входит в
состав общеобразовательного учебного цикла в качестве профильной учебной дисциплины.

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 5

Страниц 17

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает
достижение:
1) личностных результатов:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
2)метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 6

Страниц 17

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3) предметных результатов:
- обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки, подготовки к
последующему профессиональному образованию;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся, освоение основ наук,
систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету;
− формирование устойчивого интереса к чтению как средству познаниядругих
культур, уважительного отношения к ним;
− формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций;
− знание содержания произведений родной литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни,созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Учебный предмет способствует формированию следующих общих и
профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 7

Страниц 17

ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и
практических целях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Цели и задачи предмета «Родная литература» как феномена культуры русского
народа: эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое развитие человека, формирование
его миропонимания и национального самосознания, сохранение исторической памяти
народа, традиций. Родная литература как одна из основных национально-культурных
ценностей народа, как особый способ познания жизни.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Н. В.Гоголь.«Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Нужно любить
Россию»). Авторская исповедь. История создания, замысел, жанр. Взгляд автора на Россию.
А. Н. Островский.Творчество А. Н. Островского в контексте отечественного
историко-литературного процесса.
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».Сатирическая комедия.Социальнополитические и нравственные изменения в дворянском обществе: пустопорожняя суета и
видимость деловой жизни..Отзвук грибоедовского «Горя от ума» в произведении
драматурга.
«Таланты и поклонники». Тема искусства. Жанровое своеобразие(психологическая
драма или комедия).Особенности конфликта.Пьеса о страстях, которыми окружены люди
сцены, и о жертвах, на которые приходится идти во имя своего таланта.
И. А. Гончаров.Роман «Обрыв». История создания. Отражение смены эпох в
обществе и нравах. Тематика, проблематика и художественное своеобразие романа.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в
романе.
И. С. Тургенев. Герой времени в романахИ.С.Тургенева. « Дворянское
гнездо»,«Накануне».
«Дворянское гнездо». Общественный, остро злободневный роман о проблемах
русского дворянства. Жанровое своеобразие – « персональный роман». Многообразии
тематики.Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства.
Образы главных героев (Лиза, Лаврецкий).
«Накануне». Связь романа с общественной жизнью. Символика названия.Новые типы
в романе. Облик Елены в галерее Тургеневских женщин. Образ Инсарова, человека дела, в
романе. Своеобразие конфликта
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот». История создания. Жанровое, тематическое
своеобразие, проблематика. Роковая власть денег над человеческой душой .Контраст мрака и
света, смерти и воскресения .Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина.
Л.
Н.
Толстой.Роман
«Анна
Каренина».
Жанровое,
тематическое
своеобразие.Светское общество конца XIX века в представлении Толстого.Положение
женщины в семье и обществе. Роль в стране дворянского класса и его перспективы.История
Анны Карениной.Образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. «Мысль
семейная» в романе.

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 8

Страниц 17

А. П. Чехов Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина
психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
«Дама с собачкой». История создания. Тематика, проблематика рассказа. Особенности
композиции, финала произведения.Влияние общества на человека.Образ Гурова –
расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни.
«Палата № 6».История создания. Тематика, философская проблематика повести.
Смысл названия. Образы АндреяРагина и Ивана Громова, их роль в повествовании.Мысль о
духовном развитии и деградации личности, общества в произведении. Н.С.Лесков «Всюду —
палата №6. Это — Россия».
Поэзия второй половины XIX века
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины
XIX века.
А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», ««Мысль
поэта», «Емшан», «Из славянского мира», «Отзывы истории», литературное переложение
«Слова о полку Игореве».
Я. П. Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик»,
«Узница», «Слепой тапер», «Миазм», «У двери», «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне
спутницей была…», «Блажен озлобленный поэт…»,
А. А. Григорьев «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Вы рождены
меня терзать…», «Я ее не люблю, не люблю…», «Над тобою мне тайная сила дана…», «Я
измучен, истерзан тоскою…», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом», «Нет,
не рожден я биться лбом…».
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Художественное и
социальное достоинство романа. Образ России в ее движении по капиталистическому пути.
Особый быт Урала. Русская интеллигенция 70-х годов. Сергей Привалова - сын своего
века.(Региональная литература. Обзор)
Творческие задания
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору
студентов).
Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность князя Мышкина» в романе
Ф.М.Достоевского « Идиот».
Подготовка
сообщения
(презентации,
сравнительно
–
сопоставительной
характеристики) «Женские образы в романах Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.М.
Достоевского»(по выбору студентов).
Теория литературы. Актуализация понятий: драма, комедия, социальнопсихологический роман,полифонизм,жанр, тема, стиль.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Развитие реализма на рубеже веков.
Л.Н.Андреев. Своеобразие творчестваТрагедия отчуждения человека от мира, от
других людей, от самого себя. Острое сострадание к маленькому человеку в рассказах
«Баргамот и Гараська», « Ангелочек», драма « Жизнь человека».
Октябрьская революция публицистике.Выражение неприятия революционной
действительности 1917—1918 годов.Протест против террора и авантюризма новой
власти.Защита культурных и общечеловеческий ценностей в творчестве И.А. Бунина(«
Окаянные дни«),А.М.Горького («Несвоевременные мысли»).
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 9

Страниц 17

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и
мировоззрений.
Андрей Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие
революционных событий как пришествия нового Мессии в творчестве («Раздумье», «Русь»,
«Родине»).
Максимилиан Волошин. Общечеловеческий характер эстетических критериев.
История России и цивилизации. Оценка революционных перемен в свете общечеловеческих
ценностей. Защита неповторимой человеческой индивидуальности.Взгляд на гражданскую
войну как на общенациональную трагедию в лирике (Цикл « Усобица»).
Н.Тихонов (« Праздничный, веселый, бесноватый…», «Перекоп»), М. Светлов
(«Гренада», «В разведке»). Революция и ее идеалы (свобода, равенство, справедливость)
высшие ценности творчества. Романтическая вера в неизбежность осуществления
революционной мечты - основа нового отношения между идеалом и действительностью.
Противоречивость романтической поэзии Н.Тихонова.
Н. Островский «Как закалялась сталь». Автобиографический роман. Образ
несгибаемого большевика Павла Корчагина в свете исторических событий:эпоха
гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического
строительства.(обзор в контексте соцреализма)
А. Платонов«Котлован».
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Соотношение
«задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл
трагического финала повести «Котлован». Философская многозначность названия. Роль
«ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
.Е.Замятин Роман-антиутопия «Мы» в контексте отечественной и мировой культуры.
Антиутопический мир романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой
антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа.
«Лейтенантская проза»
В.Л.Кондратьев «Сашка». Жанровое, тематическое своеобразие произведения
(повесть о повседневной жизни обычных солдат, их мужестве на полях сражения, ценности
человеческой жизни). Образ главного героя, способы его раскрытия. Авторское отношение к
событиям и герою.
В.П.Васильев «В списках не значился». Жанр: Military.Многообразие
тематики.Основной мотив романа (столкновение мирной жизни с жестокой реальностью
войны).Образ Коли Плужникова (становление главного героя через призму ужасов военного
лихолетья).
С.Алексиевич «У войны не женское лицо».Жанровое своеобразие(«роман голосов»
о
подвигах
русской
женщины;
документальная
проза;
синтетическая
биография).Многоплановость образа женщины на войне.
К.Паустовский « Повесть о жизни». «Развитие автобиографической прозы в
творчестве писателя.Жанр: Классическая проза.Особенности композиции ( 6 книг:«Далекие
годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий»,
«Бросок на юг», «Книга скитаний»;общий герой и общность времени).Тематика,
проблематика, стиль повествования (обзор)
Обзор региональной литературы.
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 10

Страниц 17

А.Матвеева «Перевал Дятлова».История создания повести. Жанровое своеобразие.
Особенности повествования таинственной истории гибели группы Дятлова(сочетание
художественного и документального).
Е. Габова«Не пускайте Рыжую на озеро». Проблематика. Жанровое, тематическое
своеобразие. Авторский замысел и позиция в произведении. Основная идея рассказа.Образ Светы
Сергеевой (взаимоотношение с окружающим миром и ровесниками).

Творческие задания
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору
студентов).
Подготовка вопросов для проведения дискуссии « Два мира» в произведении Е.
Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
Подготовка
сообщения
(презентации, сравнительно
–
сопоставительной
характеристики) (по выбору студентов).
Теория литературы. Актуализация понятий: автобиографическая проза, антиутопия,
пастораль, рассказ, повесть.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета «Родная
литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования общее
количество составляет — 60 часов, из них 40 часов (обязательная аудиторная нагрузка)
обучающихся, включая лекционные, практические занятия и контрольные работы, 20 часов –
внеаудиторная самостоятельная работа.
Вид учебной работы
Аудиторные занятия. Содержание обучения.
Введение.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
К.Т 1.: устное эссе \ отзыв презентация по произведениям родной литературы
(по выбору учащихся)
КТ 2 : тестирование
Итого
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Всего

Наименование разделов и тем
№п\п
1
2
2.1

Количество
часов
1
15
20
2
2
40
20
60

Кол-во ауд. часов
теор.
всего
контр
практ
сам.р
20
60
36
4

Введение. Цели и задачи курса «Родная литература».
1
1
Литература как феномен культуры русского народа.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Проза, лирика, публицистика 19 века
Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с
друзьями» История создания, замысел, жанр (глава
2
1
«Нужно любить Россию»)
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 11

1

Страниц 17

А.Н.Островский Творчество драматурга в контексте
отечественного историко-литературного процесса
3
2
(«На всякого мудреца довольно простоты», « Таланты
и поклонники»).
2.3
Герой времени в романах И.А.Гончарова («Обрыв»).
3
2
И.С.Тургенева (« Дворянское гнездо», «Накануне»)
2.4
Ф. М.Достоевский «Идиот». Контраст мрака и света,
3
2
смерти и воскресения в романе.
2.5
Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Светское
3
2
общество конца XIX века в представлении Толстого.
2.6
А.П.Чехов. «Дама с собачкой», «Палата № 6».
Психологический анализ как отличительная черта
3
2
чеховской прозы.
2.7
А.Н.Майков,
Я.П.Полонский,
А.А.Григорьев.
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие
3
2
русской лирики второй половины XIX века.
2.8
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы» Художественное и социальное
3
2
достоинство романа (обзор)
3
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Проза, лирика, публицистика 20 века
3.1
Развитие реализма на рубеже веков. Л.Н.Андреев.
3
2
Своеобразие творчества
3.2
Октябрьская революция в публицистике И.А. Бунина
(« Окаянные дни»), А.М.Горького («Несвоевременные
3
2
мысли»).
3.3
Тема России и революции в творчестве поэтов разных
3
2
поколений и мировоззрений.
3.4
Н.Островский «Как закалялась сталь». Образ
несгибаемого большевика Павла Корчагина в
3
2
автобиографическом романе писателя (обзор)
3.5
А.Платонов. Характерные черты времени в повести
3
2
«Котлован» (обзор)
3.6
Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы» в контексте
3
2
отечественной и мировой культуры
3.7
Особенности изображения Великой Отечественной
войны в «лейтенантской прозе» (В.П.Васильев «В
3
2
списках не значился», В.Л.Кондратьев «Сашка»).
К.Т. 1 Устное эссе \ отзыв \ презентация по произведениям
2
3
родной литературы (по выбору учащихся)
3.8
С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Женщина
3
2
и война в прозе «семидесятых».
3.9
К.Паустовский «Повесть о жизни» Развитие
3
2
автобиографической прозы в творчестве писателя
3.10
А.Матвеева («Перевал Дятлова»), Е. Габова («Не
3
2
пускайте Рыжую на озеро»).
2
1
КТ 2 Тестирование
4
Итого
58
36
2.2

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 12

1

1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
20

Страниц 17

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 13

Страниц 17

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы;
Аудирование;
работа
с
источниками
информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на
вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая
работа с текстами эпических и лирических произведений;
подготовка сообщений; самостоятельная и групповая работа по
заданиям к текстам произведений, подготовка к семинару (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на
семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть;
работа с иллюстративным материалом; самооценивание и
взаимооценивание.
Аудирование; чтение; комментированное чтение; подготовка
РОДНАЯ
устного эссе,
отзывов, презентаций по
ЛИТЕРАТУРА
XX сообщений,
произведениям родной литературы; самостоятельная работа с
ВЕКА
источниками
информации
(дополнительная
литература,
Проза, лирика,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
публицистика 20 века
участие в беседе; аналитическая работа с текстами эпических и
лирических произведений; выразительное чтение и чтение
наизусть; презентация книги wsподготовкак семинару (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание
и взаимооценивание, написание отзыва;.
Введение
РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIX
ВЕКА
Проза, лирика,
публицистика 19 века

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 14

Страниц 17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение программы учебного предмета «Родная литература» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета литературы.
Оборудование кабинета литературы.
Комплект ученической мебели на 30 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Acer, проектор, экран, методические пособия по учебной дисциплине «Родная
литература».В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Используется электронные ресурсы: ЭБС Юрайт, ЦОК, Российская электронная
школа: https://resh.edu.ru/, Президентская библиотека https://www.prlib.ru/, Литература:
электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL:
https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 15

Страниц 17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А.
Обернихиной. М., 2015.
Дополнительная литература
1.
Красовский В. Е. Литература : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 650 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467570
2.
Сафонов А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453510
3.
Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
А. А. Сафонов ;
под
редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453653
4.
Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для
среднего
профессионального
образования /
Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева,
И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
5.
Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для
среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/426514.
6.
Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для
среднего
профессионального
образования /
Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева,
И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733.
7.
Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией
В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07714-8. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451338
8.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 237 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/455674
Интернет-ресурсы
Дата утверждения 01.09.2021

Страница 16

Страниц 17

1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection.edu. Ru
2.
Культура письменной речи. URL: www.gramma.ru
3.
Справочная служба русского языка. URL: www.spravka.gramota.ru
4.
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия
Кругосвет. URL: »www.krugosvet.ru
5.
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
6.
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе
литературы http://lib.prosv.ru
7.
Библиотека русской литературы «Классика.ру»http://www.klassika.ru
8.
Библиотека художественной литературы E-kniga.ruhttp://www.e-kniga.ru
9.
Классика русской литературы в аудиозаписиhttp://www.ayguo.com
10.
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
11.
Русская литературная критика http://kritika.nm.ru
12.
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
13.
Президентская библиотека https://www.prlib.ru/
14.
ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about
15.
Литература: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового
века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine

Дата утверждения 01.09.2021

Страница 17

Страниц 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».