Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Приложение 1 к ОПОП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (прием 2021 г., базовая подготовка) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК . Дата введения 01.09.2021 Страница 1 Страниц 37 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчики: Шипицына Г.А., преподаватель Касьянова А.В., преподаватель Дата введения 01.09.2021 Страница 2 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Содержание Пояснительная записка 4 Планируемые результаты освоения учебного предмета 7 Содержание учебного предмета 11 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 27 Характеристика основных видов деятельности студентов 31 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Русский язык» 37 Рекомендуемая литература 38 Дата введения 01.09.2021 Страница 3 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО – ППССЗ) на базе основного общего образования на базовом уровне. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программой среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.), Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021г. № Р-98, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, Методики ПРЕПОДАВАНИЯ по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 августа 2021г. № Р198) Цели освоения содержания учебного предмета «Русский язык» (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции; способствовать формированию ОК и ПК. Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): формировать представления о роли языка в жизни человека, общества, государства; обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования, базовых понятиях лингвистики; воспитать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; формировать представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развивать способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; совершенствовать умение использовать русский литературный язык во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; Дата введения 01.09.2021 Страница 4 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык формировать умения устной и письменной коммуникации на русском языке в различных формах на различные темы, в том числе в речевых ситуациях профессиональной направленности; способствовать свободному использованию словарного запаса, в том числе и профессиональной лексики, в различных речевых ситуациях. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение всех личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение результатов осуществляется на основе интеграции системнодеятельностного и компетентностного подходов к изучению русского языка, которые обеспечивают формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), совершенствование умений понимать устную и письменную речь, воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности. Лингвистическая компетенция формируется в процессе развития представлений о русском языке как о знаковой системе, совершенствования умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с языковыми нормами, умения использовать приобретенный словарный запас для общения в соответствии с речевой ситуацией, навыков работы с различными лингвистическими словарями. Языковая компетенция формируется в процессе овладения новыми языковыми средствами, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи, совершенствования умений использовать приобретенный словарный запас в коммуникативных целях. Развитие культуроведческой компетенции направлено на овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Компетенция включает знания о национально-культурной специфике русского языка, основанные на понимании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа. Также изучение русского языка способствует решению задач формирования общей культуры обучающихся, их представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, понимания русского языка как ценности народа; направлено на воспитание, развитие и социализацию личности, способствует общекультурной и общеобразовательной подготовке обучающихся, обеспечивает возможности дальнейшего успешного профессионального обучения. Реализация содержания ОД в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию и результатам Дата введения 01.09.2021 Страница 5 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык освоения основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебного предмета ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка. Реализация содержания учебного предмета «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью. Изучение общеобразовательной учебного предмета «Русский язык» завершается подведением итогов в форме комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В тексте программы * и подчеркиванием выделено содержание учебного предмета «Родной (русский) язык». Дата введения 01.09.2021 Страница 6 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: ● личностных: − воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет иотражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; ● метапредметных: − владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; − владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; − использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; − умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметных: Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» включают результаты изучения учебных предметов: Дата введения 01.09.2021 Страница 7 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык "Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; В результате изучения русского языка на базовом уровне в соответствии с ФГОС СОО и ПООП ФГОС СОО – – – – – – – Обучающиеся научатся использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; Дата введения 01.09.2021 Страница 8 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Обучающиеся получат возможность научиться распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; Дата введения 01.09.2021 Страница 9 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык – – – – – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Учебный предмет способствует профессиональных компетенций: Код компетенци и ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 6. ОК 8. формированию следующих общих и Формулировка компетенции Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Профессиональные компетенции ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве. Дата введения 01.09.2021 Предметные результаты освоения русского языка ПР 1. сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; Страница 10 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Содержание учебного предмета 1. Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Функции языка. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Историческое развитии русского языка. Язык как система. Основные уровни языка. Язык как многофункциональная развивающаяся система. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. *Русистика как наука о русском языке.Лингвистика как часть общечеловеческого гуманитарного знания. Понятие о русском литературном языке и языковой норме, ее функциях и вариантах.Нормативные словари современного русского языкаЗначение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Практические занятия Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.Возможности лингвистического эксперимента. 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Классификация фонетических единиц русского языка. Понятие о звуке и фонеме. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Система гласных и согласных фонем. Позиционные изменения гласных и согласных. Фонетический разбор слова. Графический анализ слова Ударение в русском языке. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Выразительные средства фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з-/с-. Правописание и/ы после приставок. Практические занятия Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики 3. Лексикология и фразеология Слово как единица лексического уровня языка. Системные отношения в лексике русского языка (Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление). Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, Дата введения 01.09.2021 Страница 14 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические словари. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексический анализ слова.Использование лексических словарей. Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологический анализ. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки. Фразеологические словари. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.Редактирование текстов. Особенности русского речевого этикета. Нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Практические занятия Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. 4. Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.Использование словообразовательного словаря. Понятие об этимологии. Этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. Использование этимологического словаря. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. Практическиезанятия Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.Анализодноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Дата введения 01.09.2021 Страница 15 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. 5. Морфология и орфография Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.)Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Дата введения 01.09.2021 Страница 16 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Служебные части речи и их грамматические признаки. Правописание предлогов, союзов, частиц. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствиеи др.) от слов-омонимов.Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся.Использование словаря трудностей. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. 6. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Дата введения 01.09.2021 Страница 17 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Синтаксический разбор простого предложения. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия Дата введения 01.09.2021 Страница 18 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. 7. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Стилистические ресурсы языка. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, отзыв, рецензия и др. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Комплексный лингвистический анализ текста. Практические занятия Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. Дата введения 01.09.2021 Страница 19 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Профильная направленность учебного предмета Тема (раздел) по учебному предмету Дополнительное содержание по учебному предмету с учѐтом специальности Язык как средство общения и форма Необходимость соблюдения языковых существования национальной культуры. норм в речи специалиста по Язык как система. Основные уровни документационному обеспечению языка. Язык как многофункциональная управления развивающаяся система. *Русистика как наука о русском языке. Лингвистика как часть общечеловеческого гуманитарного знания. Понятие о русском литературном языке и языковой норме, ее функциях и вариантах. Нормативные словари современного русского языка Классификация фонетических единиц Значение изучения фонетической стороны русского языка. Понятие о звуке речи и речи фонеме. Орфоэпические (произносительные и Необходимость соблюдения акцентологические) нормы. орфоэпических норм специалистом по Орфоэпический анализ слова документационному обеспечению управления Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Лексические нормы и ошибки. Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления. Редактирование текстов. Необходимость соблюдения орфографических норм специалистом по документационному обеспечению управления Необходимость соблюдения лексических норм специалистом по документационному обеспечению управления Особенности русского речевого этикета. Нормы речевого поведения Нормы речевого поведения в различных специалистом по документационному сферах и ситуациях общения. обеспечению управления Употребление приставок в разных стилях Необходимость соблюдения речи. Употребление суффиксов в разных словообразовательных норм специалистом стилях речи. Речевые ошибки, связанные с по документационному обеспечению неоправданным повтором однокоренных управления слов. Дата введения 01.09.2021 Страница 20 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Правописание окончаний имен существительных, суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных существительных и прилагательных. Употребление форм имен существительных и имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексикограмматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Необходимость соблюдения морфологических норм специалистом по документационному обеспечению управления Необходимость соблюдения морфологических норм специалистом по документационному обеспечению управления Необходимость соблюдения морфологических норм специалистом по документационному обеспечению управления Необходимость соблюдения морфологических норм специалистом по документационному обеспечению управления (нормы употребления глагола и глагольных форм). Необходимость соблюдения синтаксических норм специалистом по документационному обеспечению управления (согласование подлежащего и сказуемого). Осложненное ПП. Предложения с Необходимость соблюдения однородными членами и знаки синтаксических норм специалистом по препинания в них. документационному обеспечению управления (ошибки в предложениях с однородными членами). Дата введения 01.09.2021 Страница 21 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Предложения с обособленными уточняющими членами. и Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации Необходимость соблюдения синтаксических норм специалистом по документационному обеспечению управления (ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами). Необходимость соблюдения синтаксических норм специалистом по документационному обеспечению управления (построение СПП). Необходимость соблюдения синтаксических норм специалистом по документационному обеспечению управления (построение предложений с чужой речью). Необходимость соблюдения пунктуационных норм специалистом по документационному обеспечению управления Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Основные требования к речи специалиста по документационному обеспечению управления Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Использование текстов научного стиля в профессиональной деятельности специалиста по документационному обеспечению управления Дата введения 01.09.2021 Использование текстов официальноделового стиля в профессиональной деятельности специалиста по документационному обеспечению управления Использование текстов публицистического стиля в профессиональной деятельности специалиста по документационному обеспечению управления Страница 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Использование текстов различных типов в профессиональной деятельности специалиста по документационному обеспечению управления Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов, в том числе профессиональной направленности ● Русский язык среди других языков мира. ● Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. ● Языковой портрет современника. ● Молодежный сленг и жаргон. ● * Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. ● * А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. ● * Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. ● * Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. ● * Язык и культура. ● * Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. ● Вопросы экологии русского языка. ● Виды делового общения, их языковые особенности. ● Языковые особенности научного стиля речи. ● Особенности художественного стиля. ● Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. ● Экспрессивные средства языка в художественном тексте. ● СМИ и культура речи. ● * Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. ● Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. ● Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. ● * Русское письмо и его эволюция. ● * Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. ● Антонимы и их роль в речи. ● Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. ● * Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. ● * Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. ● * В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». ● Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. ● Исторические изменения в структуре слова. ● Учение о частях речи в русской грамматике. ● Грамматические нормы русского языка. ● Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). Дата введения 01.09.2021 Страница 23 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык ● Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на при- мере лирики русских поэтов). ● Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. ● Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. ● Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. ● Слова-омонимы в морфологии русского языка. ● Роль словосочетания в построении предложения. ● Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. ● Синтаксическая роль инфинитива. ● Предложения с однородными членами и их функции в речи. ● Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. ● Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. ● Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. ● Синонимика простых предложений. ● Синонимика сложных предложений. ● Использование сложных предложений в речи. ● Способы введения чужой речи в текст. ● * Русская пунктуация и ее назначение. ● Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста. ● * Из истории русских имѐн. ● * Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве / о характере человека, его качествах. ● * О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. ● * Роль и уместность заимствований в современном русском языке. ● * Компьютерный сленг в русском языке. ● * Межнациональные различия невербального общения. ● * Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). ● Язык современной рекламы ● Слова-паразиты: как от них избавиться? Основы делового письма Профессиональный словарь специалиста по документационному обеспечению управления/ архивиста Межпредметные связи учебного предмета «Русский язык» Тема Единицы содержания,резу льтаты/метапред метные понятия Учебная дисциплина 1 курса, тема, раздел Введение Культура История Древнерусская культура. Дата введения 01.09.2021 Учебные дисциплины, МДК, ПМ, практика, виды деятельности (2-4 курс), примерные темы ПМ.01 Организация Страница 24 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Выразительные средства Лексика и фразеология Этикет Морфемика, словообразова ние, орфография Морфология и орфография Способы словообразовани я. Синтаксис и пунктуация Простое предложение. Сложное предложение. Части речи. Грамматические категории частей речи Литература Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов (Теория литературы.Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.) Сергей Александрович Есенин (Теория литературы.Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.) Обществознание Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Иностранный язык Словообразование. Иностранный язык Личные ипритяжательныеместоимения. Настоящее время глаголов. Будущее время. Прошедшее время глагола. Повелительноенаклонение. Сослагательноенаклонение. Пассивный залог. Причастие. Числительное. Склонениеприлагательного. Склонениесуществительного. Наречие. Иностранный язык Простоепредложение. Неопределѐнно –личные ибезличныепредложения. Сложносочиненные предложения. Придаточныепричины. Придаточныепредложениявремен и. Придаточныепредложения цели. Косвенная речь. Дата введения 01.09.2021 документацион ного обеспечения управления и функциониров ания организации МДК 03.02. Документирова ние и организационн ая обработка документовния МДК 03.03 Организация работы делопроизводи теля в образовательно й организации Страница 25 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Язык и речь. Функциональ ные стили языка Тема, основная мысль Литература Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы (Теория литературы.Тематика и проблематика литературного произведения.) Дата введения 01.09.2021 Страница 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Наименование разделов и тем Кол-во ауд. часов лекц. конт практ. р Сам.ра б 1 семестр 1. 2 2.1. 2.2. 3 3.1. 3.2. Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Язык как многофункциональная развивающаяся система. *Русистика как наука о русском языке. Лингвистика как часть общечеловеческого гуманитарного знания. Понятие о русском литературном языке и языковой норме, ее функциях и вариантах.Нормативные словари современного русского языка Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Классификация фонетических единиц русского языка. Понятие о звуке речи и фонеме. Фонетический разбор. Графический анализ слова Ударение в русском языке. Интонационное богатство русской речи.Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства фонетики. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Лексика и фразеология Слово как единица лексического уровня языка. Системные отношения в лексике русского языка. Изобразительно-выразительные средства лексики. Особенности русского речевого этикета. Нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика. Активный и пассивный словарный запас. Лексический анализ. Лексические нормы и ошибки. Дата введения 01.09.2021 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страница 27 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 3.3 4 4.1. 4.2. 5 5.1 5.2 5.3. 5.4. Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологический анализ. Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ слова Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Понятие об этимологии. Морфология и орфография Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексикограмматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Дата введения 01.09.2021 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страница 28 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 5.5. 5.6. 5.7 5.8 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Глагол и глагольные формы. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Служебные части речи и их грамматические признаки. Правописание предлогов, союзов, частиц. Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Морфологический разбор частей речи 2 семестр Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения Синтаксический разбор ПП Осложненное ПП. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Дата введения 01.09.2021 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страница 29 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 7 7.1. 7.2. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синтаксический разбор СП Способы передачи чужой речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Синтаксический разбор СП Язык и речь. Функциональные стили языка Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Стилистические ресурсы языка. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 1 1 1 27 56 5 28 84 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ✔ Олимпиады по русскому языку (различных уровней) Дата введения 01.09.2021 Страница 30 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык ✔ Конкурсы эссе "Моя будущая профессия", «Наставничество – универсальная технология 21 века» и др. ✔ Творческая выставка мини-сочинений, эссе «Учитель – не работа, а призвание… » и др. Дата введения 01.09.2021 Страница 31 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Характеристика основных видов деятельности студентов Содержаниеобучения Введение Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) ● Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры, о функциях языка; ● характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка, роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; ● составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; ● комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); ● приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; ● определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; ● вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); ● преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека ● Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; ● извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; ● строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; ● проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; ● извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) Дата введения 01.09.2021 Страница 32 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Лексикология и фразеология Морфемика, словообразование, орфография ● Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; ● объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; ● опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) ● Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; ● проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; ● извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; ● характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; ● опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; ● извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; ● использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова Дата введения 01.09.2021 Страница 33 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Морфологияи орфография ● Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; ● проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; ● извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; ● определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; ● проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; ● составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; ● извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании Дата введения 01.09.2021 Страница 34 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Синтаксиси пунктуация ● Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); ● комментироватьответытоварищей; ● извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; ● составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; ● проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; ● определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; ● составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; ● извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; ● производить синонимическую замену синтаксических конструкций; ● составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; ● пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; ● составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам Дата введения 01.09.2021 Страница 35 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Язык и речь. Функциональные стили речи ● Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; ● вычитыватьразныевидыинформации; ● характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; ● выполнять комплексный лингвистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; ● характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; ● составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; ● анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; ● подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; ● оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; ● исправлять речевые недостатки, редактировать текст; ● выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебнонаучную тему; осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; ● анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; ● различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); ● анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; ● создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор) и выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; ● подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) Дата введения 01.09.2021 Страница 36 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Русский язык» Освоение программы учебного предмета «Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Оборудование кабинета русского языка. Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Acer, колонки, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Русский язык». Заключен договор с образовательной платформой ЮРАЙТ на использование электронных изданий по блоку "Коллекция СПО" https://urait.ru/catalog/spo, ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ №DS-101094 с ООО «Издательский Дом «Первое сентября» на использование информационного программного комплекса «Школа цифрового века» (ИПК ШЦВ)https://ds.1sept.ru/, включающего 24 электронных российских периодических издания и 8 электронных брошюр по реализуемым ОПОП. Заключен договор с ООО «Гарант – Оренбург», что обеспечивает доступ к актуальной нормативно-правовой базе. Активно используются возможности электронных библиотек (с бесплатным доступом): ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б.Н. Ельцинаhttps://www.prlib.ru/, КИБЕРЛЕНИНКА https://cyberleninka.ru/,http://psychlib.ru/электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета,http://bibliotekar.ru/Библиотекарь.Ру электронная библиотекаhttp://www.library.spbu.ru/- Научная библиотека им. М. Горького, ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского»http://book.uraic.ru/o_biblioteke Дата введения 01.09.2021 Страница 37 Рабочая программа учебного предмета Русский язык Рекомендуемая литература Основная литература Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 10кл. - М.: «Академия», 2017 Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 11кл. - М.: «Академия», 2017 Дополнительная литература 1. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487325 2. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452346 3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857. Периодические издания: Русский язык: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»).URL: https://шцв.рф/https://ds.1sept.ru/resource/magazine Словари 1. Лекант П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/452433. 2. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/450857 Универсальный Словарь Русского языка Орфографический словарь, орфоэпический словарь, Этимологичесйи словарь "Весь" 2010 Словарь трудностей Русского языка Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова "Русский язык"1981 Словарь трудностей Русского языка Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова "Айрис пресс"1999 Дата введения 01.09.2021 Страница 38 Рабочая программа учебного предмета Русский язык Иллюстрированный толковый словарь Руского языка Современное написание В.И. Даль "Астрель"2005 Орфоэпический словарь Русского языка составитель В.И. Круковер, корректор О.В. Гриднева "Виктория плюс"2007 Большой толковый словарь срвременного русского языка Д.Н. Ушаков "АльтаПринт"2007 Учебный словарь Русского языка В.В. Репкин "Пеленг"1994 Давайте говорить правильно Трудности грамматического управления в современном русском языке Г.Н. Скляревская, Е.Ю Ваулина "Академия"2004 Давайте говорить правильно Трудности современной русской фразеологии В.Н. Мокиенко "Академия"2004 Справочник по орфограйии и пунктуации Д.Э. Розенталь "Русский купец и Братья славяне"1996 Орфографический словарь Русского языка С.Г. Бархударова, под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро "Советская энциклопедия"1968 Орфографический словарь Русского языка под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро "Государственное издательство инастранных и национальных словарей"1957 Слова с удвоенными согласными Словарь-справочник Н.П. Колесников "Феникс"1995 Русская фразеология словарь-справочник Р.И. Яранцев "Русский язык"1997 Универсальный словарь Русского языка для школьников "У-Фактория"2007 Интернет-ресурсы 1. Методики. URL:www.metodiki. ru 2. Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. URL:www.ruscorpora. ru 3. Образовательный портал «Учеба»: «Уроки». URL: www.Ucheba. com (www.uroki. ru) 4. Пособия. URL:www.posobie. ru 5. Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение». URL:www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 6. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». 7. Сеть творческих учителей. Ин формационные технологии на уроках русского языка и литературы. URL:www.it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com 8. Словари.ру. URL:www.slovari. ru/dictsearch 9. Справочная служба русского языка. URL:www.spravka. gramota. ru 10. Справочная служба. URL:www. gramota. ru 11. Учебникграмоты. URL:www. gramota. ru/class/coach/tbgramota 12. Учебный портал по использованию ЭОР. URL:www.eor. it. ru/eor 13. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе. URL:www.uchportal. ru 14. Экзамены. Нормативные документы. URL:www.gramma. ru/EXM 15. Электронная версия газеты «Русский язык». URL:www. rus.1september. ru 16. Энциклопедия «Языкознание». URL:www.russkiyjazik.ru 17. Этимология и история русского языка. URL:www.etymolog. ruslang. ru Дата введения 01.09.2021 Страница 39 Рабочая программа учебного предмета Русский язык Образцы проверочных работ для проведения ВПР СПО в 2021 году Для обучающихся ПЕРВЫХ КУРСОВ по очной форме обучения по образовательным программам СПО на базе основного общего образования URL: https://fioco.ru/demo-vprspo ВПР КЛАСС Варианты ВПР с ответами https://vprklass.ru/spo Дата введения 01.09.2021 Страница 40