Положение о системе наставничества в ГАПОУ СО Камышловский педагогический колледж

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
________________________ ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Принято
Советом ГАПОУ СО
«Камышловский
педагогический
колледж»
(протокол от 24.03.2022 № 7
Председатель /^И.Ю. Устьянцева

Утверждено
приказом директора ГАПОУ СО
«Камышловский
педагогический
колледж» от 24.03.2022 № 89-ОД
Е.Н. Кочнева

ГАПОУ СО
/«Камышловский
3^ педагогический
и® % ° "•
колледж»

ь' ® |

к

g

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
ВПЕРВЫЕ

Дата введения 24. 03.2022

| Страница 1

| Страниц 9

#1/

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о системе наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления
наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с актуальными
нормативно-правовыми актами федерального, регионального и локального уровней в сфере
образования и наставничества.
1.2
В Положении используются следующие понятия:
Наставник
педагогический
работник,
назначаемый
ответственным
за
профессиональную и должностную адаптацию наставляемого, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж».
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения
Куратор - педагогический работник образовательной организации, который отвечает
за реализацию программы наставничества и персонализированных программ наставничества
в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество; универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
’ Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов
наставничества,
участников
наставнической
деятельности,
направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3 Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на различных уровнях;
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
Дата введения 24, 03.2022

| Страница 2

| Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
/|
________________________ ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»________________________
■■ ®./
Положение о системе наставничества в
_________ ________________________ ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»________________________

развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении
и совместной деятельности наставника и наставляемого;
*
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и
механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4 Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения
должностных
обязанностей
для
участия
в
мероприятиях
плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает директор ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический колледж» на основании решения Научно-методического
совета колледжа в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.'*

2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж» - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
обучающихся, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
2.2.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной
среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов/обучающихся/молодых
специалистов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников ГАПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж»;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне колледжа и взаимодействия с
социальными партнерами;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
Дата введения 24. 03.2022

| Страница 3

| Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
ознакомление с традициями и укладом колледжа, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога/обучающегося, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять
процесс
профессионального
становления
и
развития
педагогов/обучающихся, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности;
- содействовать выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально­
этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,

2.3 В ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» применяются
разнообразные формы наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной
организации -педагог», «работодатель - студент», «студент-студент», «молодой специалиствыпускник колледжа - педагог-мастер» и другие) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества,
имеющихся
профессиональных
затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы
наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
Форма наставничества «педагог - педагог» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал - педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества,
тематические
интернет-порталы и
др.
Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый»,
привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество
доступным для широкого круга лиц.
Дата введения 24. 03.2022

| Страница 4

| Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и
достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а
опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и
организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для
его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого (наставляемых)
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и
устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также
наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «руководитель образовательной организации - педагог»нацелена на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании данного Положения и Положения о
программе наставничества ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
3.3.
Директор ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения системы (целевой
модели) наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества в ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический колледж»;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
Дата введения 24. 03.2022

| Страница 5

| Страниц 9

♦

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту внедрения системы (целевой модели) наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» на учебный год в сентябре;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических работников,
аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4.
Куратор реализации программ наставничества:
- назначается директором ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» из
числазаместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту внедрения системы (целевой модели)
наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
- совместно с лаборантом ведет банк (персонифицированный учет) наставников и
наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе на стажировочных площадках с привлечением наставников из других образовательных
организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с директором мониторинг реализации системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
♦ - осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует итоговый аналитический отчето реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества в колледже;
Дата введения 24. 03.2022

| Страница 6

| Страниц 9

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с лаборантом).

4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
помогать наставляемому осознавать свои сильные и слабые стороны и определять
векторы развития;
предлагать помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и
противоречия;
помогать наставляемому развивать прикладные навыки, умения и компетенции;
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в том числе и на личном примере;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
организуя участие в мероприятиях для мододых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, контролировать и корректировать деятельность наставляемого, вносить
предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных
конкурсах,
оказывать
всестороннюю поддержку
и методическое
сопровождение;
информировать куратора программы о трудностях и проблемах, возникающих в
процессе наставничества;
посещать обучающие мероприятия для наставников в течение всего срока участия в
наставничестве;
вести отчетную документацию.
5. Права и обязанности наставляемого
,
5.1 . Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень, развивать прикладные
навыки, умения и компетенции;
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью, предметом наставничества;
Дата введения 24. 03.2022

Страница 7

| Страниц 9

film
yep

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

- вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных программ наставничества;
выбирать наставника из предложенных кандидатур.
5.2 Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с измен, и доп.), иные федеральные, региональные, муниципальные
и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность,
деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества
в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей/реализации видов деятельности;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей/видов деятельности;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работеи учебе;
»
_ учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним;
вести отчетную документацию.
*

6.
Процесс формирования пар и групп наставников и наставляемых, в
отношении которых осуществляется наставничество.
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и наставляемых, в отношении которых осуществляется
наставничество,
пары/группы
утверждаются
приказом
директора ГАПОУ
СО
«Камышловский педагогический колледж».

Дата введения 24. 03.2022

| Страница 8

| Страниц 9^

чж/

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Положение о системе наставничества в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
•
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия
публикации
результатов
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1 . На сайте ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» в разделе
«Научно-методическая работа» размещаются лучшие кейсы, отчеты-презентации по итогам
наставничества в колледже, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая
база в сфере наставничества, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и
программ наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» и др.
8.2 Результаты реализации системы наставничества в ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж» публикуются в июне-июле текущего года.
9.3аключительные положения
9.1 Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором ГАПОУ
СО «Камышловский педагогический колледж».
9.2 В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

Дата введения 24, 03.2022

| Страница 9

| Страниц 9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».