ОП.07 Экономика отр ИСиП 2020

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Приложение 31
к ОПОП СПО - программе
подготовки специалистов среднего
звена по специальности 09.02.07
Информационные
системы
и
программирование (квалификация
программист, прием 2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Дата введения – 01.09.2020

Страница 1

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1547, с учетом примерной
основной образовательной программой по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование (регистрационный номер в государственном реестре
примерных основных образовательных программ: 09.02.07- 170511. дата регистрации в
реестре: 11.05.2017 г.)

Государственное
автономное
профессиональное
Организация-разработчик:
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Мясников С.В., преподаватель

Дата введения – 01.09.2020

Страница 2

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

16

Дата введения – 01.09.2020

Страница 3

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

1.

ПРОГРАММЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Экономика отрасли» принадлежит к профессиональному
учебному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК

ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ОК 5,
ОК 9,
ОК 10,
ОК 11

Умения

Знания

Находить и
использовать
необходимую
экономическую
информацию.
Рассчитывать по
принятой методологии
основные техникоэкономические
показатели
деятельности
организации.

Общие положения экономической теории.
Организацию производственного и технологического
процессов.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и организации, показатели их
эффективного использования.
Методику разработки бизнес-плана.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:

Объем в часах
36

теоретическое обучение

32

практические занятия

10

Самостоятельная работа1

2

Промежуточная аттестация

2

1

Дата введения – 01.09.2020

Страница 4

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1
Основы
концепции
экономики

Тема 1.2
Микроэкономика

Тема 1.3
Макроэкономика

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Содержание учебного материала
Предмет и метод экономической науки, функции экономики, методы исследования
экономических явлений. Основные экономические понятия и категории. Экономические
ресурсы, их ограниченность. Общие положения экономической теории.
Экономические
системы.
Понятие
и
классификация
экономических
систем:
традиционная, рыночная,
административно-командная,
смешанная.
Принципы
функционирования рыночной экономики.
Практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Теория спроса и предложения: сущность, способы представления, факторы, влияющие на
изменение спроса и предложения.
Рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения, понятие равновесное цены и
равновесного объема, способы их определения.
Эластичность спроса и предложения: понятие и типы эластичности, факторы влияющие на
эластичность, определение эластичности, влияние эластичности на выручку предприятия.
Практические занятия:
Построение графиков спроса и предложения, расчет точки равновесия и показателей
эластичности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Национальная экономика и ее структура: понятия, субъекты, механизм взаимодействия.
Система национальных счетов: основная цель национального счетоводства, основные
Дата введения – 01.09.2020

Страница 5

Объем
в часах
3

2

1

1

1

ОК, ПК
4

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

макроэкономические показатели – валовой
внутренний
продукт (ВВП),
валовой
национальный продукт (ВНП)номинальный и реальный, чистый национальный продукт
(ЧНП) и национальный доход (НД); методы их учета. Макроэкономическое равновесие.
Макроэкономическая нестабильность: цикличность экономического развития и ее причины;
понятие
безработицы
ее
виды
–
фрикционная,
структурная,
циклическая;
макроэкономические
проблемы
инфляции.
Политика занятости.
Практические занятия:
Расчет макроэкономических показателей.
Нахождение и использование необходимой экономической информации.
Выявить роль государства в регулировании экономических процессов.
Раздел 2.

9, ОК 10,
ОК 11

1

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 2.1
Основы
функционирования
субъектов
хозяйствования
Тема 2.2
Производственная
структура организац
ии

Содержание учебного материала
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли. Понятие
«предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. Методика
разработки бизнес-плана.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Производственная
структура,
еѐ
основные
элементы,
подразделения.
Типы
производства: единичное, серийное, массовое, их характеристика. Производственный и
технологический процессы: понятие, структура. Организация производственного и
технологического процессов.
Практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Функционирование
Понятие и особенности рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия,
организации
в олигополия, монополистическая конкуренция. Сущность и роль конкуренции в экономике.
Дата введения – 01.09.2020

Страница 6

1

1

2

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11
ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11
ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

различных
типах Понятие конкурентоспособности. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги):
рыночных структур
особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции,
стратегии ценообразования их экономическая сущность. Антимонопольная политика.
Практические занятия:
Поддержка развития средних и малых предприятий
.
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Затраты и издержки Виды и классификация затрат предприятий (организаций). Затраты на один рубль товарной
организации
продукции, факторы влияющие на изменение уровня затрат. Понятие себестоимости
продукции. Экономическая сущность и виды издержек. Динамика постоянных, переменных и
общих издержек. Средние и маржинальные издержки. Исчисление издержек. Механизмы
ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации,
показатели их эффективного использования.
Практические занятия:
Решение задач: Расчет себестоимости продукции. Составление калькуляции и сметы затрат.
Рассчет по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности
организации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Ресурсы
Хозяйственные средства организации.
хозяйствующих
Материально–технические ресурсы (МТР) отрасли и организации: понятие, состав.
субъектов
и Основные фонды: понятие и классификация. Показатели эффективного использования
эффективность
их основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, их характеристика и
использования
методы расчета.
Оборотные средства: понятие, состав, классификация и оборачиваемость. Показатели
экономической оценки состояния и оборачиваемости оборотных средств.
Практические занятия:
Дата введения – 01.09.2020

Страница 7

9, ОК 10,
ОК 11

2

1

1

2

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

2
Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

Расчет показателей эффективного использования основных фондов.
Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала.
Содержание учебного материала
Трудовые ресурсы отрасли и организации.
Кадры организации: понятие, структура, показатели динамики. Факторы, влияющие на
предложение рабочей силы.
Организация оплаты труда: виды заработной платы, формы оплаты труда в современных
условиях, надбавки и доплаты.
Производительность труда: понятие эффективности труда; методы измерения
производительности труда– стоимостный, натуральный и трудовой; формулы расчета;
факторы оказывающие влияние на производительность труда; резервы роста.
Практические занятия:
Планирование численности рабочих.
Расчет заработной платы и производительности труда.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Финансовые ресурсы отрасли и организации.
Характеристика, структура и источники формирования финансовых ресурсов организации.
Движение денежных средств организации. Лизинг: сущность, виды, участники лизинговой
сделки.
Сущность экономической эффективности производства. Понятие ликвидности и финансовой
устойчивости организации.
Основные показатели эффективности деятельности организации. Прибыль: сущность, порядок
образования и виды прибыли. Понятия экономической и бухгалтерской прибыли.
Рентабельность: экономическая сущность, виды рентабельности. Точка безубыточного
ведения хозяйства:
понятие и определение безубыточности объема продаж и зоны
безопасности организации.
Практические занятия:
Дата введения – 01.09.2020

Страница 8

1

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

1

2
2

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

2
Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

Расчет основных показателей эффективности деятельности организации
Анализ и выработка согласованной финансовой политики на предприятии
Самостоятельная работа обучающихся:
Ознакомиться с формами лизинга и законспектировать их краткую характеристику
Тема 2.6
Планирование
развитие
деятельности
хозяйствующего
субъекта

2

ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11

Содержание учебного материала
и Показатели технического развития и организации производства. Показатели экономической

эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент
эффективности и срок окупаемости. Понятие, цель разработки, основные разделы, методика

разработки бизнес-плана. Технико–экономическое обоснование проектов: цель, содержание.
Практические занятия:
Разработка технико–экономического обоснования проекта
Самостоятельная работа обучающихся:
Контрольные работы:
Дифференцированный зачет

Всего:

2
2

2
2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Экономика отрасли
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Samsung, проектор, интерактивная доска,
информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Экономика отрасли».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Печатные издания

Дата введения – 01.09.2020

Страница 9

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля-М.: ОИЦ
«Академия», 2017.
Электронные издания
Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией
А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53406278-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455300
Экономика отрасли информационных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко,
Н. М. Лобанова, Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11628-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457143
Дополнительные источники:
1.
Агентство консультаций и деловой информации «Экономика». URL: http://www.akdi.ru.
2.
Обзоры состояния экономики России (на сайте Института экономики переходного периода). URL: http://online.ru/sp/iet/trends/.
3.
Образовательная сеть «Знание». URL: http://economy-ru.com

Дата введения – 01.09.2020

Страница 10

Страниц 11

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Экономика отрасли
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Текущий контроль в форме:
уметь:
−
устный опрос;
−
находить и использовать необходимую экономическую −
защита практических работ;
информацию;
−
дифференцированный зачет.
−
рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
−
общие положения экономической теории;
−
организацию
производственного
и
технологического
процессов;
−
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
−
формы оплаты труда в современных условиях;
−
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
−
методику разработки бизнес-плана.

Дата введения – 01.09.2020

Страница 11

Страниц 11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».