Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Приложение 1 к ООП СПО - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (квалификация программист, прием 2020 г., очная форма обучения) Подписано цифровой подписью: Директор Кочнева Е.Н. DN: cn=Директор Кочнева Е.Н., email=izkpk@mail.ru, o=ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж" Дата: 2021.02.01 15:09:42 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК Страница 1 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з), Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (с уточнениями, одобренными НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.) Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Шипицина Г.А., преподаватель Страница 2 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Страница 3 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Содержание Пояснительная записка ................................................................. Error! Bookmark not defined. Планируемые результаты освоения учебного предмета ............. Error! Bookmark not defined. Содержание учебного предмета ................................................... Error! Bookmark not defined. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ............................................................................................... Error! Bookmark not defined. Характеристика основных видов деятельности студентов ......... Error! Bookmark not defined. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета ........................................................................................ Error! Bookmark not defined. Рекомендуемая литература ........................................................... Error! Bookmark not defined. Страница 4 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Пояснительная записка Программа учебного предмета «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО - ППССЗ) на базе основного общего образования. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык», с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Рабочая программа составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебного предмета «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 21с. (автор Воителева Т.М.), рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол№3от21июля2015г., регистрационный номер рецензии381 от23июля2015г.ФГАУ«ФИРО»), (с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.) разработанной в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),(с учетом уточнений одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.). целей: Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой; совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного Страница 5 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание учебного предмета «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности. Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебного предмета ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка. Страница 6 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка. Реализация содержания учебного предмета «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью. В разделе программы «Содержание учебного предмета» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит. Изучение общеобразовательной учебного предмета «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В тексте программы * и подчеркиванием выделено содержание учебного предмета «Родной (русский) язык». Место учебного предмета в учебном плане Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. Результаты освоения учебного предмета Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет иотражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной Страница 7 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметных: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; Страница 8 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Содержание учебного предмета 1. Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. *Русистика как наука о русском языке. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Нормативные словари современного русского языка Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Классификация фонетических единиц русского языка. Понятие о звуке и фонеме. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Система гласных и согласных фонем. Позиционные изменения гласных и согласных. Фонетический разбор слова. Графический анализ слова Ударение в русском языке. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Выразительные средства фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з-/с-. Правописание и/ы после приставок. 3. Лексикология и фразеология Слово как единица лексического уровня языка. Системные отношения в лексике русского языка (Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимиякак выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление). Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические словари. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексический анализ слова. Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологический анализ. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки. Фразеологические словари. Страница 9 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Особенности русского речевого этикета. 4. Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Понятие об этимологии. Этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. Практические занятия Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов сморфемамисинонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. 5. Морфология и орфография Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.)Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Страница 10 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Служебные части речи и их грамматические признаки. Правописание предлогов, союзов, частиц. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям Страница 11 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. 6. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Синтаксический разбор простого предложения. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Страница 12 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. 7. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Официально-деловойстильречи,егопризнаки,назначение.Жанрыофициально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме идр. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Страница 13 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Художественныйстильречи,егоосновныепризнаки:образность,использованиеизобрази тельно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Практические занятия Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Русский язык среди других языков мира. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. Языковой портрет современника. Молодежный сленг и жаргон. * Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. * А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. * Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. * Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. * Язык и культура. * Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. Вопросы экологии русского языка. Виды делового общения, их языковые особенности. Языковые особенности научного стиля речи. Особенности художественного стиля. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. Экспрессивные средства языка в художественном тексте. СМИ и культура речи. * Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. * Русское письмо и его эволюция. * Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Антонимы и их роль в речи. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. * Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. * Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. * В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». Страница 14 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Исторические изменения в структуре слова. Учение о частях речи в русской грамматике. Грамматические нормы русского языка. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на при- мере лирики русских поэтов). Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. Слова-омонимы в морфологии русского языка. Роль словосочетания в построении предложения. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. Синтаксическая роль инфинитива. Предложения с однородными членами и их функции в речи. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. Синонимика простых предложений. Синонимика сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Способы введения чужой речи в текст. * Русская пунктуация и ее назначение. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста. * Из истории русских имён. * Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве / о характере человека, его качествах. * О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. * Роль и уместность заимствований в современном русском языке. * Компьютерный сленг в русском языке. * Межнациональные различия невербального общения. * Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). Страница 15 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Тематическое планирование При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ)максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по специальностям СПО технического профиля профессионального образования 96 часов. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия - 78 часов. На выполнение и проведение экзамена-18 часов Наименование разделов и тем 1 семестр 1. Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. *Русистика как наука о русском языке. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Нормативные словари современного русского языка 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография 2.1. Классификация фонетических единиц русского языка. Понятие о звуке речи и фонеме. 2.2. Система гласных и согласных фонем. Позиционные изменения гласных и согласных фонем 2.3. Фонетический разбор. Графический анализ слова 2.4. Ударение в русском языке. Интонационное богатство русской речи. Роль ударения в стихотворной речи 2.5. Выразительные средства фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. 2.6. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Орфоэпический анализ слова 2.7. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- /с-. Правописание и/ы после приставок. 2.8. Фонетический разбор 3 Лексика и фразеология 3.1. Слово как единица лексического уровня языка. Системные отношения в лексике русского языка. Изобразительно-выразительные средства лексики 3.2. Лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика. 3.3. Активный и пассивный словарный запас 3.4 Лексический анализ 3.5 Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Фразеологический анализ 3.6. Лексические нормы и ошибки. Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления Страница 16 Кол-во ауд. часов всего 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 2 2 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 3.7. 3.8. 4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4 4.5. 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. Особенности русского речевого этикета. Лексический анализ Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексикиитерминов. Словообразовательный анализ слова Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Понятие об этимологии. Этимологический анализ Морфемный и словообразовательный анализ Морфология и орфография Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен существительных, суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных существительных и прилагательных. Употребление форм имен существительных и имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.Правописаниенеспричастиями.Правописание-н-и-ннвпричастияхиотглагольныхприлагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенногоинесовершенноговида.Правописаниенесдеепричастиями.Деепр ичастныйоборотизнакипрепинаниявпредложенияхсдеепричастнымоборотом. Страница 17 1 1 10 2 3 2 2 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 5.10 . 5.10 5.11 . 5.12 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 7 7.1. 7.2. Морфологическийразбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенностипостроенияпредложений с деепричастиями. Синонимиядеепричастий. Наречие.Грамматическиепризнакинаречия.Степенисравнениянаречий.Правопи саниенаречий.Отличиенаречийотслов-омонимов. Морфологический разборнаречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристикепризнакадействия. Использование местоименных наречий для связи предложений втексте. Служебные части речи и их грамматические признаки. Правописание предлогов, союзов, частиц Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий извукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.Употреблениемеждометий вречи. Морфологический разбор частей речи Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания Простое предложение. Грамматическаяосновапростогодвусоставногопредложения. Второстепенныечленыпредложения Синтаксический разбор ПП Осложненное ПП. Предложения с однородными членамии знакипрепинаниявних. Предложениясобособленнымииуточняющимичленами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членамипредложения. Синтаксический разбор ПП Сложное предложение. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинаниявсложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложенийсразличными союзами. Употребление сложносочиненных предложений вречи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания всложноподчиненномпредложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типахи стиляхречи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзномсложномпредложении. Использование бессоюзных сложных предложений вречи. Знакипрепинаниявсложномпредложениисразнымивидамисвязи. Синтаксический разбор СП Способыпередачичужойречи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации Синтаксический разбор СП Язык и речь. Функциональные стили языка Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и еекомпоненты.Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность,уместность употребления языковыхсредств. Функциональные стили речи и ихособенности. Разговорный стиль речи, его Страница 18 1 1 1 2 20 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 2 1 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 7.9. основные признаки, сфераиспользования. Официально-деловойстильречи,егопризнаки,назначение.Жанрыофициальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме идр. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,сообщение идр. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект,реферат,аннотация). Абзац как средство смыслового членениятекста. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанрыпублицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи.Особенности построения публичноговыступления. Художественныйстильречи,егоосновныепризнаки:образность,использование изобразительно-выразительных средств идр. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложноесинтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложенийв тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,рассуждение). Лингвостилистический анализтекста. Всего Подготовка и проведение экзамена Итого Страница 19 1 2 1 1 2 2 2 78 18 96 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Характеристика основных видов деятельности студентов Содержаниеобу Характеристикаосновныхвидовучебнойдеятельностистудентов(на чения уровне учебныхдействий) Извлекать из разных источников и преобразовыватьинформацию о Введение языке как развивающемся явлении, о связиязыка икультуры; характеризоватьнаотдельныхпримерахвзаимосвязьязыка,культурыиист ориинарода—носителяязыка;анализироватьпословицы и поговорки о русскомязыке; составлять связное высказывание(сочинение-рассуждение)в устной или письменнойформе; приводитьпримеры,которыедоказывают,чтоизучениеязыка позволяет лучше узнать историю и культурустраны; определять тему, основную мысль текстов о ролирусскогоязыка в жизниобщества; вычитыватьразныевидыинформации;проводитьязыковойразбортекстов ;извлекатьинформациюизразныхисточников(таблиц,схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение оролирусского языка в жизничеловека Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую Фонетика, орфоэпия,граф информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; необходимую информацию из мультимедийных ика,орфографи извлекать орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных я видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) Лексикологияи Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеология фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) Морфемика,сл Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле- кать его из овообразование текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологиче- ский, ,орфография орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, Страница 20 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык схем учебника; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразова- ния в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова Морфология Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле- кать его из иорфография текста, анализировать с точки зрения текстообра- зующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуаци- онный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при- знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию измультимедийныхсловарейисправочниковпоправописанию;использоват ьэтуинформациювпроцессеписьма;определятьрольсловразныхчастей речи втекстообразовании Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление,извлекать его из Синтаксис анализировать с точки ипунктуация текста, зрениятекстообразующейроли,проводитьязыковойразбор(фонетический,ле ксический,морфемный,словообразовательный,этимологический,морфолог ический,синтаксический,орфографический,пунктуационный); комментировать ответытоварищей; извлекать необходимую информацию по изучаемой темеизтаблиц,схемучебника;строитьрассуждениясцельюанализапроделанн ойработы;определятькругорфографическихипунктуационных правил, по которым следует ориентироватьсявконкретномслучае;анализироватьтекстсцельюобнаружени яизученных понятий (категорий), орфограмм,пунктограмм; составлять синтаксические конструкции(словосочетания,предложения) по опорным словам, схемам, заданнымтемам,соблюдая основные синтаксическиенормы; проводитьоперациисинтезаианализасцельюобобщенияпризнаков,характеристик,фактовит.д.;подбиратьпримерыпотеме из художественных текстов изучаемыхпроизведений; определятьрольсинтаксическихконструкцийвтекстообразовании; находить в тексте стилистическиефигуры; Страница 21 Страниц 26 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлятьсвязноевысказывание(сочинение)налингвистическуютемувус тнойиписьменнойформепотемезанятия; извлекать необходимую информацию измультимедийныхсловарейисправочниковпоправописанию;использоват ьэтуинформацию в процессеписьма; производить синонимическую замену синтаксическихкон-струкций; составлятьмонологическоевысказываниеналингвистическуютему в устной или письменнойформе; пунктуационнооформлятьпредложениясразнымисмысловымиотрезками;определятьрользнаковпрепинаниявпростыхи сложныхпредложениях; составлятьсхемыпредложений,конструироватьпредложенияпосхемам Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип Язык и речь.Функцио речи, формулировать основную мысль художествен-ных текстов; вычитывать разные виды информации; -нальные характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; стилиречи выполнять лингвостилистический анализ текста; определятьавторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зренияпо проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной иписьменной форме на основе проанализированных текстов;определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разнойфункциональной направленности с точки зрения соответствияих коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научнуютему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевымэтикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенностина уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей,разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей,жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;осуществлять информационную переработку текста, создаватьвторичный текст, используя разные виды переработки текста(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) Страница 22 Страниц 26 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Русский язык» Освоениепрограммыучебнойдисциплины«Русскийязык»предполагаетналичиевпрофес сиональнойобразовательнойорганизации,реализующейобразовательнуюпрограммусреднегоо бщегообразованиявпределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета русского языка, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет вовремяучебного занятия и в период внеучебной деятельностиобучающихся. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиямСанитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащенотиповымоборудованием,указаннымвнастоящихтребованиях,втомчислеспециализиро ваннойучебноймебельюисредствамиобучения,достаточнымидлявыполнениятребований к уровню подготовкиобучающихся1. В кабинете русского языка должно быть Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Acer, колонки, проектор, интерактивная доска, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Русский язык». Всоставучебно-методическогоиматериально-техническогообеспеченияпрограммы учебного предмета «Русский язык» входят: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, и др.); информационно-коммуникативные средства; библиотечныйфонд. Вбиблиотечныйфондвходятучебники,учебнометодическиекомплекты(УМК),обеспечивающиеосвоениеучебногоматериалапорусскомуязык у,рекомендованныеилидопущенныедляиспользованиявпрофессиональныхобразовательныхор ганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образованиявпределахосвоенияОПОПСПОнабазеосновногообщегообразования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания идр. Используется электронные ресурсы: ЭБС Юрайт, Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/, Президентская библиотека https://www.prlib.ru/, ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about., Русский язык: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык Рекомендуемая литература Основная литература Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 10кл. - М.: «Академия», 2017 Воителева Т.М. ФГОС Русский язык: учебник 11кл. - М.: «Академия», 2017 Дополнительная литература 1. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblioonline.ru/bcode/436540 2. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437142. 3. Бортников, В. И. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 95 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07648-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1521-5 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/442073. 4.Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/452433. 5.Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/450857 Для преподавателей 1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273ФЗ(вред.Федеральныхзаконовот07.05.2013№99-ФЗ,от 07.06.2013№120ФЗ,от02.07.2013№170-ФЗ,от23.07.2013№203-ФЗ,от 25.11.2013№317-ФЗ,от03.02.2014№11ФЗ,от03.02.2014№15-ФЗ,от 05.05.2014№84-ФЗ,от27.05.2014№135-ФЗ,от04.06.2014№148ФЗ,сизм., внесеннымиФедеральнымзакономот04.06.2014№145-ФЗ, вред.от 03.07.2016, с изм.от19.12.2016) 2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 3. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации : метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. М., 2014. 4. Львова С. И. Таблицы по русскому языку. М., 2010. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413». 6. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерции, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. 7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Словари 1. БурцеваВ. В. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка. М., 2006. 2. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003. 3. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. 4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008. 5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005. 6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. 25-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М., 2006. 8. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. М., 2011. 9. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. 10. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2005. 11. Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 12. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. М., 2006. Интернет-ресурсы 1. Методики. URL:www. metodiki. ru 2. Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. URL:www. ruscorpora. ru 3. Пособия. URL:www. posobie. ru 4. Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение». URL:www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 5. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». 6. Сеть творческих учителей. Ин- формационные технологии на уроках русского языка и литературы. URL:www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com 7. Словари.ру. URL:www. slovari. ru/dictsearch 8. Справочная служба русского языка. URL:www.spravka. gramota. ru 9. Справочная служба. URL:www. gramota. ru ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рабочая программа учебного предмета Русский язык 10. Учебникграмоты. URL:www. gramota. ru/class/coach/tbgramota 11. Учебный портал по использованию ЭОР. URL:www.eor. it. ru/eor 12. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе. URL:www. uchportal. ru 13. Экзамены. Нормативные документы. URL:www.gramma. ru/EXM 14. Электронная версия газеты «Русский язык». URL:www. rus.1september. ru 15. Энциклопедия «Языкознание». URL:www.russkiyjazik.ru 16. Этимология и история русского языка. URL:www. etymolog. ruslang. ru Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Президентская библиотека https://www.prlib.ru/ ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)