УП.00 Родная литература ИСиП 2020

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Приложение 3
к ОПОП СПО - программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
09.02.07
Информационные системы и
программирование
(квалификация программист,
очная форма обучения, прием
2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата введения- 01.09.2020

Страница 1

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з), Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (с уточнениями, одобренными
НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)

Государственное
автономное
профессиональное
Организация-разработчик:
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:
Красноперова Л.М., преподаватель

Дата введения- 01.09.2020

Страница 2

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

С

УКАЗАНИЕМ

КОЛИЧЕСТВА

ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата введения- 01.09.2020

Страница 3

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения литературы
в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке специалистов среднего звена.15 июня 2012 года,
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. от 29.06.2017),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета
«Родная литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности
среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с
учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р, и Примерной основной образовательной программысреднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (с уточнениями, одобренными НМС
ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на
разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания
культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и
осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Дата введения- 01.09.2020

Страница 4

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального
самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно
эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебного предмета «Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской
классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать
художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый
художественный вкус, необходимый объем историко-теоретико-литературных знаний и
умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе предполагает дифференциацию уровней
достижения обучающимися поставленных целей. Так уровень функциональной грамотности
может быть достигнут как в освоении наиболее распространенныхлитературных понятий и
практически полезных знаний при чтении произведенийрусской литературы, так и в
овладении способами грамотного выражения своихмыслей (устно или письменно), освоении
навыков общения с другими людьми. На уровнеознакомления осваиваются такие элементы
содержания, как фундаментальные идеии ценности, образующие основу человеческой
культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в
современную общественную культуру.
В процессе изучения родной литературы предполагается проведение практических занятий
по развитию речи, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и
форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня
подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением
литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического
мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у
обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию
«студента-читателя».
Содержание учебного предмета структурировано по периодам развития литературы в России
предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были
созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения. Перечень
произведений для чтения и изучения представлен произведениями, которые рекомендованы
для чтения и обсуждения в курсе общеобразовательной учебного предмета « Литература»
на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений может быть как обзорным (связь изучаемого
произведение с тенденциями развития литературы, включение произведения в литературный
контекст), так и практическим (тематика, место в творчестве писателя, жанр, характеристика
образов, сопоставление героев, изображенных событий двух (более) произведений и т. д.).

Дата введения- 01.09.2020

Страница 5

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Содержание учебного предмета дополнено демонстрациями и творческими заданиями,
связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов.
Изучение учебного предмета «Родная литература» завершается подведением итогов в форме
комплексного экзаменав рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является общеобразовательным учебным
предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» согласно ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Родная
литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает достижение:
1)
личностных результатов:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;

Дата введения- 01.09.2020

Страница 6

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям 10 прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к
сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
2). метапредметных результатов:
●
регулятивные универсальные учебные действия:
научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

Дата введения- 01.09.2020

Страница 7

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
●
познавательные универсальные учебные действия:
научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
●
коммуникативные универсальные учебные действия:
научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
3)
предметных результатов:
●
научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
Дата введения- 01.09.2020

Страница 8

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные
этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой
или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую
продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Дата введения- 01.09.2020

Страница 9

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

●
получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов
и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; –
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Межпредметные связи учебного предмета: История, Обществознание, Основы философии

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Цели и задачи учебного предмета «Родная литература». Родная литература как феномен
культуры русского народа (эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое развитие
человека, формирование его миропонимания и национального самосознания, сохранение
исторической памяти народа, традиций). Родная литература как одна из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Н. В.Гоголь.«Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Нужно любить Россию»).
Авторская исповедь. История создания, замысел, жанр. Взгляд автора на Россию.
А. Н. Островский.Творчество А. Н. Островского в контексте отечественного историколитературного процесса.

Дата введения- 01.09.2020

Страница 10

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».Сатирическая комедия.Социальнополитические и нравственные изменения в дворянском обществе: пустопорожняя суета и
видимость деловой жизни..Отзвукгрибоедовского «Горя от ума» в произведении драматурга.
«Таланты и поклонники». Тема искусства. Жанровое своеобразие(психологическая драма
или комедия).Особенности конфликта.Пьеса о страстях, которыми окружены люди сцены, и
о жертвах, на которые приходится идти во имя своего таланта.
И. А. Гончаров.Роман «Обрыв». История создания. Отражение смены эпох в обществе и
нравах. Тематика, проблематика и художественное своеобразие романа. Многообразие типов
и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе.
И. С. Тургенев. Герой времени в романахИ.С.Тургенева. « Дворянское гнездо»,«Накануне».
«Дворянское гнездо». Общественный, остро злободневный роман о проблемах русского
дворянства. Жанровое своеобразие – « персональный роман». Многообразии
тематики.Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства.
Образы главных героев (Лиза, Лаврецкий).
«Накануне». Связь романа с общественной жизнью. Символика названия.Новые типы в
романе. Облик Елены в галерее Тургеневских женщин. Образ Инсарова, человека дела, в
романе. Своеобразие конфликта
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот». История создания. Жанровое, тематическое
своеобразие, проблематика. Роковая власть денег над человеческой душой.Контраст мрака и
света, смерти и воскресения.Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина.
Л. Н. Толстой.Роман «Анна Каренина». Жанровое, тематическое своеобразие.Светское
общество конца XIX века в представлении Толстого.Положение женщины в семье и
обществе. Роль в стране дворянского класса и его перспективы.История Анны
Карениной.Образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. «Мысль
семейная» в романе.
художественной
детали,
глубина
А. П. Чехов Лаконизм, выразительность
психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
«Дама с собачкой». История создания. Тематика, проблематика рассказа. Особенности
композиции, финала произведения.Влияние общества на человека.Образ Гурова –
расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни.
«Палата № 6».История создания. Тематика, философская проблематика повести. Смысл
названия. Образы АндреяРагина и Ивана Громова, их роль в повествовании.Мысль о
духовном развитии и деградации личности, общества в произведении. Н.С.Лесков «Всюду —
палата №6. Это — Россия».
Поэзия второй половины XIX века
Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX
века.
А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», ««Мысль поэта»,
«Емшан», «Из славянского мира», «Отзывы истории», литературное переложение «Слова о
полку Игореве».

Дата введения- 01.09.2020

Страница 11

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Я. П. Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик»,
«Узница», «Слепой тапер», «Миазм», «У двери», «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне
спутницей была…», «Блажен озлобленный поэт…»,
А. А. Григорьев «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Вы рождены меня
терзать…», «Я ее не люблю, не люблю…», «Над тобою мне тайная сила дана…», «Я
измучен, истерзан тоскою…», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом», «Нет,
не рожден я биться лбом…».
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Художественное и социальное
достоинство романа. Образ России в ее движении по капиталистическому пути. Особый быт
Урала. Русская интеллигенция 70-х годов. Сергей Привалова - сын своего века.(Региональная
литература. Обзор)
Творческие задания
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору студентов).
Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность князя Мышкина» в романе
Ф.М.Достоевского « Идиот».
Подготовка сообщения (презентации, сравнительно – сопоставительной характеристики)
«Женские образы в романах Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.М. Достоевского»(по выбору
студентов).
Теория литературы. Актуализация понятий: драма, комедия, социально-психологический
роман,полифонизм,жанр, тема, стиль.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Развитие реализма на рубеже веков.
Л.Н.Андреев. Своеобразие творчестваТрагедия отчуждения человека от мира, от других
людей, от самого себя. Острое сострадание к маленькому человеку в рассказах «Баргамот и
Гараська», « Ангелочек», драма « Жизнь человека».
неприятия
революционной
Октябрьская
революция
публицистике.Выражение
действительности 1917—1918 годов.Протест против террора и авантюризма новой
власти.Защита культурных и общечеловеческий ценностей в творчестве И.А. Бунина(«
Окаянные дни«),А.М.Горького («Несвоевременные мысли»).
Тема России иреволюции в творчествепоэтов разных поколений и мировоззрений.
Андрей Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных
событий как пришествия нового Мессии в творчестве («Раздумье», «Русь», «Родине»).
Максимилиан Волошин.Общечеловеческий характер эстетических критериев. История
России и цивилизации. Оценка революционных перемен в свете общечеловеческих
ценностей. Защита неповторимой человеческой индивидуальности.Взгляд на гражданскую
войну как на общенациональную трагедию в лирике (Цикл « Усобица»).
Н.Тихонов (« Праздничный, веселый, бесноватый…», «Перекоп»), М. Светлов («Гренада»,
«В разведке»). Революция и ее идеалы (свобода, равенство, справедливость) высшие
ценности творчества. Романтическая вера в неизбежность осуществления революционной
мечты - основа нового отношения между идеалом и действительностью. Противоречивость
романтической поэзии Н.Тихонова.
Дата введения- 01.09.2020

Страница 12

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Н. Островский «Как закалялась сталь». Автобиографический роман. Образ несгибаемого
большевика Павла Корчагина в свете исторических событий:эпоха гражданской войны, годы
восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.(обзор в контексте
соцреализма)
А. Платонов«Котлован».
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Соотношение
«задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл
трагического финала повести «Котлован». Философская многозначность названия. Роль
«ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
.Е.Замятин Роман-антиутопия «Мы» в контексте отечественной и мировой культуры.
Антиутопический мир романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой
антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа.
«Лейтенантская проза»
В.Л.Кондратьев «Сашка». Жанровое, тематическое своеобразие произведения (повесть о
повседневной жизни обычных солдат, их мужестве на полях сражения, ценности
человеческой жизни). Образ главного героя, способы его раскрытия. Авторское отношение к
событиям и герою.
В.П.Васильев «В списках не значился». Жанр: Military.Многообразие тематики.Основной
мотив романа (столкновение мирной жизни с жестокой реальностью войны).Образ Коли
Плужникова (становление главного героя через призму ужасов военного лихолетья).
С.Алексиевич«У войны не женское лицо».Жанровое своеобразие(«роман голосов» о
подвигах
русской
женщины;
документальная
проза;
синтетическая
биография).Многоплановость образа женщины на войне.
К.Паустовский « Повесть о жизни». «Развитие автобиографической прозы в творчестве
писателя.Жанр: Классическая проза.Особенности композиции ( 6 книг:«Далекие годы»,
«Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на
юг», «Книга скитаний»;общий герой и общность времени).Тематика, проблематика, стиль
повествования (обзор)
Обзор региональной литературы.
А.Матвеева «Перевал Дятлова».История создания повести. Жанровое своеобразие.
Особенности повествования таинственной истории гибели группы Дятлова(сочетание
художественного и документального).
Е. Габова«Не пускайте Рыжую на озеро». Проблематика. Жанровое, тематическое
своеобразие. Авторский замысел и позиция в произведении. Основная идея рассказа.Образ Светы
Сергеевой (взаимоотношение с окружающим миром и ровесниками).

Творческие задания
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в музей писателя (по выбору студентов).

Дата введения- 01.09.2020

Страница 13

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Подготовка вопросов для проведения дискуссии « Два мира» в произведении Е. Габовой
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Подготовка сообщения (презентации, сравнительно – сопоставительной характеристики) (по
выбору студентов).
Теория литературы. Актуализация понятий: автобиографическая проза, антиутопия,
пастораль, рассказ, повесть.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета «Родная литература» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования общее количество
составляет —34 часов, из них 34 часа (обязательная аудиторная нагрузка) обучающихся,
включая лекционные, практические занятия и контрольные работы.
Вид учебной работы
Аудиторные занятия. Содержание обучения.
Введение.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
К.Т.: устное эссе \ отзыв презентация по произведениям родной
литературы (по выбору учащихся)
Итого

2
2.1

2.2

2.3
2.4
2.5

Введение. Цели и задачи курса «Родная литература».
Литература как феномен культуры русского народа.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Проза, лирика, публицистика 19 века
Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»
История создания, замысел, жанр (глава «Нужно любить
Россию»)
А.Н.Островский Творчество драматурга в контексте
отечественного историко-литературного процесса («На
всякого мудреца довольно простоты», « Таланты и
поклонники»).
Герой времени в романах И.А.Гончарова («Обрыв»).
И.С.Тургенева (« Дворянское гнездо», «Накануне»)
Ф. М.Достоевский «Идиот». Контраст мрака и света,
смерти и воскресения в романе.
Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Светское
общество конца XIX века в представлении Толстого.
Дата введения- 01.09.2020

34

Кол-во ауд. часов
Теор.
всего
контр
практ

Наименование разделов и тем

1

Количество
часов
1
14
17
2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Страница 14

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

2.6

2.7

2.8
3
3.1
3.2

3.3
3.4

3.5
3.6
3.7

3.8
3.9
3.10
К.Т.

А.П.Чехов. «Дама с собачкой», «Палата № 6».
Психологический анализ как отличительная черта
чеховской прозы.
А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.А.Григорьев. Стилевое,
жанровое и тематическое разнообразие русской лирики
второй половины XIX века.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы»
Художественное и социальное достоинство романа (обзор)
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Проза, лирика, публицистика 20 века
Развитие реализма на рубеже веков. Л.Н.Андреев.
Своеобразие творчества
Октябрьская революция в публицистике И.А. Бунина («
Окаянные дни»), А.М.Горького («Несвоевременные
мысли»).
Тема России и революции в творчестве поэтов разных
поколений и мировоззрений.
«Как
закалялась
сталь».
Образ
Н.Островский
несгибаемого
большевика
Павла
Корчагина
в
автобиографическом романе писателя (обзор)
А.Платонов. Характерные черты времени в повести
«Котлован» (обзор)
Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы» в контексте
отечественной и мировой культуры
Особенности изображения Великой Отечественной войны
в
«лейтенантской прозе» (В.П.Васильев «В списках не
значился», В.Л.Кондратьев «Сашка»).
С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Женщина и
война в прозе «семидесятых».
«Повесть
о
жизни»
Развитие
К.Паустовский
автобиографической прозы в творчестве писателя
А.Матвеева («Перевал Дятлова»), Е. Габова («Не
пускайте Рыжую на озеро»).
Устное эссе \ отзыв \ презентация по произведениям
родной литературы (по выбору учащихся)

Всего
Итого

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
34

2

32

2

34

Дата введения- 01.09.2020

Страница 15

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы;
Аудирование;
работа
с
источниками
информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на
вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая
работа с текстами эпических и лирических произведений;
подготовка сообщений; самостоятельная и групповая работа по
заданиям к текстам произведений, подготовка к семинару (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на
семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть;работа
с
иллюстративнымматериалом;
самооценивание
и
взаимооценивание.
Аудирование; чтение; комментированное чтение; подготовка
РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
XX сообщений, устного эссе, отзывов, презентаций по
произведениям родной литературы; самостоятельная работа с
ВЕКА
источниками
информации
(дополнительная
литература,
Проза, лирика,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
публицистика 20 века
участие в беседе; аналитическая работа с текстами эпических и
лирических произведений; выразительное чтение и чтение
наизусть; презентация книги wsподготовкак семинару (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание
и взаимооценивание, написание отзыва;.
Введение
РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIX
ВЕКА
Проза, лирика,
публицистика 19 века

Дата введения- 01.09.2020

Страница 16

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Освоение программы учебного предмета «Литература» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета литературы, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно- эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете литературы должно быть
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Acer, проектор, экран, методические пособия по учебной дисциплине «Родная
литература».
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета «Литература» входят:
• информационно-коммуникативные средства;
• • библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплект (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может
быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой
и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения.
Используется
электронные ресурсы: ЭБС Юрайт, Российская электронная школа:
Президентская библиотека https://www.prlib.ru/, ЛЕКТОРИУМ
https://resh.edu.ru/,
https://www.lektorium.tv/about., Литература: электронный журнал. Общероссийский портал
«Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine

Дата введения- 01.09.2020

Страница 17

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1.
Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А.
Обернихиной. М., 2015.
Дополнительная литература
Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего
профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под
редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433732
Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего
профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6305-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/426514.
Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для среднего
профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под
редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733.
Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной,
Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07714-8. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451338
Для преподавателей
1
Концепция преподавания русского языка и литературы в РоссийскойФедерации,
утвержденная распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р
2
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №
170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016)
3
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
4
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Дата введения- 01.09.2020

Страница 18

Страниц 19

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»

Интернет-ресурсы
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection.edu. ru
2.
Справочная служба русского языка. URL: www.spravka.gramota.ru
3.
Универсальная
научно-популярная
онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия
Кругосвет. URL: »www.krugosvet.ru
4.
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
5.
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе
литературы http://lib.prosv.ru
6.
Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru
7.
Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru
8.
Классика русской литературы в аудиозаписи http://www.ayguo.com
9.
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
10.
Русская литературная критика http://kritika.nm.ru
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Президентская библиотека https://www.prlib.ru/
ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about
Литература: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL:
https://шцв.рф/ https://ds.1sept.ru/resource/magazine

Дата введения- 01.09.2020

Страница 19

Страниц 19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».