++УП.00 Экология ИСиП 2020

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

Приложение 13
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 09.02.07 Информационные
системы
и
программирование
(квалификация
программист,
прием
2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭКОЛОГИЯ

Дата введения 01.09.2020

Страница 1

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з), Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (с уточнениями, одобренными НМС ЦПО и СК ФГАУ
«ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»,
264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, еmailizkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчики:
Усольцева А.Д., преподаватель

Дата введения 01.09.2020

Страница 2

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Экология» предназначена для изучения основных
вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образованияв пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО(ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке специалистовсреднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета
«Экология», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа составлена на основе примернойпрограммыобщеобразовательнойучебнойдисциплины«Экология»дляпрофессиональныхобразовательныхорганизаций. —
М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 13с. (автор Скворцов П. М.), рекомендованной Федеральным государственным автономнымучреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основнойпрофессиональной образовательной программы СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общегообразования (протокол№3от21июля2015г., регистрационный номер рецензии381 от23июля2015г.ФГАУ «ФИРО»), (с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая
2017 г.) разработаннойв соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),(с
учетом уточнений одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая
2017 г.).
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих
целей:
 получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностяхих функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; историивозникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
 овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественныхи антропогенных изменений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной
деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
 воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологическихпроблем;
 использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневДата введения 01.09.2020

Страница 3

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

нойжизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)
по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственномуздоровью;
соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решениекоторых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающейсреды и
создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Рабочая программа учебного предмета «Экология» уточняет содержаниеучебного
материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов,тематику
рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательнымиорганизациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования —
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Дата введения 01.09.2020

Страница 4

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ
Экология - научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем«общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий.
Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким
образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях
природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых
условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебного предмета «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная
дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем«природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные
аспекты.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС
среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем изучение экологии
имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования и специфики специальности СПО.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение
отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При отборе содержания учебного предмета «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения,
необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебного предмета «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТОУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
Дата введения 01.09.2020

Страница 5

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебного предмета «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, и специальностей СПО.

Дата введения 01.09.2020

Страница 6

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующихрезультатов:
 личностных:
 устойчивый интерес к истории и достижениям в областиэкологии;
 готовностькпродолжениюобразования,повышениюквалификациивиз-бранной
профессиональной деятельности, используя полученныеэкологическиезнания;
 объективноеосознаниезначимостикомпетенцийвобластиэкологиидлячеловека
иобщества;
 умения проанализировать техногенные последствия для окружающейсреды,бытовой и производственной деятельностичеловека;
 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведенияэкологическойнаправленности, используя для этого доступные источникиинформации;
 умениеуправлятьсвоейпознавательнойдеятельностью,проводитьсамооценку
уровня собственного интеллектуальногоразвития;
 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде порешению
общих задач в областиэкологии;
 метапредметных:
 овладение умениями и навыками различных видов познавательнойдеятельности
для изучения разных сторон окружающейсреды;
 применение основных методов познания (описания, наблюдения,эксперимента)
для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, скоторыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональнойсфере;
 умениеопределятьцелиизадачидеятельности,выбиратьсредстваихдостижения
напрактике;
 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность длядостиженияпоставленных
целей изадач;
 предметных:
 1)сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";
 2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
 3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
 4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
 5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
 6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Дата введения 01.09.2020

Страница 7

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

В результате изучения естествознания на базовом уровне в соответствии с ФГОС
СОО
Обучающиеся научатся
– использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в
системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и
природы; – определять разумные потребности человека при использовании продуктов и
товаров отдельными людьми, сообществами;
–
анализировать
влияние
социальноэкономических процессов на состояние природной среды;
– анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты
с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности,
энерго- и ресурсосбережения;
– анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
– использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные
акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в
интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
– понимать взаимосвязь экологического и
экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
– анализировать различные ситуации с точки
зрения наступления случая экологического
правонарушения;
– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
– извлекать и анализировать информацию с
сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Дата введения 01.09.2020

Обучающиеся получат возможность
научиться
– использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы
для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
– понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического,
химического и биологического загрязнения окружающей среды;
– анализировать различные ситуации с точки зрения
наступления случая экологического правонарушения;
– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации
отходов в конкретных ситуациях;
– извлекать и анализировать информацию с сайтов
геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории; – выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Страница 8

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессиональногообразования.
1.Экология как научная дисциплина
1.1 Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
1.2 Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».
1.3 Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Причины возникновения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
2.Среда обитания человека и экологическая безопасность
2.1 Среда обитания человека и экологическая безопасность
2.2 Окружающая человека среда и ее компоненты
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
2.3 Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и
нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
2.4 Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности.
2.5 Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
2.6 Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
3.Концепция устойчивого развития
3.1 Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
3.2 «Устойчивость и развитие».
3. 3 Способы решения экологических проблем в рамках концепции
«Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс«живойпланеты».Экологическийслед.
3.4 Практическое занятие. Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Дата введения 01.09.2020

Страница 9

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

4.Охрана природы
4.1 Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране
природы.
4.2.Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.
4.3 Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.
4.4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Практическое занятие
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
 Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
 Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
 Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
 Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
 Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
 История и развитие концепции устойчивого развития.
 Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
 Основные экологические приоритеты современного мира.
 Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
 Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
 Популяциякакэкологическаяединица.
 Причины возникновения экологических проблем в городе.
 Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
 Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
 Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
 Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
 Система контроля за экологической безопасностью в России.
 Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
 Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
 Структураэкологическойсистемы.
 Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
 Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
 Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

Дата введения 01.09.2020

Страница 10

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебнаянагрузка обучающихся составляет:36 часов
Наименование разделов и тем
Введение
1.Экология как научная дисциплина
1.1.Общая экология
1.2.Социальная экология
1.3.Прикладная экология. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося
2.Среда обитания человека и экологическая безопасность
2.1.Среда обитания человека
2.2.Окружающая человека среда и ее компоненты
2.3.Городская среда
2.4.Сельская среда
2.5.Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
2.6.Описание жилища человека как искусственной
экосистемы
3.Концепция устойчивого развития
3.1.Возникновение концепции устойчивого раз вития
3.2.«Устойчивость и развитие»
3.3.Способы решения экологических проблем
3.4. Решение экологических задач на устойчивость
и развитие
4.Охрана природы
4.1.Природоохранная деятельность
4.2.Особо охраняемые природные территории
4.3.Природные ресурсы и их охрана. Сравнительное описание естественных природных систем и
агроэкосистемы. Дифференцированный зачет:
Итого:

Дата введения 01.09.2020

Количество ауд. часов
Лекцион.
Практ.
Всего
занятия.
зан.
2
2
6
4
2
2
2
2
12

10

2

2
2
2
2
2
2
8

6

2

2
2
2
2
6

4
2
2

2

2
34

26

Страница 11

8

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли
экологии в формировании современной картины мира
и в практической деятельности людей.
Демонстрация значения экологии при освоении профессий и
специальностей среднего профессионального образования
1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Общая экология
Умение выявлять общие закономерности действия факторов
среды на организм. Получение представлений о популяции,
экосистеме, биосфере
Социальная экология
Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека
Прикладная экология
Умение выявлять региональные экологические проблемы
и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду
2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАНОСТЬ
Среда обитания человека Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека
и ее основных компонентов. Умение формировать собственную
позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия
«комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу
Знание основных экологических требований к компонентам
окружающей человека среды
Городская среда
Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации,
организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города
Сельская среда
Знание основных экологических характеристик среды обита ния
человека в условиях сельской местности
3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Возникновение концепции Знание основных положений концепции устойчивого развития и
устойчивого развития
причин ее возникновения.
Умение формировать собственную позицию по отношению к
сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»
Устойчивость и развитие Знание основных способов решения экологических проблем в
рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Умение различать экономическую, социальную, культурную и
экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ
Природоохранная
Знание истории охраны природы в России и основных типов ордеятельность
ганизаций, способствующих охране природы.
Умение определять состояние экологической ситуации окружаСтраница 12

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

ющей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу
Природные ресурсы и их Умение пользоваться основными методами научного познания:
охрана
описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния
окружающей среды и ее потребности в охране

Страница 13

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИЯ
Освоение программы учебного предмета «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета естественнонаучных дисциплин, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование кабинета естественнонаучных дисциплин
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер
Philips, проектор, экран, информационные стенды, методические пособия по учебной дисциплине «Экология».

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного предмета «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам экологии, в
том числе в рамках концепции устойчивого развития.
В процессе освоения программы учебного предмета «Экология» студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
Используется электронные ресурсы: ЭБС Юрайт, Российская электронная школа:
https://resh.edu.ru/, ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about.

Страница 14

Страниц 15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета ЭКОЛОГИЯ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Ю.Л. Хотунцев Экология и экологическая безопасность/Уч. пос./ - М.: «Академия»,
2014
В.Н. Большаков и др. Региональная экология 10 – 11кл. Екатеринбург изд-во «Сократ», 2014
Для преподавателей
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. кон от 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным закономот 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм.
от19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.N413"
3. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
5.
Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-02968-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450750
6.
Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
О. Е. Кондратьева [и др.] ; под редакцией О. Е. Кондратьевой. — Москва : Издательство Юрайт,
2018. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01077-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452252

Интернет-ресурсы
1. Каталог экологических сайтов.URL:www.ecologysite. ru
2. Сайтэкологическое просвещение.URL:www.ecoculture.ru
3. Информационный
сайт,
освещающий
проблемы
сии.URL:www.ecocommunity. Ru

экологии

Рос-

Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
ЛЕКТОРИУМ https://www.lektorium.tv/about

Страница 15

Страниц 15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».