Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Приложение 8 к ОПОП СПО-программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (очная форма обучения, база 9 кл., прием 2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ Дата введения – 01.09.2020 Страница 1 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, с изм.), примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з), рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО МинобрнаукиРоссииот17.03.2015 № 06-259, с уточнениями), на основе рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (с уточнениями, одобренными НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.) государственное автономное профессиональное Организация-разработчик: образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/ Разработчик: Зуева С.В., преподаватель Дата введения – 01.09.2020 Страница 2 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 16 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 18 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 22 РЕКОМЕНДУМАЯ ЛИТЕРАТУРА Дата введения – 01.09.2020 23 Страница 3 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Пояснительная записка Учебный предмет «Химия» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Химия», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Рабочая программа составлена на основе примернойпрограммыобщеобразовательнойучебнойдисциплины«Химия»дляпрофессиональн ыхобразовательныхорганизаций. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 42с. (автор Габриелян О. С., ОстроумоваИ. Г.), рекомендованной Федеральным государственным автономнымучреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основнойпрофессиональной образовательной программы СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общегообразования (протокол№3от21июля2015г., регистрационный номер рецензии381 от23июля2015г.ФГАУ «ФИРО»), (с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.) разработаннойв соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),(с учетом уточнений одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.). Содержание программы учебного предмета «Химия» направлено на достижение следующих целей: • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека; • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания; • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки Дата введения – 01.09.2020 Страница 4 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ). Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Общая характеристика учебного предмета В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач. Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды. В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве. Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями тех-нического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебного предмета» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач и т.д.). В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Изучение общеобразовательной учебного предмета «Химия» завершается под-ведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Химия» является учебным предметом из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Дата введения – 01.09.2020 Страница 5 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебного предмета «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение содержания учебного предмета «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; • метапредметных: − использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; • предметных: − сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; − владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; − сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; − владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; − сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. Дата введения – 01.09.2020 Страница 6 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Содержание учебного предмета Введение Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. Химия и жизнь.Место химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; Методы научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 1. Общая и неорганическая химия 1.1.Основныепонятия и законы химии Основныепонятияхимии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основныезаконыхимии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Видео-демонстрации Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Практическая работа«Составление уравнений химических реакций». 1.2.ПериодическийзакониПериодическаясистемахимическихэлементовД.И.Менделеева истроениеатома ПериодическийзаконД.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). СтроениеатомаиПериодическийзаконД.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и dорбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Видео-демонстрации Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Дата введения – 01.09.2020 Страница 7 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. Практическая работа «Характеристика химического элемента» 1.3.Строениевещества Ионнаяхимическаясвязь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентнаяхимическаясвязь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическаясвязь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатныесостояниявеществиводороднаясвязь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистыевеществаисмеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсныесистемы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Видео-демонстрации Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (иликварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис. Практическая работа «Решение задач» 1.4.Вода.Растворы.Электролитическаядиссоциация Вода.Растворы.Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическаядиссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Дата введения – 01.09.2020 Страница 8 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Видео-демонстрации Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Растворение как физикохимический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. 1.5.Классификациянеорганическихсоединенийиихсвойства Кислотыиихсвойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основанияиихсвойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Солииихсвойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксидыиихсвойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Видео-демонстрации Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов. 1.6.Химическиереакции Дата введения – 01.09.2020 Страница 9 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Классификацияхимическихреакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Степень окисления. Окислитель и Окислительно-восстановительныереакции. восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скоростьхимическихреакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимостьхимическихреакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Видео-демонстрации Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака. Практическая работа «Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР» Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. 1.7.Металлыинеметаллы Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Дата введения – 01.09.2020 Страница 10 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.). Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Кор-розия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты. 2. Органическая химия 2.1.Основныепонятияорганическойхимииитеориястроенияорганическихсоединений Предмет органической химии. Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Природные, искусственные и синтетические орга-нические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. ТеориястроенияорганическихсоединенийА.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификацияорганическихвеществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификацияреакцийворганическойхимии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. Видео-демонстрации Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. 2.2.Углеводородыиихприродныеисточники Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией по-лиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диеныикаучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Дата введения – 01.09.2020 Страница 11 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природныеисточникиуглеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Видеодемонстрации Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства». Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Правило В.В.Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция. 2.3.Кислородсодержащиеорганическиесоединения Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых исложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновыекислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Дата введения – 01.09.2020 Страница 12 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Сложныеэфирыижиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза),дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид. Видео-демонстрации Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Ка-чественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Профильныеипрофессиональнозначимыеэлементысодержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. 2.4.Азотсодержащиеорганическиесоединения.Полимеры Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна,ихклассификация. Получение волокон. Отдельные представители хи-мических волокон. Видео-демонстрации Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Дата введения – 01.09.2020 Страница 13 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. Примерные темы рефератов (докладов),индивидуальных проектов • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века. • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. • Современные методы обеззараживания воды. Аллотропия металлов. • Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. • «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…» • Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков. Изотопы водорода. • Использование радиоактивных изотопов в технических целях. • Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Плазма — четвертое состояние вещества. • Аморфные вещества в природе, технике, быту. • Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. • Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV). Защита озонового экрана от химического загрязнения. • Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. • Косметические гели. • Применение суспензий и эмульсий в строительстве. Минералы и горные породы как основа литосферы. • Растворы вокруг нас. Типы растворов. • Вода как реагент и среда для химического процесса. Жизнь и деятельность С.Аррениуса. • Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. Серная кислота — «хлеб химической промышленности». • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. • История гипса. • Поваренная соль как химическое сырье. • Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Реакции горения на производстве и в быту. • Виртуальное моделирование химических процессов. • Электролиз растворов электролитов. • Электролиз расплавов электролитов. • Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. • История получения и производства алюминия. • Электролитическое получение и рафинирование меди. Жизнь и деятельность Г.Дэви. • Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство. Дата введения – 01.09.2020 Страница 14 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия • История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научнотехническом прогрессе. • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Инертные или благородные газы. • Рождающие соли — галогены. История шведской спички. • История возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова. • Витализм и его крах. • Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. • Современные представления о теории химического строения. • Экологические аспекты использования углеводородного сырья. • Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. • История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. • Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. • Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. • Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем. • Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Дата введения – 01.09.2020 Страница 15 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Технический профиль профессионального образования При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета «Химия»в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) учебная нагрузка обучающихся составляет: 78 часов. Вид учебной работы Количество часов Аудиторные занятия. Содержание обучения Введение 1. Общая и неорганическая химия 1.1. Основные понятия и законы 1.1.1 Химический элемент, Количество вещества. Молярная масса. 1.1. 2 Закон сохранения массы веществ (Ломоносова-Лавуазье). Химические уравнения 1.1.3.Закон постоянства состава веществ. (Дальтониды-бертоллиды) Практическая работа«Составление уравнений химических реакций». 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома 1.2.1. История открытия закона 1.2.2 Структура и виды периодических систем. 1.2.3. Строение ядра атома, изотопы, ядерные реакции. 1.2.4.Строение электронных оболочек и их схематическое изображение 1.2.5 Характеристика химического элемента. Практическая работа «Характеристика химического элемента» 1.3. Строение вещества 1.3.1 Ионная связь и ионные кристаллические решѐтки. 1.3.2 Ковалентная связь (полярная - неполярная) 1.3.3 Металлическая и водородная связь. Практическая работа «Составление схем образования молекул». 1.3.4 Агрегатные состояния веществ. Дисперсные системы. 1.3.5Основные газовые законы. Молярный объѐм. Практическая работа «Решение задач» 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация 1.4.1 Электролиты – неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. 1.4.2 Соли, кислоты , основания – типы электролитов 1.4.3 Ионные химические реакции. Ионные уравнения Тестовая работа «Электролитическая диссоциация» 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства 1.5.1 Оксиды. Классификация и свойства. Тестовая работа «Оксиды» 1.5.2 Кислоты. Классификация и свойства. Тестовая работа «Кислоты» 1.5.3 Основания. Классификация, свойства. Тестовая работа «Основания» 1.5.4 Соли. Классификация, свойства. Тестовая работа «Соли» 1.6. Химические реакции 1.6.1 Классификация химических реакций 1.6.2 Окислительно-восстановительные реакций Практическая работа «Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР» Дата введения – 01.09.2020 Страница 16 1 45 5 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 8 2 2 2 2 6 2 1 1 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия 1.6.2 Скорость химических реакций. Решение задач. 1.7. Металлы и неметаллы 1.7.1 Общая характеристика металлов. 1.7.2 Общие способы получения металлов. 1.7.3 Общая характеристика неметаллов. 1.7.4 Общие способы получения неметаллов. Практическая работа «Составление тестовых заданий» 2. Органическая химия 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений 2.1.1 Предмет органической химии. Органические вещества 2.1.2 Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова 2.1.3 Классификация органических веществ. Гомологи 2.1.4 Классификация реакций в органической химии Тестовая работа «»Введение в органическую химию 2.2. Углеводороды и их природные источники 2.2.1 Алканы, общая характеристика. Природный газ. Нефть. Тестовая работа «Алканы» 2.2.2 Алкены, общая характеристика, полимеры. 2.2.3 Алкадиены, общая характеристика, каучуки. 2.2.4 Алкины, общая характеристика. Тестовая работа «Непредельные углеводороды» 2.2.5 Арены. Бензол. Общая характеристика. Тестовая работа «Углеводороды» 2.3. Кислородсодержащие органические соединения 2.3.1 Спирты одноатомные и многоатомные. Общая характеристика 2.3.2 Альдегиды и кетоны. Общая характеристика 2.3.3 Карбоновые кислоты. Общая характеристика 2.3.4 Сложные эфиры, жиры. Общая характеристика 2.3.5 Углеводы. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Тестовая работа «Кислородсодержащие органические соединения» 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры 2.4.1 Амины 2.4.2 Аминокислоты 2.4.3 Белки. 2.4.4 Полимеры Дифференцированный зачет. Итого Дата введения – 01.09.2020 Страница 17 2 8 2 2 2 1 1 32 6 1 1 2 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 1 1 2 2 2 8 1 1 2 2 2 78 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Характеристика основных видов учебной деятельности студентов Содержание обучения Характеристикаосновныхвидовдеятельностистудентов(науровнеуче бныхдействий) Важнейшие химические понятия Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология Основные законы химии Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодахи группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева Основные теории химии Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений Дата введения – 01.09.2020 Страница 18 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Важнейшие вещества и Характеристика состава, строения, свойств, получения и примематериалы нения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс Химический язык и Использование в учебной и профессиональной деятельности символика химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций Химические реакции Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окислениявосстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов Химический экспери- Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с мент правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента Химическая информа- Проведение самостоятельного поиска химической информации с ция использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах Дата введения – 01.09.2020 Страница 19 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Расчеты по химическим Установка зависимости между качественной и количественной формулам сторонами химических объектов и процессов. и уравнениям Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям Профильное и профессионально значимое содержание Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников Дата введения – 01.09.2020 Страница 20 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение программы учебного предмета «Химия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета математических и естественнонаучных дисциплин (с лаборантской химии для хранения необходимых учебных материалов), в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета естественнонаучных дисциплин Оборудование: комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный компьютер Philips, проектор, экран, информационные стенды, электронная таблица Менделеева, методические пособия по учебной дисциплине «Химия» Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п. В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят: •мультимедиа-оборудования для просмотра видео-демонстраций компьютер. В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справоч-никами, книгами для чтения по химии. В процессе освоения программы учебного предмета «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет , используются видео с образовательно й платформы РЭШ, ЛЕКТОРИУМ, видеоуроки по предметам школьной программы. URL: www. interneturok.ru и др. Дата введения – 01.09.2020 Страница 21 Страниц 22 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж Рабочая программа учебного предмета Химия Рекомендуемая литература Основная литература 1. С.А.Титов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Естествознание. Базовый уровень. 10 класс.: учебник М.: «ДРОФА», 2018.- 348, (4) с.:ил. 2. С.А.Титов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Естествознание. Базовый уровень. 11класс.: учебник М.: «ДРОФА», 2018.- 416,с.:ил. Дополнительная литература Горелов А. А. Естествознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10214-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448999 Стрельник О. Н. Естествознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Н. Стрельник. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03157-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448851 Валянский С. И. Естествознание : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. И. Валянский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13604-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466079 (дата обращения: 18.10.2020). Суриков В. В. Естествознание: физика : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Суриков. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 143 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06437-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454741 Свиридов В. В. Естествознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10099-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448770 Интернет-ресурсы 1. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. URL: http://schoolcollection.edu.ru/ 2. Видеоуроки по предметам школьной программы. URL: www. interneturok.ru 3. Химия. Образовательный сайт для школьников. URL: www.hemi.wallst.ru 4. Электронная библиотека по химии. URL: www.chem.msu.su 5 Российская электронная школа (РЭШ) URL: https://resh.edu.ru/ Периодические издания 1. Химия: электронный журнал. Общероссийский портал «Школа цифрового века»). URL: https://шцв.рф/ Дата введения – 01.09.2020 Страница 22 Страниц 22