++УП.00 Астрономия ИСвП очн б. 9 кл. прием 2020

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Приложение 9
к ОПОП СПО - программе подготовки
специалистов среднего звена по
специальности
09.02.07
Информационные
системы
и
программирование (квалификация программист, очная форма обучения,
прием 2020)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АСТРОНОМИЯ

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 1

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Программа учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом
Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. №
613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета ―Астрономия‖» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего
общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Астрономия», на основе рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)
в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.), с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального
учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г.
№ 2/16-з)
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Павлова О.Л., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
высшая квалификационная категория, магистр педагогики

Условные обозначения:
Курсивное начертание текста и обозначение ФГОС - единицы ФГОС

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 2

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Астрономия» из общеобразовательного учебного
цикла (естественные науки) предназначена для изучения основных вопросов астрономии в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
Программа учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с При- казом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. №
613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета ―Астрономия‖» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего
общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Астрономия», методических рекомендаций по введению учебного предмета
«Астрономия» как обязательного на уровне среднего общего образования (письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194108), с учетом примерной основной образовательной
программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно –
методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з)
В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических
законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, также самой Вселенной.
Содержание программы учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:
 понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественнонаучной картины мира;
 знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
 умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
 познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
 умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
 научного мировоззрения;
 навыков использования естественнонаучных, особенно физико-математических
знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия - наука, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и
всей Вселенной.
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 3

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Методы астрономических исследований очень разнообразны. Одни из них применяются при определении положения космических тел на небесной сфере, другие - при изучении
их движения, третьи - при исследовании характеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощью различных инструментов ведутся наблюдения Солнца,
туманностей, планет, метеоров, искусственных спутников Земли.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебный предмет «Астрономия» изучается на базовом уровне ФГОС
среднего общего образования, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении физики, химии, географии, математики в основной школе.
Важную роль в освоении содержания программы играют собственные наблюдения
обучающихся. Специфика планирования и организации этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том
или ином занятии, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании
наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
При невозможности проведения собственных наблюдений за небесными телами их
можно заменить на практические задания с использованием современных информационнокоммуникационных технологий, в частности картографических сервисов (Google Maps и др.).
В зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых
профессий СПО или специальностей СПО последовательность и глубина изучения тем общеобразовательной дисциплины «Астрономия» могут иметь свои особенности. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий.
При отборе содержания учебного предмета «Астрономия» использован междисциплинарный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования единой целостной естественнонаучной картины мира,
определяющей формирование научного мировоззрения, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебный предмет «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает в них эмоциональноценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение использовать методологию научного познания для изучения окружающего мира.
В процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) подведение результатов обучения по
учебной дисциплине «Астрономия» осуществляется в рамках промежуточной аттестации.
Место учебного предмета в учебном плане
«Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебного предмета «Астрономия» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 4

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего
профиля профессионального образования.
Программа рассчитана на 36 часов, из которых 34 часа – аудиторные (теоретические и
практические) занятия, 2 часа – дифференцированный зачет.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития астрономической науки;
устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и
деятельности человека;
метапредметных:
умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие
мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере;
владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем,
возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной
научной информации, умение оценить ее достоверность;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 5

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Наименование разделов и тем
Введение. Предмет
астрономии

История развития
астрономии

Методы астрономии

Звезды и созвездия.
Звездная карта

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная Объем
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
часов
Содержание учебного материала
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Строение Солнечной системы,
эволюция звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной ФГОС
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области ФГОС
2
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.
Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Значение астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии ФГОС
Раздел 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ
6
Содержание учебного материала
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля.
2
Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.
Содержание учебного материала
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения
2
ближнего космоса).
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные
методы изучения дальнего космоса).
Содержание учебного материала
1
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность
(солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 6

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Демонстрация: Карта звездного неба
Практическая работа
Достижения в области освоения космоса
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые
достижения в этой области https://hi-news. ru/tag/kosmos
Раздел 2. УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Происхождение Сол- Содержание учебного материала
нечной системы
Солнечная система. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Видимое движение Содержание учебного материала
планет
Конфигурация планет, синодический период, сидерический период, конфигурации планет и условия их
видимости.
Значение знаний о конфигурации планет для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Практическая работа
Вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет
Система Земля – Лу- Содержание учебного материала
на. Природа Луны
Система «Земля - Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и
лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)
Демонстрация: Видеоролик «Луна» https://www. youtube. com/watch?v=gV8eT2DtP1I Google Maps посещение планеты Солнечной системы
Планеты земной
Содержание учебного материала
группы
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)
Планеты-гиганты
Содержание учебного материала
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца)
Малые тела Солнеч- Содержание учебного материала
ной системы (астеро- Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса
иды, метеориты, ко- астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 7

Страниц 17

1
16
2

1

1

2

2

2

2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

меты, малые планеты)

Общие сведения о
Солнце. Солнце и
жизнь Земли. Исследование Солнечной
системы (межпланетные экспедиции,
космические миссии
и межпланетные
космические аппараты)
Небесная механика
(законы Кеплера, открытие планет)

Расстояние до звезд.
Физическая природа
звезд. Виды звезд.
Звездные системы.
Экзопланеты

Нептуна; Плутон - один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов.
Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные
потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Самое интересное о
метеоритах
Содержание учебного материала
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
Демонстрация: посещение планеты Солнечной системы https://hi-news. ru/eto-interesno/v-google-mapsteper-mozhno-posetit-planety-solnechnoj-sistemy. html

Содержание учебного материала
Законы Кеплера. Значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной. Значение законов
Кеплера для открытия новых планет
Практическая работа
Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)
Раздел 3. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Содержание учебного материала
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые абсолютные звездные
величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд,
эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).
Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы,
массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр - светимость», соотношение «масса - светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений
двойных звезд, невидимые спутники звезд).
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 8

Страниц 17

2

2
10

2

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые
звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
Наша Галактика — Содержание учебного материала
Млечный путь (гаНаша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лулактический год).
чи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней.
Другие галактики
Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гаммавсплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс
галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные
черные дыры в ядрах галактик).
Происхождение га- Содержание учебного материала
лактик
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Живая планета, Постижение космоса.
Эволюция галактик и Содержание учебного материала
звезд
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в
Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении
планет).
Жизнь и разум во
Содержание учебного материала
Вселенной. Вселен- Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
ная сегодня: астро- Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): Обзорная экскурсия
номические откры- по интерактивному музею «Лунариум».
тия
Итого:
Дифференцированный зачет
ВСЕГО:

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 9

Страниц 17

2

2

2

2

34
2
36

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Астрономия - древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 10

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание
обучения
Введение

Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определить роль
астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ
Астрономия в древ- Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых.
ности (Аристотель, Определить место и значение древней астрономии в эволюции взгляГиппарх Никейский дов на Вселенную
и Птолемей)
Звездное небо (из- Использовать карту звездного неба для нахождения координат светименение
видов ла.
звездного неба в те- Приводить примеры практического использования карты звездного
чение суток, года)
неба
Летоисчисление и Познакомиться с историей создания различных календарей. Опредеего точность (сол- лить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности челонечный и лунный, века.
юлианский и григо- Определить значение использования календарей при освоении прорианский календари, фессий и специальностей среднего профессионального образования
проекты новых календарей)
Оптическая астро- Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астномия (цивилизаци- рономии.
онный запрос, теле- Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции взглядов
скопы)
на Вселенную.
Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов
наблюдения.
Определить значение наблюдений при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучение околозем- Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения
ного пространства космоса.
(история советской Определить значение освоения ближнего космоса для развития челокосмонавтики, со- веческой цивилизации и экономического развития России.
временные методы Определить значение знаний об освоении ближнего космоса для произучения ближнего фессий и специальностей среднего профессионального образования
космоса)
Астрономия дальне- Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса.
го космоса (волно- Определить значение освоения дальнего космоса для развития человая
астрономия, веческой цивилизации и экономического развития России.
наземные и орби- Определить значение знаний об освоении дальнего космоса для протальные телескопы, фессий и специальностей среднего профессионального образования
современные методы изучения дальнего космоса)
УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 11

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Происхождение
Солнечной системы

Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной
системы.
Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Видимое движение Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический
планет
(видимое период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их
движение и конфи- видимости».
гурации планет)
Научиться проводить вычисления для определения синодического и
сидерического (звездного) периодов обращения планет.
Определить значение знаний о конфигурации планет для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Система Земля - Лу- Познакомиться с системой Земля - Луна (двойная планета). Опредена
лить значение исследований Луны космическими аппаратами.
Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну.
Определить значение знаний о системе Земля - Луна для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Природа Луны
Познакомиться с физической природой Луны, строением лунной поверхности, физическими условиями на Луне. Определить значение
знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о природе Луны для освоения профессий
и специальностей среднего профессионального образования
Планеты земной
Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение
группы
знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Планеты-гиганты
Познакомиться с планетами-гигантами.
Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетах-гигантах для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Малые тела Солнеч- Познакомиться с малыми телами Солнечной системы. Определить
ной системы (астезначение знаний о малых телах Солнечной системы для развития чероиды, метеориты,
ловеческой цивилизации.
кометы, малые пла- Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для
неты)
освоения профессий и специальностей среднего профессионального
образования
Общие сведения о
Познакомиться с общими сведениями о Солнце. Определить значение
Солнце
знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о Солнце для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Солнце и жизнь
Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца. ОпреЗемли
делить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.
Определить значение знаний изучения Солнца как источника жизни
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 12

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Небесная механика
(законы Кеплера,
открытие планет)
Исследование Солнечной системы
(межпланетные экспедиции, космические миссии и межпланетные космические аппараты)

на Земле для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучить законы Кеплера.
Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и
Вселенной.
Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет
Познакомиться с исследованиями Солнечной системы. Определить
значение межпланетных экспедиций для развития человеческой цивилизации.
Определить значение современных знаний о межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Расстояние до звезд Изучить методы определения расстояний до звезд. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной.
Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для
освоения профессий и специальностей среднего профессионального
образования
Физическая природа Познакомиться с физической природой звезд. Определить значение
звезд
знаний о физической природе звезд для человека.
Определить значение современных знаний о физической природе
звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Виды звезд
Познакомиться с видами звезд.
Изучить особенности спектральных классов звезд. Определить значение современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Звездные системы. Познакомиться со звездными системами и экзопланетами. ОпредеЭкзопланегы
лить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека. Определить значение этих знаний для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Наша Галактика Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о нашей
Млечный путь (гаГалактике, с понятием «галактический год». Определить значение солактический год)
временных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Другие галактики
Познакомиться с различными галактиками и их особенностями.
Определить значение знаний о других галактиках для развития науки
и человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 13

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Происхождение галактик

Эволюция галактик
и звезд

Жизнь и разум во
Вселенной

Вселенная сегодня:
астрономические
открытия

Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик.
Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик для человека.
Определить значение современных знаний о происхождении галактик
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.
Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека.
Определить значение современных знаний об эволюции галактик и
звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с различными гипотезами о существовании жизни и
разума во Вселенной.
Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации. Определить значение современных знаний о жизни и разуме во Вселенной
для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с достижениями современной астрономической

науки.
Определить значение современных астрономических открытий для
человека.
Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Межпредметные связи учебного предмета

Тема

Астрономия
Строение и
эволюция Вселенной
Астрономия
Устройство
солнечной системы

Единицы содержания,
результаты/метапредметные
понятия

Учебный
предмет 1 курса
(для интеграции),
тема, раздел

Строение галактики и звезд.

Естествознание
Строение и развитие Вселенной

Планеты земной группы и планеты-гиганты

Естествознание
Происхождение и
строение Солнечной системы

Дата утверждения – 01.09.2020

Учебные
дисциплины,
МДК, практика,
виды деятельности
(2-4
курс), ПМ, примерные темы
ПМ.03

Страница 14

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебного предмета
Освоение программы учебного предмета «Астрономия» предполагает использование в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм
(СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование
Комплект ученической мебели на 26 чел., доска магнитно – меловая, персональный
компьютер Philips, проектор, экран, информационные стенды, методические пособия по
учебной дисциплине «Астрономия», мобильный планетарий, виртуальные экскурсии для мобильного планетария.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по астрономии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета «Астрономия» входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся
ученых-астрономов, модели и др.);
 средства информационно-коммуникационных технологий;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного предмета «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и т. п. по разным вопросам изучения астрономии, в том числе видеоматериалами, рассказывающими о достижениях современной астрономической науки.
В процессе освоения программы учебного предмета «Астрономия» студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном
доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 15

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 10-11 классы : учебник /
Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. М. : Дрофа, 2020.
Интернет-ресурсы:
1. Астрономическое общество. URL: http://www. sai. msu. su/EAAS
2. Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx. URL:
http://menobr. ru/ files/blank, pdf.
3. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина.
URL:
http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
4. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. URL:
http://www.sai.msu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.schoolcollection. edu. ru
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации.URL:
www.window. edu. Ru
7. Знаешь ли ты астрономию? URL: http://menobr.ru/files/astronoml.pptx
8. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. URL: http://www.izmiran.ru
9. Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 wls&feature=youtu. be
10. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
11. Новости космоса, астрономии и космонавтики. URL: http://www.astronews.ru/
12. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. URL: http://xn—
80aqldeblhj01.xn~plai/
13. Российская астрономическая сеть. URL: http:// www. astronet. ru
14. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru
15. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZbO
16. Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы СОО.
URL: https://www. youtube.
com/watch?v=gClRXQ-cjaI
17. Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и
внеурочной
деятельности
в
условиях
введения
ФГОС
СОО.
URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Eaw9790w_cO
18. Энциклопедия
«Космонавтика».
URL:
http://
www.
cosmoworld.
ru/spaceencyclopedia
19. http://www.astro.websib.ru/
20. http://www.myastronomy.ru
21. http://class-fizika.narod.ru
22. https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
23. http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
24. http://catalog.prosv.ru/item/28633
25. http://www.planetarium-moscow.ru/
26. https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
27. http://www.gomulina.orc.ru/
Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 16

Страниц 17

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебного предмета Астрономия

28. http://www.myastronomy.ru
Для преподавателей:
1. Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.
М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. М. : Издательский центр
«Академия», 2018.
2. Горелик Г.Е. Новые слова науки - от маятника Галилея до квантовой гравитации. Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. М. : Изд-во
МЦНМО, 2017.
3. Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации
среднего профессионального образования на 2017/2018 г. http://www.firo.ru/
4. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. М. : Либроком, 2013.
5. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш М. : Дрофа, 2018.
6. Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику
Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш Ростов н/Д : Учитель, 2018.
7. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват.
организаций / Е.П.Левитан. М. : Просвещение, 2018.
8. Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц URL: file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.pdf
9. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
11. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29
июня 2017 г. № 613.
12. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. Издательство
ЛКИ, 2017.
13. Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. М. : Физматлит, 2013.
14. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. М. : Физматлит, 2013.
15. Учебные и справочные пособия
16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
17. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов / В.М.Чаругин. М. : Просвещение, 2018.
18. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии /
Московский планетарий. М., (на текущий учебный год).

Дата утверждения – 01.09.2020

Страница 17

Страниц 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».