Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Принято Советом колледжа Протокол от 24.05. Председатель Z 1 г. № 6 Е.Н. Кочнева с учётом мнения Совета лидеров(протокол от 20.05.2021г. №6) Председатель/^.^/ Е.А. Медведева Утверждено приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» от 24.05.202$. № 125 - ОД Е.Н. Кочнева ГАПОУ Камышловский (Р педагогический Ж колледж» .*/<§ Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (протокол от 20.05.2021 г. №6) Председатель духу Л.А. Березина Согласовано Первичная работников педагогии Протокол/ Председа организация 1ШЛОВСКОГО . Шохирев Положение о Службе медиации (примирения) в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» ВПЕРВЫЕ Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 1 Страниц 7 1. Общие положения 1.1. Служба медиации - это оформленное объединение участников образователь но-воспитательного процесса (работников образовательной организации, обучающихся, их родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разре шении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе образовательной деятельности, с помощью метода медиации и медиативного подхода, и использование восстанови тельной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений. 1.2. Служба медиации создается в образовательной организации из работников образовательной организации, обучающихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и специальное обучение основам метода медиации и медиативного подхода. 1.3. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действую щего законодательства, в том числе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ; настоящего Положения. 1.4. Определения и термины, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" 1.4.1. Медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора (не зависимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредни ков в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по суще ству спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимо приемлемого решения. 1.4.2. Стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений. 1.4.3. Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии меди атора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприем лемого решения. 1.4.4. Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физи ческие лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. 1.4.5. Соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, за ключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная ого ворка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением проце дуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сто ронами в связи с каким-либо конкретным правоотношением; 1.4.6. Соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с мо мента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами; 1.4.7. Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. 2. Цели и задачи службы медиации 2.1. Целями службы медиации является: 2.1.1. Создание благоприятной, гуманной и безопасной среды (пространства) для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответствен ность за свои поступки Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 2 Страниц 7 2.1.2. Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на общечеловеческих ценностях призна ния уникальности каждой личности, взаимного принятия, уважения права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим 2.1.3. Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диа лога, создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений 2.2. Задачами службы медиации являются: 2.2.1. Проведение медиаций; 2.2.2. Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения кон фликтов обучающихся образовательной организации; 2.2.3. Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации, проведение адресной информационно-просветительской работы. 2.2.4. Повышение квалификации педагогических работников образовательных ор ганизаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогиче ской практике 2.2.5. Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участ ников образовательно-воспитательного процесса. 3. Принципы деятельности службы медиации 3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах восста новительного подхода к реагированию на конфликты: 3.1.1. Восстановление у участников конфликта способности понимать (осозна вать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять её 3.1.2. Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был наруши тель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами само го нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглажи вания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких 3.1.3. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны кон фликта «равны») на себя ответственности по её урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация от ношений 3.1.4. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избе жать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответствен ного поведения как важный элемент воспитания; 3.1.5. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников кон фликтной ситуации нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту. Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключен ного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного со общества. 3.2. При проведении восстановительных программ служба медиации соблюдает следующие принципы: 3.2.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, во влеченных в конфликт, на участие в медиации. 3.2.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специали стов службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими). Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 3 Страниц 7 3.2.3. Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение. 3.2.4. Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать кон фликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и инте ресы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора. 3.2.5. Принцип информирования, предполагающий предоставление ведущим ме диации сторонам необходимой информации о сути программы примирения, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в медиации). 3.2.6. Принцип безопасности, предполагающий обеспечение ведущим медиации безопасность участников на совместной встрече; в случае сомнений в безопасности ра бота продолжается со сторонами по отдельности или происходит отказ от проведения совместной встречи 4. Порядок формирования службы медиации 4.1. Служба медиации создается в образовательной организации из работников образовательной организации, обучающихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и специальное обучение основам метода медиации и медиативного подхода. Создание службы медиации проходит несколько этапов. Руководителем службы может быть заместитель директора по социально педагогической работе, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогиче ский работник образовательной организации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора колледжа. Руководитель: - осуществляет общее руководство службой медиации; - планирует работу службы медиации, организует ее деятельность; - поддерживает принципы медиации и является практикующим ведущим про грамм медиации; - координирует программы медиации с участием взрослых и, при желании детей, проводит программы медиации в их присутствии для просветительского, познаватель ного и профориентационного интереса последних; - осуществляет взаимодействие с администрацией колледжа, органами внутрен них дел и другими службами; - обеспечивает получении информации о конфликтах и организационные усло вия проведения программ медиации; - отвечает за качество и эффективность деятельности; - анализирует работу службы медиации. Члены службы: - проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами; - проводят примирительные встречи; - ведут записи об итогах встреч. 4.2. Для создания службы медиации необходима организация следующих инфор мационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации. 4.2.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работни ков образовательной организации; Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 4 Страниц 7 4.2.2 Организация ознакомительного семинара по медиации для руководителя об разовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей; 4.2.3 . Организация информационного просветительского мероприятия для роди телей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы медиации. В результате реализации данного этапа создания службы медиации в образова тельной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы медиации. 4.3. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов. 4.3.1 Обучение руководителя службы медиации и ее будущих специалистовмедиаторов; 4.3.2 Проведение цикла семинаров-тренингов для студентов, проявивших интерес к работе создаваемой службы медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение; 4.4. Разработка согласований по формированию службы медиации в образова тельной организации. 4.4.1 Рассмотрение вопроса о создании службы медиации и ее дальнейшей дея тельности коллегиальными органами управления образовательной организации (Сове том колледжа, Советом лидеров, Советом родителей, первичной Профсоюзная органи зацией работников и студентов Камышловского педагогического колледжа); 4.4.2 Утверждение Положения о службе медиации, одобренное Советом колле джа. 4.4.3 . Организация взаимодействия службы медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолет них и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорно сти и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 4.5. Организация практической работы службы медиации по вопросам предупре ждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельно сти службы медиации. 4.6. Обучение методу медиации обучающихся и подготовка «групп равных». 4.6.1 Формирование «групп равных» из обучающихся образовательной организа ции 1-3 курсов. 4.6.2 Реализация программ обучения детей в «группах равных». 5. Порядок работы службы медиации 5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного ха рактера от педагогов, обучающихся, администрации организации, членов службы при мирения, родителей посредством направления сообщения в устной или письменной форме руководителю службы медиации. 5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица организации. 5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. 5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы медиации. 5.5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой вос становительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в Издание 1 Дата введения 24,05.2021 Страница 5 Страниц 7 случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность про цесса. 5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители) куратор службы медиации при нимает участие в проводимой программе. 5.7. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения про граммы в каждом отдельном случае. 5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.9. При необходимости служба медиации передает копию примирительного до говора администрации организации. 5.10. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба меди ации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении. 5.11. При необходимости служба медиации информирует участников примири тельной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, пси холога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы). 5.12. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы. 5.14. Руководитель службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам вос становительной медиации. 5.15. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологиче ской процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родите лей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 6. Организация деятельности службы медиации 6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией образовательной ор ганизации предоставляется помещение для встреч и проведения медиаций, а также воз можность использовать иные ресурсы образовательной организации (оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие). 6.2. Должностные лица образовательной организации оказывают службе медиа ции содействие в распространении информации о её деятельности и возможностях сре ди педагогов и обучающихся. 6.3. Специалисты службы медиации имеют право на получение услуг педагогапсихолога, социального педагога и других специалистов образовательной организации. 6.4. Администрация образовательной организации содействует взаимодействию службы медиации с социальными службами и другими организациями территории. Ад министрация содействует обращению педагогов образовательной организации в службу медиации. 6.5. Один раз в полугодие служба медиации проводит организационное совеща ние. Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 6 Страниц 7 7. Заключительные положения. 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом колледжа. 7.3. Инициаторами изменений, вносимых в положение о службе медиации, могут стать представители администрации образовательной организации, специалисты служ бы медиации образовательной организации, а также представители органов студенче ского самоуправления. Издание 1 Дата введения 24.05.2021 Страница 7 Страниц 7