Положение о Службе медиации (примирения) в ГАПОУ СО Камышловский педагогический колледж

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»

Принято
Советом колледжа
Протокол от 24.05.
Председатель
Z

1 г. № 6
Е.Н. Кочнева

с учётом мнения
Совета лидеров(протокол
от 20.05.2021г. №6)
Председатель/^.^/ Е.А. Медведева

Утверждено
приказом директора
ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
от 24.05.202$. № 125 - ОД
Е.Н. Кочнева

ГАПОУ
Камышловский (Р

педагогический Ж
колледж»

.*/<§

Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся
(протокол от 20.05.2021 г. №6)
Председатель духу Л.А. Березина

Согласовано
Первичная
работников
педагогии
Протокол/
Председа

организация
1ШЛОВСКОГО

. Шохирев

Положение о Службе медиации (примирения)
в ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

ВПЕРВЫЕ

Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 1

Страниц 7

1. Общие положения
1.1. Служба медиации - это оформленное объединение участников образователь­
но-воспитательного процесса (работников образовательной организации, обучающихся,
их родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разре­
шении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе образовательной деятельности,
с помощью метода медиации и медиативного подхода, и использование восстанови­
тельной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу
с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
1.2. Служба медиации создается в образовательной организации из работников
образовательной организации, обучающихся и их родителей, прошедших необходимую
подготовку и специальное обучение основам метода медиации и медиативного подхода.
1.3. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действую­
щего законодательства, в том числе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
- Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ;
настоящего Положения.
1.4. Определения и термины, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г.
N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)"
1.4.1. Медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора (не­
зависимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредни­
ков в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по суще­
ству спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимо­
приемлемого решения.
1.4.2. Стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации
субъекты отношений.
1.4.3. Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии меди­
атора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприем­
лемого решения.
1.4.4. Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физи­
ческие лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора
для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
1.4.5. Соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, за­
ключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная ого­
ворка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением проце­
дуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сто­
ронами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
1.4.6. Соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с мо­
мента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении
спора или споров, возникших между сторонами;
1.4.7. Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате
применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по
спору и заключенное в письменной форме.

2. Цели и задачи службы медиации
2.1. Целями службы медиации является:
2.1.1. Создание благоприятной, гуманной и безопасной среды (пространства) для
развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответствен­
ность за свои поступки
Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 2

Страниц 7

2.1.2. Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной
на медиативном подходе, который базируется на общечеловеческих ценностях призна­
ния уникальности каждой личности, взаимного принятия, уважения права каждого на
удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим
2.1.3. Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей)
и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диа­
лога, создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты,
содействие снижению количества административных обращений
2.2. Задачами службы медиации являются:
2.2.1. Проведение медиаций;
2.2.2. Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения кон­
фликтов обучающихся образовательной организации;
2.2.3. Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях
медиации, проведение адресной информационно-просветительской работы.
2.2.4. Повышение квалификации педагогических работников образовательных ор­
ганизаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогиче­
ской практике
2.2.5. Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участ­
ников образовательно-воспитательного процесса.

3. Принципы деятельности службы медиации
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах восста­
новительного подхода к реагированию на конфликты:
3.1.1. Восстановление у участников конфликта способности понимать (осозна­
вать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять её
3.1.2. Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был наруши­
тель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами само­
го нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглажи­
вания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы
со стороны обидчика и его близких
3.1.3. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны кон­
фликта «равны») на себя ответственности по её урегулированию, исключающее насилие
или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация от­
ношений
3.1.4. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избе­
жать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответствен­
ного поведения как важный элемент воспитания;
3.1.5. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников кон­
фликтной ситуации нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело
к конфликту. Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключен­
ного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного со­
общества.
3.2. При проведении восстановительных программ служба медиации соблюдает
следующие принципы:
3.2.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие
обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, во­
влеченных в конфликт, на участие в медиации.
3.2.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специали­
стов службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения.
Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное
соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими).
Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 3

Страниц 7

3.2.3. Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации
принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что
специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той
или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам
самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.
3.2.4. Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать кон­
фликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и инте­
ресы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права
на внимание и время медиатора.
3.2.5. Принцип информирования, предполагающий предоставление ведущим ме­
диации сторонам необходимой информации о сути программы примирения, ее процессе
и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа
от участия в медиации).
3.2.6. Принцип безопасности, предполагающий обеспечение ведущим медиации
безопасность участников на совместной встрече; в случае сомнений в безопасности ра­
бота продолжается со сторонами по отдельности или происходит отказ от проведения
совместной встречи
4. Порядок формирования службы медиации
4.1. Служба медиации создается в образовательной организации из работников
образовательной организации, обучающихся и их родителей, прошедших необходимую
подготовку и специальное обучение основам метода медиации и медиативного подхода.
Создание службы медиации проходит несколько этапов.
Руководителем службы может быть заместитель директора по социально­
педагогической работе, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогиче­
ский работник образовательной организации, на которого возлагаются обязанности по
руководству службой медиации приказом директора колледжа.
Руководитель:
- осуществляет общее руководство службой медиации;
- планирует работу службы медиации, организует ее деятельность;
- поддерживает принципы медиации и является практикующим ведущим про­
грамм медиации;
- координирует программы медиации с участием взрослых и, при желании детей,
проводит программы медиации в их присутствии для просветительского, познаватель­
ного и профориентационного интереса последних;
- осуществляет взаимодействие с администрацией колледжа, органами внутрен­
них дел и другими службами;
- обеспечивает получении информации о конфликтах и организационные усло­
вия проведения программ медиации;
- отвечает за качество и эффективность деятельности;
- анализирует работу службы медиации.
Члены службы:
- проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводят примирительные встречи;
- ведут записи об итогах встреч.
4.2. Для создания службы медиации необходима организация следующих инфор­
мационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса
по вопросам школьной медиации.
4.2.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работни­
ков образовательной организации;
Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 4

Страниц 7

4.2.2 Организация ознакомительного семинара по медиации для руководителя об­
разовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4
преподавателей;
4.2.3 . Организация информационного просветительского мероприятия для роди­
телей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование
мотивации к участию в работе службы медиации.
В результате реализации данного этапа создания службы медиации в образова­
тельной организации формируется инициативная группа работников этой организации,
а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы
медиации.
4.3.
Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.
4.3.1 Обучение руководителя службы медиации и ее будущих специалистовмедиаторов;
4.3.2 Проведение цикла семинаров-тренингов для студентов, проявивших интерес
к работе создаваемой службы медиации с привлечением сотрудников образовательной
организации, прошедших обучение;
4.4. Разработка согласований по формированию службы медиации в образова­
тельной организации.
4.4.1 Рассмотрение вопроса о создании службы медиации и ее дальнейшей дея­
тельности коллегиальными органами управления образовательной организации (Сове­
том колледжа, Советом лидеров, Советом родителей, первичной Профсоюзная органи­
зацией работников и студентов Камышловского педагогического колледжа);
4.4.2 Утверждение Положения о службе медиации, одобренное Советом колле­
джа.
4.4.3 . Организация взаимодействия службы медиации со всеми структурными
подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолет­
них и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорно­
сти и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
4.5. Организация практической работы службы медиации по вопросам предупре­
ждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельно­
сти службы медиации.
4.6.
Обучение методу медиации обучающихся и подготовка «групп равных».
4.6.1 Формирование «групп равных» из обучающихся образовательной организа­
ции 1-3 курсов.
4.6.2
Реализация программ обучения детей в «группах равных».
5. Порядок работы службы медиации
5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного ха­
рактера от педагогов, обучающихся, администрации организации, членов службы при­
мирения, родителей посредством направления сообщения в устной или письменной
форме руководителю службы медиации.
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе
на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о
принятом решении информируются должностные лица организации.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе.
5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
службы медиации.
5.5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой вос­
становительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в
Издание 1

Дата введения 24,05.2021

Страница 5

Страниц 7

случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность про­
цесса.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители) куратор службы медиации при­
нимает участие в проводимой программе.
5.7. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения про­
граммы в каждом отдельном случае.
5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.9. При необходимости служба медиации передает копию примирительного до­
говора администрации организации.
5.10. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за
их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба меди­
ации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать
причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном
или устном соглашении.
5.11. При необходимости служба медиации информирует участников примири­
тельной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, пси­
холога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.12. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения
процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства
массовой информации или судебные органы.
5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы.
5.14. Руководитель службы обеспечивает мониторинг проведенных программ,
проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам вос­
становительной медиации.
5.15. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологиче­
ской процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей.
Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родите­
лей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей
или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

6. Организация деятельности службы медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией образовательной ор­
ганизации предоставляется помещение для встреч и проведения медиаций, а также воз­
можность использовать иные ресурсы образовательной организации (оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
6.2. Должностные лица образовательной организации оказывают службе медиа­
ции содействие в распространении информации о её деятельности и возможностях сре­
ди педагогов и обучающихся.
6.3. Специалисты службы медиации имеют право на получение услуг педагогапсихолога, социального педагога и других специалистов образовательной организации.
6.4. Администрация образовательной организации содействует взаимодействию
службы медиации с социальными службами и другими организациями территории. Ад­
министрация содействует обращению педагогов образовательной организации в службу
медиации.
6.5. Один раз в полугодие служба медиации проводит организационное совеща­
ние.
Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 6

Страниц 7

7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом колледжа.
7.3. Инициаторами изменений, вносимых в положение о службе медиации, могут
стать представители администрации образовательной организации, специалисты служ­
бы медиации образовательной организации, а также представители органов студенче­
ского самоуправления.

Издание 1

Дата введения 24.05.2021

Страница 7

Страниц 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».