Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Принято
Советом колледжа
Протокол от 20.04.2020 г. № 3
Председатель
Е.Н. Кочнева
Утверждено
приказом директора ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический колледж»
от 20.04.2020 г. № 133-ОД
Е.Н. Кочнева
с учѐтом мнения
Совета лидеров (протокол
от 09.04.2020 г. № 2)
Председатель
Е.А. Овсянникова
Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся
(протокол от 14.04.2020 г. № 2)
Председатель
Л.А. Березина
ПОЛОЖЕНИЕ
о самостоятельной работе студентов государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
ВЗАМЕН
Положения о самостоятельной работе студентов
государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования свердловской области «Камышловский педагогический колледж»,
утвержденного приказом директора от 19.02.2014 № 41-ОД
Издание 3
Дата введения – 20.04.2020
Страница 1
Страниц 6
1 Общие положения
1.1 Организация самостоятельной работы студентов государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» регулируется:
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден приказом
Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (с изм. и доп.);
- Уставом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»;
- Учебными планами по реализуемым в Колледже ОПОП;
- Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности в
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» по образовательным программам
среднего профессионального образования,
- Настоящим Положением.
1.2 Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебно-профессиональная,
учебно-исследовательская деятельность обучающихся, осуществляемая по заданию и при
методическом руководстве преподавателя.
1.3 Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта творческой, исследовательской работы, совершенствовании общих и профессиональных компетенций, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных проблем.
1.4 Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, совершенствование профессиональных компетенций;
формирование культуры умственного труда студентов;
развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебнопрофессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования
учебнопрофессиональной деятельности;
развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой
инициативы, самостоятельности, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации;
развитие проектных, исследовательских умений.
1.5 Объем самостоятельной работы определяется федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования и находит отражение в основной профессиональной образовательной программе, учебном плане, рабочих
программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
1.6 Самостоятельная работа является обязательным видом учебно- профессиональной деятельности студентов и включает в себя аудиторную самостоятельную работу, выполняемую на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, и
внеаудиторную самостоятельную работу, осуществляемую без непосредственного участия
педагога.
1.7 Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной,
групповой и фронтальной формах. Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж преподавателя по выполнению задания, использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов;
Издание 3
Дата введения – 20.04.2020
Страница 2
Страниц 6
целесообразна на этапе изучения новой темы, а также на начальном этапе формирования
умений. Групповая самостоятельная работа используется для совместной проработки
учебного материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной
проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской деятельности.
При организации индивидуальной самостоятельной работы возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения, возможность стимулирования активности обучающегося; появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем.
2 Планирование самостоятельной работы студентов
2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студента определяется в соответствии с
требованиями ФГОС СПО.
Планирование самостоятельной внеаудиторной работы осуществляется с учетом:
общего объема времени, предусмотренного на внеаудиторную самостоятельную
работу ФГОС СПО в целом;
объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам ОПОП;
объема времени, необходимого на внеаудиторную самостоятельную работу по
учебной дисциплине/ профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь
практический опыт, уметь, знать), сложности и объема изучаемого учебного материала.
Планируемый объем самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с учебным планом специальности.
2.2 Распределение объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине/профессиональному модулю, выбор видов заданий
осуществляются преподавателем и фиксируются в рабочей программе по учебной дисциплине / профессиональному модулю.
2.3 При разработке рабочей программы учебной дисциплины/профессионального
модуля преподаватель устанавливает содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме/разделу, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет формы и методы контроля результатов.
Преподаватель разрабатывает методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся, которые являются обязательным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения по учебной дисциплине или профессиональному
модулю и содержат следующие компоненты:
- цель и задачи заданий для самостоятельной работы студента;
- описание заданий для самостоятельной работы студента (формулировка задания
должна быть четко, грамотно изложена и сопровождаться методическими рекомендациями
по его выполнению);
- рекомендуемое информационное обеспечение самостоятельной работы студента
(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы);
- требования к оформлению результатов самостоятельной работы студента (рукописный, электронный вариант; текст, таблица, схема, чертѐж, эскиз, презентация, видеофильм, компьютерная программа; объем материала);
- форма контроля (проверка и оценка выполненного задания педагогом, взаимооценка студентами и самооценка, тестирование, представление материалов на семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, выполнение контрольных работ, защита творческих работ
и др.);
- четкие критерии оценки результатов СРС (уровень освоения студентом учебного
материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; сформированность общеучебных умений, культуры умственного труда, обИздание 3
Дата введения – 20.04.2020
Страница 3
Страниц 6
щих и профессиональных компетенций; обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями). Критерии оценки должны быть
доведены до сведения студентов.
2.4 Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в
режиме дня студента не регламентируется расписанием.
2.5 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий:
для систематизации, закрепления, углубления и расширения знаний, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; составление таблиц; работа со словарями и справочниками; ознакомление
с нормативными документами; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на
семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для развития общих компетенций: поиск информации в сети (использование Webбраузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационносправочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Web-страниц и Web-квестов и др.;
для формирования умений и профессиональных компетенций: решение задач и
упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); работа на тренажере, опытно-экспериментальная работа; выполнение упражнений
спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений
с использованием современных средств и др.;
для совершенствования умений, необходимых для саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации: выполнение творческих заданий, написание эссе, плана саморазвития, построение программы карьерного роста, создание портфолио, выполнение
выпускных квалификационных работ, самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их устранения и др.
2.6 Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и направленность могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать индивидуальные особенности студента, специфику специальности, осваиваемой дисциплины/ профессионального модуля.
2.7 Задания для самостоятельной работы студентов могут определяться на одном
или нескольких уровнях: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый).
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная
деятельность студентов проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого
рода работ - закрепление знаний, формирование конкретных умений, навыков. Самостоятельные работы по образцу готовят студентов к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая их базовыми познавательными умениями. Кроме того, работы репродуктивного характера обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала,
овладение наиболее распространенными способами познавательной деятельности как инструментарием последующей творческой деятельности.
В результате выполнения реконструктивных самостоятельных работ у студентов начинает формироваться опыт творческой самостоятельности. В процессе таких работ проИздание 3
Дата введения – 20.04.2020
Страница 4
Страниц 6
исходит перестройка принимаемых решений, моделирование содержания информации на
основе разработанного плана и заготавливаемых тезисов.
Творческая самостоятельная работа требует от студента самостоятельного критического анализа проблемной ситуации, в результате которого он получает новую исходную
информацию. Студентам уже необходимо не просто преобразовывать и совершать перенос
имеющихся знаний и способов деятельности, а самостоятельно определять цели, предмет
своей исследовательской деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи и прогнозировать конечный результат.
3 Организация самостоятельной работы студентов
3.1 Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера
и специфики изучаемой учебной дисциплины / профессионального модуля, объема часов,
вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных особенностей студентов и условий организации внеаудиторной самостоятельной работы.
3.2 Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, планирование самостоятельной работы
студентов, подготовка методического обеспечения, оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация,
оценка эффективности содержания, видов заданий и приемов организации самостоятельной работы студентов, формулировка предложений по совершенствованию содержания и
условий организации самостоятельной работы студентов).
3.3 Выполнение самостоятельной работы должно быть обеспечено:
- информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки
индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
- инструктивно-методическими материалами;
- контролирующими материалами;
- материально-техническими ресурсами;
- временными ресурсами;
- консультациями;
- возможностью публичного обсуждения результатов, полученных студентом
самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы и т.п.).
3.4 Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают заместители директора по НМиИР и УПР, библиотекари, методист, преподаватели, кураторы учебных
групп.
3.5 Заместители директора (в соответствии со своими должностными обязанностями) разрабатывают нормативную документацию, регламентирующую организацию самостоятельной работы студентов, в соответствии с требованиями ФГОС СПО определяют
объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу, распределяют его
между учебными дисциплинами и профессиональными модулями, фиксируют в учебном
плане, информируют руководителей структурных подразделений, обеспечивающих организацию самостоятельной работы студентов, о нормативных документах и рекомендациях;
контролируют планирование и организацию самостоятельной работы студентов; планируют особенности организации самостоятельной работы студентов.
Заведующие отделениями контролируют качество ведения записей о содержании и
объеме времени на выполнение самостоятельной работы в журналах учебных занятий
групп очной и заочной форм обучения.
Издание 3
Дата введения – 20.04.2020
Страница 5
Страниц 6
Заведующий заочным отделением информирует студентов о сроках выполнения и
предоставления отчетности о выполнении самостоятельной работы, контролирует своевременность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Библиотекарь планирует и организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных; предоставляет виртуальное информационное
пространство для организации самостоятельной работы студентов.
Методист оказывают методическую помощь преподавателям по планированию самостоятельной работы студентов, разработке методических материалов, необходимых для
эффективной организации самостоятельной работы студентов, проводит анализ и оценку
созданных методических разработок.
Преподаватели определяют конкретное содержание, объем материала, подлежащего
самостоятельному изучению по каждой дисциплине/ профессиональному модулю в соответствии с учебным планом; определяют бюджет времени студентов на выполнение каждого конкретного задания; включают вопросы организации самостоятельной работы студентов в содержание учебных дисциплин /профессиональных модулей; формируют умения
поиска оптимальных вариантов выполнения заданий; навыки исследовательской деятельности; развивают навыки работы с учебником, первоисточниками и современной научной
литературой, Internet-ресурсами; разрабатывают методические пособия по организации
самостоятельной работы студентов; проводят групповые и индивидуальные консультации
по методике самостоятельной работы; осуществляют систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы; проводят анализ и дают оценку работы.
Педагоги фиксируют содержание внеаудиторной самостоятельной работы и время, необходимое для ее выполнения в журнале учебных занятий группы. Инструктаж по выполнению задания проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение
дисциплины.
3.6 Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного
на консультации из расчета 4 часа консультаций на одного студента.
4 Контроль и оценка самостоятельной работы студентов
4.1 Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной
формы обучения может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные
учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по
дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с предоставлением созданного студентом продукта. Оценка результатов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения осуществляется преподавателями колледжа в межсессионный период, оценки преподаватель фиксирует в журнале учебных занятий.
4.2 В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы
студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, рефераты, конспекты, схемы, таблицы, сообщения, электронные презентации, микроисследования, защита творческих работ и др.
4.3 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
определяет преподаватель с учетом задач самостоятельной работы, уровня сложности, содержания и видов заданий.
4.4 Для оценки результативности каждого вида самостоятельной работы студентов
педагог разрабатывает оценочные средства.
Издание 3
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Дата введения – 20.04.2020
Страница 6
Страниц 6