ОП.16 ТиПАМР б.9 кл._прием 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя

Приложение 2 Рабочие
учебных дисциплин

программы

Приложение 2.22
к
ОПОП-программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных
классах
(квалификация:
учитель начальных классов, очная форма
обучения, база 9 кл., прием 2022 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.16 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Дата введения – 01.09.2023

Страница 1

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом от 17.08.2022 г. №
742.

Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/

Разработчик:
Устьянцева И.Ю., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж»

Дата введения – 01.09.2023

Страница 2

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

Дата введения – 01.09.2023

Страница 3

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической
работы учителя является вариативной частью общепрофессионального цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 17августа 2022 г., № 742.
Учебная дисциплина ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической
работы учителя обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по
всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах.
Цель дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы
учителя»: формирование готовности к методической работе учителя начальных классов.
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности.
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ПК 1.5 Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и
примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их
применения в процессе обучения
ПК 1.7. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов
анализа процесса обучения и самоанализа деятельности
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ОК, ПК
Умения
Знания
ОК 01
У1 - распознавать задачу З1
актуальный
Выбирать способы
и/или
проблему
в профессиональный
и
решения задач
профессиональном
и/или социальный
контекст,
в
профессиональной
социальном контексте;
котором приходится работать
деятельности
У2 -анализировать задачу и жить;
применительно к
и/или проблему и выделять её З2 - основные источники
различным контекстам
составные части;
информации и ресурсы для
У3 - определять этапы решения задач и проблем в
решения задачи;
профессиональном
и/или
Дата введения – 01.09.2023

Страница 4

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
У4 - выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
У5 - составлять план действия;
У6 - определять необходимые
ресурсы;
У7
реализовывать
составленный план;
У8 - оценивать результат и
последствия своих действий
ОК 02 Использовать

современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в

У9 - определять задачи для
поиска информации;
У10- определять необходимые
источники информации;
У11- планировать процесс
поиска информации;
У12структурировать
получаемую информацию;
У13выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
У14- оценивать практическую
значимость
результатов
поиска;
У15 - оформлять результаты
поиска, применять средства
информационных технологий
для
решения
профессиональных задач;
У16использовать
современное
программное
обеспечение;
У17- использовать различные
цифровые
средства
для
решения профессиональных
задач
У18- определять актуальность
нормативно-правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
У19- определять траектории
профессионального развития и
самообразования

Дата введения – 01.09.2023

социальном контексте;
З3 - алгоритмы выполнения
работ в профессиональной
области;
З4 - методы работы в
профессиональной сфере;
З5 - структуру плана для
решения задач;
З6порядок
оценки
результатов решения задач
профессиональной
деятельности;
З7типы
и
виды
информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
З8 - приемы структурирования
информации;
З9- требования к оформлению
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации;
З10возможности
и
особенности
применения
программного обеспечения в
профессиональной
деятельности, в том числе с
использованием
цифровых
средств;

З11 - содержание актуальной
нормативно-правовой
документации;
З12 - возможные траектории
профессионального развития и
самообразования;

Страница 5

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК04 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ПК 1.5 Выбирать и
разрабатывать учебнометодические материалы
на основе ФГОС и
примерных
образовательных
программ с учетом типа
образовательной
организации,
особенностей
класса/группы и
отдельных обучающихся
ПК 1.6.
Систематизировать и
оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их
применения в процессе
обучения

У20- организовывать работу
коллектива и команды;
У21- взаимодействовать с
коллегами, руководством, в
ходе
профессиональной
деятельности
У22грамотно излагать свои
мысли
и
оформлять
документы
по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе

З13- психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности;

У23 оценивать качество
учебно-методических
материалов для организации
образовательного процесса с
точки зрения их
целесообразности,
соответствия программному
содержанию и возрасту
обучающихся;
У24 разрабатывать учебнометодические материалы для
проведения учебного занятия;

З15 требования к учебнометодическим
материалам,
применяемым в начальной
школе
для
организации
обучения

У25 находить и использовать
методическую литературу,
ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды,
необходимые для организации
процесса обучения
обучающихся;
У26 систематизировать
полученные знания в ходе
изучения передового
педагогического опыта в
организации обучения
обучающихся;

З16 способы систематизации и
оценки педагогического опыта
с позиции эффективности его
применения в процессе
обучения обучающихся;

Дата введения – 01.09.2023

З14-особенности социального
и культурного контекста
правила
оформления
документов и построения
устных сообщений

Страница 6

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
ПК 1.7. Выстраивать
траекторию
профессионального роста
на основе результатов
анализа процесса
обучения и самоанализа
деятельности

У27 проектировать
траекторию
профессионального роста

З17 способы проектирования
траектории
профессионального роста;
З18 способы осуществления
деятельности в соответствии с
выстроенной траекторией
профессионального роста;

1.3 Особое значение дисциплина имеет для обеспечения целевых ориентиров
воспитания:
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления
профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий
для развития российского общества и обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности
научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской и профессиональной деятельности

Дата введения – 01.09.2023

Страница 7

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

80

в т.ч. в форме практической подготовки

50

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

50

курсовая работа (проект) (при наличии)

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

6
6

Дата введения – 01.09.2023

Страница 8

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
2.2. Содержание дисциплины ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
Объем в часах
Теорет
ически
е
заняти
я

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Тема 1.1 Цели,
функции,
направления
методической
работы учителя
начальных
классов

Содержание
Значение методической работы на современном этапе развития
системы образования. История становления методической работы
в России. Методическая работа как фактор повышения
профессионального мастерства учителя начальных классов.
Основные понятия методической работы педагога. Методическая
работа, педагогическое мастерство, квалификация, методическое
обеспечение и методическое сопровождение, методическая
готовность педагога. Продукты (результаты) методической
деятельности.
Цели и функции методической работы.
Нормативно-правовое обеспечение методической деятельности
педагога.
Направления методической работы учителя начальных классов.
Научно-методическая и учебно-методическая работа педагога (Т.
Кочарян), самообразовательное, дидактическое, психологическое,
техническое
(Голубева
Л.В.),
собственно-методическое,
организационно-методическое, диагностическо-аналитическое и
др. (Лизинский В.И.)
В том числе практических и лабораторных занятий
Дата введения – 01.09.2023

Страница 9

2

Страниц 20

Лаборат
орные и
практич
еские
занятия

Самосто
ятельна
я работа

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

Коды
компетенц
ий,
формирова
нию
которых
способствуе
т элемент
программы

Формируе
мые
знания,
умения

ПК 1.5, ПК
1.7, ОК 01,
ОК 02, ОК
03, ОК06,
ОК 09

З 1 – З 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
Тема 1.2
Принципы,
виды и
содержание
методической
работы учителя
начальных
классов

Тема 1.3 Формы
организации
методической
работы

Содержание
Принципы методической работы педагога. Традиционные и
обновленные принципы (с учетом ФГОС) организации
методической работы в школе.
Виды методической работы учителя. Аналитическая деятельность,
проектировочная (планирование и разработка), инновационная и
исследовательская деятельность и др.
Содержание
методической
работы:
отбор
содержания
образования, проектирование образовательного процесса, выбор
способов контроля знаний и умений учащихся, моделирование
воспитательного процесса.
Уровни осуществления методической работы.
Критерии
эффективности
организации
и
планирования
методической работы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 1 Анализ журналов «Начальная школа»,
«Методист», планов методической работы ОО по выявлению
представленности видов методической работы педагогов
Содержание
Понятие форма и метод методической работы. Условия выбора
форм методической работы педагога: учет возможностей и
интересов педагогов, с учетом профессиональных дефицитов,
комплексности и др.
Классификация форм организации методической работы: по
способу организации и количеству участников (индивидуальные,
групповые и коллективные), по способу активизации (пассивные,
активные, интерактивные); с учетом изучения теории и практики
(теоретические,
практические,
комбинированные),
формы
методической работы на основе ИКТ и др.
Характеристика индивидуальных, групповых и коллективных
форм методической работы педагога. Индивидуальные формы
Дата введения – 01.09.2023

Страница 10

ПК 1.5, ПК
1.7, ОК 01,
ОК 02, ОК
03, ОК06,
ОК 09

2

У1-У-8

2

2

Страниц 20

З 1 – З 10

ПК 1.5, ПК
1.7, ОК 01,
ОК 02, ОК
03, ОК04,
ОК05, ОК 06

З 1 – З 10

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя

Тема 1.4
Изучение,
обобщение и

методической работы педагога: самообразование; изучение
документов и материалов, представляющих профессиональный
интерес; рефлексия и анализ собственной деятельности;
накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике
дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике
преподавания; создание собственной папки достижений
(портфолио); создание методической копилки и др. Групповые
формы методической работы педагога: работа над единой
методической темой; педагогическая мастерская; теоретические
семинары
(доклады,
сообщения),
диспуты,
дискуссии;
методические недели; конкурсы педагогического мастерства;
деловые игры, ролевые игры; обсуждение передового
педагогического
опыта,
ШПМ;
выставки
передового
педагогического опыта, ШМО, ГМО и др. Общеколлективные
формы работы (педсовет, тематический педсовет; педагогические
чтения, конференции, работа над единой темой ОУ и др.).Формы
методической работы педагога с учетом внедрения требований
ФГОС: базовые, ресурсные
площадки, проектные группы,
лаборатории и др.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 2 Составление сопоставительной таблицы
Формы методической работы педагога
Практическая работа 3 Презентация индивидуальных форм
методической работы (по выбору)
Практическая работа 4 Презентация групповых форм
методической работы (по выбору)
Практическая работа 5 Презентация коллективных форм
методической работы (по выбору)
Содержание
Педагогический опыт, его виды, источники
Виды педагогического опыта: массовый, отрицательный,
Дата введения – 01.09.2023

Страница 11

У9-У-17
У18
У20
У22

2
2
2
2

2

Страниц 20

ПК 1.6
ОК 02

З16

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
распространени
е
педагогическог
о опыта

Тема 1.5
Мастер-класс
для педагогов
как форма
обобщения и
распространени
я
педагогическог
о опыта

передовой. Источники педагогического опыта (Загвязинский В.И.)
научное знание; собственные наблюдения и пробы; передовой
педагогический опыт.
Передовой педагогический опыт, виды, критерии. Виды
передового педагогического опыта (по степени новизны и
значимости): новаторский опыт, модифицирующий опыт.
Критерии передового педагогического опыта (Загвязинский В.И.)
Этапы работы с педагогическим опытом: накопление, выявление,
изучение,
описание,
анализ,
обобщение,
внедрение,
представление, распространение, тиражирование.
Тезисы,
статьи, монографии как способы
обобщения
педагогического опыта. Правила составления тезисов, статей,
структура, содержание, требования к оформлению
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 6 Отбор и анализ тезисов, статей по
проблеме начального общего образования на соответствие
предъявляемым к публикациям требованиям.
Практическая работа 7 Отбор содержания для составления
тезисов по проблеме начального общего образования
Практическая работа 8 Составление тезисов по материалам
курсового исследования/ дипломного проекта, работы
по
проблеме начального общего образования
Содержание
Понятие «мастер-класс», задачи, этапы, принципы, требования.
Типичные ошибки в проведении мастер-класса
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 9 Составление визитки, сценария мастеркласса
Практическая работа 10 Разработка методического обеспечения
проведения мастер-класса
Практическая работа 11 Проведение мастер-класса для
Дата введения – 01.09.2023

Страница 12

Страниц 20

У22
У9-У-17
У18
У20
У22
У9-У17
У25, У26

2

2
2

З15

2
2
2

ПК 1.5,
ОК04, ОК05

У23, У24

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя

Тема
1.6
Повышение
квалификации
и
аттестация
педагогических
кадров

Тема 2.3
Оформление
портфолио
педагогических
достижений

Тема 2.4
Подготовка
устных

педагогов
Практическая работа 12 Анализ проведенных мастер-классов
Содержание
Дополнительное профессиональное образование: повышение
2
квалификации и переподготовка педагогических кадров в РФ.
Повышение квалификации педагога: понятие, требования, условия
организации. Источники повышения квалификации педагога.
Формы повышения квалификации: внутреннее и внешние
повышение квалификации.
Аттестация педагогических кадров: показатели и нормативные
основы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 13 Составление/анализ плана
самообразования педагога / ИОМ по повышению квалификации,
устранению профессиональных дефицитов/персонализированной
программы наставничества/ траектории профессионального роста
Содержание
Виды, функции и структура портфолио педагогических
2
достижений. Понятия «портфолио», «портфолио педагогических
достижений».
Этапы работы по созданию портфолио. Требования к оформлению
и содержанию портфолио.
Типичные затруднения в создании портфолио педагога.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 14 Составление макета аттестационного
портфолио педагога, с обоснованием
Практическая работа 15 Представление макета аттестационного
портфолио педагога
Содержание
Требования к содержанию и оформлению докладов, эссе. Виды
2
докладов в образовании.
Дата введения – 01.09.2023
Страница 13
Страниц 20

2
ПК 1.7, ОК
03

З17, З18
З11, З12

У27, У19

2

З 1 – З 10
ПК 1.7, ОК
03

У1-У-8
У18

2
2
ПК 1.5,
ОК04, ОК05

З 1 – З 10
З13,

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
выступлений
докладом/эссе с
элементом
творчества

Тема 2.5
Создание и
адаптация
методических
разработок

Логика подготовки и требования к устному выступлению с
докладом/эссе с элементом творчества
Условия успешного выступления. Правила слушания докладов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 16 Отбор содержания и материалов для
стендового доклада для выступления на педагогическом совете,
методическом объединении по проблемам НОО с использованием
ИКТ /с эссе с элементом творчества
Практическая работа 17 Подготовка текста стендового доклада
для выступления на педагогическом совете, методическом
объединении по проблемам НОО с использованием ИКТ /с эссе с
элементом творчества
Практическая работа 18 Отбор содержания методического
обеспечения устного выступления со стендовым докладом
Разработка методического обеспечения устного выступления со
стендовым докладом /с эссе с элементом творчества
Практическая работа 19 Выступление со стендовым докладом по
проблемам НОО /с эссе с элементом творчества
Практическая работа 20 Применение выразительных средств при
выступлении (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика,
пантомимика и др.)
Практическая работа 21 Анализ выступлений с докладом/ эссе с
элементом творчества
Содержание
Требования
к
учебно-методическому
обеспечению
образовательного процесса на ступени НОО с учетом ФГОС.
Соотношение понятий «учебно-методические материалы»,
«методические разработки», «методическая продукция».
Подходы к определению структуры учебно-методического
комплекса. Структура УМК (по В.П.Беспалько): средства
обучения,
средства
контроля,
программно-методические
Дата введения – 01.09.2023

Страница 14

З14,

У22
У9-У-17
У18
У20
У22
У9-У17

2

2

2

2
2

2

2

Страниц 20

ПК 1.5, ОК
01, ОК02,
ОК 09

З15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя

Тема 2.6
Создание
предметноразвивающей
среды в
кабинете
начальной
школы

материалы. Нормативные основания и этапы разработки УМК в
деятельности учителя начальных классов.
Виды методических разработок, методической продукции.
Классификация методической продукции по направлениям:
информационно-методическое (буклет,
листовка
и
др.),
организационно-методическое (сборник, комплекс игр, заданий и
др.), прикладное (картотека и др.)
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 22 Анализ методической продукции,
разработанной учителями начальных классов
Практическая работа 23 Адаптация имеющиеся методических
разработок (вид методической разработки по выбору сборник,
картотека и т.п.)
Содержание
Педагогические, гигиенические, специальные требования к
созданию
предметно-развивающей
среды
в
кабинете,
информационно-образовательной
среды
образовательного
учреждения в начальной школе.
Образовательная среда в начальной школе: критерии, принципы.
Психологически безопасная и комфортная образовательная среда:
понятие, составляющие Значение предметно-развивающей среды в
организации обучения, воспитания и развития в современном
образовательном учреждении. Характеристика предметноразвивающей среды кабинета. Кабинет начальных классов как база
для успешного выполнения образовательной программы.
Осуществление профилактики травматизма обучающихся.
Принципы создания предметно-развивающей среды (открытость,
гибкое зонирование, стабильность и динамичность развивающей
среды, комплексный подход (многофункциональность помещения;
рациональность
использования пространства;
взаимосвязь
цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения
Дата введения – 01.09.2023

Страница 15

У23, У24

2
2

2

Страниц 20

ПК 1.5, ОК
01, ОК02,
ОК 09

З15

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
интерьера,
взаимосвязь
образовательной,
развивающей,
оздоровительной, информационной составляющих среды).
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 24 Создание элемента предметноразвивающей среды кабинета начальной школы.
Практическая работа 25 Представление и обоснование элемента
предметно-развивающей среды кабинета начальной школы
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
Экзамен
Всего

У23, У24

2
2
6
15

50

6
80

Дата введения – 01.09.2023

Страница 16

Страниц 20

6
6

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения: кабинет педагогики и психологии, оснащенный в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах с оборудованием:
- персональный компьютер с доступом к сети интернет,
- проектор,
- интерактивная доска,
- доска магнитно – меловая,
- информационные стенды.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
Афанасьев В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова,
Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10342-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495277 *
Байбородова Л. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебник для
среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 221 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10316-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565848
Бермус А. Г. Практическая педагогика : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-19125-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569098.
Задорина О. С. Индивидуальность педагога : учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. С. Задорина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство
Юрайт, 2023. — 109 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08268-5. —
Текст
:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/513602
Кандаурова
А. В. Основы
педагогического
мастерства:
формирование
педагогического стиля : учебное пособие для среднего профессионального образования /
А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11494-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517872
Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя :
практическое пособие / А. И. Савостьянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2023. — 137 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07600-4. — Текст :
электронный // ОП Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/453726

Дата введения – 01.09.2023

Страница 17

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
Знает:
-требования к учебнометодическим материалам,
применяемым в начальной
школе для организации
обучения;
-способы систематизации и
оценки педагогического опыта
с позиции эффективности его
применения в процессе
обучения обучающихся;
-способы проектирования
траектории профессионального
роста;
-способы осуществления
деятельности в соответствии с
выстроенной траекторией
профессионального роста;
- теоретические основы
методической работы учителя
начальных классах

Знание теоретических основ
методической
работы
учителя начальных классов
(цели, функции, направления,
принципы,
виды,
содержание,
формы
методической
работы,
педагогический опыт, его виды,
источники,
педагогического

Тестирование
Метод экспертной оценки
пояснительных записок к
разработанным
методическим материалам
Экзамен защита портфолио
достижений по учебной
дисциплине, методической
этапы разработки

опыта,

способов систематизации и
оценки
педагогического
опыта
с
позиции
эффективности
его
применения
в
процессе
обучения
обучающихся,
уровни
обобщения
педагогического
опытапрактический, методический,
научный)

Знание требований к
разработке, адаптации
учебно-методических
материалов, методической
продукции.
Знание способов
проектирования траектории
профессионального роста
(план профессионального
самообразования, ИОМ,
персонализированной
программы наставничества
и т.п )
Знание требований к
выступлениям с докладом,
пед.эссе.
Знание требований к
составлению портфолио
педагогических достижений
Знание
педагогических,
гигиенических,
специальных

Дата введения – 01.09.2023

Страница 18

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
требований
к
созданию
предметно-развивающей среды
в кабинете, начальной школы.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
Умеет:
-оценивать качество учебнометодических материалов для
организации образовательного
процесса с точки зрения их
целесообразности,
соответствия программному
содержанию и возрасту
обучающихся;
-разрабатывать учебнометодические материалы для
проведения учебного занятия;
-находить и использовать
методическую литературу,
ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды,
необходимые для организации
процесса обучения
обучающихся;
-систематизировать
полученные знания в ходе
изучения передового
педагогического опыта в
организации обучения
обучающихся;
-проектировать траекторию
профессионального роста,
составлять план
профессионального
самообразования/ИОМ;
- обобщать и представлять
педагогический опыт в форме
тезисов, выступлений, мастерклассов;
-создавать, адаптировать учебнометодические, методические
материалы;
-разрабатывать элементы
предметно-развивающей среды
кабинета начальных классов;
- составлять портфолио
педагогических достижений.

Умение оценивать качество
учебно-методических
материалов для организации
образовательного процесса с
точки зрения их
целесообразности,
соответствия программному
содержанию и возрасту
обучающихся;
Умение разрабатывать
учебно-методические
материалы для проведения
учебного занятия;
Умение находить и
использовать методическую
литературу, ресурсы сетевой
(цифровой) образовательной
среды, необходимые для
организации процесса
обучения обучающихся;
Умение систематизировать
полученные знания в ходе
изучения передового
педагогического опыта в
организации обучения
обучающихся;
Умение проектировать
траекторию
профессионального роста,
составлять план

Экспертное наблюдение
выполнения практических
работ
Экспертная оценка
выполненных
практических работ
Экзамен защита портфолио
достижений по учебной
дисциплине, методической
разработки

профессионального
самообразования/ИОМ;
Умение обобщать и
представлять педагогический
опыт в форме тезисов,
выступлений, мастер-классов;
Умение создавать,
адаптировать методические
материалы;
Умение разрабатывать
элементы предметноразвивающей среды кабинета

Дата введения – 01.09.2023

Страница 19

Страниц 20

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.16 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
начальных классов;
Умение составлять портфолио
педагогических достижений.

Дата введения – 01.09.2023

Страница 20

Страниц 20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».