Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Приложение 29
к
ОПОП-программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности 54.02.02 Декоративноприкладное искусство и народные
промыслы (по видам) (квалификация:
художник мастер, преподаватель, очная
форма обучения, база 9 кл., прием 2021 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Дата введения 01.09.2021
Страница 1
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), укрупненной
группы специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г.
№1389) (с изменениями и дополнениями).
Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический
колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375)
2-08-03, е-mail: izkpk@mail.ru, http://kpk.uralschool.ru/
Разработчик:
Мохирев К.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Дата введения 01.09.2021
Страница 2
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................... 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
..................................................................................................................................................... 10
Дата введения 01.09.2021
Страница 3
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. Пластическая анатомия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП 06. Пластическая анатомия входит вариативную
часть основной профессиональной образовательной программы-ППССЗ в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам) (углубленная подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
ОП 00. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
– применять основные методы рисования фигуры человека (геометрический ключ,
линейно-конструктивный рисунок, тональный рисунок и т. д.);
– применять базовые теоретические основы пластической анатомии при рисовании
с натуры и по представлению;
– изображать фигуру человека, опираясь на связь структуры человеческого тела и
его функций;
– изображать основные закономерности пластики движения человеческого тела и
животных;
– осуществлять
практический анализ изображения человеческого тела в
пространстве в зависимости от ракурса.
– осознавать ценность знаний по пластической анатомии как одного из условий
профессионального становления личного профессионализма;
– понимать и принимать анатомию и пластику человека как эстетическую
категорию.
знать:
– историю развития пластической анатомии, истории развития канона пропорций
человеческого тела;
– устройство человеческого тела: общие понятия о скелете, мышцах; виды суставов,
костей, мышц;
– основные методы рисования фигуры человека (геометрический ключ, линейноконструктивный рисунок, тональный рисунок и т. д.);
– связи структуры человеческого тела с его функциями;
– основные закономерности пластики движения человеческого тела и животных;
– пластическую анатомию наружных покровов;
– знать основные каноны и пропорции человеческого тела.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося -36 часов.
Дата введения 01.09.2021
Страница 4
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. Пластическая анатомия
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Итоговая аттестация в форме экзамена в 4 семестре.
Дата введения 01.09.2021
Объем часов
108
72
46
4
36
Страница 5
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 06. Пластическая анатомия
Объем часов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
лекции практические
Содержание учебного материала
Введение в предмет: цели задачи курса, планирование работы на год; история
2
развития пластической анатомии её предмет и задачи.
Содержание учебного материала
Пропорции фигуры человека: понятие о канонах.
2
Пропорции: головы, туловища, верхних и нижних конечностей, в целом фигуры
2
человека.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить схему пропорций фигуры человека и головы человека А4.
3. Содержание учебного материала
Скелет: общее понятие о скелете; виды костей, суставов (виды движения в
суставах)
1
кости туловища: позвоночный столб; грудная клетка;
кости верхней конечности: кости плечевого пояса; свободной верхней
1
конечности;
кости нижней конечности: кости таза; свободной нижней конечности.
1
череп: мозговой и лицевой череп;
1
Практические занятия
Рисунок скелета: грудной клетки, плечевого пояса и верхних конечностей, таза
4
и нижних конечностей. А3
Моделирование черепа человека из скульптурного пластилина.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Копии работ мастеров, изображение скелета, суставов, предельные движения
скелета человека.
Наименование
разделов и
тем
Тема 1.
Введение
в
предмет
Тема
2.
Пропорции
человека
Тема
Скелет
Тема
Уровень
освоения
СР
1
1
4
2
6
4 Содержание учебного материала
Дата введения –01.09.2021
Страница 6
Страниц 11
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Мышечный
каркас
головы
человека.
44
Тема
5.
Морфология
головы
человека
Мышцы: общее понятие о мышцах, основы механики тела.
Мышцы головы, мышцы шеи.
Практические занятия
Лепка мышц головы человека из скульптурного пластилина
Содержание учебного материала
Морфология головы и частей лица человека.
Практические занятия
Лепка головы человека по с натуры из скульптурного пластилина.
Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовки частей лица и головы с проработкой пластики.
Тема
6 Содержание учебного материала
Мышечный
Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, мышцы свободной
каркас
верхней конечности;
фигуры
Мышцы туловища: мышцы груди, мышцы живота, мышцы спины.
человека.
Мышцы нижней конечности: мышцы таза, мышцы свободной нижней
конечности.
Контрольные работы
Проверочная работа по разделу «Анатомия головы и пропорции человека».
Самостоятельная работа обучающихся
Копии работ мастеров, изображение мышечного каркаса, суставов и отдельных
групп мышц человека.
Тема
7 Содержание учебного материала
Морфология
Морфология фигуры человека: верхних и нижних конечностей, туловища.
фигуры
Практические занятия
человека
Выполнение набросков фигуры человека с анализом пластики и объема тела.
А3 - 5 шт.
Лепка фигуры человека с анализом пластики формы из скульптурного
пластилина.
Самостоятельная работа обучающихся
Копии работ мастеров, с изучение пластики человеческого тела.
Дата введения –01.09.2021
2
4
2
6
2
8
2
2
2
2
8
2
2
8
12
6
Страница 7
Страниц 11
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Тема
Анатомия
птиц
животных.
8 Содержание учебного материала
Анатомия птиц и животных, основные сходства и отличия с человеческой
и природой.
Практические занятия
Выполнение тематической композиции с животными или птицами. А3
Контрольные работы
Проверочная работа по разделу «Анатомия и пропорции фигуры человека».
Самостоятельная работа обучающихся
Завершение тематической композиции с животными или птицами. А3
Всего
2
2
6
2
4
26
46
72
36
108
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Дата введения –01.09.2021
Страница 8
Страниц 11
Министерство образования и молодежной политики Свердловской об
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АН
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. Пластическая анатомия
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Мастерская рисунка
Комплект ученической мебели на 20 человек, персональный компьютер Samsung,
телевизор Samsung, колонки, принтер, зона для хранения материалов и инструментов, доска
магнитно – меловая, ширма, методические пособия по учебной дисциплине «Рисунок»
мобильные осветительные приборы, стационарные осветительные приборы (софиты),
настольные лампы), натурные столы мобильные, натурные столы (кубы, параллелепипеды),
гипсовые слепки для постановок, видео мастер – классы, электронные презентации,
комплекты студенческих работ по основным разделам учебной дисциплины, комплекты
учебно–методических таблиц, информационные материалы
Для реализации учебной дисциплины создано комплексное учебно-методическое
обеспечение.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц :
учебник для среднего профессионального образования / М. Ц. Рабинович. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 267 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5- 534.07896-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://biblio-online.ru/bcode/434229
Дополнительные источники:
Скакова А. Г. Рисунок и живопись : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 164 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360- 0. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445125
Дата введения –01.09.2021
Стран
Министерство образования и молодежной политики Свердловской об
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АН
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. Пластическая анатомия
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Выполнение практических работ: лепка
уметь:
–
применять основные методы рисования и выполнение графических работ по
фигуры человека (геометрический ключ, линейно- темам.
конструктивный рисунок, тональный рисунок и т.
д.);
–
применять базовые теоретические основы Экзамен
пластической анатомии при рисовании с натуры и
по представлению;
–
изображать фигуру человека, опираясь на
связь структуры человеческого тела и его
функций;
–
изображать
основные
закономерности
пластики движения человеческого тела и
животных;
–
осуществлять
практический анализ
изображения человеческого тела в пространстве в
зависимости от ракурса.
–
осознавать
ценность
знаний
по
пластической анатомии как одного из условий
профессионального
становления
личного
профессионализма;
–
понимать и принимать анатомию и
пластику человека как эстетическую категорию.
–
знать:
–
историю развития пластической анатомии, Тестирование
истории
развития
канона
пропорций
человеческого тела;
–
устройство человеческого тела: общие
понятия о скелете, мышцах; виды суставов, костей,
мышц;
–
основные методы рисования фигуры
человека
(геометрический
ключ,
линейноконструктивный рисунок, тональный рисунок и т.
д.);
–
связи структуры человеческого тела с его
функциями;
–
основные
закономерности
пластики
движения человеческого тела и животных;
–
пластическую
анатомию
наружных
покровов;
Дата введения –01.09.2021
Стран
Министерство образования и молодежной политики Свердловской об
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж »
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 06. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АН
–
знать основные
человеческого тела.
каноны
и
пропорции
Дата введения –01.09.2021
Стран